Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шурахина Виктория Ивановна

Урок по теме "Лес и человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_chelovek.docx112.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по предмету – «Окружающий мир»

Класс -4

Тема урока «Лес и человек» 

Цель: Способствовать формированию у учащихся представления  о роли  леса  в  жизни человека  и природы

Задачи: обобщить знания учащихся о природной зоне «Леса»,

повторить характеристики природных зон;

систематизировать и углубить представления учащихся о роли леса в жизни человека;

познакомить с экологическими проблемами лесов и путями их решения.

Ресурсы: презентация «Лес и человек», учебник «Окружающий мир» 1ч., автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 ч., авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-уметь ориентироваться по карте природных зон;

- рассказывать о роли леса в жизни людей;

- рассуждать об экологических проблемах леса и мерах по его охране;

- знать правила поведения в лесу;

- иметь представление о национальных парках и заповедниках России.

- определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

- извлекать информацию из текста и схемы;

- работать в парах, обсуждать информацию, высказывать предположения;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

- понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Ребята! Начнём мы наш урок с загадки. Отгадайте :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

(Лес)

Тема нашего урока «Лес и человек.»

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно. Мы поговорим с вами о роли леса в жизни человека. Об использовании леса и его охране.

  1. Проверка знаний и умений
  1. Вспомним, какие виды лесов мы знаем.

Посмотрите на 1 слайд.

Слайд 1 

 - Как называется такой лес? (Тайга.)

- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

- Перечислите деревья хвойного леса (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна)
Слайд 2

- Ветка какого дерева на экране? (Лиственницы)

-Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

- Какое дерево является символом России? (Береза)

Слайд3.

- В каком лесу произрастает береза? (В смешанном)

Слайд4.

- Что это за дерево и в каком лесу произрастает? (Дуб, широколиственный лес)

-Какие еще деревья можно встретить в широколиственном лесу? (Липа, клен).

  1. Работа по теме урока

Послушайте стихотворение.

Словно сказочной книги
Страница, 
Лес открылся,
Листвою звеня.
Понимаю и зверя,
И птицу,
И они понимают
Меня.

Может быть,
На тропинках звериных,
В непроглядной
Лесной глубине,
Вдруг избушка
На ножках куриных
Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю,
Ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит
Подрумяненным боком
Средь высокой травы
Колобок.

И нельзя мне в лесу
Заблудится,
Хоть брожу от людей
Вдалеке.
Потому что и звери,
И птицы
На родном говорят
языке.

1. Беседа о растениях и животных леса.

1)Растения

Россия самая богатая лесная страна в мире.

В лесу много растений и животных. Некоторые растения, которые можно встретить в лесу мы узнаем, отгадав загадки.

  

Слайд

2) Животные

Дети подготовили рассказы о животных, но само название потерялось.

Узнайте о каком животном идёт речь.

Дети зачитывают тексты, а ученики класса отгадывают, о каком животном идёт речь.

3) Красная книга

Скажите ребята, все ли растения и животные в лесу в безопасности?

Есть такие, которых осталось очень мало и они занесены в Красную книгу.

2.
Значение леса в жизни человека

В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».  

- О каких значениях леса для человека говорят эти поговорки?

((Дети отвечают, учитель уточняет и комментирует их ответы, при этом вывешиваются на доску  таблички с указанием значений) 

Слайды

- Лес - кормилец человека. Какую пищу находит человек в лесу? (грибы, ягоды, орехи, съедобные побеги)

Источник древесины. Для изготовления чего люди используют древесину? (мебель, суда, дома, бумага и др.)

Источник топлива. Как лес может обогреть человека? (дрова – это деревья, которые росли в лесу)

Легкие планеты. Как вы думаете, что дают нам деревья, без чего человек не смог бы прожить и несколько минут? (кислород).

Защитник воздуха. Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен?

Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.

Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.

Источник здоровья. В лесу много лекарственных растений. В лесу человек черпает силы, отдыхает от бешенного теперь ритма жизни.

Место отдыха.

—А теперь мы с вами поговорим о бедах леса, о том, что может погубить лес.

— Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его? (пожар)

- Ученики нашего класса подготовили вам небольшие сообщения о пожаре.

Первый ученик читает подготовленное сообщение

Слайд 5

 Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.

Пожар может возникнуть :

Слайд 6

- если бросили горящую спичку или окурок,

Слайд 7

- если разводили костер в местах с подсохшей травой,

 

 

Слайд 8

- если люди выжигают траву на лесных полянах;

Слайд 9

- если осколок стекла бросить в солнечное место, то стекло фокусирует солнечные лучи как зажигательная линза.

Слайд 10

- если сжигание мусора велось с нарушениями правил техники безопасности.

Наука о лесных пожарах называется пирология.

Учитель: Что же делать, если вы попали в зону пожара?

Второй ученик читает сообщение:

Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшествии в ближайший населенный пункт или лесничество.

Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место.

При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой, подолом рубашки.

Относительно безопасным местом является вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

Избегайте бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

В случае пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и фамилию.

Учитель: Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

Недаром говорят: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

 Теперь откройте стр.111 учебника. Давайте прочитаем, как же правильно разводить костер, чтобы не начался пожар. (читают памятку)

IV.Закрепление.

Давайте теперь разгадаем кроссворд.

 

 V.Домашнее задание 

Нарисуйте плакат, посвященный теме сегодняшнего урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Тема: Человек разумное существо урок окружающего мира 1 класс

Урок по теме «Человек разумное существо?» разработан для учащихся 1 класса по курсу «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая...

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"

Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"

В материале содержится презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"...