Урок по краеведению в 4 классе на тему: " Дворянско- купеческий город Воронеж"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Познакомить с историей города Воронежа;

Прививать любовь к малой Родине;

Воспитывать культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoryansko-kupecheskiy_gorod_4_klass_kraevedenie.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Дворянско-купеческий город.

Цели: направить познавательную деятельность учащихся на образное воссоздание исторического прошлого Воронежа 9 века;

Развивать логическое мышление , воссоздающее воображение и активизировать лексический запас четвероклассников;

Способствовать формированию ценностных ориентаций на основе изучения краеведческого материала;

Оборудование :  презентация про Воронеж 9 века, выставка рисунков детей, оборудование для игр « Кто они, жители Воронежа?», «Прочитай пословицу», « Открой лавку», раздаточный материал для детей «Этикет»,«Словарная работа», аудиозапись музыки Моцарта.

                    Ход урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы:

Выходит скоморох и произносит:

Вот опять звенит звонок,

Созывая на урок.

Сегодня приглашаю я

В век 9,  вас    друзья.

2.Актуализация знаний:

Работа с выставкой рисунков.

Скоморох:

Представим себе мы

Воронеж тех лет…

Кто в городе жил?

Кто во что был одет?

Как выглядел город:

Дома, тротуары?

Росли ли сады?

Зеленели бульвары?

Там звон колокольный

Звучал ли в тиши?

Дарили ли свет

По ночам фонари?

Каким был твой город

Скорей угадай!

Из этих рисунков один выбирай.

( На выставке представлены рисунки учащихся , изображающие облик Воронежа разных времён: древний город – крепость; Воронеж Петровской эпохи; город 9 века, современный городской пейзаж. Дети должны выбрать изображение  Воронежа 9 века.)

-Хотите посетить дворянско-купеческий город Воронеж?

3.Прогулка по дворянско-купеческому городу. Работа с презентацией.

1 слайд: Старинный Воронеж был деревянным. Его дома нередко уничтожали часто случавшиеся тогда пожары. Именно поэтому в конце 8 века после свирепого пожара, во время которого выгорел почти весь город, возникла необходимость в строительстве новых домов, прокладке новых улиц. Воронежский архитектор Н.Н. Иевский предложил застроить горд по традиционному  принципу-от исторического центра (то есть от того места, где раньше стояла Воронежская крепость) в веерном порядке проложить улицы и поставить на них дома.

2 слайд: Совершим прогулку по Воронежу начала 9 века. Воронеж того времени-дворянско-купеческий город. Самой высокой точкой,  с которой можно было взглянуть на Воронеж сверху , была колокольня Митрофаниевского монастыря.  Она  имела 4 яруса, завершённые шпилем.

С колокольни было видно, как просторно расселилось дворянство и купечество. Дома стояли не вплотную друг к другу, а премежались кронами деревьев. Усадьбы , прилегавшие к домам, были так велики, что нередко выходили на смежную улицу, и эта параллельная улица застраивалась только с одной стороны. Целые кварталы были заняты фруктовыми садами. Сады окутывали и склоны холмов. А над обрывами и внизу реки росли ивы.

3 слайд: Самой главной улицей города была Большая Дворянская , окаймлённая стройными пирамидальными тополями. Вдоль обоих тротуаров улицы , на равном расстоянии друг от друга, были невысокие тумбы из песчаника, соединённые между собой окрашенными в серый цвет брусьями. Между тополями стояли деревянные столбы с кованными из железа фонарями. На этой улице были расположены здания почтово-телеграфной конторы, городского театра, духовной семинарии. Большая дворянская улица, как это подчёркнуто её названием, была аристократической улицей.

Здесь жили самые знатные люди Воронежа: губернатор, дворяне. Поэтому улица была застроена богатыми каменными особняками воронежской знати. Напротив Петровского сквера  стоял дом , выстроенный в стиле барокко(ныне в нём помещается музей изобразительных искусств).Лёгкие колонны здания , причудливо огибающие их карниз, барельефы над окнами, изображающие оружие разных времён: колчаны, стрелы, щиты. сабли,-вся эта архитектурная щедрость поражала каждого , кто видел дворец впервые. Существует предание , что этот дом был выстроен для хана Шагин-Гирея, который приняв русское подданство , одно время жил в Воронеже. Другие же исследователи называют этот дом « путевым дворцом», предполагая, что он был выстроен для Екатерины 2 на случай её заезда в Воронеж по пути из Крыма. Неподалёку находился губернаторский дом- патриархальное строение с деревянными лестницами.

4 слайд: Наконец, на углу переулка стоял дом Тулинова, двухэтажный , с колоннадой, опирающийся на арки нижнего этажа.

Дом был украшен различными скульптурными  деталями. Во дворе останавливал внимание подъезд, его оригинальная лестница, готические окна с разноцветными стёклами. Всё здание очень напоминало особняки богатых помещичьих усадеб.

На месте, где теперь Дом офицеров, целый квартал занимали огромный фруктовый сад и роща.

5 слайд: Вторую сторону Воронежа , его купеческий , торговый характер, отразила Большая Московская улица. Здесь жило воронежское купечество. Усадьбы здесь были ещё больше, чем на  Дворянской. Дворы с хозяйственными постройками- амбарами, сараями, конюшнями. И- вокруг фруктовые сады. На большой Московской улице было много купеческих контор и богатых магазинов.

