Урок-экскурсия "Турнир континентов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
урок проведен в рамках месячника учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_kontinentov.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия (заочное путешествие по странам и континентам
восточного полушария)
Тема: Заочное путешествие по странам и континентам восточного полушария. Турнир континентов.
Цели: 1. Развитие познавательной активности, самостоятельности, положительного отношения к познанию, книге, добыванию знаний, стимулирование коллективного мышления учащихся.
2. Обогащение знания детей о мире, разнообразии растений и животных разных континентов.
3. Привитие любви к природе, подведение к выводу о необходимости бережного отношения к природе.
Оборудование и наглядные пособия: карта полушарий, глобус, книжная выставка, выставка рисунков, стенгазеты, наглядности.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя (под музыку «Как прекрасен этот мир»)
- Сегодня мы совершим с вами заочное путешествие по странам и континентам восточного полушария.
- Почему только восточного полушария?
- Потому что за урок все охватить невозможно.
- А почему восточное полушарие?
- Здесь больше материков. И мы живем в восточном полушарии.
Дети по своему желанию выбирали континенты.
- Итак, наш коллектив разделился на 3 группы, каждая из которых готовила один континент по своему выбору.
II. Приглашается первая команда (Африка)
АФРИКА
- Песня Красной Шапочки про Африку (дети поют под магнитофонную запись)
Если долго, долго, долго
Если долго по дорожке
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно-верно
То, возможно, можно-можно
Можно в Африку прийти.
А-а, в Африке реки вот такой ширины
А-а, в Африке горы вот такой вышины
А-а, крокодилы, бегемоты
А-а, обезьяны, кашалоты
А-а, и зеленый попугай – 2 раза
1 ученик: Как вы поняли, мы вам расскажем о самом большом материке после Евразии Африке. Самый первый человек на Земле появился в Африке. Площадь Африки составляет 30 млн. кв.км. По численности населения занимает 4 место. Экватор делит Африку почти пополам (показать на карте). Она со всех сторон окружена водой – расположена между двумя океанами. Какими? Между Атлантическим и Индийским (показать на карте). А какие моря ее омывают? Средиземное и Красное (показывает на карте). На территории Африки расположено множество разных стран. А какие, вы знаете? Алжир, Египет, Ливия, Эфиопия, Судан, Чад, Нигер, Мали, Конго, Ангола, Кения, Танзания…(показать на карте). А вы знаете, что Алжир по площади в 4 раза больше Франции, а Египет – в 3 раза больше Италии, а самая большая территория у Судана, но там много пустынь, поэтому населения мало. Самая населенная страна Африки – Нигерия.
2 ученик. В Африке самая большая пустыня мира САХАРА Она находится на севере Африки. Это самое жаркое место .Дожди здесь не выпадают по несколько лет.Днем здесь очень жарко а ночью очень холодно. В Южной Африке прохладнее и суше . Здесь есть горы и озера. и протекает могучая река Конго (показать на карте)Большую часть территории покрывают травянистые равнины САВАННЫ.
3 ученик В Африке обитает много разных животных. А какие, попробуйте догадаться сами: он обитает в тропических лесах. У него злобный характер, толстая кожа напоминает панцирь, а острый рог на носу помогает ему нападать и обороняться. Кто это? (носорог) (показывает картинку)
4ученик. Это самое крупное сухопутное животное. Весит больше 7 тонн. Умеет хорошо плавать и бегать. Хорошо приручается человеком и используется для перевозки тяжестей. своим хоботом может перетаскивать бревна весом до 350 кг. Кто это? (африканский слон)
5ученик. Основное занятие жителей юга Африки – сельское хозяйство. На западе – скотоводство. Еще здесь выращивают кофе, бананы, какао. Здесь добывают нефть. На севере Африки производят продовольствие и товары, которые они перевозят на животных, а на каких попробуйте догадаться: это животное пустыни. Широкие мозоли на ногах помогают ходить по раскаленному песку. Может обходиться без пищи и воды в течение нескольких дней. Кто это? (верблюд)
6ученик. В водоемах, как и в пустынях, обитают очень интересные животные и птицы. Угадайте, кто это: самая крупная из водоплавающих птиц, питается рыбой, которую ловит огромным клювом, напоминающим мешок. (пеликан)
7ученик. Главное природное богатство Африки – тропические леса, где растет много разных растений. Здесь растут разнообразные пальмы, финиковые и кокосовые (показ картинок, фиников, кокоса). Плоды очень вкусные и питательные. А под широкой кроной пальм сеют хлеб, выращивают виноград, лимоны и овощи.
8ученик. Мы хотели бы рассказать еще об очень интересном животном. Это самое высокое животное высотой до 6 метров. Питается кустарниками, побегами деревьев. Шкура покрыта пятнами. Вы уже догадались, кто это? (жираф) А сейчас мы хотели бы спеть о нем песенку:
Песня про жирафа (дети поют под магнит. запись)
Есть на свете место беззаботное,
Где гуляет важно, словно граф,
Очень длинношеее животное
Под чудным название жираф.
