Открытый урок на тему: "Рыбы - позвоночные в воде"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ковалёва Наталия Викторовна

Тема: «Рыбы - позвоночные в воде».

Целеполагание: познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать понятие «позвоночные животные»
  • Уметь перечислять особенности рыб. 
  • Учить самостоятельно добывать необходимую информацию.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление; умение анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Воспитательные: 

  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

 

Оборудование: Проектор, ноутбук, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы,  опорные сигналы, учебник, модели, листок самооценки)

 

                                                                 Ход урока

 

I.Организационный момент (Слайд)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы уже обратили внимание, что сегодня у вас много гостей и догадались, что наши гости пришли посмотреть на наш урок окружающего мира. Они хотят услышать всё то, что вы знаете и посмотреть как вы умеете работать. Я надеюсь, что мы с вами будем работать дружно, организованно.

 

  1. Психологический настрой урока   (Слайд Зима)

-Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

-Зима – это удивительное время года. А какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

-Конечно, мы все скучаем по теплу, которое дает нам солнце.  Порой становится  грустно.

 А для того, чтобы поднять наше настроение, давайте на секундочку закроем глазки и представим доброе, ласковое солнышко. Протяните к нему свои ручки. Почувствуйте тепло, которое оно нам дарит. На душе у нас тоже становится теплее и радостнее. Посмотрите,(Слайд) солнышко вам дарит улыбку. Давайте и мы теперь подарим ему свои улыбки. Улыбнитесь солнышку, а теперь повернитесь друг к другу и подарите такие же теплые улыбки своим товарищам. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

 

 

  1. Актуализация знаний

-Наше солнышко будет согревать нас своими солнечными лучами на протяжении всего урока. Посмотрите, у вас на партах лежат  листы самооценки, в которые вы будете вносить свои достижения.  Солнышко будет напоминать о том, что у вас все получится и вы сможете справиться со всеми заданиями. Внесите в   листок свою фамилию и имя.

-А сейчас отложите их в сторонку и скажите, что вы изучали на предыдущем уроке.

-Все ли вам было понятно, когда выполняли домашнее задание, или у вас есть какие - нибудь вопросы?

-Я уверена, что при изучении темы «Рекордсмены многообразия» вы узнали для себя много нового и интересного, а чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам выполнить тест, который так и называется «Рекордсмены многообразия». (Слайд карточка)

-Возьмите карточку №1. Внимательно читаем задание и выполняем работу. На эту работу я вам даю 2 минуты.

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-А теперь обменяйтесь карточками друг с другом. Возьмите ручку. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданиями.

-Итак, читаем первое задание. Обоснуйте свой ответ. Поставьте один плюсик тем детям, которые это задание выполнили правильно.

-Читаем второе задание. Значит можно с твердостью сказать, что каракурт – это паук, так как у него … (Показ иллюстрации). Поставьте два плюса за верный два верных ответа.  Если у вас 1, то +

-Проверяем 3-е задание. + +

-Как выполнили последнее задание?  + +

-Поднимите руку, кто выполнил все здания верно. У кого одна или две ошибки?

-Скажите, а в чем преимущество твёрдого скелета? ( + Дает опору мышцам ,+Прочно защищает все тело членистоногих)

-А чем его недостатки? ( - Он мешает росту данной группы животных. Поэтому насекомые, пауки и раки не могут иметь больших размеров)

-Что еще можно отнести к недостаткам наружного скелета? (Наружный скелет не дает возможности быстро двигаться)

(Слайд)

                                                          

 

 

                                                   Наружный скелет

 

 
 image

 

 

 


                            Дает опору мышцам.                   Мешает росту.

                            Прочно защищает тело.              Не даёт возможности быстро двигаться.

                            Лёгкий.

                            Защита от высыхания.

 

 

  1. Формулирование темы урока 

-Мы сказали, что внешний скелет мешает росту животных. Но ведь мы знаем, что в мире существуют такие животные, которые больше человека в несколько раз. Почему же так произошло?

-Ребята, оказывается, в природе есть животные, у которых отсутствует внешний скелет. У них вместо него есть другой скелет.

