рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
- Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни:
- Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё месте в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» включен в обязательную предметную область. На изучение учебного предмета «Окружающий мир» согласно учебному плану МКОУ «Болотниковская ООШ» отводится 68 ч (2 ч в неделю. 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности:
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Поэтому в рабочей программе для 1 класса личностные результаты указываются в блоке «Выпускник получит возможность для формирования»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного ,социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету «Окружающий мир»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Поэтому в рабочей программе метапредметные результаты указываются в блоке «Выпускник получит возможность научиться»:
Регулятивные универсальные учебные действия
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- применять установленные привила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- предвосхищать результата;
- предвидеть уровня усвоения знаний ,его временных характеристик;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- рефлексия способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- смысловое чтение;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- сериация;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Окружающий мир»
Раздел «Человек и природа».
Выпускник научится: _
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
- выполнять простейшие практические работы..;
- наблюдать за погодой своей местности;
- ориентироваться на местности;
- наблюдать за сезонными наблюдениями в живой и неживой природе;
- различать формы земной поверхности;
- знать свой свойства воды, воздуха;
- различать горные породы и минералы;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Раздел «Человек и общество».
Выпускник научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общего со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1 | Где мы живём? | 4 | 4 |
2 | Природа. | 20 | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 | 9 |
5 | Общение. | 7 | 7 |
6 | Путешествия | 18 | 18 |
Итого | 68 | 68 |
Содержание учебного предмета
Где мы живем 4 ч
Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.
Проект «Родной город (село)»
Природа 20 ч
Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Уход за комнатными растениями. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животны Дикие и домашние животные. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»
Жизнь города и села 1о ч
Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей
Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
Экскурсии: сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Проект «Профессии»
Здоровье и безопасность 10 ч
Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах(сигналы светофора, дорожные знаки, правила перехода улицы). Освоение правил безопасности пешехода. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение 7 ч
Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Проект «Родословная»
Путешествия 18 ч
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта. Форма Земли. Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. Москва — столица нашей Родины. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. Физические и политические карты. Политическая карта мира. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Проект «Страны мира»
Проект «Города России»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика самостоятельной деятельности учащихся | Дата план | Дата факт |
1 | Родная страна. | 1 | комб. | - различать государственные символы России; - анализировать информацию учебника; - извлекать из различных источников сведения о символах России. | ||
2 | Город и село. | 1 | комб. | - сравнивать город и село; -рассказывать о своём доме по плану; -распределять обязанности по выполнению проекта; -оценивать свои достижения. | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | комб. | -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре и группе; -формулировать выводы из изученного материала; - оценивать свои достижения. | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | проверка знаний | -выполнять тестовые задания учебника; -оценивать свои достижения и достижения учащихся. | ||
5 | Неживая и живая природа Практическая работа №1. | 1 | комб. | -классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -работать в паре. | ||
6 | Явления природы. | 1 | комб. | -работать в паре: различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. | ||
7 | Что такое погода. | 1 | комб. | - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений; | ||
8 | В гости к осени экскурсия №1. | 1 | экскурсия | -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | ||
9 | В гости к осени (урок). | 1 | комб. | - работать в группе: - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; | ||
10 | Звёздное небо Практическая работа №2. | 1 | комб. | находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку. | ||
11 | Заглянем в кладовые земли | 1 | комб. | - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы; -работать в паре -формулировать выводы. | ||
12 13 | Про воздух и про воду (2ч.) Опыт №1. Опыт №2. | 2 | комб. | - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работать в паре - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём -находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | ||
14 | Какие бывают растения Практическая работа №3. | 1 | комб. | -устанавливать по схеме различия м/у группами растений; -работать в паре -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения с помощью атласа-определителя; | ||
15 | Какие бывают животные. | 1 | комб. | - работать в паре - -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | ||
16 | Невидимые нити. | 1 | комб. | - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -оценивать свои достижения. | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | комб. | -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -классифицировать культурные растения по определённым признакам; -находить информацию о растениях; | ||
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | комб. | - сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | ||
19 | Комнатные растения Практическая работа №4. | 1 | комб. | - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | ||
20 | Животные живого уголкаэкскурсия №2. | 1 | комб. | - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. | ||
21 | Про кошек и собак Практическая работа №5. | 1 | комб. | - определять породы кошек и собак; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | ||
22 | Красная книга | 1 | комб. | -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России. | ||
23 | Будь природе другом. Проект№ 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | исслед. | - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -распределять обязанности по выполнению проекта; -извлекать информацию из различных источников; -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу. | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | проверка знаний | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; | ||
| Что такое экономика | 1 | комб. | - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; -извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. | ||
26 | Из чего что сделано | 1 | комб. | - классифицировать предметы по характеру материала; -прослеживать производственные цепочки, моделировать их; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | ||
27 | Как построить дом | 1 | комб. | - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -рассказывать о строительных объектах в своём селе; -предлагать вопросы к тексту. | ||
28 | Какой бывает транспорт | 1 | комб. | - классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. | ||
