Лес- волшебный дворец.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок на котором учащиеся научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе; любить и понимать природу, охранять животных и растения; характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les-volshebnyy_dvorets.doc | 72 КБ |
les-volshebnyy_dvorets.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир.
УМК: «Перспектива» (Авторы учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая).
Тема урока: «Лес-волшебный дворец».
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Цель урока: познакомить обучающихся с экологическими связями природного сообщества «лес».
Задачи урока:
Предметные:
· знать о взаимосвязях между растениями и животными в лесу;
· приводить примеры цепи питания в лесу;
· делать выводы по теме урока.
Личностные:
· осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными;
· формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;
· анализировать рисунок и схемы в учебнике;
· соотносить рисунок и схему между собой;
· сравнивать разные виды схем;
· рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях;
· формулировать соответствующие правила экологической этики.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе; любить и понимать природу, охранять животных и растения; характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ.
Учащиеся получат возможность научиться приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе; выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013г. с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013.Презентация «Красота леса», песня «Никого не обижай».
Название этапа урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I. Организационный момент. Цель этапа:включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. | Проверь, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Слушают учителя. | Регулятивные (самоконтроль) |
II. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализировать знания о невидимых нитях в природе. | Проверка домашнего задания. - На какие группы учёные делят животных по особенностям питания? - Приведите примеры животных этих групп. - Приведите пример приспособленности животных к добыванию пищи или к защите от врагов. | Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя», учебник с. 97 (Фронтальная работа). | Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные: учет разных мнений, выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью. |
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: побуждать учащихся к поиску решения выявленной проблемы. | - Отгадайте загадку. Это дом. Огромный дом - Места всем хватает в нем: И бельчонку, и зайчонку, И зубастому волчонку. - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? 1. Презентация «Красота леса». 2. Беседа. - Что такое лес? Лес - природное сообщество, в котором взаимодействуют растения, животные, грибы,микроорганизмы. Лес состоит из ярусов, как дом из этажей. Самый нижний ярус - травы. - Что такое травы? Выше располагается средний ярус - кустарники. - Что мы называем кустарниками? Самый верхний ярус - деревья. - Что такое деревья? Лес – этопрежде всего деревья. Какие деревья леса вы знаете? - К какой группе растений относятся лещина, волчье лыко, жимолость, бересклет, крушина, шиповник и можжевельник? - Какие лесные травы вы знаете? -Грибы являются неотъемлемой частью леса. Какие грибы растут в лесу? Диск 2. Лес- дом для животных. Диск 3. | - Лес. - О лесе. - Деревья, цветы, животные... - Травы - растения с мягкими зелеными стеблями. Кустарники - многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.) - Деревья - многолетние растения с крупным, твердым стеблем. Рассказы детей. - Это кустарники. - Кислица, копытень, ландыш, хвощ лесной, сушеница лесная, зверобой и т. д. /Ответы детей/. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. |
Физминутка | Ветер дует нам в лицо… | ||
2. Работа по учебнику С. 100- 101 -Рассмотрите иллюстрацию. - Назовите растения леса - первое звено цепи питания. - Какие животные будут вторым звеном цепи питания? - Назовите их. Что вы о них знаете? - Какие насекомоядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете? - Какие всеядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете? - Назовите хищников. Что вы о них знаете? - Составьте схемы цепей питания по рисунку. - Дополните схему цепи питания. - Не все леса одинаковы. Диск 4 (лиственный, хвойный, смешанный лес). 