До чего же, до чего же
Всем нам хочется, братцы
На жирафе, на жирафе
На живом покататься
До чего же хочется, братцы
На живом жирафе покататься, а-а-а-а
1 ученик. Африка – очень интересная красивая страна, где растет много разных растений и обитает много различных животных. Но за этим многообразием и красотой скрыто много опасностей. Нельзя в лесах просто так гулять, как в парке.
Дети поют: Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять
В Африке акулы, в Африке гориллы
В Африке большие крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать
Не ходите, дети, в Африку гулять
В Африке верблюды, в Африке болота
В Африке большие бегемоты
III. Приглашается вторая команда (Австралия)
Австралия
1. А сейчас мы расскажем о самом маленьком материке, который по площади стоит на 6-ом месте.
- Кто знает, что это за материк?
- Австралия.
- А что означает слово «австралия»?
- Южная.
- Правильно.
2. Австралия расположена к югу от экватора. Лежит в тропическом и южном умеренном поясах. Здесь мало осадков и сухой жаркий климат. Поэтому Австралия – самый бедный реками материк. Она омывается со всех сторон теплыми водами 2-х океанов.
- Каких?
- Водами Тихого и Индийского океанов.
3. В Австралии единственная большая река Муррей – сильно мелеет в сухое время года, но после дождей ненадолго становится полноводной. В засушливых местах Австралии используют воду из артезианских колодцев – это буровая скважина, дающая выход подземной воде.
4. На северном берегу находится остров Новая Гвинея – второй по величине остров земного шара. Здесь живут аборигены.
- А кто скажет, что означает это слово?
- Аборигены – это коренное население какой-либо страны.
5. В Австралии аборигены живут более 50 тысяч лет. Это папуасы.
- Кто знает, как переводится это слово?
- «Папуа» означает «курчавый».
- Да, это темнокожие люди с черными вьющимися волосами.
6. Папуасы занимаются растениеводством, охотой, рыболовством. Свои орудия делают из камня, раковин, дерева. Одежду изготовляют из листьев, коры деревьев. Папуасы умеют не только работать, но и отдыхать. И сейчас девочки покажут их любимый танец. (Танец «Чунга-чанга»)
7. Кроме коренных жителей – австралийцев, здесь живет и пришлое население. Это в основном переселившиеся англичане.
8. Столица Австралии – Канберра. Крупные города – Мельбурн и Сидней.
- А что вы знаете про Сидней?
- Это большой и самый красивый город Австралии. В Сиднее в 2000 году проходили летние Олимпийский игры. Наш земляк Мурат Карданов завоевал там золотую медаль по греко-римской борьбе. Мы гордимся этим успехом.
9. В Австралии сохранились растения и животные, которые давно исчезли в других местах земного шара.
10. Ехидны и утконосы – уникальные животные, которые откладывают яйца.
Утконосы – птицы – звери. Детенышей выводят из яиц, как птицы, а кормят молоком, как млекопитающие.
11. Большинство животных Австралии сумчатые. У них детеныши рождаются крошечными, и мать донашивает их в сумке, образованной из складок кожи живота. Здесь они находятся самостоятельно добывать пищу.
12. Кенгуру. В начале 19 века европейцы, впервые высадившиеся у берегов Австралии, увидели животное, которое прыгало на сильных задних ногах, а из сумки на его животе выглядывал детеныш.
- Кто это животное? (Кенгуру)
- У мамы-кенгуру двухметрового роста рождается детеныш длиной всего лишь 3 см.
- Кроме кенгуру водятся и другие сумчатые животные: белка, заяц, крот, волк.
13. Некоторые животные живут на деревьях и редко спускаются на землю. Это…(коала).
Вы когда-нибудь видели дорожный знак «Здесь переходит дорогу коала»? Такой знак можно встретить только в Австралии.
Коалы – пушистые сумчатые медвежата с вечно сонными глазами. Живут на эвкалиптах, питаются только листьями эвкалиптов. За день съедают по килограмму молодых побегов и долго могут обходиться без воды. Коала так и переводится, как «непьющий», наверное, ему просто лень лишний раз спуститься на землю.
14. В реках много крокодилов. Из хищных животных водятся дикие собаки динго – одичавшие потомки европейских собак. Они причиняют большой вред овцеводству, уничтожая сотни овец. Динго – хитрые и осторожные звери. Выследить их очень трудно.
15. Только в Австралии водятся черные лебеди, белые орлы, белые вороны. зеленые попугаи, птица киви и лирохвосты. Здесь самая крупная птица – бескрылый страус эму- достигает в высоту до 2-х метров. Хорошо бегает и плавает, обитает в саванне.
16. Австралия как огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, которых нет на других материках, поэтому много внимания уделяется охране природы. Сейчас строго запрещен вывоз и ввоз любых животных из других стран.
- А сейчас выходит третья команда.
Евразия
1.– Кто назовет самый большой материк?
