Урок по теме "Кто такие звери?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Урок открытия новых знаний по технологии деятельностного метода. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока32.45 КБ
Файл urok_po_teme_kto_takie_zveri.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А. Плешакова (УМК «Школа России»)

Дидактическое обоснование урока.

Тема: Кто такие звери?

Цель урока: формирование интеллектуальной компетентности: умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, сравнивать, группировать факты, обобщать их, делать выводы, добывать новые знания, информацию из различных источников.

Тип урока: урок открытия новых знаний (по технологии деятельностного метода).

Задачи урока:

 - формирование понятия «звери» (уяснение их отличительных особенностей);

 - развитие познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия);

 - воспитание любознательности, уважительного отношения к природе.

Методы обучения: проблемно-диалогический, наглядный, словесно-репродуктивный, игровой, моделирование.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, справочник «От земли до неба: атлас-определитель», компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные фишки, книга А. А. Плешакова «Зеленые страницы».

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать, думать, сравнивать и, конечно, узнаем что-то новое. Посмотрите на схему (1ый слайд). Что она обозначает, как вы думаете? (Группы животных).

Животные

          насекомые                 птицы         рыбы        ?                  ?

А что обозначают вопросительные знаки в данной схеме? (Есть группы животных, которые мы еще не изучали.) А вы бы хотели раскрыть тайну хотя бы одного вопросительного знака? …Я думаю, что мы сможем это сделать, ведь у нас есть желание, запас знаний, нужно только активно поработать.

2.Актуализация знаний.

Распределите животных по группам. Если это насекомое, вы поднимаете фишку зеленого цвета, если рыба – синего, птица – желтого, если животное не относится ни к одной из названных групп, то поднимаете фишку белого цвета. (На 2 ом– 4ом слайдах презентации последовательно возникают изображения различных животных, дети поднимают фишки)

На следующих  слайдах (с 5го по 8ой) все показанные животные объединены в группы. При показе изученной группы вспоминаем ее главный признак (у насекомых 6 ног, тело птиц покрыто перьями, тело рыб покрыто чешуей)

3.Постановка учебной задачи.

Как же мы назовем группу животных, обозначенных нами белой фишкой? (Это звери.) Итак, тема нашего урока - … (называют дети). Как выдумаете, что мы должны выяснить относительно зверей? …(Их главный, отличительный признак.)

4. Построение проекта выхода из затруднения и решение проблемы в ходе его реализации.

Что же нам нужно сделать, чтобы выяснить этот главный признак? (Сравнить, чем отличаются звери от других групп животных.)

Давайте сравним зверей с птицами. Что общего в строении их тел? (…) Что различного? (…)

Дети будут делать различные предположения, например: звери не летают, у зверей 4 ноги, все звери большие и др. Эти предположения будут основанием для сравнения, анализа, конкретизации, т. е. для развития мыслительной деятельности. Например, если прозвучит неправильное предположение о том, что главным признаком зверей является отсутствие у них крыльев и то, что они не летают, нужно будет сравнить зверей с рыбами (у них тоже нет крыльев) и с насекомыми (у них есть крылья). В процессе обсуждения дети сами докажут, что вышеназванный признак является несущественным.

Чтобы окончательно убедить их в этом, Мудрая Черепаха (сказочный персонаж, предусмотренный автором учебника) «скажет»: «А я вот знаю зверей, которые летают. Один зверек летает с дерева на дерево, а другой вообще летает как птица, правда, в сумерках и ночью. Может, вы догадались, кто это?»  и «покажет» детям летающих зверей – белку-летягу и летучую мышь (слайд 9)

Продолжив сравнение, дети все же найдут  правильную версию: тело зверей покрыто шерстью.

5. Первичное закрепление.

а) Моделирование.

Какую модель можно построить для запоминания этого знания? Например: З – Ш (звери – шерсть); у насекомых – Н – 6 н. (насекомые – 6 ног), П - П (птицы – перья), Р - ))))) (рыбы – чешуя)

б) Работа по учебнику.

