Тематическое планирование по окружающему миру ПНШ 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Третьякова Татьяна Владимировна

Тематическое планирование по программе "Перспективная начальная школа" 4 класс окружающий мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Утверждена  

Приказ № ___ от __.__.20___г

Директор школы

___________ Саблин В. Н.

Согласована  

 « __ » августа 20___ г.

Зам. директора по УР      ___________________

Рассмотрена

на заседании МО

протокол № ___

« __ » __________ 20___ г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир»

4   класс.

Программа составлена на основе  «Программы по учебным предметам», концепция учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа». (авторы программы «Окружающий мир» О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова, Л. Г. Кудрова) Москва. Академкнига/Учебник 2012 г.

Составитель:

учитель начальных классов

                                                   Третьякова  Т. В

квалификационная категория: первая

Берёзовка 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативное обеспечение  преподавания  предмета«Окружающий мир».

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009 г)
  • Закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г.  Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • «Программы по учебным предметам» Москва. Академкнига/Учебник 2012 г, концепция учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа». Авторы программы «Окружающий мир» О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова, Л. Г. Кудрова,
  • Учебный план ступени начального общего образования  МКОУ  «Берёзовская средняя общеобразовательная школа».
  • Локальный акт школы«Положение о рабочей программе педагога начальных классов, работающего по ФГОС НОО».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Данная программа предназначена для 4 класса общеобразовательной школы.

Цель изучения курса – формирование целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

– формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

– развитие умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

– воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения;

-формирование  уважительного отношения  к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа учебного предмета «Окружающий мир. 4 класс» рассчитана на 1 учебный год.

В связи с тем, что ребенок еще до школы был знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года производится по единому плану: неживая природа – растения – животные – труд человека – образцы поведения в природе.

В третьем классе учащиеся знакомятся с тем, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца.  Знания, полученные в первом и втором классе, систематизируются и углубляются на основе источников информации об окружающем мире. Способ познания расширяется за счет работы с адаптированными научными источниками информации, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно (в беседах с родителями, педагогами школы, экологами, на уроках информатики и т. д.). Важнейшая роль в развитии ребенка отводится социализации как неотъемлемой части формирования личности – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе; воспитанию любви и уважения к родной стране, ее законам и символике.

Задача обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности граждан».

Общая характеристика учебного предмета.

Методический комментарий: на уроках используется личностно – ориентированное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. Содержание предмета учитывает потребности, интересы современного ребенка, предлагает ему на выбор источники дополнительной информации: справочники, Интернет-сайты, дополнительный материал «Готовимся к школьной олимпиаде»; участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность, социальные игры на уроках.

Учебные тексты построены с учетом возможности оценки учебных достижений: задания на самопроверку и взаимопроверку, задания повышенной сложности, олимпиадные задания, завуалированное требование быть внимательным при чтении текста. Структура учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии самого урока учащимся. Ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры к чтению, от экспериментирования к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 – 4 класс по два час в неделю.

В 4 классе курс рассчитан на 34 учебных недели, 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3 – м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐобосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результатыизучения курса «Окружающий мир»

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

- находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

- читать условные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

- использовать готовые модели (глобус Земли, модель солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

- находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

- понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми и бутылками, осколками стекла);

- описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

- понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

- называть системы органов человека(костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

- характеризовать основные функции систем органов человека;

- измерять температуру тела, вес и рост человека;

- понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

- извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушения и загрязнения);

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество; обучающиеся научатся:

- рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики, основные изображения Государственного герба России, последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

- самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

- обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

- готовить небольшие сообщения о Конституции - Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка, права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

- находить на политико – административной карте России местоположение своего края;

- работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы, столицы государств, граничащих с Россией;

- пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей отечества;

- называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

- определять последовательность исторических событий на ленте времени;

- находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основаниеСанкт – Петербурга;

- рассказывать с использованием подобных  иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому, Триумфальная арка, музей – панорама «Бородинская битва», памятник маршалу Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев – космонавтов, фонтан «Дружба народов»);

- обсуждать особенности изученных стан мира 9название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

- рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Выпускник получит возможность научиться:

- составить представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

- научиться определят часовой пояс своего края;

- находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

- собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

Контроль предметных результатов:

Контроль предметных результатов предполагает проведение:

Практические работы – 4 ч.

Нормы оценивания достижений учащихся:

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
«ВЫСОКИЙ»– все предложенные задания выполнены правильно;
«СРЕДНИЙ»– все задания с незначительными погрешностями;
«НИЗКИЙ»– выполнены отдельные задания.

Базовый уровень 0 – 60%

60 – 77%

77 – 90%

90 – 100%

менее 17 баллов

18 – 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

«2»

«3»

«4»

«5»

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебно – методический комплект:

1. Окружающий мир: 4кл.: учебник: в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2014

2. Окружающий мир: 4кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2014

3- 4.Окружающий мир: 4 кл.: методическое пособие/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л.А.Царева М.: Академкнига/Учебник, 2012

5.Тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса по системе учебников «Перспективная начальная школа»/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труду людей…)

Методические пособия для учителя

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера.

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Рельефные модели

Модель «Торс человека»

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенная доска

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

Тематический план.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Из них

Примечание

Изучение нового и закрепление

Контрольные, лабораторные, экскурсии

Человек и природа

42

1

История отечества

7

7

-

2

Земля – планета солнечной системы

2

2

-

3

Путешествие по природным зонам России

13

12

1 экскурсия

4

Родной край – часть великой России

9

9

-

5

Человеческий организм

13

12

1 практ.

