Урок по теме "Кто такие звери?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок открытия новых знаний по технологии деятельностного метода. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 32.45 КБ |
urok_po_teme_kto_takie_zveri.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А. Плешакова (УМК «Школа России»)
Дидактическое обоснование урока.
Тема: Кто такие звери?
Цель урока: формирование интеллектуальной компетентности: умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, сравнивать, группировать факты, обобщать их, делать выводы, добывать новые знания, информацию из различных источников.
Тип урока: урок открытия новых знаний (по технологии деятельностного метода).
Задачи урока:
- формирование понятия «звери» (уяснение их отличительных особенностей);
- развитие познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия);
- воспитание любознательности, уважительного отношения к природе.
Методы обучения: проблемно-диалогический, наглядный, словесно-репродуктивный, игровой, моделирование.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, справочник «От земли до неба: атлас-определитель», компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные фишки, книга А. А. Плешакова «Зеленые страницы».
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
Сегодня на уроке мы будем вспоминать, думать, сравнивать и, конечно, узнаем что-то новое. Посмотрите на схему (1ый слайд). Что она обозначает, как вы думаете? (Группы животных).
Животные
насекомые птицы рыбы ? ?
А что обозначают вопросительные знаки в данной схеме? (Есть группы животных, которые мы еще не изучали.) А вы бы хотели раскрыть тайну хотя бы одного вопросительного знака? …Я думаю, что мы сможем это сделать, ведь у нас есть желание, запас знаний, нужно только активно поработать.
2.Актуализация знаний.
Распределите животных по группам. Если это насекомое, вы поднимаете фишку зеленого цвета, если рыба – синего, птица – желтого, если животное не относится ни к одной из названных групп, то поднимаете фишку белого цвета. (На 2 ом– 4ом слайдах презентации последовательно возникают изображения различных животных, дети поднимают фишки)
На следующих слайдах (с 5го по 8ой) все показанные животные объединены в группы. При показе изученной группы вспоминаем ее главный признак (у насекомых 6 ног, тело птиц покрыто перьями, тело рыб покрыто чешуей)
3.Постановка учебной задачи.
Как же мы назовем группу животных, обозначенных нами белой фишкой? (Это звери.) Итак, тема нашего урока - … (называют дети). Как выдумаете, что мы должны выяснить относительно зверей? …(Их главный, отличительный признак.)
4. Построение проекта выхода из затруднения и решение проблемы в ходе его реализации.
Что же нам нужно сделать, чтобы выяснить этот главный признак? (Сравнить, чем отличаются звери от других групп животных.)
Давайте сравним зверей с птицами. Что общего в строении их тел? (…) Что различного? (…)
Дети будут делать различные предположения, например: звери не летают, у зверей 4 ноги, все звери большие и др. Эти предположения будут основанием для сравнения, анализа, конкретизации, т. е. для развития мыслительной деятельности. Например, если прозвучит неправильное предположение о том, что главным признаком зверей является отсутствие у них крыльев и то, что они не летают, нужно будет сравнить зверей с рыбами (у них тоже нет крыльев) и с насекомыми (у них есть крылья). В процессе обсуждения дети сами докажут, что вышеназванный признак является несущественным.
Чтобы окончательно убедить их в этом, Мудрая Черепаха (сказочный персонаж, предусмотренный автором учебника) «скажет»: «А я вот знаю зверей, которые летают. Один зверек летает с дерева на дерево, а другой вообще летает как птица, правда, в сумерках и ночью. Может, вы догадались, кто это?» и «покажет» детям летающих зверей – белку-летягу и летучую мышь (слайд 9)
Продолжив сравнение, дети все же найдут правильную версию: тело зверей покрыто шерстью.
5. Первичное закрепление.
а) Моделирование.
Какую модель можно построить для запоминания этого знания? Например: З – Ш (звери – шерсть); у насекомых – Н – 6 н. (насекомые – 6 ног), П - П (птицы – перья), Р - ))))) (рыбы – чешуя)
б) Работа по учебнику.
