Рабочая программа по окружающему миру ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа составлена  на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта второго поколения,Закона  РФ «Об образовании» (№ 273 ФЗ 2012г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Авторской программы «Окружающий мир»  для 3 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения,Закона  РФ «Об образовании» (№ 273 ФЗ 2012г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Авторской программы «Окружающий мир»  для 3 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф.

На изучение окружающего мира в 3 классе отводится  68 часов (2 чаас в неделю, 34 учебные недели).

Основная цель предмета

- формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество»,

- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  • расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
  • продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
  • расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
  • обогащение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни». 

Раздел «Естествознание» включает пять тем: «Что такое природа», «Неживая природа», «Живая природа», «Связи в природе», «Человек». Этот раздел программы ставит своей целью сообщение младшим школьникам элементарных сведений о неживой и живой природе, сезонных изменениях в ней, ее охране, о здоровом образе жизни; обогащение опыта учащихся путём проведения систематических наблюдений в природе и практических работ; раскрытие доступных для этого возраста взаимосвязей предметов и явлений природы.

Раздел «Обществознание» включает четыре темы: «Человек, семья, общество*, «Человек и его безопасность», «Наша Родина и мир», «История Отечества». Этот раздел программы предусматривает формирование социальных (обществоведческих) представлений, предмет которых может быть непосредственно и повседневно окружает ребёнка, и исторических представлений, предметом изучения которых является прошлое в его конкретности и неповторимости. Обществоведческие представлениям включают доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике, культуре родной страны, её основных ценностях.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

При его изучении младший школьник:

• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения.  Обеспечивается формирование общучебныхумений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать  результаты   наблюдений.   Развивающая  функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20 % – резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению разработчиками авторских программ для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. В 3 классе предмет изучается: 2 часа в неделю, 68 часов в год

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности,

предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего

мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных

признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками;

выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса

№п/п

Содержательная линия

Учебный материал

К-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Личностные

Третий класс  Введение

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

68

1

Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и пись-

менной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы, доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа разнообразна, раскрывать ценность природы для людей.

Учащиеся должны уметь определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство, как  части общества, сопоставлять формы правления в государстве, соотносить страны и народы.

Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку.  Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Земля наш общий дом

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Почва — среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв.

            Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика).

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

10

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: анализировать схему ( диаграмму) с

целью определения состава воздуха; исследовать  с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования Коммуникативные: умение

работать в паре и со взрослыми

        

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке Познавательные:  находить и использовать  при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, извлекать из текста  учебника информацию в соответствии с заданием, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; моделировать  в виде динамической схемы источники загрязнения воды

Коммуникативные умение работать в паре и со взрослыми,  

Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха.

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью;

знать, как осуществляется круговорот воды в природе,  Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения;

знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве.

мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Растительный мир Земли

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

11

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:  анализ информации; узнавать, называть и классифицировать объекты окружающей действительности; подготавливать сообщений

Коммуникативные:   работать в группе; договариваться о распределение

ролей в совместной деятельности

Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.

Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.

Учащиеся должны

уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Грибы

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

1

Регулятивные:  формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:  узнавать , называть и определять объекты окружающей действительности ;моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах

Коммуникативные:  строить понятные для партнёра высказывания

Учащиеся должны

знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

мотивация учебной деятельности

Животный мир Земли

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

11

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ; оценивать достижения на уроке

Познавательные:  работать с терминологическим словарём

Коммуникативные:   слушать собеседника

Учащиеся должны

знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе.

Учащиеся должны

знатьклассификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания,  находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края

Учащиеся должны

знать способы размножения животных

мотивация учебной деятельности; ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

14

Регулятивные:  составлять план и последовательность действий; оценивать результаты работы

Познавательные: контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию

Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах;

Научатся: находить информацию о  происхождении имен и фамилий, во что верили славяне, о принятии христианства на Руси.

Составлять небольшой рассказ о том, каким был человек в разные времена.

Получат возможность научиться  называть  русское государство в разные исторические времена (эпохи); составлять

портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.

мотивация учебной деятельности

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

20

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по  предложенному плану; работать с терминологическим словарём

Коммуникативные: работать в группе

Научатся: составлять небольшой рассказ об орудиях труда в разные исторические эпохи.

Находить информацию об особенности труда людей родного края.