2. Работа по учебнику С. 102 - Рассмотрите схему «Круговорот жизни». - Назовите основные звенья этого круговорота. Диск 6. Основу круговорота составляют такие группы организмов, как растения, животные, бактерии и черви. - Кому растение дает питание? - Проходит время, и растения и животные погибают. Тогда за работу берутся бактерии. -В чем заключается их работа? - Для чего нужны соли? | -Сосна, дуб, бересклет, осина. -Растительноядные. /Ответы детей/. Сосна -› белка -› куница. Злаки -› мышь -› ласка. Осина -› гусеница -› дрозд -› (ястреб). Дуб -› (мышь) -› сова. - Животным и грибам. Они потребляют вещества, производимые растениями. - Благодаря им эти останки перегнивают, а затем перегной образует соли. - Растения ими питаются. | Познавательные: различать природные сообщества и обосновывать свое мнение; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: формирование умения применять новые знания на практике. | Поверим себя с.103 -Почему лес называют единством живой и неживой природы? -Какие организмы составляют лесное сообщество? Как происходит круговорот веществ в лесу? | - Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Солнечный свет, воздух, вода необходимы для того, чтобы растения могли создать в своей «чудесной кухне» питательные вещества и накормить себя и животных. - Растения, животные, грибы, бактерии. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. | Регулятивные: работать по плану; выдвигать гипотезы на основе учебного материал. Познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний; овладевать умением поиска необходимой информации; уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли. Личностные: самооценка на основе критериев успешности. |
V. Рефлексия. Цель этапа: способствовать формированию рефлексии. | Продолжите фразу: Лес – это … Я узнал …. Я удивился … Я задумался … Я повторил … Я научился … Я запомнил… | /Ответы детей/. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
VI. Итог урока. Цель этапа: подвести итогпроделанной работе, дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников. | - Что может сделать человек, чтобы невидимые связи в живой природе не рушились? Песня «Никого не обижай». Выставление оценок за урок. | Ответы детей. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования суждения. |
VII. Домашнее задание. Цель этапа:мотивировать учащихся для домашнего выполнения заданий по теме. | 1. Прочитать текст на с. 98-103 учебника. Ответить на вопросы на с. 103 в рубрике «Проверим себя». 2. Выполнить задания 3-4 (с. 68-69) в рабочей тетради. Создай свой знак «Береги лес!» | Дети записывают д/з. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных вопросов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир.
УМК: «Перспектива» (Авторы учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая).
Тема урока: «Лес-волшебный дворец».
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Цель урока: познакомить обучающихся с экологическими связями природного сообщества «лес».
Задачи урока:
Предметные:
· знать о взаимосвязях между растениями и животными в лесу;
· приводить примеры цепи питания в лесу;
· делать выводы по теме урока.
Личностные:
· осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными;
· формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;
· анализировать рисунок и схемы в учебнике;
· соотносить рисунок и схему между собой;
· сравнивать разные виды схем;
· рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях;
· формулировать соответствующие правила экологической этики.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе; любить и понимать природу, охранять животных и растения; характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ.
Учащиеся получат возможность научиться приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе; выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013г. с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013.Презентация «Красота леса», песня «Никого не обижай».
Название этапа урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I. Организационный момент. Цель этапа:включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. | Проверь, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Слушают учителя. | Регулятивные (самоконтроль) |
II. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализировать знания о невидимых нитях в природе. | Проверка домашнего задания. - На какие группы учёные делят животных по особенностям питания? - Приведите примеры животных этих групп. - Приведите пример приспособленности животных к добыванию пищи или к защите от врагов. | Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя», учебник с. 97 (Фронтальная работа). | Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные: учет разных мнений, выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью. |
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: побуждать учащихся к поиску решения выявленной проблемы. | - Отгадайте загадку. Это дом. Огромный дом - Места всем хватает в нем: И бельчонку, и зайчонку, И зубастому волчонку. - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? 1. Презентация «Красота леса». 2. Беседа. - Что такое лес? Лес - природное сообщество, в котором взаимодействуют растения, животные, грибы,микроорганизмы. Лес состоит из ярусов, как дом из этажей. Самый нижний ярус - травы. - Что такое травы? Выше располагается средний ярус - кустарники. - Что мы называем кустарниками? Самый верхний ярус - деревья. - Что такое деревья? Лес – этопрежде всего деревья. Какие деревья леса вы знаете? - К какой группе растений относятся лещина, волчье лыко, жимолость, бересклет, крушина, шиповник и можжевельник? - Какие лесные травы вы знаете? -Грибы являются неотъемлемой частью леса. Какие грибы растут в лесу? Диск 2. Лес- дом для животных. Диск 3. | - Лес. - О лесе. - Деревья, цветы, животные... - Травы - растения с мягкими зелеными стеблями. Кустарники - многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.) - Деревья - многолетние растения с крупным, твердым стеблем. Рассказы детей. - Это кустарники. - Кислица, копытень, ландыш, хвощ лесной, сушеница лесная, зверобой и т. д. /Ответы детей/. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога. |
