Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Гармония" "Растения зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира по теме"Растения зимой" 3 класс УМК "Гармония". Урок открытия новых знаний, разработан в соответствии ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3-Б

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Растения зимой.

Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни  

                   растений.

Задачи урока:

- формировать универсальные учебные действия учащихся;

- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;

-развивать речь учащихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память,     воображение;

- формировать положительную мотивацию учения;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развивать интерес к предмету окружающий мир;

- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

 учебник «Окружающий мир 3 класс» О.Т.Поглазовой,   фонограмма «Январь» П.Чайковского,  мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, спилы деревьев.

         

                                               

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их, улыбнёмся и начнём нашу работу. Проверьте, всё ли готово к уроку. Итак, мы начинаем.

  1.  Слово дежурным синоптикам.
  2. Проверка домашнего задания.

-  Давайте вспомним какую тему мы изучали на уроках окружающего мира?  (Зимние изменения в природе.) *слайд 2 «Зимние изменения   в природе»

Какова продолжительность зимы (слайд 3)

                -по календарю

                -по Солнцу

                - по природным признакам?

(По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.

 По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца:  с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия(21 марта), когда день и ночь одинаковы.

Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0. В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х   месяцев, а в северных -ещё дольше, до 6-ти месяцев.)

-   Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

(Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.

                 Почва замёрзла.                               *слайд 4 с изобр.зимней природы

                 Ночи стали длиннее.)

-  Как называется зимнее явление, которое вы видите на экране?   *слайд 5

(Ледостав- явление сковывания водоёмов льдом.)

-  Какое зимнее явление на следующем слайде?   *слайд 6

 (Снеговой покров. Это нетающий слой снега. Он не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то уплотнённый, покрытый коркой льда (настом).

- Что происходит с первым снегом?

( Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.)

- А что такое снегопад?

( Явление падения множества снежинок на землю.) *слайд 7

 -  Как образуются снежинки?   Как они выглядят? Какую форму  имеют?

(В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в  крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между собой. У снежинок 6 лучей, они симметричные, разной формы.) *слайд 8

-  Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?

( Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.)

-  А когда снегопад в виде снежной крупы?

( Если  морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие лучики снежинок и образуется снежная крупа.)

- Когда появляется изморозь? *слайд 9-10

(В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара.)

-  А где можно наблюдать морозные узоры?  *слайд 11

(Их можно наблюдать на стёклах  в транспорте, в  домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.)

- Что напоминают морозные узоры?

(Они напоминают сказочный лес, растения.)

- Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега?

-  Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.

4.Постановка проблемы. Определение темы урока.

- Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?      Ответы учеников.

-  Сейчас мы разгадаем кроссворд,  он подскажет нам, о чём пойдёт речь на нашем уроке. (показываю гербарий )

         

1.Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (берёза)  

2. какое дерево мёдом богато? (липа)                              

3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту.  Если я не на опушке, ветви только на макушке. (сосна)( обратить внимание на сосну выросшую на открытом месте, и в густом лесу.)

4. У родственницы ёлки  неколючие иголки.

    Но в отличие от ёлки, опадают те иголки.  (лиственница)

5. Очень густо он растёт, незаметно он цветёт,

  А когда проходит лето, мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке, берегите, дети, зубки!   (лещина)

6.     Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?  (осина)

7.   Бусы красные висят, из кустов  на нас глядят.

  Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.  (малина)

8.   Я капелька лета на тоненькой ножке.

    Плетут из меня кузовки и лукошки.

    Кто любит меня, тот и рад поклониться,

    А имя дала мне родная землица.  (земляника)

Какое слово получилось? О чём пойдёт речь на уроке?

-  Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.

                                      *слайд 12 «Растения зимой»

Звучит музыка  П.Чайковского «Январь»  *слайд  13 с изобр.зимнего леса

                 Чародейкою зимою

                 Околдован, лес стоит-

                 И под снежной бахромою,

                 Неподвижною, немою

                 Чудной жизнью он блестит.

-   Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского и

 стихотворение русского поэта Ф.Тютчева.  

Физминутка. Слайд 14

 Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.  Кроссворд поможет вспомнить.

