План – конспект урока «Растениеводство» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Трофимова Светлана Владимировна

Познакомить  с   одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводством; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания  и   развивать речь детей,  а  также    воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastenievodstvo_3_klass.doc.docx814.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «НОШ» г. Макарова Сахалинской  области

План – конспект урока

«Растениеводство»

0002-002-Kulturnye-rastenija

Выполнила:

Учитель высшей  категории

Трофимова Светлана Владимировна

Цели урока:

  • узнать об одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве;
  • научиться различать культурные растения;
  • учиться анализировать, обобщать полученные знания,
  • развивать речь детей,
  • воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

Оборудование:

Гербарии растений: рожь, овёс, ячмень, пшеница, подсолнечник, гречиха.

Карточки для самостоятельной работы, планы описания растений.

Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.      

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

-Какой урок сейчас?

-Проверяем готовность.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Разгадайте  загадки о полезных ископаемых  и  ответы  запишите  в карточки для самостоятельной работы:

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи... (Руда).

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

По трубе течет,

Пироги печет. (Газ).

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

3. Введение в тему.   Отгадайте загадки:

Было так:

В какой-то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

Пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых,

А чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей!   (хлеб).

Белая беляна

По полю гуляла,

Домой пришла,

В сусек легла. (Мука.)

Учитель:- Как вкусен и душист хлеб! Но, чтобы испечь хлеб, нужна мука. Из чего делают муку? (из пшеницы, овса, ржи, ячменя)

- Кто знает, где достают пшеницу, рожь, чтобы намолотить много муки и накормить нас всех? (Выращивают на полях.)

- Что значит выращивают? (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай.)

- Как называются растения, которые выращивает человек? (Культурными.)

- О чём же мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей.)

Учитель обобщает и делает вывод:

- Тема урока "Растениеводство".

i (5)

Растениеводство - выращивание культурных растений.

Сообщение целей урока.

- Подумайте, для чего нужно растениеводство. Зачем люди занимаются растениеводством? (Ответы детей.)

4. Практическая работа.

Дети делятся на 3 группы, получают карточки с заданиями и гербарий. Они составляют описание одного растения по плану, используя учебник. Затем один ученик из группы рассказывает об одном растении. (Пшеница, рожь, клевер, подсолнечник)

Рассказ сопровождается показом растения.

5. Физкультминутка.

67739297_54085804_23388fa89912

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Копают грядки)

Он принёс чемодан, (Показывают, как он нёс чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена - (Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы. (Восхищаются)

Утром их поливал, (Поливают)

На ночь их укрывал (Укрывают)

И берёг от холодной погоды. (Дети садятся, учитель продолжает)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

6. Отрасли растениеводства.

Учитель показывает картинку.

371_391

- Где растут яблоки? (В саду)

- Расскажите, как вырастить такое аппетитное яблоко.

- Это может каждый?

- Как называют людей, которые выращивают плодовые деревья? (Садоводы.)

- Как называется деятельность людей по разведению садов? (Садоводство.)

- Какое растение необходимо, чтобы испечь ржаной хлеб, белые душистые булки? (Рожь, пшеница, зерно.)

- Как называют людей, которые выращивают зерно? (Зерноводы -хлеборобы.)

- Как называется их деятельность? (Зерноводство.)

- Какие ещё культурные растения выращивают в поле? (Овощи - овощеводы - овощеводство.)

- Отгадайте загадку:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз.)

- Где растут арбузы, дыни, тыквы? (Бахча - бахчеводы - бахчеводство.)

- Ещё одна отрасль растениеводства - это технические культуры: кормовые, масличные и прядильные.

7. Знакомство с отраслями растениеводства.

8. Работа с гербарием по таблице.

Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся конверт с гербарием культурных растений. Первая группа должна выбрать из предложенного набора карточки с зерновыми культурами, вторая - с кормовыми, третья - с прядильными.

Самопроверка   учащимися.

9. Работа по учебнику.

Сельское хозяйство.  Дополнительный  материал.      

