Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Семенова Наталия Николаевна

Рабочая программа по  окружающему миру УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._teoriya_2014g.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя  школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

от 26.08.2014 г. протокол № 1

Руководитель МО

________/М. Н. Ларькина /

Согласовано

на заседании методического совета

от 28.08.2014 г. протокол №  1

Руководитель МС

________/Н.Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от 29.08.2014 г. № 184

Директор МАОУ СШ №51

________/ С. В. Бедрова/

  1. Рабочая программа
  2. по  окружающему миру

4 класс

  1.           (ступень образования/класс)
  2.    2014-2015 учебный год
  3.       (срок реализации программы)
  4.       Программу составила       Семенова Наталия Николаевна,
  5. стаж работы  22 года, учитель высшей квалификационной категории.
  6. (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)

  1. Липецк
  2. 2014г.
  3. Пояснительная записка

        Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание ».

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. На базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, он приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

        Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 4 класс, автор: А.А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2014г.

Реализация рабочей программы осуществляется на основе  использования  УМК «Школа России», включающий  учебник «Окружающий мир» 4 класс, в 2 ч., автор: А.А. Плешаков;– М.: Просвещение, 2014;

В авторскую программу изменения не внесены. Интегрировано, добавлены 7 часов «Основы дорожной безопасности».

Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

                                 Место учебного предмета в учебном плане

Программа предназначена для изучения окружающего мира, составлена на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир».

Программа «Окружающий мир» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета.

«Земля и человечество» (9ч).

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы.  Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа.

Это должен знать каждый. Повторение учебного материала за 1-3 класс.

«Природа России» (10ч).

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России.

Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей.

Пустыни. У Чёрного моря. Проверочная работа.

Мы юные инспекторы движения. Причины дорожно-транспортного травматизма.

«Родной край – часть большой страны» (15ч).

Наш край. Поверхность нашего края. Поверхность нашего края (экскурсия).

Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля-кормилица. Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водоёмах. Экскурсия к водоёму. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверочная работа.

Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

«Страницы всемирной истории» (5ч).

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа.

«Страницы истории России» (20ч).

Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920-1930-х годов. Великая Отечественная война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Проверочная работа.

«Современная Россия» (11ч).

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Путешествие по России. Презентация проектов. Впереди лето. Проверочная работа.

Культура поведения и ответственность за нарушение ПДД. Итоговое занятие по изучению «Основ дорожной безопасности».


Тематическое планирование

урока

Тема урока

Виды учебной деятельности учащихся

Дата прохождения темы

по плану

фактически

1.

Мир глазами астронома.

- Знакомиться с учебником и учебными пособиями по  «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши новые проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

-  рассказывать о мире, с точки зрения астронома;

- работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

- работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.09

02.09

2.

Планеты Солнечной системы.

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

- различать планеты и их спутники;

- практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

- работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;

- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

- работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях  астрономов и готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

04.09

04.09

3.

Звёздное небо – Великая книга Природы.

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить  по карте звёздного неба знакомые созвездия;

- моделировать изучаемые созвездия;

- определять направление на север по Полярной звезде;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.09

09.09

4.

Мир глазами географа.

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- сравнивать глобус и карту полушарий;

- находить условные знаки на карте полушарий;

- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

-  извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11.09

11.09

5.

Мир глазами историка.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;

- характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.09

16.09

6.

Когда и где?

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.09

18.09

7.

Мир глазами эколога. 

Это должен знать каждый. Повторение учебного материала за 1-3 класс.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-  рассказывать о мире, с точки зрения эколога;

- работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их  решению;

- знакомиться с международным сотрудничеством  в области охраны окружающей среды;

- находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.09

23.09

8.

Сокровища Земли под охраной человечества.

- Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

- рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

- работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;

- читать в учебнике тексты об одном из объектов

Всемирного наследия, о животном из  Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных  Международной Красной книги и готовит  сообщения о них;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.09

25.09

9.

Международная Красная книга.

30.09

30.09

10.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;

- понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изученные географические объекты, рассказывать о них по карте;

- различать холмистые и плоские равнины;

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

-  извлекать из дополнительной литературы,  Интернета сведения об изучаемых географических объектах,  готовить сообщения;

- выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

-  работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.10

02.10

11.

Моря, озёра и реки России.

Мы юные инспекторы движения.

-  Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

 - различать моря Северного ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

- находить сведения в Интернете о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

- работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

- готовить сочинения на тему урока;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

07.10

07.10

14.10

12.

