Средства формирования природоведческих знаний младших школьников. Курсовая работа.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
В ходе исследования выполнена подборка, систематизация, обобщение имеющихся занимательных материалов и разработка собственных по теме средства формирования природоведческих знаний младших школьников, а так же представлены методические рекомендации по их включению в учебный процесс. На основе этого был составлен сборник занимательных учебных материалов, являющихся средством формирования и развития у учащихся познавательного интереса при изучении естествознания, который может быть использован педагогами в процессе обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Оренбургский государственный педагогический университет
Кафедра Педагогики и методики начального образования
Заочное отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
Средства формирования природоведческих знаний младших школьников
Выполнила: студентка 3 курса Чашкина Оксана Валерьевна |
Оренбург - 2008
Содержание:Введение | 3 |
Глава 1. Задачи и содержание курса естествознания в начальных классах. | 7 |
1.1. Из истории развития преподавания естествознания. | 7 |
1.2. Система формирования природоведческих знаний младших школьников. | 10 |
Глава 2. Средства обучения естествознанию. | 15 |
2.1. Сочетание различных методов при обучении естествознанию. | 15 |
2.2. Применение занимательного материала на уроках естествознания. | 17 |
2.2.1. Игры. | 18 |
2.2.2. Викторины. | 23 |
2.2.3. Сбор и систематизация занимательного материала. | 38 |
Заключение | 42 |
Список литературы | 43 |
Введение.
Актуальность темы.
Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанное обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной действительностью. Некоторые авторы называют интерес важнейшей эмоцией человека или необходимым мотивом деятельности.
Сформированные интересы определяют не только приоритет какой либо области знания для конкретного человека, они обуславливаю избирательность общения с ближайшим окружением (сверстниками, взрослыми), характер этого общения, побудительные стимулы к выбору дальнейшей деятельности.
Для нас важна позиция Г.И. Щукиной, которая видит в познавательном интересе значительные побудительные регулятивные возможности и активности и самостоятельности. «Весь комплекс этих личностных образований, - подчеркивает автор, - условно можно считать механизмом становления активной позиции школьника в учебной деятельности».
Исследования ряда ученых показывают, что познавательный интерес, как и самостоятельность, являясь компонентом учебной деятельности, проявляется не сразу. Он проходит последовательные стадии своего развития – от превходящего свойства, опирающегося на привлекательные стороны изучаемого явления (любопытство) до внутреннего побуждения – мотива учебной деятельности (любознательность) и, наконец, до достаточно устойчивого личностного образования школьника, способствующего развитию его самостоятельного учения, подкрепляющего его активную, творческую деятельность (собственный познавательный интерес).
Включение в учебный процесс занимательного материала, является средством привлечения интереса к предмету или процессу изучения, что способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию белее устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем определении, это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубиться в суть познаваемого.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. И в литературе, и в практике обучения по поводу занимательности нет единодушного решения. Ряд ученых считает занимательность помехой учению, видят в ней элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркости впечатлений. Такой интерес не стоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Однако, находятся люди, выступающие в защиту занимательности. Они считают занимательность неотъемлемой принадлежностью интересного обучения, видят в ней сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу. В нашей работе занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного интереса.
Но обязательно, учитель должен правильно понимать занимательность, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применять на уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствовать лучшему протеканию познавательных процессов.
Для иллюстрации одного из возможных подходов развития познавательных интересов при использовании занимательных материалов выбрана тема естествознание, изучаемая в начальной школе.
Полем выполненного исследования явилось развитие познавательного интереса, но наше исследование лежало в плоскости использования занимательных материалов на уроках естествознания.
Цель исследования направлена на систематизацию средств формирования природоведческих знаний младших школьников.
В ходе исследования выполнена подборка, систематизация, обобщение имеющихся занимательных материалов и разработка собственных по данной теме, а так же представлены методические рекомендации по их включению в учебный процесс. На основе этого был составлен сборник занимательных учебных материалов, являющихся средством формирования и развития у учащихся познавательного интереса при изучении естествознания, который может быть использован педагогами в процессе обучения.
Нами сделана довольно большая подборка игр, загадок, викторин, ребусов, кроссвордов, шарад. При подборе материала учитывалась его связь с конкретными вопросами естествознания. Задания в занимательной форме не только не теряют обучающего значения, но и способствуют лучшему пониманию изучаемого материала.
Связь обучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством воспитания на уроке интереса школьников.
Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когда их форма связана с темой повторения. Так же представлены ребусы, в которых зашифрованы слова.
Удачное использование занимательного материала не только оживляет урок, но и вызывает интерес учащихся к предмету.