Агропромышленный комплекс играет немаловажную роль в экономическом развитии Сахалина и Курильских островов. В связи с отдаленностью от основных сельскохозяйственных районов России и затрудненностью транспортных связей, местное производство сельскохозяйственной продукции является важным источником продуктов питания для жителей области.

Основная продукция агропромышленного комплекса – молоко, картофель, овощи, свинина, яйцо. Практически вся продукция потребляется внутри области. В валовом общественном продукте сельское хозяйство занимает 6%. Среднее обеспечение собственной сельскохозяйственной продукцией: мясо - 9%, картофель – 100%, овощи – 50%, молоко и молочные продукты – 35%, яйцо – 75%.

Областное сельское хозяйство развивается в неблагоприятных природно-климатических условиях. Наиболее пригодными для работы сельскохозяйственных предприятий являются районы Тымовский, Поронайский, южные и западные районы острова Сахалин, но большая часть этих районов находится в зоне избыточного увлажнения. Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции сосредоточены в Анивском районе, Тымовском районе, Углегорском районе и Южно-Сахалинске. Растениеводство области представлено производством картофеля, овощей и кормовых культур. Основные овощные культуры – капуста, морковь, свекла. В закрытом грунте выращиваются (в том числе и в зимний период) томаты, огурцы, перец, зеленные культуры. Животноводство полностью обеспечивается растительными кормами за счет местных заготовок. Выведен сахалинский тип “Голштинской” породы крупного рогатого скота, способного в экстремальных условиях обеспечить высокую продуктивность. Широкое развитие получили свиноводство, птицеводство (работают две птицефабрики). Развито пушное производство – выращивание норок темно-коричневых, серебристо-голубых и пастельных тонов. Основная часть этой продукции вывозится за пределы области. Оленеводство – основная отрасль сельского хозяйства в северных районах Сахалина.

Более 56% сельскохозяйственных организаций преобразованы в государственные унитарные предприятия, остальные преобразованы в кооперативные, акционерные и частные предприятия. На личные подсобные и фермерские хозяйства приходится 67% валовой продукции сельского хозяйства. Государственный Сахалинский Научно-исследовательский Институт Сельского Хозяйства занимается разработкой вопросов развития отраслей растениеводства и животноводства применительно к местным природно-климатическим условиям.

В перспективе планируется увеличение объема продукции за счет растениеводства, мясомолочного животноводства, птицеводства и свиноводства, а также укрепление сырьевой базы местной перерабатывающей промышленности и снижение ее зависимости от импортного сырья.

10. Рассказ учителя о работе прядильного комбината.

i (7)

1.«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

2. «Прялка не Бог, а рубаху дает» .

3. «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом» .

4. «Не ленись прясть, хорошо оденешься».

(Материал  для  учителя)

Пряжей называется текстильная нить, получаемая из отдельных волокон путем их скручивания. Совокупность операций в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. От длины и толщины волокон зависит выбор способа прядения и вид получаемой пряжи. Существует 3 способа прядения: кардный, гребенной, аппаратный.

Прядение осуществляется на прядильных фабриках. Прядению, в полном смысле этого слова подвергаются лишь натуральные текстильные волокна (хлопок, шерсть, лен), так как этого требует  незначительная длина их волокон. Из химических волокон прядению подлежат только штапельные волокна, так как они, в противоположность всем другим химическим волокнам, короткие.

Для хлопка и штапельных волокон основной способ прядения — кардный. Для этого способа прядения используют хлопок средней длины. Длинные волокна шерсти, хлопка, натурального шелка перерабатываются по гребенному способу прядения. Получают тонкую, равномерную, плотную и гладкую пряжу. Короткие волокна хлопка и шерсти перерабатываются по аппаратному способу. При таком способе прядения получают толстую, рыхлую неравномерную  по толщине, пушистую аппаратную пряжу. Предварительно проделывают несколько операций, в результате которых волокно очищают, распрямляют, разделяют на отдельные волокна, расчесывают и лишь потом скручивают в пряжу.

