Лес- волшебный дворец.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок  на котором учащиеся научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса;  составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе; любить и понимать природу, охранять животных и растения;  характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les-volshebnyy_dvorets.doc72 КБ
Microsoft Office document icon les-volshebnyy_dvorets.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

УМК: «Перспектива» (Авторы учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая).

Тема урока: «Лес-волшебный дворец».

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Цель урока: познакомить обучающихся с экологическими связями природного сообщества «лес».

Задачи урока:

Предметные:

· знать о взаимосвязях между  растениями  и  животными  в    лесу;

· приводить  примеры  цепи питания в   лесу;

· делать  выводы по теме урока.

Личностные:

· осознавать  важность  охраны  взаимосвязей  между  растениями  и  животными;

· формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

извлекать  из  текста  и  иллюстраций  учебника  информацию  о  связях  в  природе;

· анализировать  рисунок  и  схемы  в  учебнике;

· соотносить  рисунок  и  схему  между  собой;

· сравнивать  разные  виды  схем;

· рассказывать  по  представленным  схемам  о  невидимых  нитях;

· формулировать  соответствующие  правила  экологической  этики.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса;  составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе; любить и понимать природу, охранять животных и растения;  характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ.

Учащиеся получат возможность научиться приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе; выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор,  учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013г. с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир (часть1),  М: Просвещение, 2013.Презентация «Красота леса», песня  «Никого не обижай».

Название этапа урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент.

Цель этапа:включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.

Проверь,                                                          

Готов ли ты начать урок?                                                          

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?                                  

Проверили? Садитесь!                                        С усердием трудитесь!

Слушают учителя.

Регулятивные (самоконтроль)

II. Актуализация знаний.

Цель этапа:

актуализировать знания о  невидимых нитях в природе.

Проверка домашнего задания.

- На какие группы учёные делят животных по особенностям питания?

- Приведите примеры животных этих групп.

- Приведите пример приспособленности животных к добыванию пищи или к защите от врагов.

Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя», учебник с. 97 (Фронтальная работа).

Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные: учет разных мнений, выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью.

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: побуждать учащихся к поиску решения выявленной проблемы.

- Отгадайте загадку.

Это дом. Огромный дом -

Места всем хватает в нем:

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

1. Презентация «Красота леса».

2. Беседа.

- Что такое лес?

Лес - природное сообщество, в котором взаимодействуют растения, животные, грибы,микроорганизмы. Лес состоит из ярусов, как дом из этажей.

Самый нижний ярус - травы.

- Что такое травы?

Выше располагается средний ярус - кустарники.

- Что мы называем кустарниками?

Самый верхний ярус - деревья.

- Что такое деревья?

Лес – этопрежде всего деревья. Какие деревья леса вы знаете?

- К какой группе растений относятся лещина, волчье лыко, жимолость, бересклет, крушина, шиповник и можжевельник?

- Какие лесные травы вы знаете?

-Грибы являются неотъемлемой частью леса. Какие грибы растут в лесу?

Диск 2.

Лес- дом для животных.

Диск 3.

- Лес.

- О лесе.

- Деревья, цветы, животные...

- Травы - растения с мягкими зелеными стеблями.

Кустарники - многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.)

- Деревья - многолетние растения с крупным, твердым стеблем.

Рассказы детей.

- Это кустарники.

- Кислица, копытень, ландыш, хвощ лесной, сушеница лесная, зверобой и т. д.

/Ответы детей/.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо…

2. Работа по учебнику

С. 100- 101

-Рассмотрите иллюстрацию.

- Назовите растения леса - первое звено цепи питания.

- Какие животные будут вторым звеном цепи питания?

- Назовите их. Что вы о них знаете?

- Какие насекомоядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете?

- Какие всеядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете?

- Назовите хищников. Что вы о них знаете?

- Составьте схемы цепей питания по рисунку.

- Дополните схему цепи питания.

- Не все леса одинаковы.

Диск 4 (лиственный, хвойный, смешанный лес).

2. Работа по учебнику

С. 102

- Рассмотрите схему «Круговорот жизни».

- Назовите основные звенья этого круговорота.

Диск 6.

Основу круговорота составляют такие группы организмов, как растения, животные, бактерии и черви.

- Кому растение дает питание?

- Проходит время, и растения и животные погибают. Тогда за работу берутся бактерии.

-В чем заключается их работа?

- Для чего нужны соли?

-Сосна, дуб, бересклет, осина.

-Растительноядные.