Природные зоны России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предложения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;

- устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой оснащённости Земли солнечными лучами;

- находить по карте природных зон области высотной поясности;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14.10

13.

Зона Арктических пустынь.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами;

- работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

- характеризовать зону арктических пустынь по плану;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоне, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.10

16.10

14.

Тундра.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о неё по карте;

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;

- работать в паре: рассматривать в гербарии на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях  и заповедниках;

- характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

- изготавливать макет участка тундры;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и  животных тундры, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21.10

21.10

15.

Леса России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

- устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;

- сравнивать природу тундры и лесных зон;

- находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.10

23.10

16.

Лес и человек.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

- обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

- характеризовать лесные зоны по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28.10

28.10

17.

Зона степей.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;

- находить и показывать на  карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;

- устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;

- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;

- сравнивать природу зоны степей с природой тундры и лесов;

- обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках;

- характеризовать  зону степей по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30.10

30.10

18.

Пустыни.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

- находить и показывать на  карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

- устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыни, моделировать характерные цепи питания;

- сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

- обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;

- изготавливать макет участка пустыни;

- характеризовать зону пустынь по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

06.11

06.11

19.

У Чёрного моря.

Причины дорожно-транспортного травматизма.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

- устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;

- обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;

- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г.Сочи, в национальный парк «Сочинский»;

- обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

- работать с терминологическим словариком;

- характеризовать зону субтропиков по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11.11

11.11

20.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». 

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

13.11

13.11

21.

Наш край.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

- характеризовать родной край по предложенному в учебнике  плану;

-  оценивать достижения на уроке.

18.11

18.11

22.

Поверхность нашего края.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

- обсуждать меры по охране поверхности своего края;

- изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.11

23.

Поверхность нашего края (экскурсия).

Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

- Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- работать в парах и малых группах;

- действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- проявлять интерес к культуре и истории своего края.

27.11

24.

Водные богатства нашего края.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

- моделировать значение водных богатств в жизни людей;

- выявлять источники загрязнения ближайших водоёмов;

- обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

- участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.12

25.

Наши подземные богатства.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

- практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах  и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

- сравнивать изученные полезные ископаемые;

Работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

- обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

04.12

26.

Земля-кормилица.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего регион; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»;

- извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в  регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.12

27.

Экскурсия в лес и на луг.

- Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- работать в парах и малых группах;

- действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- проявлять интерес к природе своего края.

11.12

28.

Жизнь леса.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-  работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

- рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

- обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

- обсуждать материалы рассказов о лесе  из книги «Великан на поляне»;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.12

29.

Жизнь луга.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

-  моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

- работать в паре; описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

- характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

- сравнивать природные особенности леса и луга;

- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- обсуждать  рассказ «Горит трава»  из книги «Великан на поляне»;

- составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.12

30.

Жизнь в пресных водоёмах.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре; описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

- рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

-  моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

- обсуждать  способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

- извлекать информацию из книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.12

31.

Экскурсия к водоёму.

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

- Наблюдать объекты и явления природы;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- фиксировать результаты наблюдений;

- сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

25.12

32.

Растениеводство в нашем крае.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

- практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

- различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);

- работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30.12

33.

Животноводство в нашем крае.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

 - работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;

- различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

- работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13.01

34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

15.01

35.

Начало истории человечества.

- Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

- обсуждать роль огня и приручения животных;

- анализировать иллюстрации учебника;

- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

- выполнять задания из электронного приложения учебника;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20.01

36.

Мир древности: далёкий и близкий.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность  истории Древнего мира;

- находить по карте местоположение древних государств;

- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать  их в классе;

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

- понимать роль появления и развития письменности и древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.01

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность  Средневековья;

- находить по карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

- описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;

- сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;

- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27.01

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность   периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

- сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новом времени;

- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

- обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

- выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

- характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

- развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29.01

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

- рассказывать о научных открытиях в технических изобретениях ХХ – ХХ! Веков;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

03.02

40.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы  всемирной истории». Жизнь древних славян.

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

05.02

41.

Во времена Древней Руси.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI веках;

- характеризовать систему государственной власти  в IX – XI веках  Древней Руси;

- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10.02

42

Страна городов.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- в ходе самостоятельной работы (в группах)  анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода,  характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

- обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.02

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в  Древней Руси;

- характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

- выявлять роль летописей для изучения истории России;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

- сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17.02

44.

