Разнообразие растений
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок - проектная задача. Дети познакомятся с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_rasteniy.ppt | 1.84 МБ |
raznoobrazie_rasteniy.docx | 60.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Разнообразие растений.
Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений
Обобщение урока: царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.
Ход урока
- Введение знаний.
Музыкальный видео клип
О чём пойдёт речь на уроке?
Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.
Наука о растениях называется «ботаника». Это один из разделов биологии( «Биос» - жизнь , «логос» -наука. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп.
Обратите внимание на иллюстрации на экране.
Даны следующие иллюстрации: морская капуста, мох сфагнум, лесной папоротник, сосна, ель, ромашка, малина, береза и т.д.
Подумайте и каждый пальчиками покажите, на сколько групп можно разделить эти растения.
Учащиеся показывают пальчиками 2,3,4,5
Сколько вопросов я вам задала? (один)
А сколько ответов на этот вопрос мы получили? (много)
Чему вы удивились? (что вопрос один, а ответов на него много)
Какой вопрос у вас возникает?
(Почему одни и те же растения можно разделить на разное количество групп?)
Давайте поразмышляем над этим вопросом
II. Поиск решения
Поднимите руки, кто разделил эти растения на 2 группы.
Расскажите, по какому признаку вы это сделали. (Растения можно разделить на 2 группы: культурные – малина и дикорастущие – все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами).
Поднимите руки, кто разделил эти растения на три группы.
Расскажите, по какому признаку вы это сделали (Деревья – береза, ель; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп. Главный признак, по которому мы определили это высота растений или ярусность)
Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений
Расскажите про свои версии (Растения можно разделить на две группы по признаку – среда обитания: вода или суша)
(Растения можно разделить на пять групп по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде, в огороде)
А теперь, как бы вы ответили на вопрос: Почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп? Ведь только в нашем классе появилось несколько версий, а если мы спросим взрослых людей, возможно, количество версий увеличится. (Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп).
Заметили, вы несколько раз употребили слово “разные”.
Кто сможет назвать тему урока (Разные растения), слайд(Разнообразие растений)
Учитель обращается к версиям на доске.
Итак, у нас возникло несколько версий, которые прозвучали от вас.
А я хочу предложить вам версию ученых - биологов.
Схема но, в которой нет названий групп, но есть примеры.
Как вы думаете, а каким признаком они пользовались?
Дети молчат
Я вам помогу
На слайде появляется схема “Части растений”
Назовите:
- Какой орган, поглощает минеральные вещества необходимые для развития.
- Орган растения, который растет вверх, по нему проходят питательные вещества
- Орган, который образуется из цветка, в нем развиваются семена.
- Орган растения, из которого развиваются плоды
- Назовите, часть растения, которая растёт на побегах. С её помощью растение питается и дышит
Что вы видите на экране (Схему с вопросительными знаками)
Кто догадался, как рассуждали биологи когда делили растения на группы. (Биологи разделили растения по строению)
Вам интересно узнать названия каждой группы растений и их особенности.
Для этого я вам предлагаю поработать в группах.
Повторим правила работы в группах.(Табличка на доску)
Каждая группа должна провести исследование полученного материала, используя учебник с.78-79, атлас определитель и образцы растений, После того как вы определите название группы растений , взять дополнительный материал, который вы можете использовать, для создания плаката. После того как плакат будет готов, вы должны будете защитить работу вашей группы.
План исследования подскажет вам карточка-помощница.
1.Название группы растений
2. Место обитание группы растения
3. Заполните таблицу(Наличие у растения: корня, стебля, листьев, цветков, плодов и семян)
4. Примеры растений данной группы(фото и название растения)
5. Интересные факты.
Продукт
По ходу защиты проектов заполняется общая таблица и схема названий групп растений.
Совместно по ходу ответов групп учащихся заполняется таблица существенных признаков растений.
Группы растений | Среда обитания | корень | стебель | лист | цветок | Плод и семена |
Водоросли | в воде | - | - | - | - | - |
Мхи | Во влажных тёмных местах | - | + | + | - | - |
Папоротники | Большинство во влажных лесах | + | + | + | - | - |
Хвойные | Повсеместно | + | + | + (хвоя) | - | - |
Цветковые | Повсеместно | + | + | + | + | + |
После защиты проектов предлагаю выбрать карточку
Если вам было интересно на уроке, вы были активные и вы узнали много нового выберите красную карточку
Если вам было не очень интересно и не всё понятно выберите зелёную карточку
Если вам было скучно и не интересно на уроке выберите белую карточку.
