Экосистема озера
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: «Экосистема озера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 46.5 КБ |
Приложения | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Глазунова Жанна Олеговна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 47, г. Калининград
Методическая разработка
урока по окружающему миру в 3 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: «Экосистема озера»
Цели:
● Познакомить с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме.
● Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.
● Называть, из чего состоит экосистема;
● Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.
Вид занятия: урок-исследование.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
индивидуальная, групповая.
Оборудование: фотографии озёр, озёрных растений, животных – обитателей озера, мотыль в баночке, сухой корм для аквариумных рыб- дафнии, учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру «Обитатели Земли», конверты с заданием для 4-х групп, карточки.
Техническая часть: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока
Орг.момент
I.Постановка проблемы и актуализация знаний.
У.: Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (Озеро) Слайд № 2.
У.: Верно, сегодня мы поговорим подробнее об озере и его обитателях.
Фронтальная работа
У.: -Где образуются озера? ( В углублениях суши).
-Давайте вспомним, чем озеро отличается от других водоёмов? ( В них нет течения, как в реке) Слайд № 3.
-Какие озера называются проточными, какие бессточными? (Озёра – природные водоёмы со стоячей водой, расположенные в углублениях суши. Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Они пресные. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным. Иногда они бывают солёные). Слайд № 4.
-Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество
живых организмов, разных профессий, способно совместными усилиями поддерживать
круговорот веществ).
-Как вы думаете, является ли озеро экосистемой?
-Что нам понадобиться для доказательства этого предположения? (Надо узнать есть ли в озере все части экосистемы)
-У вас у каждого есть лист с таблицей «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Давайте заполним
колонку «Знаю». Если вы знаете, кто кем является в озере, запишите в колонку «Знаю», если не знаете, то в колонку «Хочу узнать».
Ученики заполняют таблицу.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
-Познакомимся с некоторыми обитателями озера и попробуем подтвердить или опровергнуть свои предположения- кем они являются в озере.
II.Поиск решения проблемы.
Работа в группах.
Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов.
Задания для групп. Приложение 1.
Отчёт групп о проделанной работе.
Группа 1. Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки, и отметьте в них особенности озёрных обитателей: (Рассказывают об особенностях потребителей озёрной экосистемы) Загадки. Проверка на доске. Слайды № 5-№ 8.
-Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с.48, узнайте, как они питаются. (Мелкие рачки, фильтруя воду, питаются мелкими водорослями).
Слайд № 10.
-Используя текст и рисунки на с.48 составьте цепь питания. (Водоросли-дафнии-плотва-щука). Проверка на доске. Слайд № 11.
Группа 2. Рассмотрите рис. на с.47 и слайд с эти ми же растениями. Используя текст на с.47, определите, где в озере их можно встретить? Какую роль в экосистеме они выполняют? (Рассказывают о производителях озёрной экосистемы)
У доски ученики выстраиваются в «живую» цепь.
У.:Рассмотрите растения и подумайте, где их можно встретить? (По берегам озер, в озере)
Слайд № 12. Обратите внимание на рогоз - его ошибочно называют камышом.
Группа 3. Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера:
Два рога, а не бык,6 ног без копыт.(Рак)
Когда я чёрен, я куслив и задорен,
А лишь покраснею, так и присмирею.
Рассмотрите мотыля, используя текст на с.49, узнайте, что это за организм. ( Это личинки комара). (Рассказывают о разрушителях озёрной экосистемы)
У,:Мотыль - это небольшой членистый червяк темно-малинового цвета. Мотыль - личинка комара-долгоножки, который плавает около берегов над водой. Из отложенных комарами яиц в донном иле выходят красные червячки, которые и живут здесь около года. Придонные рыбы кормятся мотылем, отыскивая его в иле. Слайд № 14.
Группа 4. Рассмотрите, кто обитает в озере.
Используя иллюстрацию на стр.47, заполни таблицу.
Производители | Потребители | Разрушители |
Как связаны организмы в экосистеме озера? (Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные.)
-Что вас удивляет в этом задании? Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка?
( На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверное, они оседают на дне).
-Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае?
(Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не полностью, часть веществ оседает на дно). Слайд №15.
-Если круговорот не замкнут, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой?
(Наверное, условия изменятся, и экосистема может разрушиться)
-Давайте проверим наши предположение по учебнику: вывод на с.46.Слайд №16.
III.Самостоятельное применение знаний.
У.:- Ответьте на вопросы на с.49. –Выполните задание из рабочей тетради –на выбор.
IV.Подведение итогов.
-Как мы ответим на вопрос урока? ( Озеро можно считать экосистемой, т.к есть все группы организмов и круговорот веществ).
Давайте запишем в нашу таблицу в колонку
«Узнал», что нового узнали.
Работа с таблицей ЗХУ.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Возьмите листы самооценки работы в группе (Ученики дают оценку своей деятельности). Приложение 2. 2.Лидеры групп, возьмите, пожалуйста, лист самооценки успешности работы группы, и совместно с участниками оцените работу в группе на данном уроке. Учитель фиксирует результаты на доске. Приложение 3. Домашнее задание: чтение текста темы 12, разгадать кроссворд в рабочей тетради, опережающее задание - подготовить сообщение об обитателях болота (по желанию).