Выравнивание и вытягивание производится на ленточных машинах путем соединения нескольких лент в одну для выравнивания ее по толщине. Проходя между валиками ленточной машины, лента постепенно утоняется.  Предпрядение производят на ровничных машинах, где из ленты путем вытягивания и слабого скручивания получают ровницу.

Собственно  прядение происходит на прядильных машинах и включает в себя окончательное вытягивание ровенцы, скручивание ее в пряжу, и наматывание пряжи.

Различают мокрое и сухое прядение.

Хлопок, шерсть, отходы натурального шелка, штапельные волокна прядут в сухом состоянии. Волокна льна прядут и сухим и мокрым способом. При мокром прядении, при получении более тонкой и плотной льняной пряжи, ровницу пропускают через ванны с горячей водой, которая размягчает пектиновые вещества. Количество операций, входящих в процесс прядения, зависит от способа прядения. Наиболее простой способ — аппаратный, т.к. из него исключены процессы обработки ленты и ровницы: после чесания непосредственно следует прядение.

Шерстяные волокна, наиболее длинные и грубые, перерабатываются способом грубогребенного прядения — пряжа получается плотная и жесткая. Тонкая шерсть средней длины идет в тонкогребенное прядение — образуется тонкая пряжа со слегка пушистой поверхностью. Грубая и полугрубая шерсть средней длины может перерабатываться по системе полугребенного прядения, т.е. без гребнечесания. В результате получается полугребенная пряжа, внешне похожа на гребенную. При прядении шерсти распространено смешивание волокон. В состав шерстяных волокон при аппаратном прядении могут входить кроме волокон шерсти, полученной при стрижке овец, заводская шерсть, восстановленная шерсть, хлопок, штапельные волокна. Смешивание волокон при аппаратном прядении производится перед чесанием. Штапельная пряжа, благодаря равномерности волокон по длине и толщине получается ровной и гладкой.

Конкурс «Проворные мотальщики» по 1 участнику от команды.

Задание: Перемотать клубок пряжи. Кто быстрее. Длина пряжи в клубках одинакова.

11. Сообщение о русском учёном-биологе Вавилове Н.В.

i (8)

Вавилов Николай Иванович (1887—1943), русский биолог, генетик, растениевод, один из организаторов сельскохозяйственной науки в СССР.

Родился 25 ноября 1887 г. в Москве в семье коммерсанта. Начальное образование получил в Московском коммерческом училище, после которого поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).

После окончания (1911 г.) был оставлен на кафедре частного земледелия. В 1917 г. стал профессором Саратовского университета. С 1921 г. заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), в 1924 г. реорганизованным во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 г. — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), руководителем которого Вавилов оставался до августа 1940 г.

С 1930 г. — также директор генетической лаборатории, преобразованной затем в Институт генетики АН СССР.

На основании проведенных в 1919— 1920 гг. исследований в книге «Полевые культуры Юго-Востока» (1922 г.) Вавилов описал все культурные растения Поволжья и Заволжья.

С 1920 по 1940 г. он руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями по изучению растительных ресурсов Средней Азии, Средиземноморья и др. В 1924 г. экспедиция побывала в Афганистане. Собранный материал позволил учёному установить закономерности в происхождении и распределении сортов культурных растений, что значительно облегчило работу ботаников и селекционеров.

Коллекция культурных растений, собранная Вавиловым и хранящаяся в ВИРе, насчитывает более 300 тыс. образцов. Особое значение для теоретической генетики приобрёл открытый им в 1920 г. закон гомологических рядов наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств, согласно которому у родственных групп возникают сходные наследственные изменения.

За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов Вавилов получил премию имени В. И. Ленина (1926 г.). За исследования в Афганистане он был награждён золотой медалью имени Н. М. Пржевальского; за работы в области селекции и семеноводства — Большой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1940 г.).

С 1929 г. Вавилов был академиком АН СССР и академиком АН УССР, избирался президентом (1929—1935 гг.) и вице-президентом (1935—1940 гг.) ВАСХНИЛ.

