Внеклассное мероприятие конкурс "Мир рыб"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Среднебалтаевская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Абзалова Рема Абзаловича» Апастовского муниципального района РТ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Конкурс «Мир рыб»
Автор: учитель начальных классов
Гайнутдинова Алсу Фагимовна
2013 год
Введение
Тема мероприятия: «Мир рыб»
Дата и место проведения: мероприятие проводится после уроков в зале школы.
Состав учащихся: учащиеся 2 классов по 5 человек в команде.
Вид мероприятия: внеклассное
Цели мероприятия: 1. Выявление знаний полученных от учителя и самостоятельно.
2. Выявить интерес учащихся к рыбам.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к рыбам.
4. Прививать желание поддерживать здоровый образ жизни, соблюдая режим правильного питания.
Содержание работы: Учащиеся начальной школы любознательны, интересуются всеми живыми существами. В нашей школе есть аквариум, в котором учащиеся школы разводят аквариумных рыб. Учащиеся младших классов с особым удовольствием ухаживают за ними. Я заметила, что интерес к рыбам у детей все больше нарастал. Мы пошли с детьми в школьную библиотеку, собрали много литературы о рыбах и познакомились с ней. Мы прочитали много сказок, стихотворений, пословиц, поговорок о рыбах. Также, детям было дано задание, самим собрать материал о рыбах. Эта работа проходила в форме проекта. А завершающим этапом был конкурс о рыбах. Дети были очень рады. Они с удовольствием готовились к конкурсу. Актуальностью этого мероприятия является:
1. Дети должны знать о рыбах все: названия, среду обитания. Знание сказок, загадок, пословиц, поговорок сближает их с народом. Дети должны знать устное народное творчество, применять его.
2. Учащиеся должны заботиться о рыбах: очищать реки, водоемы, озера. Это нам доступно, так как мы живем в сельской местности. Возле нашей деревни есть и река и озеро.
2. Для организма человека очень полезна рыба. Эту пользу мы должны объяснить и детям.
Основная часть
Чешуя блестит как искры
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх –
На пруду беззвучный смех.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги
Рыбка, рыбку догони!
Добрый день! Сегодня мы собрались для проведения конкурса «Мир рыб» среди учащихся 4 классов. Перед нами две команды, которые будут сражаться за первое место. Перед началом конкурса я хочу дать вам небольшую информацию о рыбах.
Информация.
Рыба – это водное позвоночное животное, которое имеет парные конечности в виде плавников (иногда они могут и отсутствовать).
В настоящее время известно более 20 тысяч видов рыбообразных и рыб, больше, чем в остальных классах позвоночных животных. Невероятное видовое разнообразие рыбного населения – следствие широкого распространения этих животных почти во всех участках изменчивой водной среды. Рыб можно обнаружить и в горных потоках со скоростью течения до 2м/с и больше, и в стоячих, заросших прудах. Они обитают на огромных глубинах и в мелких, оставшихся после половодья или дождей лужицах. Встречаются в совершенно прозрачных ключах, в мутных потоках и болотах и даже в артезианских водах. Рыб находят в гонных озерах на высоте 600 м над уровнем моря и в подземных пещерах.
Рыбы слышат и могут сами издавать звуки, они видят и различают разные цвета, могут регулировать свою окраску и плавучесть, имеют органы осязания, равновесия и обоняния. Они реагируют на изменение наружного давления, воспринимают магнитное поле Земли и могут ориентироваться по магнитному меридиану, улавливают малейшие колебания воды, осаждают мутные взвеси. Рыбы не только плавают в воде. Они могут ползать по дну, а иногда и по суше, закрываться в песок или ил и даже летать, взмахивая плавниками, как крыльями, или планируя над водой. Они не только отвечают на воздействие электрическим током, но могут и сами производить электрические заряды (порой до 600 ВТ мощностью) и даже создавать электромагнитное поле вокруг своего тела.
Среди рыб встречаются виды-долгожители, способные дожить до 100 лет, как например, обитающая у нас белуга, а есть и рыбки-эфемеры, погибающие в конце первого года жизни. Самая маленькая рыбка имеет длину 7,5 – 11,5 мм, а рыбы-гиганты могут достигать в длину более 18 м.
Итак, начинам конкурс!
- Конкурс вопросов и ответов
Вопросы для 1-й команды
- Чем покрыто тело рыбы? (чешуя)
- Сколько камер имеет сердце? (2)
- Органы дыхания? (жабры)
Вопросы для 2-й команды
- Органы передвижения рыбы? (плавники)
- Из чего состоит сердце рыбы? ( предсердие и желудочек)
- Для чего нужен рыбе плавательный пузырь? (оставаться рыбе на определенной глубине
- Конкурс загадок.