Получат возможность научиться находить информацию из других источников: о торговле, о возникновении денег,

развитии техники в России (на примере авиации, автостроения), об  освоении космоса,  строительстве, о первых славянских поселениях,  древних городах  (Великий Новгород, Москва, Владимир).

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Уроки-обобщения.

Древняя Русь (повторение 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: работать с картой; находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран  

Коммуникативные:  осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Экскурсии.

В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

мотивация учебной деятельности

готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

Опыты.

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: работать с картой; находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран  

Коммуникативные:  осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

мотивация учебной деятельности

Практические работы.

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: работать с картой; находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран  

Коммуникативные:  осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

мотивация учебной деятельности


Тематическое планирование

№. п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во час

Дата

Планируемые результаты

УУД

Корректировка

предметные

Метапредметные, личностные

план

факт

1

Введение (1ч)

Где и когда ты живешь. ОЗОЖ. Проявление  заботы в моем селе, в моей школе

1

Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы

Знать форму и размер Земли

Уметь пользоваться географической картой и глобусом

Знать:

– основные условия жизни на Земле;

– причины смены дня и ночи;

– причины смены времен года;

– как охранять природные богатства

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

2

Земля — наш общий дом        (10ч)

Солнечная система.

1

3

Солнце - огненный шар.   Земля -планета Солнечной системы.

1

4

Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.

1

Значение воды для жизни на Земле.

6

Воздушная оболочка Земли. ОЗОЖ. Как можно создать здоровую среду вокруг себя.

1

Знать значение почвы в природе и в жизни людей.

Уметь проводить наблюдения за явлениями природы

Знать, как охраняются природные богатства

Знать, чтотакое природные зоны.

Уметь характеризовать природные зоны России

Знать общие условия для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

7-8

Как изображают Землю.

2

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

9

Вводная контрольная работа

1

10

Географическая карта.

1

11

Проверочная работа по теме: "Земля — наш общий дом"

1

12

Грибы.(1ч)

Бактерии. Грибы

1

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека

13

Растительный мир Земли (11ч)

Растения встречаются повсюду.                                      Растения дикорастущие и культурные.

1

Знать общие условия для жизни живых организмов

Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны.

Знать признаки растения как живого организма.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

14

Если бы на Земле не было растений.

1

15

Разнообразие растений на Земле: водоросли, мхи.

1

16

Разнообразие растений на Земле: папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

1

17

Растения - живые существа (организмы). Корень, его значение.

1

18

Побег - сложный наземный орган растения.

1

Знать, как питаются растения

Знать, как размножаются растения

Знать, какова продолжительность жизни растений

Знать, какова роль растений в природе и в жизни людей.

Уметь оценивать воздействие человека на растительный мир

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека

19

Цветок -  самый красивый орган растения. Какие бывают плоды.

1

20

Размножение растений.                       Как долго живут растения.

1

21

Культурные растения в жизни человека. ОЗОЖ. Красота окружающего мира.

1

22

Красная книга России.

1

23

Проверочная работа по теме: "Растительный мир Земли"

1

24

Животный мир Земли (11ч)

Роль животных в природе. Разнообразие животных.

1

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных);

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

25

Животные - живые существа (организмы).                                           Жизнедеятельность животных.

1

26

Кровеносная система животных.                                  Органы выделения.                              Размножение животных.

1

27

Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

1

Знать признаки позвоночных животных.

Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения

28

Беспозвоночные животные.

1

29

Позвоночные животные: рыбы, земноводные.

1

Знать об особенностях питания разных животных

Знать условия, необходимые для жизни животных

Знать способы размножения животныхЗнать особенности поведения животных

30

Позвоночные животные: пресмыкающиеся, птицы.  

1

31

Млекопитающие (звери).

1

32

Что такое природное сообщество.

1

Знать способы приспосабливания животных к условиям жизни

Знать правила поведения человека в природе

33

Человек и животные. ОЗОЖ. Проявление заботы в окружающем мире.

1

34

Проверочная работа. Тест по теме: "Животный мир Земли"

1

35

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи).   (14ч)

Древняя Русь.

1

Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Знать, кто такие славяне

Знать традиции славян

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Учиться связно отвечать по плану.

Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.

Пользоваться картотеками, справочной литературой.

Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.

И др.

36

Древнерусское государство.