  деревья                     кустарники                  травянистые

  берёза                        лещина                       земляника

  липа                          малина

  лиственница                

   сосна

   осина                                                                             *слайд 15 «Виды растений»

5.Первичное усвоение новых знаний.

- Итак, как же зимуют растения? Прочитайте вопросы. Которые ставит автор учебника перед статьёй. (стр.104)

  -Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед  наступлением зимы?

  -Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая листьев?

  - Что делают люди для сохранения озимых посевов?

-  На основе своих собственных наблюдений вы можете дать  ответы на вопросы?

Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.

-  Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?

- Прочтите статью на стр.104-105 I абзац.

- Что узнали? О каких растениях идёт речь? ( Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.)

-  Как зимуют травянистые растения?  (Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы  и корневища.)

-  Что происходит с кустарниками?  (Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников  (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения. )

                                                          * слайд 16,17 « Кустарники под снегом»

-  У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза  становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом  вкусные ягоды.

- Так какое же значение снегового покрова для растений?

 (Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму,  укрывает их как тёплым покрывалом.)

- Что делают люди для сохранения озимых посевов?

Ученики  находят ответ во II абзаце. На полях ставят специальные

заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.

-  Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья?

   Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям.  А зимой? Опираясь на  собственный  опыт и наблюдения.

-  Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.

                 Прочитайте текст на стр.106.

6.Первичная проверка понимания.

 *слайд 18 «Берёза» .    

 Что это за дерево?

Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты  дерева.  Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола   под острым углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.

  *слайд18 «Каштан».

  Ветки толстые, с крупными блестящими почками.

  *слайд 19 «Дуб» .

Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.

 *слайд 19«Ива».

 Светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.

  *слайд20  «Рябина».

   Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу.  Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.

 *слайд 20 «Липа».

 Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких  трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.  

 *слайд 21«Тополь».

 У тополя светлый ствол, липкие почки.  Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.

 *слайд 21 «Клён».  

 Дерево можно легко узнать по семенам- вертолётикам.

Видов клёна ещё больше- около 150 видов.

- Чем покрыт ствол любого дерева?

( Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные  клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.)

-  Какая функция коры?  (Кора имеет защитную функцию.)

- Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит  кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины.  Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо

нагреваются.                        

          *слайд 22 «Побелка стволов и забрасывание  снегом ствола дерева»

-  Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?

Ученики  отвечают.

-  Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и количества влаги,  от плодородия почвы? ( Зимой не растёт, почва замёрзла,  мало тепла.)

- Прочитайте II абзац статьи на стр.108.

-  Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?

              *слайд  23 -с середины мая

                              -июнь

                            -до середины июля

-  А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?

                                                                                              *слайд 24 –в зимнюю пору

-  Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода.

- В какое время суток быстрее растут деревья? Найдите ответ на стр.108 II абзац.  (Утром и вечером, а ночью отдыхают.)

-  И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?

Ученики  высказывают свои предположения.

-  Точнее вы узнаете из учебника на стр. 109, II абзац.

Учитель. Итак, как же определить возраст дерева?

Ученики. По годичным кольцам.

7.Работа в группах.

-  Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева.  Определите его возраст по годичным кольцам.

- Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное- можно говорить, что год  был благоприятный и росло дерево на открытом месте.

Если дерево росло на поляне, кольцо прироста будет уже с северной стороны, а с южной- шире.                   * рисунок на доске

8.Первичная проверка понимания.

 

9.Информация о домашнем задании.    *слайд 25

Стр.104-110 учебника, читать и отвечать на вопросы;

  стр. 49  №106,107 (тетрадь)

10.Рефлексия.

-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать спасибо, но особенно

 интересные и правильные ответы были у следующих ребят

 Кроме того, вы все получите оценки за работу по карточкам.

                                                           

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока окружающего мира  по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Какие бывают растения"

Конспект рока с примененем современных образовательных технологий...

Конспект урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" (Программа Эльконин-Давыдов, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Дикорастущие и культурные растения»Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения...

Конспект урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема: «Дикорастущие и культурные растения»Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; формирование умений класси...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...