Обобщающий урок по разделу «Как жили наши предки»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
урок по окружающему миру УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок по разделу «Как жили наши предки»
Цели: Обобщить знания учащихся о быте и культуре наших предков; проверить
полученные знания.
Развивать память, логическое мышление.
Воспитывать интерес к изучению истории.
Содержание урока.
- Организационный момент.
Разделение учащихся на 2 команды.
- Актуализация внимания.
-Какой раздел мы изучили?
-Что нового узнали?
- Совершенствование ЗУНов по теме.
- Сообщение темы урока.
- Обобщение и повторение изученного.
1-й конкурс. Разминка.
На первый гейм, вот шутка,
Дана одна минутка.
Поспеши-ка, не зевай,
Правильный ответ давай.
Загадки команде 1:
Стоит бычище,
Проклеваны бочища.
(Изба)
В огороде, у дорожки,
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи
У него негорячи.
(Подсолнух)
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не заглядывает,
А время знает.
(Петух)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
Поднялись над землей ворота –
Всеми миру красота.
(Радуга)
Загадки команде 2:
Стоит Алёнка,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(Береза)
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
(Река)
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
Весной цвела, летом зеленела,
Осенью надела красные кораллы.
(Рябина)
Красивое коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
2-й конкурс. «Ты мне - я тебе».
Ты- мне, я - тебе,
Будет весело в игре.
По вопросу зададим
И, конечно, победим.
Команды задают по 2 вопроса соперникам.
- Издавна люди на Руси занимались земледелием, скотоводством, различными ремеслами, охотой... Охота - одно из самых древнейших занятий человека на Земле. На Руси охотились на разных животных. А как вы думаете, какого зверя из представленных здесь (волк, рысь, медведь) на Руси начинали «лютый зверь»?
Ответ: рысь.
2) Очень интересна история денег на Руси. Наши далекие предки использовали в качестве денег самые разные и диковинные вещи: ткань, шкурки пушных зверей. Потом появляются металлические деньги, а в XVIII веке - бумажные. Металлические деньги делали из серебра, золота и меди.
- Как называлась русская золотая монета, чеканившаяся в середине XVIII века достоинством 10 рублей, а в середине XIX века -15 рублей? (Червонец, империал, гривенник.)
Ответ: империал.
- Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, а если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия. Одним из них была игра на музыкальных инструментах. Как называлась двойная дудка, имеющая сипловатый голос? (Рожок,
свирель, жалейка.)
Ответ: жалейка.
- У всех народов национальная одежда делится на повседневную и праздничную. Так, праздничную одежду всегда хранили в сундуках, надевали по большим праздникам. Эта одежда была нарядная, с красочными узорами. Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась друг от друга по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и женщины, и мужчины. Северные женщины носили комплекты, состоящие из блузки и длинного платья без рукавов. Как называется эта одежда?
Ответ: сарафан.
3-й конкурс. «Скороговорки»
- В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения Скороговорка - старинная забава, которая помогает развивать речь.
- Кто быстрее и правильнее произнесет скороговорки?
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Варвара караулила цыплят,
А ворона воровала.
4-й конкурс. Конкурс капитанов.
На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними в бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни.
- Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей!
5-й конкурс. Конкурс пословиц
Полная зависимость от природы заставляла земледельцев быть тонкими наблюдателями, замечать малейшие подробности вокруг себя. Так люди учились сравнивать, примечать. «Без примет - ходу нет». Постепенно приметы приобрели форму пословиц и поговорок. Что такое пословица?
Пословица - это краткое мудрое выражение, которое чему-нибудь учит, советует, высмей наст что-то или кого-то.
Народом сложено много пословиц о временах года, о месяцах, о птицах и животных, о различных сторонах жизнедеятельности человека. Давайте вспомним некоторые пословицы.
Задание 1 (командам).
- Нарисуем пословицу.
Команда 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Команда 2. Гусь свинье не товарищ, а брат.
Задание 2 (капитанам).
- Назовите окончания пословиц.
- Старый друг... (лучше новых двух).
- Нет друга - ищи... (а найдешь - береги).
- Не сиди сложа руки... (так и не будет скуки).
- Откладывай безделие... (а не откладывай дело).
- Где хлебно да тепло... (там и жить добро).
- Под лежачий камень... (вода не течет).
- Была бы охота... (будет ладиться и работа).
- Без дела жить... (только небо коптить).
6-й конкурс. Всезнайки.
Для последнего задания
Приложите вес старания.
И победу тот возьмёт,
У кого счастливый лот.
- Что изучает история?
- Чем пользуются историки, чтобы узнать о прошлом?
- Какие исторические источники называют вещественными, письменными, устными?
- Как зависела жизнь наших предков от природных условий?
- Что умели делать наши предки, чтобы выжить в суровой дикой природе?
- Во что верили и чему поклонялись наши предки?
- Какие средства защиты своих поселений от врагов использовали?
- Как связаны между собой такие слова: лицо, улица, наличники; город, огород, городище?
- Какой труд называют крестьянским?
- Что и из каких материалов изготавливали ремесленники?
- Чем занимались купцы?
- Как изменялись деньги с течением времени?
-Каким правилам поведения, обычаям и традициям наших предков вам хотелось бы следовать?
- Какими умениями наших предков стоит гордиться?
- Что из современного быта и культуры вы поместили бы в музей для будущих поколений?
- Тест (приложение).
- Самопроверка.
- Итог урока и д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как жили наши предки
Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины...

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Животные в нашем доме». Устный журнал «Добро в твоём сердце»»
Урок по программе Бунеевых в 4 классе....

Презентация. Обобщающий урок по разделу "О братьях наших меньших". Чтение, 2 класс.
Учащиеся по словам из рассказов и иллюстрациям угадывают название произведения и автора. Читают стихотворение про Хому-хомячка, анализируют, обсуждают и делают выводы....

Урок кубановедения 2 класс "Дом, в котором жили наши предки"
Открытый урок по кубановедениюЦели урока: - познакомить с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства ха...

Обобщающий урок по разделу "О братьях наших меньших"
Урок поможет детям повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала; обогатить словарный запас детей.Развивать навыки выразительного чтения, логическое мышление, память, вним...

конспект урока окружающего мира Как жили наши далекие предки 3 класс
конспект урока в 3 классе УМК Л.В.Занкова...

Урок окружающего мира «Как жили наши далёкие предки»
Урок был составлен на основе учебника Окружающий мир Дмитриевой системы Занкова. Содержание материала учебника по теме использовалось при конструировании компетентностно - ориентированных заданих. В т...