Но, необходимо отметить, что эти материалы, не единственный способ повышения интереса к предмету. На повышение интереса влияет ещё много факторов. Тем не менее, мы полагаем, что поставленная нами проблема находит своё экспериментальное подтверждение, и данная работа может быть применена на практике педагогами.
Глава 1. Задачи и содержание курса естествознания в начальных классах.
1.1. Из истории развития преподавания естествознания.
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию и географии в школе, условно можно выделить три периода.
Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания и географии. В это время работали передовые педагоги К. Д- Ушинский, А. Я. Герд, В. П. Вахтеров и др.
Второй период с 1917 г. и до начала 30-х годов - этап, который характеризуется поисками в области методики преподавания естествознания и географии в начальных классах школы и ломкой традиций старой школы.
Третий период начался после постановлений ЦК ВКП(б) и Советского правительства о школе в 1931, 1932, 1934 гг. Постановления осудили "теорию отмирания" школы, определили содержание обучения, организационные формы (урок) и методы преподавания в начальной школе.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - крупнейший методист и педагог в области начального обучения. К. Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знании и считал, что обучение дает детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Взгляды К. Д. Ушинского на изучение географии и естествознания в начальных классах раскрыты им в книгах "Родное слово" и "Детский мир", предназначенные для чтения младшим школьникам, а также в "Родном слове" - книге для учащих и в предисловии к учебнику "Детский мир".
Сведения по естествознанию, К. Д. Ушинский группировал так, чтобы учащиеся систематически уясняли единство строения животного и растительного мира, единство состава органической и неорганической природы и т. д.
К. Д. Ушинский считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.
Наглядность понималась К. Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов, теллуриев, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в их сознании определенный образ предмета или явления.
Герд Александр Яковлевич (1841-1888) - основоположник передовой русской методики преподавания естествознания в школах России. Он боролся за возможность правильного обучения детей в начальных классах основам естественных наук, был последователем Ч. Дарвина, переводчиком его трудов и одним из первых в России воплотил в учебнике зоологии идеи дарвинизма.
В своих методических высказываниях А. Я. Герд отстаивал передовые методы и приемы обучения: самостоятельные наблюдения учащихся в природе, экскурсии детей в природу, проведение лабораторных работ, предметных уроков. До настоящего времени огромное методическое значение имеет разработанная А. Я. Гердом система изучения природы в начальных классах.
В методическом пособии "Предметные уроки в начальной школе" (1883) А. Я. Герд объяснял учителям, как следует работать по изучению природы в начальных классах, и обосновывал, почему необходимо сначала изучать природу неживую, а потом живую. Он писал, что целью предметных уроков, помимо развития учеников, является сообщение им правильного и цельного представления об окружающем мире, о Земле и о тех живых существах, которые обитают на Земле. В "Предметных уроках" А. Я. Герд дает образцы этих уроков с показом того, какими пособиями следует пользоваться, какие опыты и каким образом проделывать учащимся, к каким выводам они должны прийти.
В журнале "Учитель" на протяжении ряда лет публиковались статьи А. Я. Герда, в которых ярко проявлялась его последовательная борьба с консерватизмом и идеализмом в преподавании естествознания в школе.
Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) - педагог-методист начальной школы.
В своих методических взглядах он продолжал и развивал теоретические основы школьного образования К. Д. Ушинского и А. Я. Герда. Вахтеров В. П. критиковал словесное обучение естественным наукам и требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию предметов природы.
Особый интерес представляют его книги для чтения "Мир в рассказах для детей". Они были построены на осуществлении принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию. В своем основном труде "Предметный метод обучения" он раскрывает требования к проведению наглядного обучения.
Севрук Людовиг Степанович (1867-1918) - методист по естествознанию. Основными методами работы на уроке он считал беседу и рассказ учителя, тесно связанные с наглядностью.
Ягодовский Константин Павлович (1877-1943) - автор большого количества работ по методике преподавания естествознания в начальной школе. В работах К. П. Ягодовского впервые ярко и убедительно была раскрыта психологическая потребность детей младшего школьного возраста в изучении природы.
Перроте Александра Александровна (1880-1963) - методист по естествознанию в начальных классах. Она проводила большую работу с учителями, практически обучая их работе по естествознанию, вела систематические семинары в институте усовершенствования учителей, выступала на курсах и в печати с работами по методике естествознания. Большое значение она придавала наглядным пособиям по естествознанию. Ею созданы коллекции "Известняки", "Соль", "Торф" и методические рекомендации к ним.