Физминутка | Ветер дует нам в лицо… | ||
2. Работа по учебнику С. 100- 101 -Рассмотрите иллюстрацию. - Назовите растения леса - первое звено цепи питания. - Какие животные будут вторым звеном цепи питания? - Назовите их. Что вы о них знаете? - Какие насекомоядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете? - Какие всеядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете? - Назовите хищников. Что вы о них знаете? - Составьте схемы цепей питания по рисунку. - Дополните схему цепи питания. - Не все леса одинаковы. Диск 4 (лиственный, хвойный, смешанный лес). 2. Работа по учебнику С. 102 - Рассмотрите схему «Круговорот жизни». - Назовите основные звенья этого круговорота. Диск 6. Основу круговорота составляют такие группы организмов, как растения, животные, бактерии и черви. - Кому растение дает питание? - Проходит время, и растения и животные погибают. Тогда за работу берутся бактерии. -В чем заключается их работа? - Для чего нужны соли? | -Сосна, дуб, бересклет, осина. -Растительноядные. /Ответы детей/. Сосна -› белка -› куница. Злаки -› мышь -› ласка. Осина -› гусеница -› дрозд -› (ястреб). Дуб -› (мышь) -› сова. - Животным и грибам. Они потребляют вещества, производимые растениями. - Благодаря им эти останки перегнивают, а затем перегной образует соли. - Растения ими питаются. | Познавательные: различать природные сообщества и обосновывать свое мнение; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: формирование умения применять новые знания на практике. | Поверим себя с.103 -Почему лес называют единством живой и неживой природы? -Какие организмы составляют лесное сообщество? Как происходит круговорот веществ в лесу? | - Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Солнечный свет, воздух, вода необходимы для того, чтобы растения могли создать в своей «чудесной кухне» питательные вещества и накормить себя и животных. - Растения, животные, грибы, бактерии. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. | Регулятивные: работать по плану; выдвигать гипотезы на основе учебного материал. Познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний; овладевать умением поиска необходимой информации; уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли. Личностные: самооценка на основе критериев успешности. |
V. Рефлексия. Цель этапа: способствовать формированию рефлексии. | Продолжите фразу: Лес – это … Я узнал …. Я удивился … Я задумался … Я повторил … Я научился … Я запомнил… | /Ответы детей/. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
VI. Итог урока. Цель этапа: подвести итогпроделанной работе, дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников. | - Что может сделать человек, чтобы невидимые связи в живой природе не рушились? Песня «Никого не обижай». Выставление оценок за урок. | Ответы детей. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования суждения. |
VII. Домашнее задание. Цель этапа:мотивировать учащихся для домашнего выполнения заданий по теме. | 1. Прочитать текст на с. 98-103 учебника. Ответить на вопросы на с. 103 в рубрике «Проверим себя». 2. Выполнить задания 3-4 (с. 68-69) в рабочей тетради. Создай свой знак «Береги лес!» | Дети записывают д/з. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных вопросов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество с МАУ "Дворец спорта". Дополнительная образовательная программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности спортивно-оздоровительного направления с МАУ "Дворец спорта" "Здоровей-ка!" (срок реализации- 4 года)
Сотрудничество с МАУ "Дворец спорта"...
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
План-конспект урока с презентацией....
Презентация на тему "Лес-волшебный дворец"
Презентацию можно использовать как на уроке окружающего мира, так и на классном часе....
Презентация на тему "Лес-волшебный дворец"(продолжение)
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе....
Классный час на тему: "ЛЕС — ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ"
Классный час с использованием Сингапурской технологии....
Методическая разработка "Лес - волшебный дворец"
Презентация предназначена для уроков по окружающему миру....
Карточка по окружающему миру по теме "Лес - волшебный дворец".
Методический материал для учителей, работающих в 3 классе к учебнику "Окружающий мир" Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. УМК "Перспектива"....