А вот какой, мы узнаем, если послушаем диалог учеников 3 класса Лены и Миши. Давайте прочитаем его. (Слайд диалог )

 

Лена: Миша, почему так много костей в этой рыбе? Её трудно есть.

Миша: В отличие от членистоногих, рыбы имеют внутренний скелет. Вот ты его и находишь.

-Какой проблемный вопрос возник у ребят? Прочитайте его. В чём преимущества внутреннего скелета?

А почему Миша назвал этот скелет внутренним? А как вы думаете, что является основой этого скелета? (Слайд)

 

позвоночник

 

-А основу такого скелета составляет

 

 

Позвоночные

животные

-Как вы думаете, как называют животных, у которых есть внутренний скелет, состоящий из позвоночника и костей? 

 

 

 

 

А о каких позвоночных пойдёт речь на нашем уроке, вы скажете, отгадав загадку.

                   

 

 

 

А какова среда обитания рыб?

Тема нашего урока: «Рыбы – водные позвоночные». (Слайд тема)

 

  1. Постановка целей урока 

-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.

 

  1. «Открытие» детьми нового знания 

-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике. Откройте учебник на с.25.

-Прочитаем 1-й абзац в учебнике.  Как называют животных с внутренним скелетом?

-Что вы узнали о внутреннем скелете?

1) Основа скелета – позвоночник.

-А из чего он состоит?

2) Скелет состоит из живых клеток костной и хрящевой тканей.

-И какое это дает преимущество, по сравнению с внешним скелетом? Раз клетки живые, то что они могут делать то, что никогда не сделают мертвые? (Могут расти).

-Т.е. внутренний скелет растет одновременно со своим обладателем.

-Кто-нибудь может предположить, чем это выгодно? (Не надо его менять)

 

3) Позвоночник – это подвижное соединение отдельных костей -  позвонков. Это помогает позвоночным быть более подвижными.

 

-А какие недостатки у такого скелета? (Не защищает тело животного снаружи)

 

  1. Самостоятельное применение знаний 

-А как вы считаете, какой скелет у рыб? (Внутренний скелет)

Посмотрите внимательно на рисунок в учебнике и скажите, что является основой внутреннего скелета? (Позвоночник)

Что собой представляет позвоночник? (Позвоночник – подвижное соединение отдельных костей позвонков)

Возьмите карточку с изображением скелета рыбы.

А теперь прикрепите позвонки так, чтобы у вас образовался позвоночник.

Соединение позвонков даёт возможность рыбам быть очень подвижными.

Как вы думаете, почему рыбам надо постоянно двигаться?

Рыбы – водные позвоночные. Большинство из них хищники, которые питаются другими животными. В этом рыбам помогают челюсти с зубами (обратите внимание на скелет головы). Они помогают рыбам захватывать добычу.

Но ведь её надо ещё догнать!

Посмотрите фрагмент фильма. Понаблюдайте за тем, как рыба плавает в своей среде обитания и определите что же рыбам помогает в быстром передвижении. (Слайд фильм )

Но вот и наша рыба (Слайд «Внешнее строение рыбы»)

Что позволяет рыбам быстро плавать?

Сильные мышцы, прикреплённые к скелету позволяют быстро плавать за счёт изгиба тела и хвостового плавника. С помощью хвостового плавника рыба движется, а спинные плавники и брюшные плавники поддерживают и служат рулями. Плавники обеспечивают высокую скорость передвижения, достигающую50 и более километров в час.

Иногда рыбы медленно «парят» в толще воды, не падая на дно. Посмотрите, как это красиво! (Слайд фильм)

Что же помогает им держаться в воде?

Внутри тела  у рыб находиться плавательный пузырь. Он наполнен воздухом и делает тело рыбы легче. Изменяя наполненность пузыря, рыба может всплывать и погружаться. Посмотрите как это происходит.(Слайд фильм)

Ребята,но ведь водная среда полна опасности и неожиданности.

А что же защищает тело позвоночных животных? (Кожа)

Внимательно посмотрите на рисунок в учебнике. Чем покрыта кожа рыбы?

Тело рыбы покрыто чешуёй.