Павлович Сергеи Андронникович (1884-1976) - известный методист-биолог, много внимания уделявший преподаванию естествознания в начальной школе и оснащению уроков необходимыми наглядными пособиями. Во многих его статьях и книгах освещался вопрос правильного оснащения уроков естествознания и природоведения учебными пособиями, а также были даны описания изготовления этих пособий самими учащимися.
Валерьянова Екатерина Александровна (1885-1970) - методист по естествознанию в начальных классах. Много сил и времени она уделяла работе с учителями, подчеркивая большую роль и значение принципа наглядности при обучении естествознанию. Ею созданы "Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека" для учеников I, II, III, IV классов.
Е. А. Валерьянова создала ряд наглядных пособий и методических руководств к ним, в том числе диафильмов, диапозитивных серий, была консультантом учебных кинофильмов, автором ряда печатных работ в помощь учителю начальных классов.
Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970), выдающийся советский педагог. Он создавал детям условия, при которых расцветали их фантазия, мечта, чувства. Василий Александрович знал духовный мир детей, всячески содействовал их умственному развитию, пробуждению у них интереса к знаниям.
1.2. Система формирования природоведческих знаний младших школьников.
Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения естествознанию, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познавательных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.
Познавательные задачи по естествознанию включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала познавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.
В учебном процессе следует выделить основные познавательные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раздела программы или урока, и частные, решаемые на отдельных этапах урока:
1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой закономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года;
2) принципам усложнения познавательных задач: усложнение учебного материала; повышение степени его обобщения; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.
Усложнение природоведческого содержания познавательных задач заключается в последовательном включении новых "порций" знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).
Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа "Как развивается бабочка-капустница?", он должен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.
Сложны также задачи, отражающие условия жизни живых организмов, которые влияют на строение, развитие, размножение, происхождение растений и животных. Примеры таких заданий: "Почему дятел может жить только в лесу?", "Докажи, что белка - житель леса" и т. п.
Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные задачи, содержанием которых служат конкретные единичные явления и предметы, например: "Как зимует белка?", "Определить температуру воздуха в классе".
Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа "На какие группы можно разделить животных: лисица, сорока, пчела, медведь, воробей, муравей?", используемые на первых уроках естествознания требуют обобщенных знаний о животных.
Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существенные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): "Доказать, что утка - птица", "К какой группе животных относится еж?".
Задания, требующие умений устанавливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа "Расскажите о жизни животных в разные времена года" наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как "животные", "звери", "птицы", "насекомые", требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, способов питания и развития животных.
Следующее направление в усложнении познавательных задач характеризуется количественно: задачи, содержащие больший объем знаний, необходимых для решения, - самые сложные. Например, задача "Что это?" (показывается изображение растения) требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос "Какие звери живут в наших лесах?", необходимо промежуточное знание: что такое звери? Для ответа на вопрос о жизни растений или животных в разные сезоны ученики также должны иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в природе, о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, насекомых, местах их распространения в наших лесах и охране.
Таким образом, программой предусмотрено сообщение детям системы знаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физических изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), перемещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимосвязей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к растениям и животным.
Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям неживой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Остановимся подробнее на содержании таких знаний.
Формирование представлений о различных состояниях веществ (твердом, жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции) позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающей действительности.
Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предметы), которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать школьникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное - научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.
Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внешней средой. Связь третьего понятия - "многообразие организмов" - с первыми двумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития. Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кормить, растения - поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (рыбам нужна вода определенной температуры, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В результате складывается реальное представление о живом организме.
Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, заложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений.
Глава 2. Средства обучения естествознанию.
2.1. Сочетание различных методов при обучении естествознанию.
Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес к природе, потребность в знаниях о ней.
В работе должны правильно сочетаться различные методы: словесное сообщение учителя и учащихся с демонстрацией натуральных или изобразительных наглядных пособий, с общественно полезными делами детей, направленными на формирование практических умений и навыков, наблюдения и опыты и др.
Одна из важнейших задач, стоящих перед школой и учителем, - научить детей работать с книгой вообще и с учебником в частности. Каждый учебник обеспечивает детям определенный минимум знаний и служит для закрепления полученных на уроке сведений, учит применять полученные знания на практике. Видный методист проф. В. П. Буданов писал: "Без учебника преподавание теряет точность и определенность. Учебник обеспечивает определенный уровень знаний".
