Урок экологии по теме "Причина разрушения почв. Охрана почв"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
- Подведение к пониманию высказывания «Земля – бесценное богатство».
- Выявление знаний о почве. Почвы г. Шимановска.
- Причины разрушения и способы защиты почв.
- Воспитание бережного отношения к почве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.ppt | 1.34 МБ |
statya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Причины разрушения почв. Охрана почв.
Цели:
- Выявить причины разрушения и способы защиты почв.
- Воспитывать бережное отношение к почве.
I Актуализация урока.
Учитель: Сегодня мы проведем классный совет по вопросу разрушения и охраны почвы. Прочитайте высказывание на доске. (Слайд 1)
Как понимаете?
На нашем классном совете присутствуют «Потребители» (Слайд 3), которые используют почву. «Экологи» (Слайд 4) будут советовать, как лучше ее использовать и «Эксперты» (Слайд 5) - готовы всегда поделиться знаниями. И я – руководитель Совета Вершинина Л. А. (Слайд 6)
II Тема урока.
Учитель: Начнем наш классный совет.
Глядя на свои рисунки (Слайд 7), расскажите все, что знаете о почве.
Хотели бы вы получить такой богатый урожай?
«Потребители»: (Слайд 8) Конечно, хотели бы. Мы хотим взять большой участок земли для выращивания богатого урожая овощей, но не знаем, какие типы почв в
Шимановске.
«Эксперты»: Мы провели исследования по справочной литературе. Сами узнали и вам расскажем.
«Все почвы района относятся к двум типам: тип бурых почв и тип торфяных почв (Слайд 9) Гумусовый горизонт малый 10 - 20 см (штыковая лопата). По уровню плодородия бурые лесные почвы худшие в Амурской области. Почвы подвергаются водной эрозии. Почвы малоплодородны.
«Эксперты»: Мы думаем, что Экологи посоветуют потребителям, как повысить плодородие наших почв.
«Экологи»: (Слайд 10) Основной задачей повышения плодородия бурых почв является создание
пахотного слоя глубиной 20 – 25 см и обогащать эти почвы органическими веществами (навозом).
Бороться с эрозией почвы. Делать правильную вспашку, делать снегозадержания на полях, сажать полезащитные лесные полосы. (Слайд 11)
Так что берите земельные участки, не бойтесь на них трудиться. Улучшайте пахотный слой, сохраняйте его, и вырастить можно любые овощи и фрукты.
Учитель: У экологов есть еще вопрос к потребителям.
«Экологи»: А какой техникой будете пользоваться на своем участке? И почему?
Учитель: Дадим возможность потребителям выбрать технику со списка. (Слайд 12) (Дети выбирают и объясняют).
Учитель: Какие способы для повышения плодородия и сохранения почв в Шимановске можно рекомендовать потребителям? (Слайд 13, 14)
Учитель: А как данный процесс происходит в природе, расскажут дети – экологи. (Экологи по таблице рассказывают «Круговорот веществ в природе») (Слайд 15)
Учитель: Только ли умершие животные, растения поставляют органические вещества в почву?
Эксперты: Я хочу добавить: 1 см почвы формируется 250 – 300 лет, 18 – 20 см – 5 – 6 тыс. лет. (Слайд 16)
Учитель: Как поддерживается плодородный слой почвы в природе?
Образование плодородного слоя происходит благодаря живым организмам – это длительный процесс.
Посмотрите следующие рисунки, что происходит с почвой в природе после пожаров? (Слайд 17)
В результате чего разрушается почва? (Слайд 18)
Учитель: Экологи, сделайте вывод.
Экологи: В результате этого гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.
Учитель: Установите логическую связь. (Слайд 19) Объясните. (Слайд 20)
Экологи: Если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет наша планета покроется мусором, слой которого будет 5 м. Утонем в мусоре. Опасно не только это, но и то, что свалки отравляют почву. (Слайд 21)
Учитель: Как можно решить проблему мусора?
(группы советуются и дают по одному ответу с объяснением).
Учитель: Сегодня мы заложим опыт, чтобы узнать, как долго в земле сохраняется мусор. И будем наблюдать в течение учебного года, что будет происходить с ним. (Слайд 22) Представьте, что в результате эрозии плодородный слой разрушится, что произойдет? Что произойдет со временем с живыми организмами?
Какая возникнет проблема? (гибнет почва)
А как ее можно спасти, вы посоветуйтесь в своих группах и запишите проект «Охрана почв».
(После этого делегаты выходят к доске и защищают свои проекты).
Учитель: Вот так решили беречь, защищать, охранять почву – кормилицу наши участники научной конференции.
Но о почве думает и государство РФ. Об этом написано в нашем главном законе, по которому мы живем, Конституции РФ (Слайд 23)
Учитель: Конференцию, посвященную проблемам почвы, закончим словами К. Паустовского. (Слайд 24, 25)
Рефлексия: Почему земля - бесценное богатство?
Литература:
- А. А. Плешаков «Мир вокруг нас». 4 кл.
- М. В. Соловейчик «Я иду на урок в начальную школу».
- Л. П. Толмачева «Окно в удивительный мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"
Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...
Образование и разрушение почв. Охрана почв.
Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....
тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")
Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...
урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.
Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"
Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Почва.Охрана почв."
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.Нацелен на исследовательскую работу, работу в парах, развитие критического мышления учащихся. Имеет воспитательное значение:формирование экологическ...