Проект "Ты и твоя семья"
проект по окружающему миру (1 класс) на тему
На первом родительском собрании я знакомлю с традициями, сложившимися в воспитательной работе в предыдущих выпусках. Дети вместе с родителями готовят презентацию «Моя семья» в свободной форме. Презентации в формате А3 дети приносят после осенних каникул и вывешивают в классе. В образовательной системе "Школа 2100" в курсе "Окружающего мира" есть тема "Ты и твоя семья". На этом уроке мы подводим итоги этого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока | 44.34 КБ |
Презентация | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Проект урока «Ты и твоя семья» (окружающий мир)
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19 Нижегородского района
Комиссарова Ольга Анатольевна
Квалификационная категория высшая
Нижний Новгород
2014
- Общие сведения о проекте.
Окружающий мир
1 класс
Образовательная система «Школа 2100»
А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан
Раздел «Твоя семья и твои друзья» (7 часов) Тема урока «Ты и твоя семья» урок № 1
Деятельность учащихся (ролевые театральные игры; работа с учебником, тетрадью с печатной основой, ИКТ; парно-групповая работа; индивидуальная работа по карточкам.
- Диагностический блок.
Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий
Познавательные УУД
Диагностика «Проба на определение количества слов в предложении»
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.
Уровни оценивания:
- Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные – предметы.
- Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
- Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлоги, или союзы) или полностью верный ответ.
Результаты входной работы мы отразили в таблице.
Распределение учащихся по уровням ориентации на речевую деятельность
Уровень оценивания | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся(в %) | 12% | 58% | 30% |
Коммуникативные УУД
Диагностика «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребёнку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
- Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
- Покажи мне мою правую руку. Левую. Покажи мне мою правую ногу. Левую.
- Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
- На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
- Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке моне6та, а влевой руке карандаш. Монета в левой или правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
- Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех заданиях.
- Средний уровень: правильные ответы только в 1-ом и 3-ем заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
- Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Распределение учащихся по уровням сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.
Уровень оценивания | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся(в %) | 26% | 50% | 24% |
Диагностика «Рукавичка» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково.
Критерии оценивания:
- Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- Умение детей договариваться, приходить к общему решению;
- Взаимоконтроль по ходу выполнения деятельности;
- Взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Уровни оценивания:
- Низкий уровень: в узорах явно преобладают отличия или вообще нет сходства.
- Средний уровень: сходство частичное – совпадают отдельные признаки.
- Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают и приходят к общему решению.
Распределение учащихся по уровням сформированности согласованных действий
Уровень оценивания | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся(в %) | 16% | 50% | 34% |
Социальный паспорт класса
Всего семей | Полные семьи | Неполные семьи |
24 | 21 семья 87,5 5 % | 3 семьи 12,5 % |
- Тема урока
«Ты и твоя семья»
Цели урока
- Научить правильно понимать значение семьи в жизни каждого человека;
- Закрепить положительное отношение ко всем членам семьи;
- Помочь увидеть новые нюансы семейных отношений;
Задачи урока
- Развитие познавательных логических УУД анализа, классификации, обобщения, установления аналогий;
- Развитие познавательных информационных УУД (извлечение информации, представление информации в виде схемы, плана, алгоритма)
- Развитие коммуникативных УУД в процессе совместной работы в паре, разыгрывания ситуаций из жизни;
- Развитие регулятивных УУД определения цели урока, оценивания своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- Оборудование урока
На первом родительском собрании учитель знакомит с традициями, сложившимися в воспитательной работе в предыдущих выпусках. Дети вместе с родителями готовят презентацию «Моя семья» в свободной форме. Презентации в формате А3 дети приносят после осенних каникул и вывешивают в классе.
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
- План урока с хронометражем
- Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин)
Организационный момент
Проверка домашнего задания по теме «Чему могут научить учителя, родители и книги»?