Возьмите карточку с изображением рыбы и покройте её чешуёй. Но чтобы сделать всё правильно внимательно рассмотрите рисунок и изучите закономерность расположения чешуек. (Слайд чешуя)

Самостоятельная работа в парах.

Проверка. Оказывается это не так – то просто. Чешуйки ложатся правильными рядами. А последующий ряд ложится между ними, прикрывая друг друга. Если чешуйки положить не правильно, то между ними остаются промежутки и они плохо защищают рыбу. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придаёт телу упругость,  эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующие в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

VII. Физкультминутка под музыку моря.

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку и представьте, что вы на море, отдыхаете, а как закончится музыка откроете глаза.

 

VIII.Открытие новых знаний

Мы с вами сейчас побывали у моря, послушали звук прибоя, поплавали немножко, так как человек не может долго находиться под водой. (Слайд «Рыбы под водой»)

Но как рыбы могут так долго находиться под водой?

(Слайд «Внешнее строение рыбы»)

У рыб есть жабры, они прикрыты жаберными крышками. Вода попадает в рот рыбы и проходит через жабры. Они забирают кислород, который им необходим для дыхания из воды, а затем через наружные щели. которые находятся позади глаз выталкивают воду назад.

Какие органы чувств есть у рыб? Они видят, слышат, чувствуют запахи.

1) Глаза. (У многих рыб хорошее зрение и у них нет век. Окружающая вода увлажняет и защищает глаза).

2)Орган слуха.(У многих рыб очень хороший слух. Внутреннее ухо и боковая линия)

3) Чувствуют запах.(ноздри надо ртом, вода в одну ноздрю входит, а в другую выходит)

 

Главные органы чувств у рыб – обоняние и боковая линия. Боковая линия представляет собой идущий сбоку тела канал с множеством чувствительных к давлению клеток. По частоте волн рыба может определить размер приближающегося к ней объекта, а по направлению идущих волн – место, где находится объект. Для этого рыбе не надо поворачиваться к источнику опасности или пищи, ведь боковая линия окружает всё тело. Это особенно важно для рыб, так как у них отсутствует шейный отдел позвоночника, и они не могут поворачивать голову.

Очень часто можно услышать выражение «Нем как рыба». Это правда?

Нет. Нельзя считать рыб немыми. Просто человеческое ухо не может услышать их голоса в воде.

Рыбы приспособлены к жизни в воде. А в каких водоёмах они обитают?

На какие группы можно разделить рыб по месту их обитания?

(Слайд)

 

 

                                                                Рыбы                            

 

 
 image

 

 

 


                            Пресноводные     Аквариумные    Морские

                         (река, озеро, пруд)      (аквариум)     (море, океан)

 

Ну а теперь посмотрим, как вы хорошо знаете рыб. Откройте учебник на стр.26,рисунки вам помогут найти отгадку.

Я читаю загадку или загадочное описание рыбы, а вы должны узнать о какой рыбе идёт речь и уточнить, к какой группе она относится. Если это рыба пресноводная - хлопните в ладоши 1 раз, если морская  - 2 раза, а если аквариумная – встаньте. (Слайд)

 

 

 

1.Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба ... (Камбала )

 

Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.

 

2. Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?

Потому что это... (Сом)

 

А вот у сома, в отличие от большинства рыб, тело голое, без чешуи. Его тело защищает толстая кожа.

 

3. Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница …(Акула)

 

У акулы зубы треугольной формы расположены в 5 – 6 рядов, а иногда и в 15 рядов. Общее число зубов достигает несколько сотен и каждое острее бритвы. За десять лет акула может сносить 24 тысячи зубов. Чешуя акул, те же зубы, только меньших размеров – напоминают наждачную бумагу.


4. От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл ...(Карась)

Вес карася достигает до 4,5 кг, а длина до 50 см

 

5.Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

                           (Щука)

Щука - это пресноводный хищник. Она обычно всегда охотится в засаде, в отличии от других хищников, и делает всего один бросок, и в случае неудачи возвращается на предыдущее место. Только когда сильно голодна, то тогда преследует свою жертву.