Евразия – самый большой материк земного шара. Это материк, на котором мы живем. Омывают Евразию все 4 океана: Северный Ледовитый на севере, на востоке – Тихий, на юге – Индийский, на западе – Атлантический. Материк состоит из 2-х частей света – Европы и Азии. Азия занимает большую восточную часть, Европа – меньшую западную часть. Здесь самая высокая вершина мира – Джомолунгма (или Эверест), высота которой 8848 метров.
2. Почти вся Евразия расположена в северном умеренном поясе, а южная часть – в тропическом поясе (Аравия, Индостан, Индокитай).
3. Население Евразии состоит из многих народов. Здесь расположено более 70 государств. Это такие, как: Россия, Польша, Франция, Германия, Италия, Монголия, Китай, Япония, Индия, Иран, Афганистан и другие.
4. Сегодня мы не можем говорить обо всех этих государствах, а поговорим о самой большой стране мира.
- Кто знает, какая это страна?
- Россия.
- Правильно. Ее площадь занимает более 17 млн кв.км. Столица – город Москва. На территории России проживают представители более чем ста наций и народностей.
5. Россия богата полезными ископаемыми. Здесь добываются железные руды, нефть, природный газ, уголь, золото, алмазы и другие редкие металлы.
6. Богат и разнообразен животный и растительный мир России. Здесь хвойные, лиственные и смешанные леса. В них растут сосны, ели, березы, дубы и другие деревья. В тундре, тайге, степях обитают различные звери: белки, соболи, олени, волки, медведи, лисы, зайцы. Птицы – глухари, куропатки, тетерева, кукушки, дятлы, снегири, ласточки, соловьи, ястребы, вороны и другие.
7.-Чем еще славится Россия?
- В России самое большое озеро в мире – Каспийское. Его называют морем; площадь – 371 тыс.кв.км, наибольшая глубина – 1025м, соленое. Озеро Байкал – самое прозрачное, самое глубокое озеро в мире, глубина – 1620м, пресное.
8. На юге России находится красивая маленькая республика Кабардино-Балкария, в которой мы живем. Это – частичка нашей большой Родины, но разговор о ней продолжат другие.
9. А сейчас мы проверим вас на внимание и проведем игру «Перепутаница». Данных животных расположите по континентам. (Жираф, верблюд, пеликан, коала, кенгуру, утконос, волк, бурый медведь, заяц).
10. Занимательные вопросы:
а) Часть света, открытая Колумбом? (Америка)
б) Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернанд Магеллан)
в) Материк, который открыли последним? (Антарктида)
г) Кто первооткрыватели Антарктиды? (Лазарев, Беллинсгаузен)
д) Материк, где отсутствует постоянное население? (Антарктида)
е) Какой материк не принадлежит ни одному государству? (Антарктида)
11. Почтальон с посылками.
1 посылка. Это растение – высокая тропическая трава. Достигает в высоту 15 метров. Плоды питательные и вкусные. (Банан)
2 посылка. Самое известное дерево Австралии. Вырастает до 100м. Называют его «дерево – насос». Листья стоят ребром к солнцу и дают мало тени. Его используют для осушения болот. (Эвкалипт)
3 посылка. Этот плод ценили всегда. В Средней Азии он использовался одно время вместо денег. В Грузии его называли «желудь богов». Раньше его давали больным туберкулезом, еще врачи рекомендуют его при камнях в почках, печени. В его незрелых плодах содержится витамина С в 9 раз больше, чем в шиповнике. В Россию его завезли из Греции. Его семена очень вкусные и питательные. (Грецкий орех)
- Вывод
- Путешествуя по странам и континентам, мы узнали природу, условия жизни, как используются природные богатства в разных странах, чем занимается их население. Мы поняли. что земля будет более богатой и прекрасной, если все народы будут жить в мире и дружбе, бережно относиться к природным богатствам, охранять их не только для себя, но и для будущих поколений.
Песня о дружбе.
Ты да я да мы с тобой,
Ты да я да мы с тобой.
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты да я да мы с тобой,
Ты да я да мы с тобой.
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.
- Заключение.
- Мы надеемся, что вы, ребята, сделаете все. чтобы сберечь каждый уголок природы нашей Родины, в которой вы живете и учитесь. Ведь природа, ее красота нужна не только нам, но и будущим поколениям. Так берегите ее!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е Евтушенко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТД "Музыкальный континент"
Обеспечение личностного роста подростка путём активизации его творческого потенциала в различных видах деятельности...
"Путешествие по континентам"
необычный сценарий праздника "Прощание с азбукой"!...
"Путешествие по континентам - Антарктида"
Занятие с детьми. Конспект....
Русские на шестом континенте.
Урок по окружающему миру для 4 класса по учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, система Л.В. Занкова....
"Русские на шестом континенте"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класска, разработанный по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, по системе Занкова....
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Русские на шестом континенте"
Данная презентация составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Тема урока "Русские на шестом континенте". Дети узнают о том, кем и когда была открыта ...
Программа внеурочной деятельности "По странам и континентам"
Программа (поурочное планирование, краткое содержание занятий)...