"Почва"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Методическая разработка по окружающему миру по теме "Почва" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrk_urok_pochva.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
3 класс
Тема урока
«Что такое почва»
ТЕМА УРОКА: «Почва – важнейшая часть экосистемы».
Программа «Школа 2100»
3 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «почва».
Задачи урока:
обучающие:
- узнать состав почвы;
- изучить основные свойства почвы;
- определить роль почвы как части экосистемы;
развивающие:
- развитие умения наблюдать;
- развитие внимания;
- развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) при работе в парах;
- развитие регулятивных УУД;
воспитательные:
- формирование бережного отношения к природе;
- формирование дружеских, товарищеских отношений между учащимися класса.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»);
- Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. 3 класс («Обитатели Земли»)
- Таблица из набора наглядных пособий по окружающему миру «Почва – важнейшая часть экосистемы»;
- Стаканчики с водой и ложки для опыта у каждой пары;
5.Инструкции по проведению опытов и описанию их результатов.
6.Прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага (у учителя и каждого ученика).
7.Лабораторное стекло спиртовка, штатив, держатель (у учителя).
8.Коллекция почв.
Планируемые результаты обучения:
1.Учащиеся понимают смысл терминов «Почва», «Перегной»,
2.Учащиеся умеют формулировать интересующие их вопросы по теме «Почва» ,производить сравнение и сопоставлять факты по изучаемой теме.
3.Учащиеся учатся критически относиться к полученной информации.
Форма работы: Индивидуально – групповая
Формируемые УУД: познавательные ,коммуникативные, регулятивные.
Приемы и методы работы:
– работа в малых группах;
– практическая работа
– диалог и обсуждение;
– обращение к опыту учащихся;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
II. Проверка домашнего задания
Краткий опрос по разделу учебника «Проверь себя»:
- Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?
- Почему из-за изменений температуры происходит образование трещин в камнях?
- Какую роль в разрушении скал играет вода?
- Какую роль в разрушении скал играет ветер?
- Почему растения могут ускорить разрушение камней?
- Во что превращаются камни?
Ученик: В песок, глину.
Индивидуальные задания:
Задание 1
Лед разрушает камни.
- Какое свойство льда проявляется при этом? Ответ напишите.
Задание 2
Заполните схему «Разрушение камней (гор)».
- Под действием каких изменений происходит разрушение камней?
III. Актуализация знаний. Объявление темы урока.
- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.
Земля.
Работа в группах.
В группах прочитайте тексты, которые вы найдете в зеленой папке.
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
У слова «земля» несколько значений.
Посмотрите в словаре Ожегова значение слова почва.
Одно из них – «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока по окружающему миру.
Тема урока отображается на слайде.
- Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, ее свойства.
IV. Осмысление нового материала.
- Что такое почва? Как вы думаете?
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Основное свойство почвы – это плодородие.
Толщина почвенного слоя бывает различна: от 2-3 см до 150-200 см и больше.
- Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета?
Ученик: Темного.
- Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
Практическая работа «Состав почвы»
Работа в группах.
Опыт 1
- Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидите?
Ученик: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
- Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
Учитель вывешивает на доску карточку:
Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт 2
Вариант 1
Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.
- Что вы увидели на бумаге?
Ученик: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Вариант II
Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.
- Что доказывает этот опыт?
Ученик: В почве есть вода.
Учитель вывешивает на доску карточку:
По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.
Опыт 3
- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Ученик: Над почвой появился дым. В классе распространился неприятный запах.
Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.
Учитель вывешивает на доску карточку:
Опыт 4
Вариант 1
- Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?
Ученик: На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана осадок.
- Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите?
Ученик: Песок, поверх которого осела глина.
- Сделайте вывод.
Ученик: В почве есть песок и глина.
- А еще что?
Ученик: Перегной.
- Молодцы!
Учитель вывешивает на доску карточки:
Вариант II
Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета) насыпают в стакан с водой, размешивают. Через некоторое время на дно осядет песок и глина.
- Мы еще раз доказали, что присутствует в почве?
Ученик: Песок и глина.
Опыт 5
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли.
Дети рассматривают налет на стекле.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
- Сделайте вывод.
Ученик: В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде.
- Молодцы!
Учитель вывешивает на доске карточки:
Мы исследовали почву и составили схему «Состав почвы».
На доске получилась схема:
VI. Что растения получают из почвы? Работа по учебнику
- Почему почву называют «чудесной кладовой»?
Ученик: В этой «чудесной кладовой» растут растения.
По учебнику читается статья «Что растения получают из почвы?» (стр. 67).
Далее ученики заполняют схему в Рабочей тетради (стр. 18, задание 38).
VII. Физкультминутка
Лучшие качели – гибкие лианы
Дети раскачиваются вперед, назад, вправо, влево
Это с колыбели знают обезьяны!
Кто весь век качается,
Да-да-да
Хлопают в ладоши.
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
Прыжки на месте.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
Прочитайте текст, который вы найдете в синей папке.
- Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывные процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растения. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.
Попробуйте заполнить схему «Кто участвует в образовании почвы»
Дети работают по заполнению схемы в группах..
Учитель открывает на доске карточки-опоры:
- Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные, насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.
В итоге на доске получается следующая схема:
- Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
Прочитайте текст, который вы найдете в синей папке.
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.
Вот почему замечательный русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет.
Один сантиметр почвы образуется в природу за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы.
Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.
Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?
Когда люди начинают строить дорогу, завод, жилой дом, необходимо снять слой почвы. Его можно будет потом использовать, например, при озеленении территории. То же самое нужно делать и перед добычей полезных ископаемых в карьерах. Когда использованный карьер закапывают (а делать это необходимо), слой почвы кладут на прежнее место. Надо, чтобы эти важные правила всегда строго выполнялись.
-Что нового для себя вы узнали из прочитанного текста?
- Что вас удивило?
Один ученик рассказывает о В.В.Докучаеве – замечательном русском ученом, который создал науку о почвах – почвоведение .
Х. Итог урока
- Подведем итог нашей работы.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вас удивило? Над чем вы задумались?
-Что понравилось?
Оцените вашу деятельность на уроке.
1.Работал отлично, все получилось.
2. Работал хорошо, но не все задания смог выполнить самостоятельно.
3. Старался на уроке, но получилось не все, что хотелось.
4. Старался на уроке, но работал медленно и не все задания успел выполнить.
Ваши впечатления об уроке?
Оцените работу вашей группы.
Выставление оценок.
ХI. Домашнее задание
- В Рабочей тетради нарисовать плакат «Береги почву!» (стр. 19, задание 39).
- Прочитать статью «Что такое почва» (учебник, стр. 65-69); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 69).
- Подобрать дополнительный материал по теме.
12.Организованное окончание урока.
-Вы хорошо поработали на уроке.Молодцы!
_- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : «Почва. Почвы Ставропольского края».4класс Плешаков А.А.
Материал с региональным компонентом....
Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"
В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....
Почва. Состав почвы.
В презентации представлены опыты по определению состава почвы....
Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"
Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...
Образование и разрушение почв. Охрана почв.
Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....
тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")
Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...
Урок экологии по теме "Причина разрушения почв. Охрана почв"
Подведение к пониманию высказывания «Земля – бесценное богатство». Выявление знаний о почве. Почвы г. Шимановска. Причины разрушения и способы защиты почв. Воспитание бережного отношения к почве....