Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Гармония" "Растения зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира по теме"Растения зимой" 3 класс УМК "Гармония". Урок открытия новых знаний, разработан в соответствии ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 3 классе УМК "Гармония" | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 3-Б
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Растения зимой.
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни
растений.
Задачи урока:
- формировать универсальные учебные действия учащихся;
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
-развивать речь учащихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
учебник «Окружающий мир 3 класс» О.Т.Поглазовой, фонограмма «Январь» П.Чайковского, мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, спилы деревьев.
Ход урока.
- Организационный этап.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их, улыбнёмся и начнём нашу работу. Проверьте, всё ли готово к уроку. Итак, мы начинаем.
- Слово дежурным синоптикам.
- Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним какую тему мы изучали на уроках окружающего мира? (Зимние изменения в природе.) *слайд 2 «Зимние изменения в природе»
Какова продолжительность зимы (слайд 3)
-по календарю
-по Солнцу
- по природным признакам?
(По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.
По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца: с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия(21 марта), когда день и ночь одинаковы.
Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0. В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х месяцев, а в северных -ещё дольше, до 6-ти месяцев.)
- Какие же зимние явления происходят в неживой природе?
(Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.
Почва замёрзла. *слайд 4 с изобр.зимней природы
Ночи стали длиннее.)
- Как называется зимнее явление, которое вы видите на экране? *слайд 5
(Ледостав- явление сковывания водоёмов льдом.)
- Какое зимнее явление на следующем слайде? *слайд 6
(Снеговой покров. Это нетающий слой снега. Он не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то уплотнённый, покрытый коркой льда (настом).
- Что происходит с первым снегом?
( Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.)
- А что такое снегопад?
( Явление падения множества снежинок на землю.) *слайд 7
- Как образуются снежинки? Как они выглядят? Какую форму имеют?
(В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между собой. У снежинок 6 лучей, они симметричные, разной формы.) *слайд 8
- Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?
( Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.)
- А когда снегопад в виде снежной крупы?
( Если морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие лучики снежинок и образуется снежная крупа.)
- Когда появляется изморозь? *слайд 9-10
(В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара.)
- А где можно наблюдать морозные узоры? *слайд 11
(Их можно наблюдать на стёклах в транспорте, в домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.)
- Что напоминают морозные узоры?
(Они напоминают сказочный лес, растения.)
- Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега?
- Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.
4.Постановка проблемы. Определение темы урока.
- Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу? Ответы учеников.
- Сейчас мы разгадаем кроссворд, он подскажет нам, о чём пойдёт речь на нашем уроке. (показываю гербарий )
1.Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (берёза)
2. какое дерево мёдом богато? (липа)
3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке. (сосна)( обратить внимание на сосну выросшую на открытом месте, и в густом лесу.)
4. У родственницы ёлки неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки, опадают те иголки. (лиственница)
5. Очень густо он растёт, незаметно он цветёт,
А когда проходит лето, мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке, берегите, дети, зубки! (лещина)
6. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)
7. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
8. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут из меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (земляника)
Какое слово получилось? О чём пойдёт речь на уроке?
- Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.
*слайд 12 «Растения зимой»
Звучит музыка П.Чайковского «Январь» *слайд 13 с изобр.зимнего леса
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
- Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского и
стихотворение русского поэта Ф.Тютчева.
Физминутка. Слайд 14
Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем. Кроссворд поможет вспомнить.
деревья кустарники травянистые
берёза лещина земляника
липа малина
лиственница
сосна
осина *слайд 15 «Виды растений»
5.Первичное усвоение новых знаний.
- Итак, как же зимуют растения? Прочитайте вопросы. Которые ставит автор учебника перед статьёй. (стр.104)
-Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед наступлением зимы?
-Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая листьев?
- Что делают люди для сохранения озимых посевов?
- На основе своих собственных наблюдений вы можете дать ответы на вопросы?
Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.
- Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?
- Прочтите статью на стр.104-105 I абзац.
- Что узнали? О каких растениях идёт речь? ( Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.)
- Как зимуют травянистые растения? (Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.)
- Что происходит с кустарниками? (Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения. )
* слайд 16,17 « Кустарники под снегом»
- У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом вкусные ягоды.
- Так какое же значение снегового покрова для растений?
(Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.)
- Что делают люди для сохранения озимых посевов?
Ученики находят ответ во II абзаце. На полях ставят специальные
заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.
- Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья?
Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на собственный опыт и наблюдения.
- Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.
Прочитайте текст на стр.106.
6.Первичная проверка понимания.
*слайд 18 «Берёза» .
Что это за дерево?
Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева. Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола под острым углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.
*слайд18 «Каштан».
Ветки толстые, с крупными блестящими почками.
*слайд 19 «Дуб» .
Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.
*слайд 19«Ива».
Светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.
*слайд20 «Рябина».
Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу. Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.
*слайд 20 «Липа».
Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.
*слайд 21«Тополь».
У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.
*слайд 21 «Клён».
Дерево можно легко узнать по семенам- вертолётикам.
Видов клёна ещё больше- около 150 видов.
- Чем покрыт ствол любого дерева?
( Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.)
- Какая функция коры? (Кора имеет защитную функцию.)
- Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо
нагреваются.
*слайд 22 «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»
- Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?
Ученики отвечают.
- Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и количества влаги, от плодородия почвы? ( Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.)
- Прочитайте II абзац статьи на стр.108.
- Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?
*слайд 23 -с середины мая
-июнь
-до середины июля
- А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?
*слайд 24 –в зимнюю пору
- Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода.
- В какое время суток быстрее растут деревья? Найдите ответ на стр.108 II абзац. (Утром и вечером, а ночью отдыхают.)
- И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?
Ученики высказывают свои предположения.
- Точнее вы узнаете из учебника на стр. 109, II абзац.
Учитель. Итак, как же определить возраст дерева?
Ученики. По годичным кольцам.
7.Работа в группах.
- Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.
- Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное- можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте.
Если дерево росло на поляне, кольцо прироста будет уже с северной стороны, а с южной- шире. * рисунок на доске
8.Первичная проверка понимания.
9.Информация о домашнем задании. *слайд 25
Стр.104-110 учебника, читать и отвечать на вопросы;
стр. 49 №106,107 (тетрадь)
10.Рефлексия.
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно
интересные и правильные ответы были у следующих ребят
Кроме того, вы все получите оценки за работу по карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"
План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Какие бывают растения"
Конспект рока с примененем современных образовательных технологий...
Конспект урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" (Программа Эльконин-Давыдов, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Дикорастущие и культурные растения»Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения...
Конспект урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Тема: «Дикорастущие и культурные растения»Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; формирование умений класси...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.
Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...