 

6.Все желанья исполняет

К нам из сказки приплывает

Рыбка родом из Китая

Все узнали? (Золотая)

 

Самая известная в наших аквариумах рыбка – золотая – родом из Китая. Говорят у кого такие рыбки в аквариуме, то они  приносят хозяину благосостояние, удачу и успех.

Молодцы!

 

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку или группами. Приплыв в благоприятные условия, рыбы приступают к размножению. (Слайд размножение) Размножаются рыбы, откладывая икру.
Из икринок развиваются мальки.

И затем мы видим уже взрослую рыбу.

Чтобы в наших водоёмах было много рыбы, надо чтобы каждый человек помнил об охране окружающей среды. ( Слайд «Охраняй природу»)

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтобы их побольше стало!

 

(Слайд Проверь себя)

 

IX. Итог урока.

А что  вы запомнили на сегодняшнем уроке, мы сейчас проверим.

Возьмите карточки №1, №2, №3. Напишите свою фамилию и самостоятельно заполните. (Разноуровневая работа по проверке первичных знаний учащихся.)

 

Дополнительные вопросы.

Как называют животных имеющих внутренний скелет?

В чём особенности внутреннего скелета?

С какими позвоночными познакомились на уроке?

 

После урока дежурные соберут ваши карточки и все получат оценки.

 

(Слайд Самооценка)

А теперь возьмите свои листы самооценки. Вспомните свою работу на уроке и оцените её.

Если у вас всё получалось на уроке. Вы поняли тему урока, узнали много нового и интересного. Закрасьте кружок жёлтого цвета (как наше весёлое солнышко).

Если у вас не всё получалось на уроке. Вы не всё понимали, и вам было не очень интересно – голубым цветом (как вода, где обитают рыбы).

 

Все ваши оценки, мнения и пожелания я обязательно прочитаю.

(Слайд Домашнее задание)

 

Запишите домашнее задание уч.с.25-26 пересказ.

(Слайд Урок окончен)

 

Урок окончен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_ryby-pozvonochnye_v_vode.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыбы - позвоночные в воде».

Целеполагание: познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб.

Задачи:

Образовательные: 

  • Дать понятие «позвоночные животные»
  • Уметь перечислять особенности рыб.  
  • Учить самостоятельно добывать необходимую информацию.

Развивающие: 

  • Развивать логическое мышление; умение анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Воспитательные:  

  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: Проектор, ноутбук, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы,  опорные сигналы, учебник, модели, листок самооценки)

 

                                                                 Ход урока

I.Организационный момент (Слайд)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы уже обратили внимание, что сегодня у вас много гостей и догадались, что наши гости пришли посмотреть на наш урок окружающего мира. Они хотят услышать всё то, что вы знаете и посмотреть как вы умеете работать. Я надеюсь, что мы с вами будем работать дружно, организованно.

  1. Психологический настрой урока   (Слайд Зима)

-Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

-Зима – это удивительное время года. А какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

-Конечно, мы все скучаем по теплу, которое дает нам солнце.  Порой становится  грустно.

 А для того, чтобы поднять наше настроение, давайте на секундочку закроем глазки и представим доброе, ласковое солнышко. Протяните к нему свои ручки. Почувствуйте тепло, которое оно нам дарит. На душе у нас тоже становится теплее и радостнее. Посмотрите,(Слайд) солнышко вам дарит улыбку. Давайте и мы теперь подарим ему свои улыбки. Улыбнитесь солнышку, а теперь повернитесь друг к другу и подарите такие же теплые улыбки своим товарищам. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний

-Наше солнышко будет согревать нас своими солнечными лучами на протяжении всего урока. Посмотрите, у вас на партах лежат  листы самооценки, в которые вы будете вносить свои достижения.  Солнышко будет напоминать о том, что у вас все получится и вы сможете справиться со всеми заданиями. Внесите в   листок свою фамилию и имя.

-А сейчас отложите их в сторонку и скажите, что вы изучали на предыдущем уроке.

-Все ли вам было понятно, когда выполняли домашнее задание, или у вас есть какие - нибудь вопросы?

