Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа
по окружающему миру
по УМК «Планета знаний»
для 1 «В» класса
на 2014-2015 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_dlya_1_klassa.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза
М. П. Константинова
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО Заместитель директора
учителей начальных по УВР
классов ________________
Рук. МО_____________ _ И.В.Гулидова
Л.А.Дрюнина
Протокол № _____ от «____» __________2014 г.
Рабочая программа
по окружающему миру
по УМК «Планета знаний»
для 1 «В» класса
на 2014-2015 учебный год
г. Усмань, 2014 г.
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» 1 класс.- М.: Астрель, 2009.
Целями обучения окружающему миру являются:
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Задачи обучения окружающему миру для 1 класса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
-приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);
-приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
-приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
-Программа по окружающему миру. Авторы программы: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов -М., Астрель, 2009 г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";
- Устав ОУ;
- основная образовательная программа начального общего образования ОУ;
- учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;
- календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;
- Положение МБОУ СОШ № 2 г. Усмани № 30 о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Сведения об используемом УМК.
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплексом:
Окружающий мир:1-й кл.: учебник / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2012 – 143, (1)с.: ил.- ( Планета знаний).
2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир».
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа - общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
3.Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на изучение окружающего мира отводится 66 часов ( 33 учебных недели по 2 часа), из них 2 часа в неделю взято из обязательной части БУП.
Авторская программа Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» рассчитана на 66 часов.
Изменений в авторскую программу не внесено.
4. Ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир».
Изучение «Окружающего мира» направлено на формирование целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Содержание предмета помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
В ходе изучения окружающего мира школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, учатся проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому изучение «Окружающего мира» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Окружающий мир».
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
К концу обучения в 1 классе первоклассники должны знать:
•основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;
виды эмоционального состояния человека (грустный, веселый, удивленный, испуганный);
о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
- о предметах личной гигиены и их назначении;
- о профессиях родителей и работников школы;
- о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
- название страны, ее столицу;
- герб и флаг России;
- виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
- названия частей растений;
•отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных
и хвойных растений;
- названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);
- о значении домашних животных в жизни человека;
- наиболее характерные признаки времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды
осадков, состояние растений и животных); - названия месяцев в году и дней в неделе;
- названия некоторых охраняемых растений и животных.
Первоклассник получит возможность научиться:
- различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
- выполнять элементарные правила личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
- вежливо выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом
и в общественных местах; - различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);
- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
- ухаживать за комнатными растениями;
- правильно вести себя в природе.
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- выращивать растение одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
- рассказывать о разнообразии труда людей;
- устанавливать родственные связи между объектами живой природы;
- пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.
6. Содержание программы учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс (2 ч. в неделю - 66 ч)
Пришла пора учиться (13 ч.)
Что изучает предмет «Окружающий мир».
Ты и твое имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.
Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13ч.)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятие физкультурой и спортом, предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (23 ч.)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17ч.)
Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.
Семья, ее состав. Статус ребенка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе; во дворе школы; в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Итоговая комплексная работа – 1 ч.
Экскурсии – 5 ч.
Проекты – 3 ч. по теме «Школа», «Одежда», «Растения».
7. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание предмета | Характеристика деятельности обучающихся |
Пришла пора учиться. Что такое окружающий мир. Ты и твоё имя. Твоя школа. Во дворе школы. Вот и лето прошло. Дорога в школу. Твой распорядок дня. Осень. | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, поставленную учителем, оценивать совместно с учителем результат своих действий. Познавательные УУД: объяснять значение понятий «объекты и явления природы», составлять и применять в своей жизни режим школьника, основные правила личной гигиены, извлекать необходимую информацию из иллюстраций учебника. Коммуникативные УУД: использовать в общении правила вежливости, договариваться, приходить к общему решению. Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Человек. Как ты рос. Как ты воспринимаешь мир. Твоё тело. Как ты питаешься. Твоя одежда. Будь здоров! Твоё настроение. Будь внимательным! | Регулятивные УУД: осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, анализ собственной работы. Познавательные УУД: различать эмоциональные состояния людей ( грусть, веселье, удивление, испуг), анализировать рисунок, составлять по нему рассказ, отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: принимать участие в работе группами, понимать высказывания друг друга. Личностные УУД: ориентироваться на здоровый образ жизни. |
Природа в жизни человека. Полна природа удивленья. Вода и воздух. Зима. Времена года. Как устроено растение. Растения в нашем классе. Насекомые, птицы, рыбы, звери… Жизнь животных. Домашние животные. Береги природу, человек! | Регулятивные УУД: самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения задания. Познавательные УУД: отличать признаки деревьев, кустарников, травянистых, лиственных и хвойных растений, ухаживать за комнатными растениями, Коммуникативные УУД: уметь работать коллективно, слушать и понимать речь других. Личностные УУД: осознавать себя жителями планеты Земля, испытывать чувство ответственности за сохранение её природы. |
Человек среди людей. Наша Родина. Наш дом. Наши родственники. Хороший день. Весна. Наша безопасность. Будем вежливы. Мы едем, едем, едем… Скоро лето. | Регулятивные УУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы. Познавательные УУД: правильно вести себя в природе, знать Герб и флаг России, название страны, столицы, Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Личностные УУД: проявлять чувство гордости за свою страну, доброжелательность в отношении к другим, отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких. |
8. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
образовательного процесса.
Литература для учителя:
- Программа, методические рекомендации по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2009.
- Поурочные разработки по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. / авт. – сост. Т. С. Гулуева – Волгоград: Учитель, 2012.
- Рабочие тетради № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И. В. Потапова.- М.: Астрель, 2014.
- Проверочные и диагностические работы 1 класс к учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова. - М.: Астрель, 2014.
Литература для обучающихся:
1) Окружающий мир:1-й кл.: учебник / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2012 – 143, (1)с.: ил.- ( Планета знаний).
Технические средства обучения и оборудование.
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru
5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Электронный учебник по окружающему миру 1 класс по УМК «Планета знаний».
2. Мультимедийные компакт-диски по окружающему миру по УМК «Начальная школа».
3. Презентации к урокам, созданные учителем.
3. Наглядные пособия.
1. Окружающий мир. 1 класс. Комплект таблиц по окружающему миру для начальной школы.
2. Самодельные наглядные пособия.
4. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Мультимедийная доска.
4.Стол учительский с тумбой;
5. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3. Магнитная доска.
4. Экспозиционный экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа В мире красоты ФГОС Внеурочная деятельность
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты" для 1-4 классов по ФГОС...
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...
Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Рабочая программа "В мире книг" 2 класс
Соответствует ФГОС...
Рабочая программа "В мире книг"
Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа окружающему миру
1 класс...