В самом начале улицы находились Круглые ряды – 48 каменных лавок, как бы выросли по обеим сторонам улицы двумя полукружьями.

Главным торговым центром города была базарная площадь.На ней распологались мучные, железные, кожевенные и другие ряды. Три раза в год здесь устраивались большие ярмарки. Торговля шла главным образом продуктами сельского хозяйства и скотом. Иногородние купцы привозили промышленные изделия. Самым ходким товаром был ситец. Он стремительно вытеснял из обихода воронежских крестьянок домотканые панёвы.

Именно таким был типичный город Российской империи-Воронеж.

4.Дидактическая игра « Кто они, жители Воронежа?»  Скоморох:

О многом расскажут

Костюм и осанка…

Кто жители города,

Ты угадай-ка!

( По изображению жителей Воронежа учащиеся отгадывают их социальное положение и род деятельности.)

5. Дворянский город

  « В гостях у слова» Словарная работа.

-Какое из этих слов является лишним и почему?

Дворянин    двор        придворный         дворник

     Как вы думает. Кто такой дворянин?

-Дворянин –« человек с княжеского двора», « придворный».

На Руси дворяне брались на службу князем для исполнения каких-либо поручений. Дворянство считалось привилегированным сословием. Именно придворным мы обязаны возникновению этикета. Этикет с французского (etiquette)-неписанные общепринятые поведения в обществе.

Дифференцированная работа  « Как мы знаем этикет»

-Выбери верное обращение: Подчеркни те из них, которые использовались русскими дворянами 9 века.

Дамы,   сударь,  товарищ,  господа,  мистер,  сударыня,  мадам,  гражданка, коллеги,  милорд.

-Закончи предложения:

По правилам этикета нужно:

-за обедом желать друг другу……………………………

-вперёд пропустить…………………………………………….

-мужчинам в помещении головной убор………….

-при встрече…………………………………………………………

Танцевальная импровизация  « На балу»

Учащиеся под музыку Моцарта выполняют танцевальные движения , характерные для старинных танцев

6. « Воронеж купеческий»

Словарная работа.  « Найди пару»

Воронеж населяло также русское купечество.

А кто такой купец? Найдите верное утверждение.

КУПЕЦ

- человек , обладающий богатством.

- человек, совершающий покупку.

-человек, занятый в сфере торговли.

Собери пословицу. Головоломка

-Собери русскую народную пословицу. Как характиризует она старинное купечество.

      МА      

        

       ОБ

   НЕ

      НЕШЬ


 

       ПРО

      ДАШЬ

                           

               

  (Не обманешь- не продашь)

« Завези товар». Дидактическая игра.

-Помоги купцам подобрать товары для своих лавок.

Скобяная лавка

Галантерейная лавка

Мануфактурная лавка

Гвозди

ситец

ленты

мыло

булавки

подковы

сукно

верёвки

кружево

атлас

Конская упряж

бархат

7. Итог урока.

-Каким предстал перед вами дворянско-купеческий Воронеж?

-Что нового для себя вы открыли во время нашего « путешествия « по старинному городу?

8. Домашнее задание для творческих групп обучающихся.

- используя знания на уроке , «поработайте»:

1) архитекторами ( рисование старинных зданий)

2)модельерами (рисование костюмов для дворян)

3)дизайнерами (создание интерьеров для дворянских и купеческих особняков)

                                                    Литература.

  1. Кретова о.к. Страницы истории.-Воронеж,1961.
  2. 2. Пульвер Е., Пульвер Ю., Воронежская мозаика.-Воронеж,1983
  3. 3. Нечаева Е.В. занятия по речевому этикету. Начальная школа.-1997.-№7-С9-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»

Презентация к уроку – путешествию  по окружающему миру во 2 классе  на тему  «Знакомство с городом – героем Тулой»...

Презентация к уроку технологии во 2 классе по теме"Акрополь- верхний город-крепость. Макет Акрополя".(Программа "Школа 2100")

В презентации представлены материалы, раскрывающие понятие Акрополя., легенды о языческих богах: Латоне, Зевсе, Гере, Аполлоне, Артемиде, Деметре....

презентация к уроку краеведения в 4 классе " Дворянско -купеческий город"

Познакомить с деревянным городом Воронежем;Познакомить с архитектурными зданиями того времени;Познакомить с жизнью людей в 9 веке....

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме "Праздник в городе. Изображение праздничного города."

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме "Праздник в городе. Изображение праздничного города."...

Конспект урока изо в 1 классе по теме: "Мы строим город"

Урок изо в 1 классе на тему: "Мы строим город". Здесь показана технологическая карта урока с просмотром презентации. Дети учатся работать в группах и парах, конструировать домики из бросовых...

Презентация по краеведению "Дворянско-купеческий город Воронеж"

Презентация является мультимедийным приложением к занятиям по краеведению. Она поможет младшим школьникам познакомиться с достопримечательностями родного города, лучше узнать его и полюбить....

Презентация к уроку по теме "Дворянско-купеческий город"

Презентационный материал к уроку окружающего мира на тему "Дворянско-купеческий город". Составлен с целью ознакомления учащихся с историческим прошлым Воронежа IX века....