Даны изображения четырех животных. Нужно определить, кто из них – зверь, кто – не зверь. Может возникнуть ошибка: крокодил – зверь. Кто-либо из детей докажет: крокодил – не зверь, его тело не покрыто шерстью.

6. Направление на поиск нужной информации.

«Крокодил относится совершенно к иной группе животных, о которой вы узнаете в старших классах. Но если очень хотите узнать, то, пожалуйста, узнавайте самостоятельно. Можете использовать различные источники: спросить у старших, поискать в справочниках, посмотреть в Интернете. В любом случае попросите помощи у взрослых» - такой будет рекомендация учителя.

7. Выявление имеющихся знаний, их «окультуривание».

На слайде показаны звери с различной шерстью (по густоте, длине, цвету).

Беседа на выявление имеющихся знаний:

Меняется ли у зверей шерсть, например, в течение года или нет? Что вы наблюдали у своих домашних питомцев? Что вы об этом знаете? (Первоклассники обычно осведомлены о смене «шубки» у зайца.) А как вы думаете, почему зайцу зимой комфортнее в белой шубке? (В ходе беседы уясняется значение шерсти животных для приспособления к условиям неживой природы, а также дети знакомятся с термином «линька».) 

Физминутка (имитация движений различных животных).

7. Расширение и углубление знаний.

а) В учебнике даны изображения зверей - летучей мыши, крота и кита. Какие вопросы у вас возникли при рассматривании этих зверей? (Могут возникнуть такие вопросы: Почему летучая мышь относится к зверям? Почему у крота широкие лапы и слепые глаза? А разве кит – зверь?) На первые два вопроса при направляющей роли учителя дети  сами могут найти ответ. А чтобы ответить на последний вопрос, обратимся к Мудрой Черепахе. И она «скажет»: «У зверей есть еще один важнейший признак – они кормят  детенышей своим молоком. Поэтому научное название зверей – млекопитающие. А кит тоже кормит своего детеныша молоком, потому он и относится к млекопитающим, т. е., к зверям. А шерсть ему в море не нужна. Ученые предполагают, что когда-то очень давно она у них была,  но со временем из-за ненадобности исчезла».

Рекомендация учителя: «Если вы хотите больше узнать об этих животных, то  можете найти материал о них в книге «Зеленые страницы». (Книга  из серии «Зеленый дом» является составной частью УМК по данной программе).

б) Работа в группах по тетрадям на печатной основе с последующей проверкой.

Посовещавшись, попробуйте определить, какие звери обитают в нашей стране, а какие – в дальних странах. (Работают карандашами, закрашивают фишки определенным цветом.) Это задание сложное, поэтому, если сомневаетесь, обратитесь к атласу-определителю «От земли до неба» (справочник из серии «Зеленый дом»). Если и там не найдете ответ, можете оставить фишку незакрашенной. В ходе проверки задания мы все уточним.

8. Работа в парах.

Задание на развитие восприятия, внимания, мелкой моторики:

В учебнике дан рисунок. Надо найти и закрасить изображения спрятавшихся на этом рисунке четырех зверей. (Чтобы не портить учебник, используем кальку и скрепки.)

9. Рефлексия деятельности.

Что же самое главное мы узнали на уроке? А как нам удалось это узнать? Что мы для этого делали? Что вам понравилось на уроке? А как мы работали? 10. Домашнее задание (по желанию): узнать, к какой группе животных относится крокодил, попросить родителей, чтобы почитали материал из книги «Зеленые страницы»; найти загадки о различных животных, не обитающих в нашей стране (подготовка к изучению темы «Что такое зоопарк?»).



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А. Плешакова (УМК «Школа России»)

Дидактическое обоснование урока.

Тема: Кто такие звери?

Цель урока: формирование интеллектуальной компетентности: умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, сравнивать, группировать факты, обобщать их, делать выводы, добывать новые знания, информацию из различных источников.

Тип урока: урок открытия новых знаний (по технологии деятельностного метода).

