Конспект урока окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Максякова Алевтина Ивановна

Конспект урока окружающего мира 4 класс, тема "Арктика" УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Урок по курсу «Окружающий  мир»

по теме:

 

УМК «Школа России» 

Учебник: Плешаков  А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.

                                 

  Подготовила:

                                   Максякова Алевтина Ивановна,

                                   учитель начальных классов

                                   МКОУ «Зубово-Полянская СОШ№1»

                                   П. Зубова Поляна, Республика Мордовия

2014 год

Тема урока: ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе - дело каждого гражданина России.

Задачи урока:

- способствовать формированию целеполагания  как постановки учебной задачи;

- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны»,  «Арктика», «Экологическая проблема»; учить находить и показывать  на карте зону Арктических пустынь;

- способствовать формированию  смыслового чтения;

- развивать умение структурировать информацию;

- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;

- развивать  готовность к самостоятельной учебной деятельности;

- формировать у учащихся представление об  особенностях природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значении природы зоны Арктики для человека;

- воспитывать  бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;

- показать отрицательное влияние человека на экологию Арктики;

- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- развивать рефлексивные процессы.

Оборудование

для учителя: компьютер, проектор, презентация "Арктика"; компакт-диск (CD-ROM) содержит запись песни ..; карта  «Природные зоны России»;

для детей: картинки с изображением белого медведя; карточки для работы в парах, таблицы для работы в группе.

Тип урока: комбинированный, работа с  научным текстом.

Технологии: поддерживающего обучения,  развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

ХОД УРОКА:

  • Стадия вызова

- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших  умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по бескрайним просторам России.

Работа по карте («Прирдные зоны  России»)

Игра «Я знаю природные зоны»

-Перечислите природные зоны России.

-Покажите на карте каждую из зон.

-Почему происходит смена природных зон на территории России..

Индивидуальный опрос

Работа в парах (по карточкам)

Карточка 1.

Игра «Найди лишний географический объект». Объясните почему.

        а)        Лена, Волга, Байкал, Енисей;

        б)        Дон, Марс, Енисей, Днепр;

             в)        Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

        г)        Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.

        д)        Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Карточка 2.

Какие моря  к какому океану относятся? (Соедините стрелками.)

Моря:                   Океаны:

Японское море

Балтийское море

море Лаптевых                                Северный   Ледовитый

Чукотское море        

Берингово морс                                Тихий

Карское море

Баренцево море

Восточно - Сибирское море                                Атлантический

Черное море

Охотское море

Ответы:

Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно - Сибирское моря.

Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.

Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.

Карточка 3.

Вставьте  пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.

Самая длинная река России - это ... (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, - это ... (Волга). Самое большое по площади озеро России - это ... (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро ... (Байкал). Подо льдом спят моря …. (Северного Ледовитого) океана.

Звучит песня

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз.

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья.

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи -

Вертится Земля.

- Мы отправляемся с вами туда,

 Где царство холода, снега и льда!

- К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут.

- Рассмотрите карту путешествия (прикреплена на доске):

1. «Льдина географов»

2. «Льдина ботаников»

3. «Льдина зоологов»

4. «Льдина экологов»

- Наш путь проходит через льдины. Как вы думаете, что мы на них узнаем?

П/о

На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» - какие встречаются растения; на «льдине зоологов» - каков мир животный, на «льдине экологов»-экологические проблемы Арктики.

Стадия осмысления

Работа по карте учебника и «карте природных зон» на доске.

Итак, в путь! Мы находимся на льдине «Географов». На карте природных зон в учебнике  найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.

П/о (показывают на «Физической карте»).

Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Слайд 1-3.

Слово учителя.

- Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины - разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом - полгода день, зимой - полгода ночь. Температура понижается до - 60°...

-Работа по учебнику с. 76-77. Чтение текста.

Слайд 4.

- Вставьте пропущенные слова:

Арктика - это огромное пространство ... (Северного Ледовитого океана), с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ...(косые) лучи. Оно ... (светит), но не греет. Зимой в Арктике ... (полярная ночь). Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (-60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от; географического ... (положения) арктической зоны. Учащиеся зачитывают текст вслух.

Слайд 5.

Слово учителя.

- К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь?

П/о детей.

- Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Работа по иллюстрации учебника.

- Ребята, садимся на льдину «ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 78-79 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.

П/о

Водоросли, лишайники, полярный мак.

Слайд 6 - 9.

Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.

Работа по учебнику с. 80.

Слайд 10.

- Вставьте пропущенные слова:

На островах прямо на голых ... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ... (водорослей).

Учащиеся зачитывают текст вслух.

Слайд 11

Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера

Работа по иллюстрации учебника.

А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 78-79. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.

Работа по учебнику с. 80-81

Заслушиваются сообщения учащихся о моржах, белом медведе.

Слайд 12- 24

Больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.

Работа по учебнику с.

Слайд 25.

- Вставьте пропущенные слова:

Животных арктической зоны кормит ... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими - ... (рыбы). Основная пища птиц и животных - это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ... (гагарки), здесь они выводят ... (потомство).

Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает ... (слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ... (белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).

Учащиеся зачитывают текст вслух.

Работа в тетрадяхс. 40,№3. Составить цепи питания.

Слайд 26.

- Что помогает выжить животным Арктики?

Слайд 27.

Физкультминутка

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет.

 - Что же это?

П/о  Северное сияние

Чтение с пометами.

-  Северное сияние всегда манило человека в Арктику, но  человек не является коренным жителем Арктики. Мы пересаживаемся на льдину «Экологов».

Прочитайте  в учебнике статью о том, как люди осваивают Арктику на странице          81. Читайте внимательно, с пометами!

- Чем занимаются люди в зоне Арктических пустынь? (Слайд 28-29).

П/о детей

- Как их деятельность влияет на окружающую природу? (Слайд 30 - 31).

П/о детей

- Какие экологические проблемы возникают в Арктике? (Слайд 32).

П/о детей

- Как мы можем решить их? (Слайд 33- 35).

П/о детей

- Проблему сохранения животных и растений решают учёные арктического заповедника «Остров Врангеля».

Сообщение уч-ся о заповеднике.

Слайд 36- 37.

- Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

Работа в тетрадях с. 40, №4

Стадия рефлексии

Слайд 38

Объясните предложение: «Арктика - царство льда и снега».

Работа в группах.

- Заполните таблицу (Дети заполняют правую часть)

Арктика - царство льда и снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан

северные моря

острова

Освещенность

полярный день и полярная ночь северное сияние

Растительный и животный мир

лишайники, мхи, полярный мак, водоросли

рачки,  рыбы,  чайки,  гагарки ,тупики, морж, тюлень, белый медведь

Деятельность человека

научные станции, рыбный промысел, охота Северный морской путь

Работа по карте.

- Фигурками-картинками белого медведя отметьте на карте зону Арктики.

Домашнее задание:

- Сегодня вы работали ударно. Спасибо за урок.

Мои юные гении, откройте дневники, и давайте вместе оценим ваши старания на уроке, поставим отметку.

Запишите домашнее задание: прочитайте текст на стр.78-86, ответьте на вопросы «Проверь себя!», выполните задание 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...