Загадки для 1-й команды
Есть язык,
Да не говорит,
Есть крылья,
Да не летает (Рыба)
Я скажу, не хвастая, –
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывет,
Мне на зубы попадет. (Щука)
Кто ж ей так намял бока,
Что стала плоскою она?
И плывет совсем по дну,
Направив глазки в вышину. (Камбала)
В буйном море-океане
Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами. (Акула)
Домик маленький,
Окошек много,
А кто войдет –
Обратно не выйдет. (Рыболовная сеть)
Толстый, жирный, не ленивый
И по-своему красивый
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его... (Сазан)
Загадки для 2-й команды
Рот есть –
Не говорю,
Глаза есть –
Не мигаю. (Рыба)
Он колючий, словно еж,
Житель речек – юркий ... (Ёрш)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Аквариум)
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
Ей нужна всегда вода,
Зубы - сразу в три ряда,
День плыла и не уснула,
Торопилась к нам … (Акула)
В речке плавает, сверкает,
Даже щуки не боясь.
Кто из вас его не знает,
Это маленький … ( Карась )
- Конкурс пословиц о рыбах.
Я называю первую половину пословицы или поговорки, а команды называют вторую половину.
Вопросы для 1-й команды
- Чтобы рыбку съесть, … (надо в воду лезть)
- Рыба в реке - … (не в руке)
- Ерш бы в ухе … (да лещ в пироге)
- Не учи … (рыбу плавать)
- Была бы рыба, … (а рыбак найдется)
Вопросы для 2-й команды
- Удица крива, … (да рыбица пряма)
- Дешева рыба - … (дешева и уха)
- Без труда не вытянешь … (и рыбку из пруда)
- Не грози … (щуке морем)
- Для хорошей ухи … (всегда котелок мал)
- Конкурс рыб – героев сказок
Вопросы для 1-й команды
- Назовите рыбу и название народной сказки, в которой рыба творила чудеса. (Щука из русской народной сказке «По щучьему велению»)
- Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С. Маршака (Щука)
- Назовите имя рыбы в литературной сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» (Чудо-юдо рыба-кит)
Вопросы для 2-й команды
- Назовите рыбу и название литературной сказки, в которой рыба творила чудеса. ( Золотая рыбка из литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)
- Именем, каких рыб названа харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Харчевня «Три пескаря»)
- Назовите, какая рыба достала яйцо из моря в русской народной сказке «Царевна-лягушка»
- Конкурс «Выпусти рыбу в свою воду»
Перед нами даны карточки с названиями рыб и даны две карточки : аквариум, река. Участники должны правильно распределить рыбы так, чтобы каждая рыба должна уплыть туда, где она обитает.
Рыбы для 1-й команды: судак, телескоп, гурами, сазан, сом, горбуша, барбус, лещ, меченосец, данио, щука
Рыбы для 2-й команды: вуалехвост, налим, карп, карась, неон, петушок, вобла, ёрш, гуппи, сомик, окунь.
- Конкурс «Мир рыб»
Участникам предлагаются карточки, на которых показаны первые буквы названий рыб. Участникам надо заполнить пустые клетки.
к | ||||||||||
к | ||||||||||
к | ||||||||||
к | ||||||||||
к | ||||||||||
к |
кета
карась
калкан
калуга
камбала
красноперка
К с | |||||||
К с | |||||||
К с | |||||||
К с | |||||||
К с | |||||||
Кк с |
сом
судак
сазан
сельдь
стерлядь
скумбрия
п | ||||||
п | ||||||
п | ||||||
п | ||||||
п | ||||||
п |
пикша
плотва
пескарь
путассу
петушок
пиранья
- Конкурс «Ах какая вкусная и полезная рыба»
Командам дают листы бумаги. Участники должны написать, какие кушанья можно приготовить из рыбы и чем полезна рыба для организма человека.
- Конкурс капитанов «Мир рыбы»
Выходят капитаны команды и каждый по очереди называет название рыбы. Победу одерживает тот капитан, который назовет больше названий рыб.
Подведение итогов команд
Заключение
Вот мы и провели наш конкурс «Мир рыб». Конкурс ребятам очень понравился. Все были очень довольны тому, что они сумели доказать, что знают много о рыбах. Я считаю, что я добилась своей намеченной цели и результатов, которые планировала.
Список использованной литературы
1. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы.- М.: Дрофа, 2004.
2. Русские народные загадки, посовицы, поговорки./ Сост., авт.вступ. ст., коммент. И слов Ю.Г. Круглов.-М.: Просвещение, 1990.
3. Старинные русские пословицы и поговорки /Вступит. Статья, сост., примеч, В.П.Аникипа; - М.: Детская литература, 1984.
4. Ф.Ф. Харисов Мой словарь: Иллюстрировнный татарско-русский тематический словарь.-Казань: Магариф, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...