Задачи урока:

 - формирование понятия «звери» (уяснение их отличительных особенностей);

 - развитие познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия);

 - воспитание любознательности, уважительного отношения к природе.

Методы обучения: проблемно-диалогический, наглядный, словесно-репродуктивный, игровой, моделирование.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, справочник «От земли до неба: атлас-определитель», компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные фишки, книга А. А. Плешакова «Зеленые страницы».

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать, думать, сравнивать и, конечно, узнаем что-то новое. Посмотрите на схему (1ый слайд). Что она обозначает, как вы думаете? (Группы животных).

Животные

          насекомые                 птицы         рыбы        ?                  ?

А что обозначают вопросительные знаки в данной схеме? (Есть группы животных, которые мы еще не изучали.) А вы бы хотели раскрыть тайну хотя бы одного вопросительного знака? …Я думаю, что мы сможем это сделать, ведь у нас есть желание, запас знаний, нужно только активно поработать.

2.Актуализация знаний.

Распределите животных по группам. Если это насекомое, вы поднимаете фишку зеленого цвета, если рыба – синего, птица – желтого, если животное не относится ни к одной из названных групп, то поднимаете фишку белого цвета. (На 2 ом– 4ом слайдах презентации последовательно возникают изображения различных животных, дети поднимают фишки)

На следующих  слайдах (с 5го по 8ой) все показанные животные объединены в группы. При показе изученной группы вспоминаем ее главный признак (у насекомых 6 ног, тело птиц покрыто перьями, тело рыб покрыто чешуей)

3.Постановка учебной задачи.

Как же мы назовем группу животных, обозначенных нами белой фишкой? (Это звери.) Итак, тема нашего урока - … (называют дети). Как выдумаете, что мы должны выяснить относительно зверей? …(Их главный, отличительный признак.)

4. Построение проекта выхода из затруднения и решение проблемы в ходе его реализации.

Что же нам нужно сделать, чтобы выяснить этот главный признак? (Сравнить, чем отличаются звери от других групп животных.)

Давайте сравним зверей с птицами. Что общего в строении их тел? (…) Что различного? (…)

Дети будут делать различные предположения, например: звери не летают, у зверей 4 ноги, все звери большие и др. Эти предположения будут основанием для сравнения, анализа, конкретизации, т. е. для развития мыслительной деятельности. Например, если прозвучит неправильное предположение о том, что главным признаком зверей является отсутствие у них крыльев и то, что они не летают, нужно будет сравнить зверей с рыбами (у них тоже нет крыльев) и с насекомыми (у них есть крылья). В процессе обсуждения дети сами докажут, что вышеназванный признак является несущественным.

Чтобы окончательно убедить их в этом, Мудрая Черепаха (сказочный персонаж, предусмотренный автором учебника) «скажет»: «А я вот знаю зверей, которые летают. Один зверек летает с дерева на дерево, а другой вообще летает как птица, правда, в сумерках и ночью. Может, вы догадались, кто это?»  и «покажет» детям летающих зверей – белку-летягу и летучую мышь (слайд 9)

Продолжив сравнение, дети все же найдут  правильную версию: тело зверей покрыто шерстью.

5. Первичное закрепление.

а) Моделирование.

Какую модель можно построить для запоминания этого знания? Например: З – Ш (звери – шерсть); у насекомых – Н – 6 н. (насекомые – 6 ног), П - П (птицы – перья), Р - ))))) (рыбы – чешуя)

б) Работа по учебнику.

Даны изображения четырех животных. Нужно определить, кто из них – зверь, кто – не зверь. Может возникнуть ошибка: крокодил – зверь. Кто-либо из детей докажет: крокодил – не зверь, его тело не покрыто шерстью.

6. Направление на поиск нужной информации.

«Крокодил относится совершенно к иной группе животных, о которой вы узнаете в старших классах. Но если очень хотите узнать, то, пожалуйста, узнавайте самостоятельно. Можете использовать различные источники: спросить у старших, поискать в справочниках, посмотреть в Интернете. В любом случае попросите помощи у взрослых» - такой будет рекомендация учителя.

