Тема урока: «Куда текут реки?»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Куда текут реки?»
Цель урока: определить причину течения рек, расширить представление детей о реках, о морях.
Материалы к уроку: текст, атлас, контурная карта, рабочие листы, фломастеры.
Планируемый результат:
Дети учатся:
- Различать части реки;
- Выяснять направление течения реки;
- Использовать текст с целью поиска необходимой информации;
- Объяснять причину течения реки;
- Использовать атлас и карту для поиска необходимой информации,
- Проводить наблюдения
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- Называть части реки
- Находить на атласе реки
- Определять , куда текут реки
- Проводить работу в группах по заданному плану
- Находить ответы на вопросы при работе с текстом
- Устанавливать причину течения реки
Ход урока
- Мотивация
(для создания мотивации использовался приём «выполнимое/невыполнимое действие»)
- На прошлом уроке мы познакомились с таким жидким веществом, как вода. Где в природе мы можем встретить воду? ( в морях, океанах, озёрах, реках, лужах и т.д.) Как вы думаете, чего на Земле больше - воды или суши? (ответы детей)
А как это подтвердить?( На глобусе мы видим, что вода занимает большую территорию)
Сегодня мы отправляемся в путешествие на … бумажном кораблике!
Кто из вас запускал кораблик по реке? Если опустить кораблик на воду, что мы увидим? (Он поплывёт) Почему? (ответы детей)
Итак, на таких корабликах мы отправляемся по рекам . Первая группа отправится по реке Днепр, вторая по Енисею, третья – по Волге, четвёртая – по Нилу, пятая – по Амазонке. Вам надо нарисовать путь вашего плавания, т. е. куда вы поплывёте. Начинаем путешествие!
Дать детям время для возникновения проблемы, затруднения (непонятно в какую сторону должен плыть их кораблик)
-Почему вы затрудняетесь выполнить задание? Куда надо плыть? (предположения детей)
-Мы не знаем куда текут реки
-Итак, цель нашего исследования: выяснить, куда текут реки и почему. Каждая группа, прежде, чем отправиться в путешествие на своём кораблике, должна выяснить, куда течёт река.
II. Работа в малых группах
Обсудить с ребятами план работы в группах, который отражён в инструкционной карте:
- Необходимо обсудить текст.
- Найти и подписать части реки.
- Найти свой маршрут на карте
- Нанести его на контурную карту.
- Указать конец маршрута и ответить на вопрос: куда течёт река?
Каждая группа получает рабочий лист и текст.
III. Обмен информацией
Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. На доске появляется запись с название реки и куда она впадает.
IV. Организация информации, обобщение.
На доске названия рек соединены стрелками с местами их впадения в моря.
- Итак, мы увидели: Нил течёт в Средиземное море, Енисей – в Карское, Волга в Каспийское, Дунай – Чёрное, амазонка в Атлантический океан. Можем мы теперь ответить на вопрос Куда текут реки? (Они текут в моря) Почему? (предположения детей)
Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, проведём опыт: Возьмём пробирку с водой и чашку. Пусть чашка-это море, а пробирка-река. В каком случае вода из пробирки будет вытекать в чашку?
Делаем вывод: уровень моря ниже уровня реки. Итак: реки текут в моря, т.к. уровень морей ниже уровней рек.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Обсуждение, как справились с заданием, как решили проблему(поиск фактов, связь фактов, доказательств)
-Наше путешествие завершилось. Какие открытия вы совершили?
Приложение к уроку
Текст для всех групп
Реки
С чего начинается река? С истока. Истоком реки может быть ручеёк из родника, болота или снежной вершины, или озеро. Углубление, по которому течёт река называется руслом. Устье реки –это место её впадения в море, озеро. По пути к устью в реку вливаются притоки-реки поменьше.
Рабочий лист
План работы
- Подпишите части реки
- Найдите на кате реку Нил или др.
- Нанесите Нил на контурную карту
- Напишите, куда впадает река Нил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"
Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;Ознакомление со свойствами речной и морской воды;Приобщение к работе с графической картой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151810-1353858874.jpg)
Презентация к уроку "Куда текут реки?"
Презентация содержит краеведческий материал( река Болва ). Она будет интересна для тех, кто проживает на местности по которой протекает данная река....
Краеведческий материал к уроку «Куда текут реки?»
Подборка краеведческого материала, который можно использовать на уроке окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России"Тема урока: Куда текут реки? (Белгородская область)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-1340707-1627560672.jpg)
Презентация к уроку "Куда текут реки?"
Презентация к уроку по окружающему миру "Куда текут реки?" 1 класс УМК "Школа России"...