Конспект урока окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира 4 класс, тема "Арктика" УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arktika.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Окружающий мир»
по теме:
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.
Подготовила:
Максякова Алевтина Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ «Зубово-Полянская СОШ№1»
П. Зубова Поляна, Республика Мордовия
2014 год
Тема урока: ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе - дело каждого гражданина России.
Задачи урока:
- способствовать формированию целеполагания как постановки учебной задачи;
- развивать умение работать над понятиями «Природные зоны», «Арктика», «Экологическая проблема»; учить находить и показывать на карте зону Арктических пустынь;
- способствовать формированию смыслового чтения;
- развивать умение структурировать информацию;
- способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;
- развивать готовность к самостоятельной учебной деятельности;
- формировать у учащихся представление об особенностях природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значении природы зоны Арктики для человека;
- воспитывать бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;
- показать отрицательное влияние человека на экологию Арктики;
- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- развивать рефлексивные процессы.
Оборудование
для учителя: компьютер, проектор, презентация "Арктика"; компакт-диск (CD-ROM) содержит запись песни ..; карта «Природные зоны России»;
для детей: картинки с изображением белого медведя; карточки для работы в парах, таблицы для работы в группе.
Тип урока: комбинированный, работа с научным текстом.
Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
ХОД УРОКА:
- Стадия вызова
- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,
Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.
- Я предлагаю Вам продолжить путешествие по бескрайним просторам России.
Работа по карте («Прирдные зоны России»)
Игра «Я знаю природные зоны»
-Перечислите природные зоны России.
-Покажите на карте каждую из зон.
-Почему происходит смена природных зон на территории России..
Индивидуальный опрос
Работа в парах (по карточкам)
Карточка 1.
Игра «Найди лишний географический объект». Объясните почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Карточка 2.
Какие моря к какому океану относятся? (Соедините стрелками.)
Моря: Океаны:
Японское море
Балтийское море
море Лаптевых Северный Ледовитый
Чукотское море
Берингово морс Тихий
Карское море
Баренцево море
Восточно - Сибирское море Атлантический
Черное море
Охотское море
Ответы:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно - Сибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
Карточка 3.
Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.
Самая длинная река России - это ... (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, - это ... (Волга). Самое большое по площади озеро России - это ... (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро ... (Байкал). Подо льдом спят моря …. (Северного Ледовитого) океана.
Звучит песня
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз.
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья.
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи -
Вертится Земля.
- Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут.
- Рассмотрите карту путешествия (прикреплена на доске):
1. «Льдина географов»
2. «Льдина ботаников»
3. «Льдина зоологов»
4. «Льдина экологов»
- Наш путь проходит через льдины. Как вы думаете, что мы на них узнаем?
П/о
На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» - какие встречаются растения; на «льдине зоологов» - каков мир животный, на «льдине экологов»-экологические проблемы Арктики.
Стадия осмысления
Работа по карте учебника и «карте природных зон» на доске.
Итак, в путь! Мы находимся на льдине «Географов». На карте природных зон в учебнике найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.
П/о (показывают на «Физической карте»).
Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Слайд 1-3.
Слово учителя.
- Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины - разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом - полгода день, зимой - полгода ночь. Температура понижается до - 60°...
-Работа по учебнику с. 76-77. Чтение текста.
Слайд 4.
- Вставьте пропущенные слова:
Арктика - это огромное пространство ... (Северного Ледовитого океана), с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ...(косые) лучи. Оно ... (светит), но не греет. Зимой в Арктике ... (полярная ночь). Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (-60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от; географического ... (положения) арктической зоны. Учащиеся зачитывают текст вслух.
Слайд 5.
Слово учителя.
- К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь?
П/о детей.
- Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Работа по иллюстрации учебника.
- Ребята, садимся на льдину «ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 78-79 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.
П/о
Водоросли, лишайники, полярный мак.
Слайд 6 - 9.
Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.
Работа по учебнику с. 80.
Слайд 10.
- Вставьте пропущенные слова:
На островах прямо на голых ... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ... (водорослей).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Слайд 11
Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера
Работа по иллюстрации учебника.
А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 78-79. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.
Работа по учебнику с. 80-81
Заслушиваются сообщения учащихся о моржах, белом медведе.
Слайд 12- 24
Больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.
Работа по учебнику с.
Слайд 25.
- Вставьте пропущенные слова:
Животных арктической зоны кормит ... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими - ... (рыбы). Основная пища птиц и животных - это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ... (гагарки), здесь они выводят ... (потомство).
Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает ... (слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ... (белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).
Учащиеся зачитывают текст вслух.
Работа в тетрадяхс. 40,№3. Составить цепи питания.
Слайд 26.
- Что помогает выжить животным Арктики?
Слайд 27.
Физкультминутка
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
- Что же это?
П/о Северное сияние
Чтение с пометами.
- Северное сияние всегда манило человека в Арктику, но человек не является коренным жителем Арктики. Мы пересаживаемся на льдину «Экологов».
Прочитайте в учебнике статью о том, как люди осваивают Арктику на странице 81. Читайте внимательно, с пометами!
- Чем занимаются люди в зоне Арктических пустынь? (Слайд 28-29).
П/о детей
- Как их деятельность влияет на окружающую природу? (Слайд 30 - 31).
П/о детей
- Какие экологические проблемы возникают в Арктике? (Слайд 32).
П/о детей
- Как мы можем решить их? (Слайд 33- 35).
П/о детей
- Проблему сохранения животных и растений решают учёные арктического заповедника «Остров Врангеля».
Сообщение уч-ся о заповеднике.
Слайд 36- 37.
- Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.
Работа в тетрадях с. 40, №4
Стадия рефлексии
Слайд 38
Объясните предложение: «Арктика - царство льда и снега».
Работа в группах.
- Заполните таблицу (Дети заполняют правую часть)
Арктика - царство льда и снега | |
Географическое положение | Северный Ледовитый океан северные моря острова |
Освещенность | полярный день и полярная ночь северное сияние |
Растительный и животный мир | лишайники, мхи, полярный мак, водоросли рачки, рыбы, чайки, гагарки ,тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | научные станции, рыбный промысел, охота Северный морской путь |
Работа по карте.
- Фигурками-картинками белого медведя отметьте на карте зону Арктики.
Домашнее задание:
- Сегодня вы работали ударно. Спасибо за урок.
Мои юные гении, откройте дневники, и давайте вместе оценим ваши старания на уроке, поставим отметку.
Запишите домашнее задание: прочитайте текст на стр.78-86, ответьте на вопросы «Проверь себя!», выполните задание 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...