29 | Культура и образование | 1 | комб. | - различать учреждения культуры и образования; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; | ||
30 | Все профессии важны. Проект № 3 «Профессии» | 1 | комб. исслед. | - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определять названия профессий по характеру деятельности; -распределять обязанности по подготовке проекта; | ||
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | экскурсия | - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. | ||
32 | В гости к зиме (урок) экскурсия №3. | 1 | комб. | - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; -формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; -вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | проверка знаний | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать результат; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | урок- презентация | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
| |
35 | Строение тела человека | 1 | комб. | - называть и показывать внешние части тела человека; -определять на муляже положение внутренних органов человека; -моделировать внутреннее строение тела человека. | ||
36 | Если хочешь быть здоров | 1 | комб. | - рассказывать о своём режиме дня; -составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; -различать продукты растительного и животного происхождения; -формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. | ||
37 | Берегись автомобиля! Практическая работа № 6. | 1 | комб. | - моделировать сигналы светофоров; -характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; -различать дорожные знаки и ; -формулировать правила движения по загородной дороге. | ||
38 | Школа пешехода | 1 | урок-игра | -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; -учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | ||
39 | Домашние опасности | 1 | комб. | - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. |
| |
40 | Пожар | 1 | комб. | - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. | ||
41 | На воде и в лесу | 1 | комб. | -запомнить правила поведения во время купания; -различать съедобные и ядовитые грибы; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | ? | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | комб. | - характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. | ||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | проверка знаний | -работа с тестами учебника; -оценивать результат; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
44 | Наша дружная семья | 1 | комб. | - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. | ||
45 | Проек т № 4 «Родословная» | 1 | исслед. | - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. | ||
46 | В школе | 1 | комб. | -рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивать с нравственных позиций формы поведения; | ||
47 | Правила вежливости | 1 | комб. | -обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; -формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | ||
48 | Ты и твои друзья Практическая работа №7. | 1 | комб. | обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -обсуждать правила поведения за столом; -формулировать правила этикета в гостях. | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | комб. | - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. | ||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | проверка знаний | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать результат; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | ||
51 | Посмотри вокруг | 1 | комб. | -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли. | ||
52 53 | Ориентирование на местности Практическая работа №8. | 1 | комб. | находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | ||
54 | Формы земной поверхности экскурсия №4. | 1 | комб. | - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края. | ||
55 | Водные богатства | 1 | комб. | - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | ||
56 | В гости к весне (экскурсия) экскурсия №5. | 1 | экскурсия | - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | ||
57 | В гости к весне (урок) | 1 | обобщ. | - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. | ||
58 | Россия на карте | 1 | комб. | -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты; | ||
59 | Проект № 5 «Города России» | 1 | исслед. | - распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. | ||
60 | Путешествие по Москве. Практическая работа №9 | 1 | урок-путешествие | - находить Москву на карте России; -знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | ||
61 | Московский Кремль | 1 | комб. | - обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. | ||
62 | Город на Неве | 1 | урок- путешествие | - находить Санкт-Петербург на карте России; -знакомиться с планом Санкт-Петербурга; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | ||
63 | Путешествие по планете | 1 | урок- путешествие | - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. | ||
64 | Путешествие по материкам | 1 | комб. | - находить материки на карте мира; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | ||
65 | Страны мира. Проект № 6 «Страны мира» | 1 | комб. исслед. | - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию России и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; -готовить сообщения о выбранных странах; -подбирать фотографии достопримечательностей. | ||
66 | Впереди лето экскурсия №6 | 1 | комб. | - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ «Красота лета», «Красота животных». | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | проверка знаний | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | урок- презентация | -выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Учебно-методическое обеспечение
Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочие программы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2011год.
Учебники:
Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2012год.
Рабочие тетради:
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2012год.
Тесты:
Плешаков А. А. Окружающий мир: Тесты. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков, Н. Н. Гага, З. Д. Назарова. – Москва «Просвещение» 2012год.
Методические пособия :
Максимова Т. Н. Поурочные разработка по курсу Окружающий мир. 2 класс. Москва «ВАКО» 2012 г.
Плешаков А. А. Окружающий мир: методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А. Е. Соловьёва. – Москва «Просвещение» 2012год.
Плешаков А. А. От земли до неба: атлас - определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2012год.
Плешаков А. А. Зелёные страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2012год
Литература для учащихся:
Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия:
таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
географические настенные карты;
иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).
Экранно-звуковые пособия:
Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А Плешакова
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование:
лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения;
модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта;
муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения;
гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения);
коллекции природных ископаемых.
Технические средства обучения:
Аудиторная доска; экспозиционный экран; персональный компьютер; мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....
Рабочая программа. Окружающий мир. УМК «Школа России»
1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальней...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" ФГОС
УМК "Школа России" 1-4класс ФГОС...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Окружающий мир. Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России
Рабочая программа для 4 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа Окружающий мир 4кл "Школа России"
В рабочей программе "Окружающий мир "4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....