1

37

Московская Русь.

1

38

Российская империя.

1

39

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

1

Знать наиболее важные события в истории России XX века

40

Из истории имен.

1

41

Какими людьми были наши предки?

1

Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека

Уметь описывать вооружение славян

42

Характер славян. ОЗОЖ. Основы общения и взаимопонимания.

1

Знать, как изготавливали одежду;

- как изготавливали обувь;

- традиции славян

43

Какие предметы окружали русских людей? ОЗОЖ. Труд в моей семье.

1

Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека;

- давать характеристику быта русских людей

44

О первых каменных домах.

1

45

По одежке встречают…              Одежда по приказу.

1

46

Русская трапеза. ОЗОЖ. Что мы едим, пьем и чем лакомимся?

1

Знать традиции русской трапезы в разные  исторические времена

47

Боги древних славян. Принятие христианства на Руси.

1

Знать, во что верили славяне

48

Проверочная работа на тему: "Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)"

1

Знать название нашей страны и ее столицы.

Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов

49

Как трудились наши предки.        (20ч)

Как возникло земледелие.       Хлеб - великое чудо земли.

1

Знать, кто такие крестьяне и помещики;

- что такое крепостное право

50

Что создавалось трудом крестьянина?

1

51

Как трудились крестьянские дети.

1

52

Тяжелый труд крепостных. ОЗОЖ. Что такое труд.

1

53

Что создавалось трудом ремесленника?

1

Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники

54

Маленькие ремесленники.

1

55

О гончарном круге, керамике и фарфоре.

1

Знать, что такое гончарный круг

56

О веретене, прялке и ткацком станке.

1

Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок

57

Русские оружейники.

1

Знать, что такое оружейное мастерство

58

Что создавалось трудом рабочего?

1

Знать что такое фабрика, завод;

- кто такие капиталисты, рабочие;

- что такое торговля; для чего нужны деньги

59

Наличие полезных ископаемых - условие работы промышленных предприятий.

1

60

О первых железных дорогах.

1

Знать, когда появились первые железные дороги

61

Открытия, которые со вершил человек в XIX-XX веках.

1

Знать наиболее важные изобретения человека

62

 О пароходе.

1

63

Об автомобиле.

1

Знать историю изобретения первого автомобиля

64

О самолете.

1

Знать историю изобретения первого самолета

65

Время космических полетов.

1

Знать историю первых космических полетов;

- первых космонавтов

66

Обобщение раздела по теме: "Как трудились наши предки.."

1

67

Контрольная работа. Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе".

1

68

Анализ контрольной работы Повторение пройденного.

1

Планируемые результаты обучения:

К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;
  • планеты Солнечной системы (2-3);
  • свойства воздуха, воды;
  • состав почвы;
  • древние города и их достопримечательности;
  • имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;
  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
  • приспособления животных к среде обитания;
  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Материально-техническое обеспечение

 Перечень учебно - методического обеспечения

Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 3 класс: в 2-х частях  -  М.«Вентана – Граф», 2014 г.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.. Окружающий мир, рабочие тетради к учебнику в 2-х частях -  М.«Вентана – Граф», 2014 г.

Поурочные планы к учебнику Н.Ф.Виноградовой , 2013 г.

Список литературы. Перечень ИКТ.

1. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».   /  Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010г. – 158с.

Литература, рекомендованная для учащихся

1.Я познаю мир: детская энциклопедия.Автор-сост.Н.В. Чудакова.М;издат.АСТ-ЛТД, 2011г.-448с.

2. Энциклопедия «Живой мир»

Образовательные диски

1.Детская энциклопедия  ЗАО «Новый Диск».WWWnd.ru  ИКТ «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (ФГОС второго поколения)

 Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­...

Рабочая программа по окружающему миру ФГОС (Школа 2100) - 4класс

Рабочая программа по окружающему миру, составлена по новым ФГОС второго поколения...

рабочая программа по окружающему миру ФГОС

Данная программа разработана для 1 -4 классов УМК  ПНШ...

Рабочая программа по окружающему миру. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по окружающему миру ФГОС 3 класс УМК"Перспективная начальная школа"

Рабочая программа составлена  в соответствии с ФГОС  на 2014-2015  учебный год....

Рабочая программа по окружающему миру. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний

Рабочая программа по окружающему миру (ФГОС). 4 класс. Программа "Планета Знаний"....