7. Выявление имеющихся знаний, их «окультуривание».

На слайде показаны звери с различной шерстью (по густоте, длине, цвету).

Беседа на выявление имеющихся знаний:

Меняется ли у зверей шерсть, например, в течение года или нет? Что вы наблюдали у своих домашних питомцев? Что вы об этом знаете? (Первоклассники обычно осведомлены о смене «шубки» у зайца.) А как вы думаете, почему зайцу зимой комфортнее в белой шубке? (В ходе беседы уясняется значение шерсти животных для приспособления к условиям неживой природы, а также дети знакомятся с термином «линька».) 

Физминутка (имитация движений различных животных).

7. Расширение и углубление знаний.

а) В учебнике даны изображения зверей - летучей мыши, крота и кита. Какие вопросы у вас возникли при рассматривании этих зверей? (Могут возникнуть такие вопросы: Почему летучая мышь относится к зверям? Почему у крота широкие лапы и слепые глаза? А разве кит – зверь?) На первые два вопроса при направляющей роли учителя дети  сами могут найти ответ. А чтобы ответить на последний вопрос, обратимся к Мудрой Черепахе. И она «скажет»: «У зверей есть еще один важнейший признак – они кормят  детенышей своим молоком. Поэтому научное название зверей – млекопитающие. А кит тоже кормит своего детеныша молоком, потому он и относится к млекопитающим, т. е., к зверям. А шерсть ему в море не нужна. Ученые предполагают, что когда-то очень давно она у них была,  но со временем из-за ненадобности исчезла».

Рекомендация учителя: «Если вы хотите больше узнать об этих животных, то  можете найти материал о них в книге «Зеленые страницы». (Книга  из серии «Зеленый дом» является составной частью УМК по данной программе).

б) Работа в группах по тетрадям на печатной основе с последующей проверкой.

Посовещавшись, попробуйте определить, какие звери обитают в нашей стране, а какие – в дальних странах. (Работают карандашами, закрашивают фишки определенным цветом.) Это задание сложное, поэтому, если сомневаетесь, обратитесь к атласу-определителю «От земли до неба» (справочник из серии «Зеленый дом»). Если и там не найдете ответ, можете оставить фишку незакрашенной. В ходе проверки задания мы все уточним.

8. Работа в парах.

Задание на развитие восприятия, внимания, мелкой моторики:

В учебнике дан рисунок. Надо найти и закрасить изображения спрятавшихся на этом рисунке четырех зверей. (Чтобы не портить учебник, используем кальку и скрепки.)

9. Рефлексия деятельности.

Что же самое главное мы узнали на уроке? А как нам удалось это узнать? Что мы для этого делали? Что вам понравилось на уроке? А как мы работали? 10. Домашнее задание (по желанию): узнать, к какой группе животных относится крокодил, попросить родителей, чтобы почитали материал из книги «Зеленые страницы»; найти загадки о различных животных, не обитающих в нашей стране (подготовка к изучению темы «Что такое зоопарк?»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия Что такое хвоинки

Часть урока проходит во дворе школы, часть - в классе. Во время экскурсии дети работают в группах под руководством учеников - консультантов....

Урок доноведения "Что такое семья?"

Урок доноведения по теме «Что такое семья?» Задачи урока:1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на хар...

Урок 2 «Что такое светская этика»

Разработка урока по предмету ОРКСЭ, по теме "Что такое светская этика" , для 4 класса....

Урок 2 «Что такое светская этика»

Разработка урока по предмету ОРКСЭ, по теме "Что такое светская этика" , для 4 класса....

Разработка урока чтения "Что такое хорошо и что такое плохо"

Урок литературного чтения по программе " Школа России"...

Урок этики "Что такое хорошо, а что такое плохо".

ЦЕЛИ:Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.Воспитатель:Крошка сын к отцу пришел,И спросила кроха:Что такое хоро...