"Русские на шестом континенте"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру для 4 класска, разработанный по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, по системе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Тема «Русские на шестом континенте».
Цели и задачи:
- активизировать память, внимание и логику мышления, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребёнка;
- способствовать формированию представлений учащихся об Антарктиде;
- способствовать формированию информационной культуры учащихся;
- организовать деятельность учащихся для самостоятельного получения знаний;
- создание условий для осознания патриотического отношения учащихся к морякам-первопроходцам.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
- Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир» 4 класс.
- На доске физическая карта мира.
- Глобус.
Ход урока:
Этапы урока | Планируемая деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Методический комментарий |
I.Мобилизационная часть урока | Психологически подготовить учащихся к работе на уроке. | Должны настроиться на работу на уроке. | |
II. Вводно-мотивационный этап | Подведение к теме урока при помощи вопросов: Как вы думаете, какими книгами зачитывались люди XIX века? | Ответы детей: О животных, приключениях, смешные, весёлые рассказы и т.д. | Вариативность ответов, Развития познавательных интересов, учебных мотивов (личностные УУД) |
Все вы по- своему правы. Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике. Откройте его на странице 13и прочитайте 1-й и 2-й абзацы. | Культурные люди того времени зачитывались дневниками путешественников. После кругосветного путешествия Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского «кругосветка» стала обязательной частью программы обучения русских моряков. Во время таких походов они делали записи, вели дневники, которые в дальнейшем печатались в различных изданиях. Таким образом, перед читателями открывался мир полный тайн и загадок. | Слайд 1 Системно-деятельный подход, Умение осознанно строить высказывания, поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД). Умение слушать и слышать друг друга (коммуникативные УУД). | |
Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы совершим путешествие. А куда, вы скажете мне сами, но чуть позже. | |||
III. Актуализация знаний. | На доске написаны слова: Евразия, Африка, Америка, Австралия. Учитель: Что вы можете сказать о словах, написанных на доске? | Дети могут давать самые разнообразные ответы: это названия материков; Америка это не материк, а часть света; есть Южная Америка, есть Северная Америка; Австралия самый маленький материк; Евразия самый большой материк; Америку открыл Христофор Колумб; Австралию – Беринг; и т.д. | Вариативность ответов. Здесь же можно проверить актуальность знаний учащихся. |
IV. Введение в проблему. | Скажите, а сколько материков на Земле? | Материков шесть – шестой материк Антарктида. | Если дети не заметили, что перечислены не все материки, то можно задать этот вопрос как наводящий. |
Как мы можем узнать, где находится Антарктида? | Ответы детей: посмотреть на карте или глобусе; прочитать в книге, энциклопедии; спросить у старших, учителя, у одноклассников; и т.д. | Идет работа над формированием информационной культуры. | |
Конечно, вы уже догадались, что речь пойдёт об Антарктиде. Представьте себе, что люди в XIX веке о существовании шестого материка могли только догадываться. Как вы думаете почему? | Там очень холодно; Море покрыто льдом, что затрудняет проход корабля; Тяжёлые погодные условия; Не достаточное техническое оснащение. | Слайд 2 Формирование умений сравнивать, анализировать (познавательные УУД). Умение слушать, получать необходимые сведения (коммуникативные УУД). Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу через самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы (личностные УУД). | |
Посмотрите на карту или глобус и назовите местоположение Антарктиды? Так в западном или в восточном? | Антарктида расположена в южной части восточного полушария. Антарктида расположена в южной части западного полушария. Возникший спор можно разрешить при помощи глобуса и физической карты. Дети делают вывод: Так как Антарктида находится на южном полюсе, то противоположные её части находятся в разных полушариях. | Постановка проблемного вопроса (возникает коллизия). Волевая саморегуляция, моделировать различные ситуации при решении задач (Регулятивные УУД). Умение слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод (коммуникативные УУД). | |
Да, конечно, достичь материка было нелегко. Но мы с вами можем гордиться своими соотечественниками, которые не побоялись трудностей и сделали почти невозможное (давайте не забывать, что речь идёт о начале XIX века). Откройте учебник и найдите в тексте имена открывателей Антарктиды. | Антарктиду открыли русские моряки на кораблях «Восток» и «Мирный» под предводительством Михаила Петровича Лазарева и Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. | Слайд 3 Воспитание патриотизма на примере моряков – первопроходцев. Умение работать с информацией, находить её, в соответствии с учебной задачей, донести до слушателя. | |