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
1 группа
Задание 1.
Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки,
найдите нужную картинку и отметьте в них особенности озёрных обитателей.
Полосатые бока,
И клюёт на червяка.
Любит лакомиться рыбкой,
Ты поймай его поди-ка. ________________
Хищна и прожорлива,
Длинна, но поворотлива.________________
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит._________________
Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам
Нипочём рыбёшке грязь,
А зовут его … _____________________
Задание 2.
Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с.48,узнайте,
как они питаются. _______________________________
Задание 3.
Используя текст и рисунки на с.48 составьте цепь питания.
Задание 4. Используя текст на стр.48, составьте рассказ о потребителях.
В озерах бывают множества ___________. Это___к_________,_п___________,______________,___________, ___________. Они питаются д ___________, ц_________ . Дафнии и циклопы фильтруют воду в поисках мелких в _____________ .
Один такой рачок за сутки обрабатывает 1л воды. На рыб, которые питаются этими рачками, охотятся о ____________, щ _______.
Сделайте вывод. Как обитатели озёрного сообщества приспособились к жизни в озере?
Вывод: ___________________________________________________________________________
2 группа
Задание 1.
1. Рассмотри на стр.47 рисунки растений. Где в озере их можно встретить?
2. Составь рассказ.
Экосистема озера «двухэтажная».
Верхний этаж составляют мелкие одноклеточные организмы п _________________.
На дне растут, например э ______________. Вблизи берегов видны к _______________,
р ______________, к _____________. Они растут в воде, но листья и стебли расположены над водой.
3. Сделайте вывод.
Какую роль производители выполняют в экосистеме озера?
Вывод:_____________________________________________
4.У вас на столе лежат листочки, на которых записаны названия представителей разных профессий озера. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи, и показать «живую» цепь. ( у доски)
3 группа
1. Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера.
Два рога, а не бык, шесть ног без копыт.
Когда я чёрен,
Я куслив и задорен,
А лишь покраснею,
Так и присмирею.______________
2. Рассмотри мотыля в баночке, используя текст на стр.49, узнайте, что это за организм.______________________
3. Составьте рассказ, используя текст на стр.49.
На дне водоёма живут различные ________________, которые кормятся остатками умерших организмов. К ним относятся многочисленные м _____________, р ______, м____________ь.
Сделайте вывод.
Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае? ___________________________________________
4 группа
1. Рассмотрите, кто обитает в озере.
Используя иллюстрацию на стр.47, заполни таблицу.
Производители | Потребители | Разрушители |
Что удивляет вас?
Составьте рассказ. Как связаны организмы в экосистеме озера?
Организмы в экосистеме связаны к _________м в_________в.
Зеленые стрелки обозначают, кто кого ест или передачу органических веществ по цепи п____________. К___________ стрелка обозначает превращение органических веществ
в минеральные. На схеме изображена ч___________ стрелка. Она идёт от м__________ организмов.
Сделайте вывод. Что происходит с мёртвыми организмами?
Вывод: ___________________________________________________________________
Приложение 2.
Самооценка успешности работы группы
Утверждение | Отлично | Хорошо | Могли сделать лучше |
Наша группа работала как единая команда | |||
Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе | |||
Мы обсуждали и принимали решения вместе | |||
Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу | |||
В нашей группе уважается мнение каждого | |||
Успешно ответили на дополнительные вопросы | |||
Внимательно следим за выступлениями своих одноклассников |
Критерии самооценки работы в группе
Приложение 3.
Самооценка успешности работы группы
Утверждение | 1 группа | 2 группа | 3группа | 4 группа | ||||||||
Отлично | Хорошо | Могли сделать лучше | Отлично | Хорошо | Могли сделать лучше | Отлично | Хорошо | Могли сделать лучше | Отлично | Хорошо | Могли сделать лучше | |
Наша группа работала как единая команда | ||||||||||||
Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе | ||||||||||||
Мы обсуждали и принимали решения вместе | ||||||||||||
Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу | ||||||||||||
В нашей группе уважается мнение каждого | ||||||||||||
Успешно ответили на дополнительные вопросы | ||||||||||||
Внимательно следим за выступлениями своих одноклассников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс
Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс. На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке...
"Экосистема озера"
Урок окружающего мира в 3 классе по Образовательной программе "Школа 2100" ....
презентация к уроку окружающего мира "Экосистема озера"
Данный ресурс позволяет доступно и наглядно дать учащимся представление об экосистеме озера по программе "Школа 2100" в курсе окружающего мира в 3 классе....
Тест"Экосистема озера и болота"
Тест помогает быстро проверить знания учащихся по изученной теме....
Конспект урока Окружающий мир, 3 класс, Экосистема озера, школа 2100
Конспект пробного урока...
Экосистема озера
Презентация к уроку Окружающий мир 3 класс...
Урок (конспект и презентация). 3 класс. Окружающий мир. "Школа 2100" Экосистема озера
Связанные тома архива. Скачать все, тогда распакуется. По себе знаю, как грустно бывает скачать работу без видео и флеш файлов...здесь поместила всё и конспект и маршрутный лист для учеников (17 часте...