Даны изображения четырех животных. Нужно определить, кто из них – зверь, кто – не зверь. Может возникнуть ошибка: крокодил – зверь. Кто-либо из детей докажет: крокодил – не зверь, его тело не покрыто шерстью.
6. Направление на поиск нужной информации.
«Крокодил относится совершенно к иной группе животных, о которой вы узнаете в старших классах. Но если очень хотите узнать, то, пожалуйста, узнавайте самостоятельно. Можете использовать различные источники: спросить у старших, поискать в справочниках, посмотреть в Интернете. В любом случае попросите помощи у взрослых» - такой будет рекомендация учителя.
7. Выявление имеющихся знаний, их «окультуривание».
На слайде показаны звери с различной шерстью (по густоте, длине, цвету).
Беседа на выявление имеющихся знаний:
Меняется ли у зверей шерсть, например, в течение года или нет? Что вы наблюдали у своих домашних питомцев? Что вы об этом знаете? (Первоклассники обычно осведомлены о смене «шубки» у зайца.) А как вы думаете, почему зайцу зимой комфортнее в белой шубке? (В ходе беседы уясняется значение шерсти животных для приспособления к условиям неживой природы, а также дети знакомятся с термином «линька».)
Физминутка (имитация движений различных животных).
7. Расширение и углубление знаний.
а) В учебнике даны изображения зверей - летучей мыши, крота и кита. Какие вопросы у вас возникли при рассматривании этих зверей? (Могут возникнуть такие вопросы: Почему летучая мышь относится к зверям? Почему у крота широкие лапы и слепые глаза? А разве кит – зверь?) На первые два вопроса при направляющей роли учителя дети сами могут найти ответ. А чтобы ответить на последний вопрос, обратимся к Мудрой Черепахе. И она «скажет»: «У зверей есть еще один важнейший признак – они кормят детенышей своим молоком. Поэтому научное название зверей – млекопитающие. А кит тоже кормит своего детеныша молоком, потому он и относится к млекопитающим, т. е., к зверям. А шерсть ему в море не нужна. Ученые предполагают, что когда-то очень давно она у них была, но со временем из-за ненадобности исчезла».
Рекомендация учителя: «Если вы хотите больше узнать об этих животных, то можете найти материал о них в книге «Зеленые страницы». (Книга из серии «Зеленый дом» является составной частью УМК по данной программе).
б) Работа в группах по тетрадям на печатной основе с последующей проверкой.
Посовещавшись, попробуйте определить, какие звери обитают в нашей стране, а какие – в дальних странах. (Работают карандашами, закрашивают фишки определенным цветом.) Это задание сложное, поэтому, если сомневаетесь, обратитесь к атласу-определителю «От земли до неба» (справочник из серии «Зеленый дом»). Если и там не найдете ответ, можете оставить фишку незакрашенной. В ходе проверки задания мы все уточним.
8. Работа в парах.
Задание на развитие восприятия, внимания, мелкой моторики:
В учебнике дан рисунок. Надо найти и закрасить изображения спрятавшихся на этом рисунке четырех зверей. (Чтобы не портить учебник, используем кальку и скрепки.)
9. Рефлексия деятельности.
Что же самое главное мы узнали на уроке? А как нам удалось это узнать? Что мы для этого делали? Что вам понравилось на уроке? А как мы работали? 10. Домашнее задание (по желанию): узнать, к какой группе животных относится крокодил, попросить родителей, чтобы почитали материал из книги «Зеленые страницы»; найти загадки о различных животных, не обитающих в нашей стране (подготовка к изучению темы «Что такое зоопарк?»).
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А. Плешакова (УМК «Школа России»)
Дидактическое обоснование урока.
Тема: Кто такие звери?
Цель урока: формирование интеллектуальной компетентности: умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, сравнивать, группировать факты, обобщать их, делать выводы, добывать новые знания, информацию из различных источников.
Тип урока: урок открытия новых знаний (по технологии деятельностного метода).