-Я уверена, что при изучении темы «Рекордсмены многообразия» вы узнали для себя много нового и интересного, а чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам выполнить тест, который так и называется «Рекордсмены многообразия». (Слайд карточка)

-Возьмите карточку №1. Внимательно читаем задание и выполняем работу. На эту работу я вам даю 2 минуты.

-А теперь обменяйтесь карточками друг с другом. Возьмите ручку. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданиями.

-Итак, читаем первое задание. Обоснуйте свой ответ. Поставьте один плюсик тем детям, которые это задание выполнили правильно.

-Читаем второе задание. Значит можно с твердостью сказать, что каракурт – это паук, так как у него … (Показ иллюстрации). Поставьте два плюса за верный два верных ответа.  Если у вас 1, то +

-Проверяем 3-е задание. + +

-Как выполнили последнее задание?  + +

-Поднимите руку, кто выполнил все здания верно. У кого одна или две ошибки?

-Скажите, а в чем преимущество твёрдого скелета? ( + Дает опору мышцам ,+Прочно защищает все тело членистоногих)

-А чем его недостатки? ( - Он мешает росту данной группы животных. Поэтому насекомые, пауки и раки не могут иметь больших размеров)

-Что еще можно отнести к недостаткам наружного скелета? (Наружный скелет не дает возможности быстро двигаться)

(Слайд)

                                                         

                                                   Наружный скелет

                            Дает опору мышцам.                   Мешает росту.

                            Прочно защищает тело.              Не даёт возможности быстро двигаться.

                            Лёгкий.

                            Защита от высыхания.

  1. Формулирование темы урока  

-Мы сказали, что внешний скелет мешает росту животных. Но ведь мы знаем, что в мире существуют такие животные, которые больше человека в несколько раз. Почему же так произошло?

-Ребята, оказывается, в природе есть животные, у которых отсутствует внешний скелет. У них вместо него есть другой скелет.

А вот какой, мы узнаем, если послушаем диалог учеников 3 класса Лены и Миши. Давайте прочитаем его. (Слайд диалог )

Лена: Миша, почему так много костей в этой рыбе? Её трудно есть.

Миша: В отличие от членистоногих, рыбы имеют внутренний скелет. Вот ты его и находишь.

-Какой проблемный вопрос возник у ребят? Прочитайте его. В чём преимущества внутреннего скелета?

А почему Миша назвал этот скелет внутренним? А как вы думаете, что является основой этого скелета? (Слайд)

 

-А основу такого скелета составляет

-Как вы думаете, как называют животных, у которых есть внутренний скелет, состоящий из позвоночника и костей?  

А о каких позвоночных пойдёт речь на нашем уроке, вы скажете, отгадав загадку.

                   

А какова среда обитания рыб?

Тема нашего урока: «Рыбы – водные позвоночные». (Слайд тема)

  1. Постановка целей урока  

-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.

  1. «Открытие» детьми нового знания  

-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике. Откройте учебник на с.25.

-Прочитаем 1-й абзац в учебнике.  Как называют животных с внутренним скелетом?

-Что вы узнали о внутреннем скелете?

1) Основа скелета – позвоночник.

-А из чего он состоит?

2) Скелет состоит из живых клеток костной и хрящевой тканей.

-И какое это дает преимущество, по сравнению с внешним скелетом? Раз клетки живые, то что они могут делать то, что никогда не сделают мертвые? (Могут расти).

-Т.е. внутренний скелет растет одновременно со своим обладателем.

-Кто-нибудь может предположить, чем это выгодно? (Не надо его менять)

3) Позвоночник – это подвижное соединение отдельных костей -  позвонков. Это помогает позвоночным быть более подвижными.

-А какие недостатки у такого скелета? (Не защищает тело животного снаружи)

  1. Самостоятельное применение знаний  

-А как вы считаете, какой скелет у рыб? (Внутренний скелет)

Посмотрите внимательно на рисунок в учебнике и скажите, что является основой внутреннего скелета? (Позвоночник)

Что собой представляет позвоночник? (Позвоночник – подвижное соединение отдельных костей позвонков)

Возьмите карточку с изображением скелета рыбы.

А теперь прикрепите позвонки так, чтобы у вас образовался позвоночник.

Соединение позвонков даёт возможность рыбам быть очень подвижными.