Трудные времена на Русской земле.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

- находить по карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

- высказывать своё отношение к личности  Александра Невского;

- работать с терминологическим словариком;

- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24.02

45.

Русь расправляет крылья.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

- обсуждать, какие личные качества  Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.02

46..

Куликовская битва.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составлять план рассказа о Куликовской битве по составленному плану;

- моделировать ход Куликовской битвы;

- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

- рассказывать о поединках богатырей;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

03.03

47.

Иван Третий.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

- описывать по иллюстрации в учебнике изменения в облике Москвы;

- обсуждать, значение освобождения от монгольского ига;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

05.03

48.

Мастера печатных дел.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

- на основе самостоятельного изучения материала учебника  (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

- составлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

- работать с терминологическим словариком;

- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10.03

49.

Патриоты России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

- осознавать роль борьбы за независимость в начале  XVI века в истории России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.03

50.

Петр Великий.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о  Петре I, которой нет в учебнике;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

- обсуждать, заслужено ли  Петр I стал Великим;

- отмечать на «ленте времени» год основания  Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

- находить на карте приобретения города, основанные Петром I;

- высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17.03

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

- прослеживать по карте путь  М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;

- обсуждать, каковы были заслуги  М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

- извлекать из  Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова;

- высказывать своё отношение к личности М.В.Ломоносова;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19.03

52.

Екатерина Великая.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать, заслужено ли  Екатерина Вторая   стала называться Великая;

- описывать достопримечательности Петербурга;

- сравнивать положение разных слоёв российского общества;

- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва;

- прослеживать по карте рост территории государства;

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове;

- извлекать из  Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России  в XVIII веке;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24.03

53.

Отечественная война 1812 года.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

- извлекать из  Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.03

54.

Страницы истории XIX века.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

- работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;

- сопоставлять исторические источники;

- извлекать из  краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в  XIX веке в регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

31.03

55.

Россия вступает в XX век.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции;

- составлять план рассказа о событиях  XX века и рассказывать о них по плану;

- интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;

- развивать воображение, составляя от лица журналиста начала   XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

07.04

56.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;

- сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

 - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

- в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснить, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

- знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе внеурочной экскурсии);

- прослушивать в записях песни 1930-х годов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.04

57.

Великая Отечественная война и Великая Победа.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

- обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

- просушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

 - делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;

- собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;

-  интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

- готовить праздник ко Дню Победы;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14.04

58.

Великая Отечественная война и Великая Победа.

16.04

59.

Страна, открывшая путь в космос.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её

выполнить;

- извлекать из  дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса;

-  интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

- прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина;

- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;

-  интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

- работать с электронным пособием;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21.04

60.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека.

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

23.04

61.

Мы – граждане России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

- различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28.04

62.

Славные символы России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

- знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;

- выучить текст гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

- обсуждать, зачем государству нужны символы;

- моделировать символы своего класса, семьи;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30.04

63.

Такие разные праздники.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

- знакомиться с праздниками и памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

- выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;

- рассказывать о своих любимых праздниках;

- работать со взрослыми; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

05.05

64.

Путешествие по России.

Культура поведения и ответственность за нарушение ПДД.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России,  посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

- рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

- анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;

- пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

07.05

65.

Путешествие по России.

12.05

66.

Путешествие по России.

Итоговое занятие по изучению «Основ дорожной безопасности».

14.05

67.

Проверим себя и оценим свои достижения за II полугодие.

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

19.05

68.

Презентация проектов.

- Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

  21.05

69.

Презентация проектов.

- Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

26.05

70.

Впереди лето.

28.05


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

         Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

        1. А.А. Плешаков Окружающий мир 4 класс. Учебник № 1, № 2. М.: Просвещение, 2014

        2. А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.:

4 класс. – М.: Просвещение, 2014

        3. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 4 класс/Сост. И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2013;

        4. А.А. Плешаков Атлас-определитель. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2013.

Наглядные пособия:

  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ:

  • гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

Измерительные приборы:

  • весы,  
  • термометры,
  • линейки,
  • компасы,
  • мензурки.

Электронно-программное обеспечение:

  • записи звуков природы;
  • презентации по окружающему миру.

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках окружающего мира, относятся:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;

Оборудование класса:

  • настенная магнитная доска  с набором магнитов для крепления таблиц;
  • ученические двухместные столы с комплектов стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс

Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...

Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа "В мире книг"

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....