Задачи урока:
- формирование понятия «звери» (уяснение их отличительных особенностей);
- развитие познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия);
- воспитание любознательности, уважительного отношения к природе.
Методы обучения: проблемно-диалогический, наглядный, словесно-репродуктивный, игровой, моделирование.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, справочник «От земли до неба: атлас-определитель», компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные фишки, книга А. А. Плешакова «Зеленые страницы».
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
Сегодня на уроке мы будем вспоминать, думать, сравнивать и, конечно, узнаем что-то новое. Посмотрите на схему (1ый слайд). Что она обозначает, как вы думаете? (Группы животных).
Животные
насекомые птицы рыбы ? ?
А что обозначают вопросительные знаки в данной схеме? (Есть группы животных, которые мы еще не изучали.) А вы бы хотели раскрыть тайну хотя бы одного вопросительного знака? …Я думаю, что мы сможем это сделать, ведь у нас есть желание, запас знаний, нужно только активно поработать.
2.Актуализация знаний.
Распределите животных по группам. Если это насекомое, вы поднимаете фишку зеленого цвета, если рыба – синего, птица – желтого, если животное не относится ни к одной из названных групп, то поднимаете фишку белого цвета. (На 2 ом– 4ом слайдах презентации последовательно возникают изображения различных животных, дети поднимают фишки)
На следующих слайдах (с 5го по 8ой) все показанные животные объединены в группы. При показе изученной группы вспоминаем ее главный признак (у насекомых 6 ног, тело птиц покрыто перьями, тело рыб покрыто чешуей)
3.Постановка учебной задачи.
Как же мы назовем группу животных, обозначенных нами белой фишкой? (Это звери.) Итак, тема нашего урока - … (называют дети). Как выдумаете, что мы должны выяснить относительно зверей? …(Их главный, отличительный признак.)
4. Построение проекта выхода из затруднения и решение проблемы в ходе его реализации.
Что же нам нужно сделать, чтобы выяснить этот главный признак? (Сравнить, чем отличаются звери от других групп животных.)
Давайте сравним зверей с птицами. Что общего в строении их тел? (…) Что различного? (…)
Дети будут делать различные предположения, например: звери не летают, у зверей 4 ноги, все звери большие и др. Эти предположения будут основанием для сравнения, анализа, конкретизации, т. е. для развития мыслительной деятельности. Например, если прозвучит неправильное предположение о том, что главным признаком зверей является отсутствие у них крыльев и то, что они не летают, нужно будет сравнить зверей с рыбами (у них тоже нет крыльев) и с насекомыми (у них есть крылья). В процессе обсуждения дети сами докажут, что вышеназванный признак является несущественным.
Чтобы окончательно убедить их в этом, Мудрая Черепаха (сказочный персонаж, предусмотренный автором учебника) «скажет»: «А я вот знаю зверей, которые летают. Один зверек летает с дерева на дерево, а другой вообще летает как птица, правда, в сумерках и ночью. Может, вы догадались, кто это?» и «покажет» детям летающих зверей – белку-летягу и летучую мышь (слайд 9)
Продолжив сравнение, дети все же найдут правильную версию: тело зверей покрыто шерстью.
5. Первичное закрепление.
а) Моделирование.
Какую модель можно построить для запоминания этого знания? Например: З – Ш (звери – шерсть); у насекомых – Н – 6 н. (насекомые – 6 ног), П - П (птицы – перья), Р - ))))) (рыбы – чешуя)
б) Работа по учебнику.
Даны изображения четырех животных. Нужно определить, кто из них – зверь, кто – не зверь. Может возникнуть ошибка: крокодил – зверь. Кто-либо из детей докажет: крокодил – не зверь, его тело не покрыто шерстью.
6. Направление на поиск нужной информации.
«Крокодил относится совершенно к иной группе животных, о которой вы узнаете в старших классах. Но если очень хотите узнать, то, пожалуйста, узнавайте самостоятельно. Можете использовать различные источники: спросить у старших, поискать в справочниках, посмотреть в Интернете. В любом случае попросите помощи у взрослых» - такой будет рекомендация учителя.