Как вы думаете, почему рыбам надо постоянно двигаться?

Рыбы – водные позвоночные. Большинство из них хищники, которые питаются другими животными. В этом рыбам помогают челюсти с зубами (обратите внимание на скелет головы). Они помогают рыбам захватывать добычу.

Но ведь её надо ещё догнать!

Посмотрите фрагмент фильма. Понаблюдайте за тем, как рыба плавает в своей среде обитания и определите что же рыбам помогает в быстром передвижении. (Слайд фильм )

Но вот и наша рыба (Слайд «Внешнее строение рыбы»)

Что позволяет рыбам быстро плавать?

Сильные мышцы, прикреплённые к скелету позволяют быстро плавать за счёт изгиба тела и хвостового плавника. С помощью хвостового плавника рыба движется, а спинные плавники и брюшные плавники поддерживают и служат рулями. Плавники обеспечивают высокую скорость передвижения, достигающую50 и более километров в час.

Иногда рыбы медленно «парят» в толще воды, не падая на дно. Посмотрите, как это красиво! (Слайд фильм)

Что же помогает им держаться в воде?

Внутри тела  у рыб находиться плавательный пузырь. Он наполнен воздухом и делает тело рыбы легче. Изменяя наполненность пузыря, рыба может всплывать и погружаться. Посмотрите как это происходит.(Слайд фильм)

Ребята,но ведь водная среда полна опасности и неожиданности.

А что же защищает тело позвоночных животных? (Кожа)

Внимательно посмотрите на рисунок в учебнике. Чем покрыта кожа рыбы?

Тело рыбы покрыто чешуёй.

Возьмите карточку с изображением рыбы и покройте её чешуёй. Но чтобы сделать всё правильно внимательно рассмотрите рисунок и изучите закономерность расположения чешуек. (Слайд чешуя)

Самостоятельная работа в парах.

Проверка. Оказывается это не так – то просто. Чешуйки ложатся правильными рядами. А последующий ряд ложится между ними, прикрывая друг друга. Если чешуйки положить не правильно, то между ними остаются промежутки и они плохо защищают рыбу. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придаёт телу упругость,  эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующие в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

VII. Физкультминутка под музыку моря.

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку и представьте, что вы на море, отдыхаете, а как закончится музыка откроете глаза.

VIII.Открытие новых знаний

Мы с вами сейчас побывали у моря, послушали звук прибоя, поплавали немножко, так как человек не может долго находиться под водой. (Слайд «Рыбы под водой»)

Но как рыбы могут так долго находиться под водой?

(Слайд «Внешнее строение рыбы»)

У рыб есть жабры, они прикрыты жаберными крышками. Вода попадает в рот рыбы и проходит через жабры. Они забирают кислород, который им необходим для дыхания из воды, а затем через наружные щели. которые находятся позади глаз выталкивают воду назад.

Какие органы чувств есть у рыб? Они видят, слышат, чувствуют запахи.

1) Глаза. (У многих рыб хорошее зрение и у них нет век. Окружающая вода увлажняет и защищает глаза).

2)Орган слуха.(У многих рыб очень хороший слух. Внутреннее ухо и боковая линия)

3) Чувствуют запах.(ноздри надо ртом, вода в одну ноздрю входит, а в другую выходит)

 

Главные органы чувств у рыб – обоняние и боковая линия. Боковая линия представляет собой идущий сбоку тела канал с множеством чувствительных к давлению клеток. По частоте волн рыба может определить размер приближающегося к ней объекта, а по направлению идущих волн – место, где находится объект. Для этого рыбе не надо поворачиваться к источнику опасности или пищи, ведь боковая линия окружает всё тело. Это особенно важно для рыб, так как у них отсутствует шейный отдел позвоночника, и они не могут поворачивать голову.

Очень часто можно услышать выражение «Нем как рыба». Это правда?

Нет. Нельзя считать рыб немыми. Просто человеческое ухо не может услышать их голоса в воде.

Рыбы приспособлены к жизни в воде. А в каких водоёмах они обитают?

На какие группы можно разделить рыб по месту их обитания?

