Урок по окружающему миру в 4 классе "Земля кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Саламатина Жанна Михайловна

Конспект составлен по учебнику А.А. Плешакова.На уроке учащиеся проводят опыты, выясняют состав почвы, знакомятся с различными типами почв. Узнают, как образуется почва и почему её нужно беречь и охранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_25_okr.mir_4_kl.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:


Урок 25

Тема: ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА.

Цели и задачи урока:

предметные

1. Познакомить учащихся с наиболее распространенными типами почв.

2. Охарактеризовать почву родного края.

метапредметные

3. Развивать умение строить модель и на её основе рассказывать о разнообразии почв.

4. Определять сходство и различие природных объектов.

Личностные

5. Понимать ответственность за сохранение объектов природы.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы».

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

Послушайте загадку. О чём мы будем говорить на уроке?

И ветер меня обдувает,

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая.

И солнце все крепче и крепче

Меня обнимает и шепчет:

– Готовься к страде-урожаю.

Ученики. Это земля.

Учитель. В каком значении используют слово земля?

                 Что мы уже знаем о земле с предыдущего урока?

                  Какое значение земли нам нужно исследовать?

II. Актуализация знаний.

Вспомним подземные богатства земли.

1) Работа с картой.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

На карте любые

Подземные клады.

Учитель. Найдите на карте России месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

Какие полезные ископаемые добывают на территории нашего края?

Учащиеся показывают месторождения на карте и дают краткую характеристику полезным ископаемым по плану:

а) название;

б) свойства;

в) способ добычи;

г) применение, значение в народном хозяйстве.

2) Фронтальный опрос.

Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства:

нефть

газ

железная руда

глина

жидкое горючее

газообразное

маслянистое

с резким запахом

легче воды

тяжелее воды

пластичное

плавкое

3) Работа по индивидуальным карточкам.

I вариант

Напишите названия полезных ископаемых.

1. Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется.

_________________________________

2. Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают.

________________________________

3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит.

________________________________

4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит.

________________________________

II вариант

Напишите названия полезных ископаемых.

1. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов.

_________________________________

2. Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

_________________________________

3. Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит.

_________________________________

4. Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

_________________________________

Работы сдаются на проверку.

III. Познавательная деятельность.

Учитель. Нашу землю называют чудесной кладовой. Как вы думаете, почему?

Не только потому, что добываем полезные искомые. Послушайте сказку, чтобы дополнить свой ответ.

ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ

Есть на свете чудесная кладовая.

Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.

А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, конечно, догадались, как она называется.

М. Ильин

Учитель. Что же  даёт нам земля-матушка?

Ученики. Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

Учитель. Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай.

Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва.

Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

Ученики. Остатки старых сухих листьев, старой травы, сухих насекомых.

Учитель. Какого цвета почва?

Ученики. Почва темного цвета.

Учитель. Давайте вспомним, что еще входит в состав почвы.

Практическая работа

О п ы т  1.

Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чем это говорит?

Ученики. Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

О п ы т  2.

Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

Ученики. Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.

О п ы т  3.

Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

Ученики. Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

О п ы т  4.

Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

Ученики. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Ученики. В составе почвы есть перегной – гумус.

О п ы т  5.

Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?

Ученики. На стекле образовался белый налет. Это соль.

Учитель. Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.

Учащиеся заполняют схему:

Учитель. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Ученики. От количества перегноя.

Физкультминутка

IV. Практическая деятельность.

  1. Типы почв.

Учитель: В природе существуют разные типы почв. Рассмотрите несколько основных типов почв на с. 160-161 учебника. Выполните задание 1 в рабочей тетради. Чем отличаются почвы в разных природных зонах?

Ученики: Содержанием перегноя.

Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Чем похожи и чем отличаются все виды почв? Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

Ученики. Чернозем, в ней много перегноя.

Учитель. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На этих почвах выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке можно получить высокий урожай.

Плодородие – основное свойство почвы.

  1. Почвы нашего края.

Задание 2: Определите виды почв нашего края.

Учитель. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Учитель открывает схему на доске:

  1. Охрана почвы.

Учитель: Почва образуется в природе медленно , а разрушается быстро.

Задание 4: Какая деятельность человека наносит вред почве?

Там, где о почве заботятся, урожаи собирают большие. Ведь чем больше урожай, тем богаче наша Родина.

Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы?

Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.

V. Итоги урока:

Чем отличаются почвы в различных природных зонах?

Как каждый из нас может помочь в охране почвы?

Учащиеся читают вывод на с. 163 учебника.

Домашнее задание.

С. 160-164. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задание «Подумай!».

Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру в 4 классе "Земля - кормилица"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по ОС "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...