6

Изучаем органы чувств

5

4

1практич.

Человек и общество

26

-

7

Путешествие по странам мира

5

5

-

8

Москва как летопись истории России

11

11

-

9

Мы – граждане России

10

9

1 экскурсия

Итого:

68

60

4


Поурочно – тематический план.

№ урока п\п

№ урока по теме

Тема урока

Кол – во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля за уровнем усвоенного

Примечание

Человек и общество.    7 ч.

1-2

1-2

Древние  славяне

2

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

3

3

Древняя Русь

1

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь “изваряг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче

Задания по группам

4

4

Крещение Руси

1

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым

Работа по группам

5

5

Значимые события в разные исторические времена

1

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище

Фронтальный

опрос

6

6

Московская Русь: основание Москвы. Первые московские князья.

1

Знать, когда была основана Москва;
в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: называть московских князей  и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Индивидуальный опрос

7

7

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

1

Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

Фронтальный

опрос

Человек и природа.   42 ч.    

Земля – планета солнечной системы     2 ч.

8

1

Планеты солнечной
системы.

1

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года

Фронтальный

опрос

9

2

Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи.

1

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

Работа по группам

Путешествие по природным зонам России   13 ч.

10

1

Природные  зоны России.

1

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

Самостоятельная
работа

11-12

2-3

Природные зоны России: ледяная зона.

2

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних

Работа по группам

13-14

4-5

Природные зоны России: зона тундры.

2

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры

Беседа  по вопросам

Фронтальный

опрос

15

6

Природные зоны России: зона лесов.

1

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов;  рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России

Работапо группам

16

7

Природные зоны России: зона лесов.

1

Фронтальный

опрос

17-18

8-9

Природные зоны России: зона степей.

2

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей

Беседа по вопросам

Работа по группам

19-20

10-11

Природные зоны России: зона пустынь.

.

2

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

Фронтальный

опрос

Беседа по вопросам

21

22

12-13

Природные зоны России: зона субтропиков.

2

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье

Работа

по группам.

Фронтальный

опрос

Родной край – часть великой России    9  ч.

23

1

Родной край – часть великой России

1

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

Работапо группам

24

2

Московское время, часовые пояса.

1

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

Фронтальный опрос

25

3

Карта родного  края

1

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

Беседа по вопросам

26

4

Поверхность и водоемы родного края.

1

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки

Фронтальный

опрос

27

5

Полезные ископаемые.

1

Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают
в родном крае

Фронтальный

опрос

28

6

Растения и животный мир края

1

Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе

Устный опрос. Практическая

работа

29

7

Растения и животный мир края

1

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

Фронтальный

опрос

30

8

Народные промыслы родного края

1

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Самостоятельная работа

31

9

Заповедные места.

1

Знать понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

Индивидуальный опрос

Человеческий организм 13 ч.

32

1

Общее представление о строении тела человека

1

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметьпредставление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Работа

по группам

33

2

Общее представление о строении тела человека

1

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Фронтальный опрос

34

3

Система органов: органы чувств.

1

Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

Беседа по вопросам

35

4

Система органов: опорно-двигательная

1

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

Фронтальный опрос

36-37

5-6

Система органов: пищеварительная.

2

Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества
(углеводы, белки, кальций)

Фронтальный опрос

38-39

7-8

Система органов: кровеносная

2

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови  (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца

Беседа по вопросам

40-41

9-10

Система органов: дыхательная

2

Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Фронтальный опрос

42

11

Гигиена систем органов

1

Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Работа

по группам

43

12

Система органов: выделительная

1

Знать строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

Фронтальный

опрос

44

13

Система органов: нервная

1

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

Беседа по вопросам

Изучаем органы чувств 5 ч.

45

1

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать  о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения

Самостоятельная работа

46

2

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Устный опрос

47

3

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Знать правила ухода за  глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения

Работа по группам

48

4

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Знать правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха.

Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Фронтальный опрос

49

5

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма

1

Знать правила ухода за  органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

Фронтальный опрос

Человек и общество.    19 ч.

50

1

Границы  России

1

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

Работа по группам

51

2

Границы России

1

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

Фронтальный опрос

52

53

3

4

Соединенные штаты Америки.

2

Иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

Беседа по вопросам

54

55

5

6

Великобритания

2

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании

Фронтальный опрос

56

7

Франция

1

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции

Беседа по вопросам

57

8

Страны и народы мира

1

Знать сухопутные границы России  с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией  государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую  с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке;

Фронтальный опрос.

58

9

Расположение на политической карте, главные достопримечательности стран.

1

Знать и называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее расположение на реке государств (Франция, Великобритания)

Уметь работать с картой.

Беседа по вопросам

59

10

День народного единства

1

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского

Фронтальный опрос

60

11

Итоговая комплексная работа

1

Знать изученный материал.

Уметь применять его в самостоятельной работе

Комплексная работа

61

12

Москва как летопись истории России: память о войне 1812 года

1

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года

Устный  опрос

62

13

Москва как летопись России: память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Устный опрос

63

14

Москва как летопись России: монумент «Покорителям космоса»

1

Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса

Самостоятельная
работа

64

15

Москва как летопись истории России.

1

Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Работа  в парах
и по группам

65

16

Российская Федерация.

1

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации

Фронтальный опрос

66

17

Конституция - Основной закон Российской Федерации. Президент Российской Федерации

1

Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента;  понятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны

Самостоятельная работа

67

18

Государственная символика Российской Федерации.

1

Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Фронтальный опрос

68

19

Экскурсия
в краеведческий музей

1

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.

Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...