(Слайд)

                                                                Рыбы                            

                            Пресноводные     Аквариумные    Морские

                         (река, озеро, пруд)      (аквариум)     (море, океан)

Ну а теперь посмотрим, как вы хорошо знаете рыб. Откройте учебник на стр.26,рисунки вам помогут найти отгадку.

Я читаю загадку или загадочное описание рыбы, а вы должны узнать о какой рыбе идёт речь и уточнить, к какой группе она относится. Если это рыба пресноводная - хлопните в ладоши 1 раз, если морская  - 2 раза, а если аквариумная – встаньте. (Слайд)

1.Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба ... (
Камбала )

Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.

2. Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?

Потому что это... (Сом)

А вот у сома, в отличие от большинства рыб, тело голое, без чешуи. Его тело защищает толстая кожа.

3. Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница
…(Акула)

У акулы зубы треугольной формы расположены в 5 – 6 рядов, а иногда и в 15 рядов. Общее число зубов достигает несколько сотен и каждое острее бритвы. За десять лет акула может сносить 24 тысячи зубов. Чешуя акул, те же зубы, только меньших размеров – напоминают наждачную бумагу.


4. От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл
...(Карась)

Вес карася достигает до 4,5 кг, а длина до 50 см

5.Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

                           (Щука)

Щука - это пресноводный хищник. Она обычно всегда охотится в засаде, в отличии от других хищников, и делает всего один бросок, и в случае неудачи возвращается на предыдущее место. Только когда сильно голодна, то тогда преследует свою жертву.

6.Все желанья исполняет

К нам из сказки приплывает

Рыбка родом из Китая

Все узнали? (Золотая)

Самая известная в наших аквариумах рыбка – золотая – родом из Китая. Говорят у кого такие рыбки в аквариуме, то они  приносят хозяину благосостояние, удачу и успех.

Молодцы!

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку или группами. Приплыв в благоприятные условия, рыбы приступают к размножению. (Слайд размножение) Размножаются рыбы, откладывая икру.
Из икринок развиваются мальки.

И затем мы видим уже взрослую рыбу.

Чтобы в наших водоёмах было много рыбы, надо чтобы каждый человек помнил об охране окружающей среды. ( Слайд «Охраняй природу»)

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтобы их побольше стало!

(Слайд Проверь себя)

IX. Итог урока.

А что  вы запомнили на сегодняшнем уроке, мы сейчас проверим.

Возьмите карточки №1, №2, №3. Напишите свою фамилию и самостоятельно заполните. (Разноуровневая работа по проверке первичных знаний учащихся.)

Дополнительные вопросы.

Как называют животных имеющих внутренний скелет?

В чём особенности внутреннего скелета?

С какими позвоночными познакомились на уроке?

После урока дежурные соберут ваши карточки и все получат оценки.

(Слайд Самооценка)

А теперь возьмите свои листы самооценки. Вспомните свою работу на уроке и оцените её.

Если у вас всё получалось на уроке. Вы поняли тему урока, узнали много нового и интересного. Закрасьте кружок жёлтого цвета (как наше весёлое солнышко).

Если у вас не всё получалось на уроке. Вы не всё понимали, и вам было не очень интересно – голубым цветом (как вода, где обитают рыбы).

Все ваши оценки, мнения и пожелания я обязательно прочитаю.

(Слайд Домашнее задание)

Запишите домашнее задание уч.с.25-26 пересказ.

(Слайд Урок окончен)

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Рыбы".

Конспект урока окружающего мира по теме "Рыбы" для учащихся 2 класса УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....

открытый урок по природоведению на тему "Берегите воду".

Цель: познакомить с экологической проблемой: загрязнение воды, обсудить меры по очистке воды; уточнить и дополнить представления детей об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности ч...

Открытый урок по литературному чтению Ю.Коваль "Вода с закрытыми глазами"

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.Планируемые результаты:- Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Б...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Вода" 1 класс

Данный урок давался на конкурсе "Учитель года". Урок -исследование. Цель: создать условия для ознакомления с правилами постановки опытов по выявлению свойств воды.Задачи: Раскрыть значение воды в жизн...

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...

Конспект открытого урока по теме: "Рыбы"

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" во 2 классе, УМК Шк...