V. Основной этап урока | Фильм включается без звука, и демонстрируются слайды. Задание перед просмотром: Представьте себя на месте моряков-первооткрывателей и опишите свои впечатления от увиденного. | Рассказ детей (составлен коллективно). Мы долго плыли по океану, но земли, которую мы вот уже несколько недель искали, видно не было. На пути нам стали встречаться ледяные горы – айсберги. Они плыли по воде, как большие величавые корабли. Высокие и низкие, широкие и узкие, необычные по форме они поражали своей белизной. И вот, наконец, вдалеке, показалась узкая полоска непрерывно тянущегося льда. Это был берег ещё неизвестного нам континента, который мы назвали Антарктида – противоположный Арктике. Мы вступили на берег. Перед нами простиралась ледяная пустыня. Кое-где на пути нам встречались «оазисы» - заледеневшая каменистая почва. Мы были удивлены, когда увидели необычных животных: пингвинов, тюленей, китов, касаток, поморников. | Слайд 4. Задание творческого характера. Каждый ребёнок может составить рассказ сам, а может дополнить каким-нибудь предложением рассказ товарища. Учитель может выбрать из каждого рассказа наиболее удачные моменты и на основе них составить «общий» рассказ. Проявляются метопредметные связи, в частности с литературой. Развитие готовности к сотрудничеству, формирование уважительного и доброжелательного отношения к одноклассникам (личностные УУД). |
Физкультурная минутка | |||
На доске написаны вопросы:
Я прошу вас выбрать себе вопрос и, просматривая фильм, подготовить на него ответ. | Дети выбирают наиболее интересный для себя вопрос. Внимательно просматривают фильм, находят ответ на поставленный вопрос. | Здесь важно проконтролировать, чтобы были взяты все предложенные вопросы. | |
Просмотр фильма | |||
Кто желает осветить первый вопрос? Кто хочет дополнить? (У кого по другому?) И т.д. | Дети отвечают на подготовленные вопросы, дополняют друг друга, исправляют неточности. 1 вопрос. Гляциолог – исследует ледники; биолог – наблюдает за животными; гидрологи –наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие (испарение, замерзание и т. п.); гидробиологи – люди, изучающие жизнь и биологические процессы в воде; метеорологи – наблюдение за погодой; палеогеограф - человек, изучающий физико-географическую обстановку на поверхности Земли в геологическом прошлом. А также инженеры, механики, доктор, повар. | 6 слайд. Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод (коммуникативные УУД). Волевая саморегуляция (Регулятивные УУД). Умение слушать, получать необходимые сведения (Коммуникативные УУД). Умение наблюдать, делать выводы и умозаключения, Поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД). Развитие готовности к сотрудничеству, Развитие познавательного интереса к новому материалу (Личностные УУД). | |
Ребята скажите, кто помнит, как назывался фильм, который вы только что просмотрели? | «Свободная Антарктида» | Вопрос требует однозначного ответа, но для логики урока он необходим. | |
Как вы думаете, почему именно «Свободная Антарктида»? | Антарктида материк дружбы между различными народами. Антарктида свободна от границ, ни одно государство мира не может претендовать на какую – либо её часть. | Моделировать различные ситуации при решении задач (Регулятивные УУД). Умение слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (Коммуникативные УУД). Умение осознанно строить высказывания, умение рассуждать (Познавательные УУД) | |
Домашнее задание | Поразмышляйте над словами, произнесёнными Андреем Тарковским, они прозвучали в фильме, «Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным». А также подготовьте небольшое сообщение о любом животном, обитающем в Антарктиде. | Дети могут записать эти слова в тетрадь. | |
Итог урока. | Подведение итогов работы как класса в целом, так и отдельных учащихся. Выставление оценок за работу на уроке. | Оценить свою деятельность на уроке, понять причину неудачи. | Волевая саморегуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТД "Музыкальный континент"
Обеспечение личностного роста подростка путём активизации его творческого потенциала в различных видах деятельности...
"Путешествие по континентам"
необычный сценарий праздника "Прощание с азбукой"!...
Умножение шести и на шесть. 3 класс (УМК "Школа России")
Работа в парах и работа с перфокартами....
"Путешествие по континентам - Антарктида"
Занятие с детьми. Конспект....
Русские на шестом континенте.
Урок по окружающему миру для 4 класса по учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, система Л.В. Занкова....
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Русские на шестом континенте"
Данная презентация составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Тема урока "Русские на шестом континенте". Дети узнают о том, кем и когда была открыта ...
Конспект урока окружающего мира «Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о достопримечательностях и жизни людей на разных континентах.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое континент, какие контин...