7. Выявление имеющихся знаний, их «окультуривание».
На слайде показаны звери с различной шерстью (по густоте, длине, цвету).
Беседа на выявление имеющихся знаний:
Меняется ли у зверей шерсть, например, в течение года или нет? Что вы наблюдали у своих домашних питомцев? Что вы об этом знаете? (Первоклассники обычно осведомлены о смене «шубки» у зайца.) А как вы думаете, почему зайцу зимой комфортнее в белой шубке? (В ходе беседы уясняется значение шерсти животных для приспособления к условиям неживой природы, а также дети знакомятся с термином «линька».)
Физминутка (имитация движений различных животных).
7. Расширение и углубление знаний.
а) В учебнике даны изображения зверей - летучей мыши, крота и кита. Какие вопросы у вас возникли при рассматривании этих зверей? (Могут возникнуть такие вопросы: Почему летучая мышь относится к зверям? Почему у крота широкие лапы и слепые глаза? А разве кит – зверь?) На первые два вопроса при направляющей роли учителя дети сами могут найти ответ. А чтобы ответить на последний вопрос, обратимся к Мудрой Черепахе. И она «скажет»: «У зверей есть еще один важнейший признак – они кормят детенышей своим молоком. Поэтому научное название зверей – млекопитающие. А кит тоже кормит своего детеныша молоком, потому он и относится к млекопитающим, т. е., к зверям. А шерсть ему в море не нужна. Ученые предполагают, что когда-то очень давно она у них была, но со временем из-за ненадобности исчезла».
Рекомендация учителя: «Если вы хотите больше узнать об этих животных, то можете найти материал о них в книге «Зеленые страницы». (Книга из серии «Зеленый дом» является составной частью УМК по данной программе).
б) Работа в группах по тетрадям на печатной основе с последующей проверкой.
Посовещавшись, попробуйте определить, какие звери обитают в нашей стране, а какие – в дальних странах. (Работают карандашами, закрашивают фишки определенным цветом.) Это задание сложное, поэтому, если сомневаетесь, обратитесь к атласу-определителю «От земли до неба» (справочник из серии «Зеленый дом»). Если и там не найдете ответ, можете оставить фишку незакрашенной. В ходе проверки задания мы все уточним.
8. Работа в парах.
Задание на развитие восприятия, внимания, мелкой моторики:
В учебнике дан рисунок. Надо найти и закрасить изображения спрятавшихся на этом рисунке четырех зверей. (Чтобы не портить учебник, используем кальку и скрепки.)
9. Рефлексия деятельности.
Что же самое главное мы узнали на уроке? А как нам удалось это узнать? Что мы для этого делали? Что вам понравилось на уроке? А как мы работали? 10. Домашнее задание (по желанию): узнать, к какой группе животных относится крокодил, попросить родителей, чтобы почитали материал из книги «Зеленые страницы»; найти загадки о различных животных, не обитающих в нашей стране (подготовка к изучению темы «Что такое зоопарк?»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование. Кто такие птицы?
Кто такие птицы?...
Урок - экскурсия Что такое хвоинки
Часть урока проходит во дворе школы, часть - в классе. Во время экскурсии дети работают в группах под руководством учеников - консультантов....
Урок доноведения "Что такое семья?"
Урок доноведения по теме «Что такое семья?» Задачи урока:1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на хар...
Урок 2 «Что такое светская этика»
Разработка урока по предмету ОРКСЭ, по теме "Что такое светская этика" , для 4 класса....
Урок 2 «Что такое светская этика»
Разработка урока по предмету ОРКСЭ, по теме "Что такое светская этика" , для 4 класса....
Разработка урока чтения "Что такое хорошо и что такое плохо"
Урок литературного чтения по программе " Школа России"...
Урок этики "Что такое хорошо, а что такое плохо".
ЦЕЛИ:Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.Воспитатель:Крошка сын к отцу пришел,И спросила кроха:Что такое хоро...