- Совместное открытие знаний (12 мин)
Знакомство с семьей одноклассников слайд №1
Рассказ о члене семьи по плану на доске слайд №2
Знакомство с более широким понятием «семья» слайды №3,4,5
Обязанности членов семьи учебник стр. 66
Работа в парах в рабочих тетрадях стр. 28 задание №2
- Физкультминутка (3 мин) слайды №7-13
- Применение нового знания (12 мин)
Работа в рабочих тетрадях стр. 29 задание №3
Фронтальная беседа. Обобщение слайд №6; Знакомство с выводом учебник стр. 66
Работа в парах «Собери пословицы» слайд № 14
Разыгрывание ситуаций из жизни слайды № 15,16,17
- Итог урока слайд №18 (3 мин)
- Домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 30 «Семейный альбом» (2 мин)
- Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
| – Посмотрите на стенд, что изображено на ваших презентациях с фотографиями? – Как вы понимаете слово «семья»? Учитель записывает слово Семья на доске – О какой роли родителей в жизни ребёнка мы уже говорили на прошлом уроке? – Как вы думаете, чему ещё могут научить взрослые? – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? – Что мы узнаем сегодня на уроке? Учитель подбирает наиболее точную и полную формулировку и схематично записывает её на доске. На доске:
| (Наши семьи.) Дети в течение недели знакомились с презентациями друг друга Предположения детей Мама и папа, близкие родственники, бабушки и дедушки Родители научили детей ходить, говорить, ухаживать за собой; Могут помочь в учебе; у родителей богатый жизненный опыт Дети высказывают предположения | Познавательные УУД формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; Регулятивные УУД формируем умение определять цель деятельности на уроке; Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
| – Расскажите (по желанию) о членах своей семьи по плану. Слайд № 2 В классе 3 детей из неполных семей. Задача урока – показать семью и взаимоотношения в семье, не делая акцент на отсутствие того или иного члена семьи 1) Назвать члена семьи. 2) Имя и Отчество 3) Чем занимается. 4) Что умеет делать 5) Любимое занятие Как мама называет папу? – Как папа называет маму? – Как ты ласково называешь маму? – Кто может составлять семью? Слайды № 3-5 Каждый член семьи имеет свои обязанности. Давайте попробуем разобраться, кому в вашей семье подходят эти действия. Готовит обед. Хвалит за хорошую отметку. Любит смотреть телевизор. Чинит сломанные вещи. Помогает чинить сломанные вещи. Убирает в комнате. Гуляет с собакой. Стирает бельё. Работа в учебнике. – Откройте учебник на с. 66. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Лены и Миши. Расскажите, чем были заняты взрослые и дети. – Как же родители и дети могут помогать друг другу? – А как, на ваш взгляд, должна быть устроена жизнь в счастливой семье? Работа в парах: читающий и не читающий ученики. Работа в рабочей тетради. – Откройте рабочую тетрадь на с. 28, задание № 2. Подчеркните, что нужно делать, чтобы ваша семья жила счастливо. Проверка. – Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте предложения, которые подчеркнули. – Какие предложения не подчеркнули? Почему? – Какой вывод можете сделать? – Прочитайте его на с. 66. Совпали наш вывод и вывод учебника? | Мама и папа Дети; бабушки и дедушки; двоюродные братья и сестры Дети делают вывод, что семья — это группа близких родственников, живущих вместе. Мама Бабушка Папа Дедушка Сын Мама Дети Мама У взрослых в семье свои обязанности, а дети им помогают в домашних делах. Лена помогает маме, а Миша помогает папе. Дети дополняют первоначальные выводы: семья — это группа близких родственников, живущих вместе, у которых в семье есть свои обязанности, и они все делают сообща. Семья будет жить счастливо, если в ней все будут помогать друг другу. | Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии выделенного плана Познавательные УУД формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Познавательные УУД формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Личностные УУД формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. |
| А сейчас, ребята, давайте отдохнем с пользой слайды 7-13 «Поможем маме помыть посуду» «Подметем пол в комнате» «Можем воспользоваться пылесосом» «Вымоем окно на кухне» «С папой напилим дров» «Бабушке поможем на даче» Вместе работать веселей! Мы молодцы! | Дети повторяют соответствующие движения под музыку | |
| Работа в рабочей тетради. Задание № 3 в рабочей тетради. Распредели домашнюю работу между членами семьи так, чтобы успеть всё сделать и попасть в кино. – Чьи портреты мы видим? – Прочитайте, какие дела нужно сделать? – Соедините стрелками «работу» и члена семьи, которому предлагаете её сделать. Проверка. Фронтальная беседа Что нужно делать, чтобы мама чаще улыбалась и не уставала? – Как вы помогаете своим родителям? – Почему нужно любить друг друга в семье? – Как выразить свою любовь к родителям? – Как вести себя, если провинился? Слайд 6 «Собери пословицы» Работа в парах Детям предлагают найти продолжение пословицы На каждом столе листочки с Частями пословиц Объясните значение слова лад Работа в группах Разыгрывание ситуаций из жизни по рядам Слайды 15-17 1) Воскресный день в семье. 2) День рождения в семье. 