Урок кубановедения 2 класс "Дом, в котором жили наши предки"
план-конспект урока (2 класс) на тему
Открытый урок по кубановедению
Цели урока: - познакомить с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;
- развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края;
- воспитывать любовь к родному краю, через познание её истории;
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- продолжать обучать детей работать в группах.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №11
ст. Кирпильской
Кубановедение
Тема: Казачья хата.
Дом, в котором жили наши предки.
Учитель начальных классов:
Критинина Е.И.
2014 год
Цели урока: - познакомить с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;
- развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края;
- воспитывать любовь к родному краю, через познание её истории;
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- продолжать обучать детей работать в группах.
Планируемые результаты: научатся работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.
Оборудование:
- Учебник- тетрадь «Кубановедение».
- Презентация, компьютер, интерактивная доска.
- Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
- Материал для проектной деятельности: силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рушник, клей, детали для узора.
- Демонстрационный материал: предметы быта.
1
№ урока | Содержание урока | Характеристика деятельности учащегося и УУД |
1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности | - Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем! Слайд 1 | Положительный настрой на работу. |
2. Этап актуализации и формирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Слайд 2 - Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты? -Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп. Слайд 3, 4, 5, 6 - Ответы и оценивание. - Как вы думаете, чья проектная работа оказалось более удачная? Обоснуйте свой ответ. | Формировать устные выполнения (П, Р) строить монологическое высказывание, аргументировать. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание . |
3 Выявление места и причины затруднения. | Итак, хату мы построили, а что ещё нужно, чтобы в ней жить?(внутреннее убранство) -Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. Итак, готовы? Мы начинаем. | Сравнивать: соотнести два рассматриваемого объекта (Р. К) Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.(Р) |
4. Пробное действие и составление алгоритма решения учебной задачи. | - Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Слайд 7 - «Красный угол» - «Божница» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой» . В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами. Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога. - Какое слово встретилось впервые? - Найдите в словарике, прочитайте. - Как ещё называли «Красный угол»? (Святой) - Начнём обустраивать нашу хату. - Что поместим в угол хаты? Давайте прикрепим иконы. - Чем украшены иконы? Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник. - Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте. Слайд 8 - Разные рушники имели разное значение. Давайте посмотрим на другие рушники. Для чего они были нужны, почему так назывались? «Утирач» - им вытирали лицо. «Зеркальные» - ими украшали зеркала. «Церковные» украшали иконы, «Свадебные». Слайд 9 -Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники, и она не выйдет замуж, пока не вышьет себе и жениху наряд. Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла.
- Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия. (Занавески, половики, рушники) Молодцы! Как преображается наша комната. | Формировать устные алгоритмы выполнения (П, Р) строить монологическое высказывание, аргументировать. |
Физкультминутка | Слайд 10 Презентация | Двигательная активность. Расширить словарный запас. |
5. Реализации построенного проекта. | - А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Чтобы об этом узнать отгадайте загадку: Если работает она, Не будет голодная семья. Можно на неё прилечь, А зовётся она …печь. Слайд 11 - В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились». - Прикрепим печь в нашей хате. - Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля? - Это место так и называется - «лежанка». - Найдите в словарике значение слова «лежанка». Прочитайте. - Покажите, где в печи готовили еду? Посуду ставили в «устье». | Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. |
6.Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи | - Отгадайте загадки и узнайте, какой посудой пользовалась казачка. Книзу узок, верх широк, Не кастрюля … (чугунок) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска) Стоит толстячок, Слайд 12 - Что это за предмет? (макитра) Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы) - А этот кувшин на Кубани называли глэчик. -Найдите в словаре слова: чугунок, макитра, глэчик. - Давайте расставим посуду по местам. - А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов: « Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель». -Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт? Слайд 13 - Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной. Для чего в доме сундук? - Найдите в словаре значение слова: сундук. -Давайте расставим мебель в нашей хате. - До того, как появилась кровать, люди спали на сундуках, лавках и на полу. | Осуществлять поиск существенной информации |
7 Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону. | Ребята, мы воссоздали картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями. Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке. Возьмите листочек. Это ваше письмо младшему братику или сестричке. Начало письма уже есть. Привет! На уроке кубановедения я побыл в казачьей хате. Представляешь, я узнал о ___________________. | Выполнять самостоятельно задание |
8 Включения в систему знаний и повторения. | Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату казака? А можем мы, оказавшись сегодня в казачьей хате рассказать, что бы мы увидели? | УУД: познавательные, коммуникативные |
9 Рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Посмотрите внимательно на стол в нашей хате. - Давайте его сделаем праздничным. - Как вы думаете, что мы должны изменить в его убранстве? - У вас остался ещё один предмет. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета. Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого. Если было не интересно и вам это не нужно – синего. -Как оценили свою работу и товарища? - Над чем еще нужно поработать, чтобы в следующий раз получилось еще лучше? - Я думаю, все на уроке поработали хорошо, давайте поаплодируем друг другу. Слайд 14 | Анализировать свою деятельность и находить пути решения ошибок. |
10. Задание на дом | - Спасибо за урок. |
Карточки для проверки Д./з.
Задания по группам:
1 группа.
В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.
Изба, квартира, дом, хата.
Саманный, деревянный, турлучный.
Глина, солома, известняк, камень.
2. группа. ( «Строительство турлучного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет, как строился дом.
3. группа. ( «Строительство саманного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет, как строился дом.
- группа. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Тёплая стенка печи. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 1.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
т | |||||||
г | р | у | б | а | |||
р | |||||||
л | с | ||||||
у | а | ||||||
к | а | м | ы | ш | |||
х | а | т | а | ||||
н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как жили наши предки
Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины...
Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»
На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...
тест по окружающему миру ( ПоглазоваО) "Как жили наши предки?"
Тест даёт возможность проверитьзнания учащихся по теме "Как жили наши предки"....
Как жили наши предки славяне
Тема занятия: «Как жили наши предки». Форма: Викторина Цель: знакомство с особенностями жизни славян, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ....
Презентация "Как жили наши предки"
Данная презентация подготовлена для ознакомления детей начальной школы с историей славян: города, ремёсла, быт, основные занятия, торговля и защита своих рубежей....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Как жили наши предки"
Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематичекое планирование к программе по внеурочной деятельности "Как жили нашипредки"....