На карточке оцените степень своего участия в группе
Я активно участвовал в работе
Я не очень активно работал
Я вообще не участвовал в работе группы.
Итог урока
- Какие же группы растений есть у нас на Земле?
- Я называю признак группы вы определяете о какой именно идет речь. 1. Растения у которых нет органов. 2. По легенде цветет растение огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля), но это только легенда, на самом деле у него нет цветка. 3. Поскольку всё тело напитано водой, корень ему ни к чему. 4. Растения имеют все органы. 5. Они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя.
Резерв
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Сейчас мы поработаем самостоятельно.
- С какой целью вы будите работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, всё ли нам понятно)
У вас на столах лежат индивидуальные карточки с заданием, в котором напротив каждого пункта нужно поставить, + если верите – если не верите.
№ | Верно ли утверждение | Ответы (да+, нет- ) |
1 | растения могут жить без какого-либо органа? | |
3 | водоросли не имеют корней и стеблей? | |
4 | хвойные растения размножаются семенами? | |
6 | папоротники не имеют цветов? | |
7 | на Земле больше всего цветковых растений? |
Водоросли
Водоросли – это простейшие из растений, которые не имеют корней, стеблей, листьев.
Слово «водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий.
Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету, водоросли бывают зеленые, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.
В отличие от зеленых, бурые водоросли растут не на поверхности, а глубоко в морях. Из них изготавливают лекарства: йод, бром.
Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.
Мхи
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту имеют только стебель и листья.
Большинство мхов предпочитают влажные тенистые места.
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
У них маленькие корнеподобные окончания (ненастоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде.
В лесах мхи образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Изо мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо. Обычные влаголюбивые мхи стойко переносят высыхание. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке.
Стойко переносят мхи и низкую температуру. Зимуют под снегом зелеными. А многие даже растут зимой.
Мхи укрепляют почву, впитывают влагу, служат для питания животных. В мхах живет множество живых организмов.
Взгляните на рисунок и скажите, каких органов они не имеют? (Корня, цветка.) Вы спросите как же они размножаются без плодов и семян? Вместо них на верхушке стебля мхов есть коробочка, в ней образуются мелкие коричневые споры. Когда они созревают, то высыпаются из коробочек, попадая на влажную почву, прорастают и образуют новые растения.
Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают.
Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена.
Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани.
Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.
Хвойные
Хвойные деревья, растут повсеместно. Их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др.
Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек.
Почти все хвойные относятся к вечнозеленым.
Сеть корней - распространяется и на поверхности, и глубоко в почве.
Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые.
На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.
Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.
Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.
Хвойные – важнейший источник древесины и продуктов ее переработки – бумаги, канифоли, скипидара, дёгтя, лаков. Семена кедровой сосны используются в пищу.
Папоротники
Если вы пришли в тенистый, влажный лес, то наверняка увидите здесь папоротники. Их легко отличить от других растений по большим ажурным листьям, которые похожи на перья. Кроме листьев и стеблей, у папоротников есть корни. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Папоротники наших лесов – многолетние, травянистые растения. Особенно велико разнообразие папоротников в тропических лесах. В тропической Азии, в Австралии, в Центральной и Южной Америке встречаются древовидные папоротники, которые внешне напоминают пальмы. В нашей стране древовидные папоротники можно увидеть в оранжереях ботанических садов.
Сейчас многие виды папоротников используют для озеленения помещений. Красивые перистые листья папоротника видели многие. Но никто не видел его цветков. Только старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в июльскую ночь, накануне праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле. Но давно известно, что у папоротников цветов нет.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев.
Цветковые
Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды.
Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники.
У цветковых растений есть все органы. Эти растения наиболее разнообразны.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров.
Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела.
Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.
Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.
Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.
Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
"Разнообразие растений. Группы растений."
Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...
"Разнообразие растений на Земле (хвойные и цветковые растения)"
Окружающий мир...
Разнообразие растений. Культурные растения.
Самостоятельная работа по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения" (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....
Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»
Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...