Растения зимой
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку окружающего мира, 1 класс, ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_zimoy.zip | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Старохмелевской филиал
МБОУ Новоникольской СОШ
Урок-исследование по окружающему миру в 1-м классе
"Как зимуют травы, кустарники и деревья"
Разработала учитель начальных классов
Забелина О.В.
2013 – 2014 учебный год
Цели:
-формирование представлений обучающихся о жизни растений зимой;
-формирование у обучающихся исследовательских умений (наблюдение, умозаключения, анализ , поиск необходимой информации, классификация);
-развитие умений использовать свои навыки в индивидуальной и парной работе.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
Развивающая : развивать навыки исследовательской деятельности
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.
УУД:
Познавательные: проводить наблюдения, использовать лабораторное оборудование, выдвижение гипотезы, делать выводы на основании полученных результатов .
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать и доказывать свои мысли.
Личностные : самоконтроль.
Вид урока: урок – исследование.
Методы обучения:
-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод.
Техническое обеспеченье: интерактивный комплекс.
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками, микроскоп, иллюстрации деревьев ,кустарников и трав, компьютерная презентация «Как зимуют травы , кустарники и деревья»
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование , в котором вы
будите настоящими учеными.
-А кто такие ученые ,чем они занимаются?
(Ответы детей)
Молодцы !
2. Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели исследования, выдвижение гипотезы.
Учитель Давайте определим объект исследования.
Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.
На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.
Дети Растение
Учитель. Почему так решили?
Дети. Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.
На доске появляются карточки с этими словами.
Учитель. Что ещё скажете об этих предметах?
Дети. Это живая природа.
Учитель. Так что же будет являться объектом нашего исследования ?
Если обобщить ваши ответы ,то объектом нашего исследования будет являться живая природа – растения.
-А зачем мы будем проводить исследование?
(Ответы детей)
Учитель. Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования.
«Узнаем как зимуют травы, кустарники и деревья».
Учитель. Недавно вы изучали тему «Природа и ее сезонные изменения»
Отличаются ли их жизнь ? (Ответы детей)
Учитель. Если обобщить ваши ответы ,то можно предположить ,что жизнь растений зимой отличается от осени и лета.
Предположение , которое делают дети , называют ГИПОТЕНЗОЙ.
Гипотеза обязательно нужно проверять. Проверяя гипотезу , ученые получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
3.Проверка гипотезы
Учитель. И мы с вами, как настоящие ученые проведем эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведем мысленный эксперимент. Для этого мы отправимся в путешествие в лес.
На доске открываются картинки.
(На каждой парте набор картинок)
Учитель. Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?
Дети. Можно разделить на группы.
Учитель. Какие, и как их определить?
Дети. Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов.
Учитель. Как они выглядят летом и осенью ?
Дети. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.
Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.
(Остальные дети работаю парами )
Учитель. А как выглядят кустарники, деревья и травы зимой? (презентация)
Дети. Они стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их
укрыл снег.
Откройте учебник с. 42-43
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?
Дети. Да.
Учитель. Что делает папа Маши и Миши?
Дети. Он стряхивает снег с плодовых деревьев.
Учитель. Зачем?
Дети. Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.
Учитель. Почему вы решили, что это плодовые деревья?
Дети. На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.
Учитель. Погибают ли лиственные деревья на зиму?
Ответы детей:
- Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.
- Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.
На этом наш мыслительный эксперимент заканчивается
4.Физминутка
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
А теперь проведем реальное исследование.
Учитель. Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?
Дети. На ветках почки.
Учитель. Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками . Что теперь видите?
Дети. Внутри маленькие зелёные листики. ( На экране через микроскоп рассматриваем почку)
Учитель. Какой вывод сделаете?
Дети. Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.
Учитель. Когда появилась эта почка?
Ответы детей:
- Летом
- Не знаю.
Учитель. Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Просмотр сказки или прослушивание на интерактивной доске «Где зимуют почки?» Н.Павловой
5. Работа в тетрадях.
Учитель. В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.