3) Если кто-то заболел. Учитель знакомит детей с праздником, который отмечают 8 июля День семьи, любви и верности | Мамы, папы, бабушки, дедушки и ребят Лена и Миша могут выгулять собак Мама приготовит ужин Бабушка помоет посуду, а Лена может им помочь Папа или дедушка починят дверной замок, а Миша им поможет. Тогда они точно все успеют и попадут в кино. Не огорчать, хорошо себя вести и учиться, помогать по дому Убираю в своей комнате Выношу мусор Хожу за хлебом и молоком Чтобы жить счастливо Попросить прощения и больше так не делать Дети называют качества жизни в счастливой семье Любовь Уважение Доверие Помощь друг другу Дружба Совместные дела и отдых Вся семья вместе, так и душа на месте Коли в семье лад, так и не нужен клад В семье любовь да совет, так и нужды нет Кто родителей почитает, тот вовек не погибает Дети в группе договариваются, какого члена семьи они будут играть. Придумывают и разыгрывают ситуацию из жизни счастливой семьи. | Личностные УУД формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Коммуникативные УУД Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД формируем умение определять цель деятельности на уроке Личностные УУД формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Коммуникативные УУД Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение совместно договариваться Личностные УУД формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Коммуникативные УУД Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Регулятивные УУД формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) воспитание здорового образа жизни; 4) экологическое воспитание; 5) эстетическое воспитание |
| Рабочая тетрадь, с. 30, № 1. – Я хочу предложить задание, которое вы сможете сделать только вместе с родителями. Учитель объясняет детям, как выполнить задание «Семейный альбом». | ||
| Что же нужно делать, чтобы ваша семья жила счастливо? – Что узнали нового на уроке? – Ответили ли мы на главный вопрос урока? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Кому было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике. | формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
- Самоанализ урока
№ п/п | Порядковый № в схеме | Параметр оценки | Балл | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | |||
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | ||
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | ||
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | ||
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | ||
5 | 6 | Логика построения урока | ||
6 | 7 | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | ||
7 | 8 | Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора | ||
8 | 9 | Характер используемой наглядности | ||
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | ||
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | ||
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | ||
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | ||
13 | 15 | Формирование познавательных УУД | ||
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД | ||
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД | ||
Всего баллов |
№ п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | ||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы | ||
2 | Качество диагностического блока проекта | ||
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | ||
4 | Соблюдение требований к плану урока | ||
5 | Качество теоретического обоснования | ||
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи о члене своей семьи Назвать члена семьи Имя и Отчество Чем занимается Что умеет делать Любимое занятие
Кто может составлять семью?
Кто может составлять семью?
Кто может составлять семью?
Жизнь в счастливой семье Любовь Уважение Взаимопонимание Помощь друг другу Совместные дела и отдых Доверие
Вместе с мамой помоем посуду
Подметем пол в комнате
Можем пользоваться пылесосом
Поможем маме помыть окно
С папой напилим дров
Бабушке поможем в саду
Вместе работать веселей
Собери пословицы Вся семья вместе, так и душа на месте Коли в семье лад, так и не надобен клад В семье любовь да совет, так и нужды нет Кто родителей почитает, тот вовек не погибает В тесноте, да не в обиде Когда нет семьи, так и дома нет
Воскресный день в семье
День рождения в семье
Если кто-то заболел в семье
8 июля - День семьи, любви и верности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ты и твоя семья
Методическая разработка для урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Моя семья"...
Урок в 1 классе по Окружающему миру "Ты и твоя семья"
Тема: Ты и твоя семья.Вид урока: урок введения новых знаний.Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.Задачи:Образовательные:-уто...
внеклассное занятия Ты и твоя семья
конспект...
презентация к внеклассному занятию Ты и твоя семья
презентация...
Ты и твоя семья Окружающий мир
Школа 2100 план конспект урока для 1 класса....
урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Твоя семья" УМК "Гармония"
Материал представляет собой разработку урока и презентацию по теме "Твоя семья"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе "Ты и твоя семья"
Тема урока: Ты и твоя семья.Вид урока: урок введения новых знаний.Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.Задачи:Обра...