/Ответы детей/.

Сосна -› белка -› куница.

Злаки -› мышь -› ласка.

Осина -› гусеница -› дрозд -›  (ястреб).

Дуб -›  (мышь) -› сова.

- Животным и грибам. Они потребляют вещества, производимые растениями.

- Благодаря им эти останки перегнивают, а затем перегной образует соли.

- Растения ими питаются.

Познавательные:  различать природные сообщества и обосновывать свое мнение;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: формирование  умения применять новые знания на практике.

Поверим себя  с.103

-Почему лес называют единством живой и неживой природы?

-Какие организмы составляют лесное сообщество?

Как происходит круговорот веществ в лесу?

- Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Солнечный свет, воздух, вода необходимы для того, чтобы растения могли создать в своей «чудесной кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

- Растения, животные, грибы, бактерии.

Из почвы – в растения, из растений – в тела животных,  а с остатками растений и животных – снова в почву.

Регулятивные: работать по плану; выдвигать гипотезы на основе учебного материал.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний; овладевать умением поиска необходимой информации; уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли.

Личностные:

самооценка на основе критериев успешности.

V. Рефлексия.

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии.

Продолжите фразу:  Лес – это …

Я  узнал ….

Я  удивился …

Я  задумался …

Я  повторил …

Я  научился …

Я  запомнил…

/Ответы детей/.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

VI. Итог урока.

Цель этапа: подвести итогпроделанной работе, дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

- Что может сделать человек, чтобы  невидимые связи в живой природе не рушились?

Песня «Никого не обижай».

Выставление оценок за урок.

Ответы детей.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования суждения.

VII. Домашнее задание.

Цель этапа:мотивировать учащихся для домашнего выполнения заданий по теме.

1. Прочитать текст на с. 98-103 учебника. Ответить на вопросы на с. 103 в рубрике «Проверим себя».

2. Выполнить задания 3-4  (с. 68-69) в рабочей тетради.

Создай свой знак

«Береги лес!»

Дети записывают д/з.

Познавательные: осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных вопросов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

 



Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

УМК: «Перспектива» (Авторы учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая).

Тема урока: «Лес-волшебный дворец».

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Цель урока: познакомить обучающихся с экологическими связями природного сообщества «лес».

Задачи урока:

Предметные:

· знать о взаимосвязях между  растениями  и  животными  в    лесу;

· приводить  примеры  цепи питания в   лесу;

· делать  выводы по теме урока.

Личностные:

· осознавать  важность  охраны  взаимосвязей  между  растениями  и  животными;

· формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

извлекать  из  текста  и  иллюстраций  учебника  информацию  о  связях  в  природе;

· анализировать  рисунок  и  схемы  в  учебнике;

· соотносить  рисунок  и  схему  между  собой;

· сравнивать  разные  виды  схем;

· рассказывать  по  представленным  схемам  о  невидимых  нитях;

· формулировать  соответствующие  правила  экологической  этики.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса;  составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе; любить и понимать природу, охранять животных и растения;  характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ.

Учащиеся получат возможность научиться приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе; выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор,  учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013г. с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир (часть1),  М: Просвещение, 2013.Презентация «Красота леса», песня  «Никого не обижай».

Название этапа урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент.

Цель этапа:включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.

Проверь,                                                          

Готов ли ты начать урок?                                                          

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?                                  

Проверили? Садитесь!                                        С усердием трудитесь!

Слушают учителя.

Регулятивные (самоконтроль)

II. Актуализация знаний.

Цель этапа:

актуализировать знания о  невидимых нитях в природе.

Проверка домашнего задания.

- На какие группы учёные делят животных по особенностям питания?

- Приведите примеры животных этих групп.

- Приведите пример приспособленности животных к добыванию пищи или к защите от врагов.

Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя», учебник с. 97 (Фронтальная работа).

Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания.Коммуникативные: учет разных мнений, выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью.

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: побуждать учащихся к поиску решения выявленной проблемы.

- Отгадайте загадку.

Это дом. Огромный дом -

Места всем хватает в нем:

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

1. Презентация «Красота леса».

2. Беседа.

- Что такое лес?

Лес - природное сообщество, в котором взаимодействуют растения, животные, грибы,микроорганизмы. Лес состоит из ярусов, как дом из этажей.

Самый нижний ярус - травы.

- Что такое травы?

Выше располагается средний ярус - кустарники.

- Что мы называем кустарниками?

Самый верхний ярус - деревья.