Однако кампания против генетики, развязанная учеником Вавилова Т. Д. Лысенко и поддержанная партийными идеологами, привела к тому, что в 1940 г. деятельность учёного прервалась. Вавилов был арестован по обвинению во вредительстве и скончался от голода на тюремной койке в Саратове 26 января 1943 г.

В 1965 г. учредили премию его имени, а в 1968 г. — золотую медаль, присуждаемую за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.

10. Закрепление пройденного.

Игра "Знаешь ли ты культурные растения?"

(Ответы  записывают  в карточки для самостоятельной работы):

Загадки о культурных растениях

В  огороде  у  дорожки

Стоит  солнышко  на  ножке.

Только  желтые  лучи

У  него  не  горячи.

( Подсолнух)

 

Круглый, круглый

Сладкий, сладкий                                                                    

С  полосатой  кожей  гладкой,                                                

 А  разрежешь – посмотри:                                                      

Красный, красный                                          

Он внутри                                                                                                       (Арбуз)  

Он  никогда  и  никого                                                              

 Не  обижал  на  свете.                                                              

Чего  же  плачут  от  него                                                        

 И  взрослые  и  дети?                                                                               ( Лук)  

Нарядилася  Алена

В  сарафанчик  свой  зеленый,

Завила  оборки  густо.

Узнаешь  ее?                                                                                   (Капуста)

В  огороде  вырастаю.                                                            

А  когда  я  созреваю,                                                            

Варят  из  меня  томат,                                                          

В  щи  кладут                                                                            

И  так  едят.                                                                                      

 ( Помидор)

Черных  ягод  пышный  куст –

Хороши  они  на  вкус!                                                                                                       ( Смородина)

На  сучках  висят  шары -                                                                                      Посинели  от  жары!                                                                                                                 ( Сливы)    

       

Была  зеленой, маленькой,                                                  

Потом  я  стала  аленькой.                                                    

 На  солнце  почернела  я,                                                      

 И  вот  теперь  я  спелая.                                                                      

( Вишня)       

Вырастает  он  в  земле,                                                        

Убирается  к  зиме.                                                                

 Головой  на  лук  похож.                                                      

Если  только  пожуешь                                                          

Даже  маленькую  дольку -                                                    

Будет  пахнуть  очень  долго.                                                              

( Чеснок)        

Круглое, румяное,                                                            

Я  расту  на  ветке.                                                            

Любят  меня  взрослые                                                      

И  маленькие  детки.                                                                        

( Яблоко )                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Очень  густо  он  растет,

Незаметно  он  цветет.

А  когда  проходит  лето,

Мы  едим  его  конфеты,

Не  в  бумажке, а  в  скорлупке –

Берегите, детки, зубки!

 ( Орешник)

- Какое растение лишнее? Почему?

(орешник – дикорастущее растение)

11. Итог урока.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

- Что на уроке было интересно?

- Что вызвало затруднение?

- Какие растения выращивают люди для получения продуктов питания?

- На корм домашним животным?

- Назовите отрасли растениеводства.

11. Домашнее задание.

Подготовить сообщения о культурных растениях, о труде растениеводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"

Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....

планы-конспекты 2,3 класс,2 четверть Музыка.

Планы-конспекты по программе В.В Алеева, Т.Н.Кичак.2,3,класс 2 четверть.Указаны цели и задачи для учителя и учеников....

план-конспект урока 3 класса

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАпо физической культуре в 3 Б классеДата проведения: 25 ноября 2011г.Задачи урока:совершенствование техники кувырка вперед, стойки на лопатках согнув ноги;фор...

планы конспекты Музыка -2 класс, 2 четверть, по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

Планы составлены по учебнику Музыка 2 класс,3-е издание по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева....

План - конспект урока 2 класса по физической культуре

Конспект урока по физической культуре для 2 класса...

Конспект урока "Растениеводство" (3 кл, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Растениеводство". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока "Растениеводство" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....