6.Вывод по результатам исследовательской работы . Рефлексия.
Учитель. Мы предположили , что жизнь трав, кустарников и деревьев зимой отличается от жизни летом и осенью.
-Доказали мы эту гипотезу
-Что является доказательством нашей гипотезы?
Молодцы! Уважаемые ученые , кто сегодня на уроке узнал что-то новое, достаньте из конверта зеленую карточку и покажите мне ее. А кто ничего нового не узнал, покажите красную карточку. На этом мы свое исследование завершили.
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными , но и электронными.
7.Подведение итогов урока
Учитель . Ребята вы сегодня были настоящими учеными. Я хочу вас наградить за работу эмблемами ученых.
Сказка «Где зимуют почки»
Сейчас все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки.
Где же зимуют эти почки?
У деревьев – высоко над землёю. А у трав – по-разному.
Вот у лесной звездчатки (см.1) они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым.
А кошачья лапка (см.2), ясколка (см.3), дубровка (см.4) и много других низких трав берегут под снегом не только почки – сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея.
У всех этих трав почки, значит, зимуют над землёю, хоть и не очень высоко.
У других – почки на зиму помещены иначе.
От прошлогодних полыни, вьюнка, мышиного горошка, купавки (см.5) и калужницы (см.6) над землёю сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей.
А если поискать их почки, найдёшь их у самой земли.
У земляники, одуванчика, кашки, щавеля и тысячелистника почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы тоже выйдут из-под снега зеленея. Множество других трав держат свои почки зимой под землёю. Там зимуют почки на корневищах ветреницы (см.7), ландыша, майничка (см.8), льнянки (см.9), иван-чая, мать-и-мачехи, в луковицах дикого чеснока и гусиного лука, в клубеньках хохлатки.
Вот где перезимовывают почки наземных растений. А почки водяных проводят зиму на дне прудов и озёр, закопавшись в ил.
Сноски
1. Звездчатка – род трав семейства гвоздичных. Ок. 120 видов, по всему земному шару. Звездчатка злаковидная (пьяная трава) ядовита для лошадей и рогатого скота, звездчатка средняя (мокрица) – сорняк.
2. Кошачья лапка (манжетка)– многолетнее травянистое стелющееся растение.
3. Ясколка – род травянистых растений семейства Гвоздичные, распространенных в зонах с умеренным климатом Северного полушария.
4. Дубровка (живучка) – род травянистых растений семейства Яснотковые.
5. Купальница (купавка) – род многолетних травянистых растений из семейства Лютиковые.
6. Калужница – небольшой род многолетних травянистых растений семейства Лютиковые, обитающих во влажных или заболоченных местах.
7. Ветреница – род корневищных трав (изредка полукустарников) семейства лютиковых. Ок. 150 видов, по всему земному шару. Многие из них — ранневесенние растения, некоторые декоративны. 2 вида охраняются.
8. Майник – многолетнее травянистое растение, растущее в России по тенистым лесам.
9. Льнянка – род трав семейства норичниковых. Ок. 150 видов, во внетропической области Северного полушария, обычны на Кавказе и в Ср. Азии. Льнянка обыкновенная — сорняк; медонос. Некоторые виды декоративны. 1 вид охраняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ для 3 класса
Урок открытия новых знаний разработан в свете требований новых ФГОС.Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Гармония" "Растения зимой"
Конспект урока окружающего мира по теме"Растения зимой" 3 класс УМК "Гармония". Урок открытия новых знаний, разработан в соответствии ФГОС второго поколения....
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Растения зимой"
презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растения зимой" УМК "Гармония"...
Зима: "Растения зимой" (УМК "Гармония", 3 кл. Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 3 классе (Поглазова). В работе рассказывается о жизни растений зимой....
Конспект урока "Растения зимой" по курсу "Окружающий мир"
Конспект урока "Растения зимой" по УМК "Школа России"...
«КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ» - урок-исследование
Курс по «Окружающему миру» является интегрированным. В нём объединены образовательные области: естествозна...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.
Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...