- Что такое деревья?

Лес – этопрежде всего деревья. Какие деревья леса вы знаете?

- К какой группе растений относятся лещина, волчье лыко, жимолость, бересклет, крушина, шиповник и можжевельник?

- Какие лесные травы вы знаете?

-Грибы являются неотъемлемой частью леса. Какие грибы растут в лесу?

Диск 2.

Лес- дом для животных.

Диск 3.

- Лес.

- О лесе.

- Деревья, цветы, животные...

- Травы - растения с мягкими зелеными стеблями.

Кустарники - многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.)

- Деревья - многолетние растения с крупным, твердым стеблем.

Рассказы детей.

- Это кустарники.

- Кислица, копытень, ландыш, хвощ лесной, сушеница лесная, зверобой и т. д.

/Ответы детей/.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо…

2. Работа по учебнику

С. 100- 101

-Рассмотрите иллюстрацию.

- Назовите растения леса - первое звено цепи питания.

- Какие животные будут вторым звеном цепи питания?

- Назовите их. Что вы о них знаете?

- Какие насекомоядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете?

- Какие всеядные животные есть в лесу? Что вы о них знаете?

- Назовите хищников. Что вы о них знаете?

- Составьте схемы цепей питания по рисунку.

- Дополните схему цепи питания.

- Не все леса одинаковы.

Диск 4 (лиственный, хвойный, смешанный лес).

2. Работа по учебнику

С. 102

- Рассмотрите схему «Круговорот жизни».

- Назовите основные звенья этого круговорота.

Диск 6.

Основу круговорота составляют такие группы организмов, как растения, животные, бактерии и черви.

- Кому растение дает питание?

- Проходит время, и растения и животные погибают. Тогда за работу берутся бактерии.

-В чем заключается их работа?

- Для чего нужны соли?

-Сосна, дуб, бересклет, осина.

-Растительноядные.

/Ответы детей/.

Сосна -› белка -› куница.

Злаки -› мышь -› ласка.

Осина -› гусеница -› дрозд -›  (ястреб).

Дуб -›  (мышь) -› сова.

- Животным и грибам. Они потребляют вещества, производимые растениями.

- Благодаря им эти останки перегнивают, а затем перегной образует соли.

- Растения ими питаются.

Познавательные:  различать природные сообщества и обосновывать свое мнение;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выдвигать гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: формирование  умения применять новые знания на практике.

Поверим себя  с.103

-Почему лес называют единством живой и неживой природы?

-Какие организмы составляют лесное сообщество?

Как происходит круговорот веществ в лесу?

- Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Солнечный свет, воздух, вода необходимы для того, чтобы растения могли создать в своей «чудесной кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

- Растения, животные, грибы, бактерии.

Из почвы – в растения, из растений – в тела животных,  а с остатками растений и животных – снова в почву.

Регулятивные: работать по плану; выдвигать гипотезы на основе учебного материал.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний; овладевать умением поиска необходимой информации; уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли.

Личностные:

самооценка на основе критериев успешности.

V. Рефлексия.

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии.

Продолжите фразу:  Лес – это …

Я  узнал ….

Я  удивился …

Я  задумался …

Я  повторил …

Я  научился …

Я  запомнил…

/Ответы детей/.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

VI. Итог урока.

Цель этапа: подвести итогпроделанной работе, дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

- Что может сделать человек, чтобы  невидимые связи в живой природе не рушились?

Песня «Никого не обижай».

Выставление оценок за урок.

Ответы детей.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования суждения.

VII. Домашнее задание.

Цель этапа:мотивировать учащихся для домашнего выполнения заданий по теме.

1. Прочитать текст на с. 98-103 учебника. Ответить на вопросы на с. 103 в рубрике «Проверим себя».

2. Выполнить задания 3-4  (с. 68-69) в рабочей тетради.

Создай свой знак

«Береги лес!»

Дети записывают д/з.

Познавательные: осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных вопросов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Лес-волшебный дворец"

Презентацию можно использовать как на уроке окружающего мира, так и на классном часе....

Презентация на тему "Лес-волшебный дворец"(продолжение)

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе....

Классный час на тему: "ЛЕС — ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ"

Классный час с использованием Сингапурской технологии....

Методическая разработка "Лес - волшебный дворец"

Презентация предназначена для уроков по окружающему миру....

Карточка по окружающему миру по теме "Лес - волшебный дворец".

Методический материал для учителей, работающих в 3 классе к учебнику "Окружающий мир" Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. УМК "Перспектива"....