В изучении естествознания значительное место отведено работе с учебником как в классе, так и дома. Учителю необходимо помнить, что учебник не заменяет наблюдения детей в природе, а только направляет их внимание на определенные объекты, способствует обобщению наблюдаемых явлений и их систематизации. Дети с помощью учебника (статей, заданий, вопросов, иллюстраций) учатся выделять основное в наблюдаемых явлениях, обобщать их и на этой основе создавать представления и элементарные понятия.
Учебник помогает школьникам освоить определенные программой представления о живой и неживой природе, их взаимодействии и влиянии на труд человека.
"Знать карту - значит овладеть возможно лучше и полнее картографической грамотой... т. е., пользуясь ее азбукой, научиться свободно читать карту". Овладеть картографической грамотой - значит понять условную символику карты, а для этого необходимо последовательно знакомить учащихся с условным языком сначала простейшего чертежа (схемы) местности, плана а затем карты. Постепенное, последовательное изучение плана и карты в III классе подготавливает школьников к работе с картой в старших классах. Вначале дети должны понять смысл и значение условных знаков плана и карты (ее легенды, масштаба изображения направлений на плане и карте).
В начальных классах на уроках естествознания учителя широко применяют натуральные наглядные пособия (образцы почв, коллекции полезных ископаемых с раздаточным материалом, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, принесенные с экскурсии, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т.п. Эти пособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и необходимы на уроках естествознания, работа с ними увлекает школьников и помогает в приобретении знании.
Часто учащиеся не имеют возможности наблюдать многие объекты и явления непосредственно в природе. Для знакомства с ними на уроках естествознания учителя используют печатные наглядные пособия: картины, таблицы, фотографии, открытки, иллюстрации. Учебные таблицы и картины в сочетании с другими пособиями создают у учащихся образное представление о многих природных объектах и явлениях.
Методика использования таблиц имеет следующие основные моменты: рассматривание таблицы, изучение и выделение отдельных объектов, установление связей между ними, сравнение объекта с другими и определение его места в природе. Путем вопросов учитель выясняет, что учащиеся знают о показанном объекте, направляет их внимание на наиболее характерные признаки. С этой целью можно дополнительно использовать натуральные объекты: гербарии, чучела, модели.
Таблицы, картины, рисунки в учебниках, создавая общее впечатление о природном явлении или объекте, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснить причины данного явления. В таких случаях на помощь учителю приходят детализирующие картинки, схемы, чертежи и рисунки на доске.
Рисунок на доске - это упрощенная схема, раскрывающая детям содержание статьи в учебнике, рассказа учителя, выполненного опыта. Например, при объяснении в III классе образования родника учитель чертит на доске схему расположения водопроницаемых и водоупорных слоев, показывает движение воды над водоупорным слоем. Дети наглядно представляют себе весь процесс образования родника. Рисунок не только объясняет содержание темы урока, но и делает ее более доходчивой и интересной для школьников.
А. А. Половинкин, рассматривая данный вопрос, подчеркивал, что ученик с помощью рисунка на доске может проследить весь ход рассуждения учителя. "Слух и зрение участвуют вместе. Это дает возможность не только глубже понять излагаемую мысль, но и крепче запечатлеть ее в памяти".
Особое значение на уроках естествознания приобретает использование игровых приемов и занимательных материалов.
2.2. Применение занимательного материала на уроках естествознания.
В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигаются на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей.
К. Д. Ушинский указывал, что на первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью либо в своем содержании, либо в своей форме. Но он же предупреждал учителей о том, что злоупотребление занимательностью развращает учеников. Поэтому все должно быть использовано в меру.
2.2.1. Игры.
Игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.
На уроках естествознания учитель использует игры, загадки, шарады, викторины и т. д. в зависимости от цели урока, его содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения.
В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С.Хайдарова отмечено: «Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом -в жизнь.»
Множество известных игр разбито на три группы с тематическими заголовками «Механизм», « Процесс», «Мотивация», группировка по типологическому принципу.
Учебные игры.
Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные,
воспитательные и педагогические).
Механизм.
Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)
Проблемные ( эвристические ) игры.
Сюжетные игры ( драматизации, инсценировки)
Ситуационные игры ( игровые ситуации).
Творческие игры ( манипулятивные и строительные).
Настольные игры.
Языковые игры.
Абстрактные игры
Процесс.
Ролевые ( организационные и функциональные) игры.
Военные игры ( военные учения).
Деловые ( управленческие, операционные и экономические) игры.
Производственные (технологические, технические) игры.
Спортивные игры ( игры с правилами).
Формальные ( формализованные игры).
Мотивация
Развлекательные игры.
Азартные игры.
Актёрские игры.
Индивидуальные игры ( игры с природой).
Коллективные (командные) игры.
Соревновательные игры ( игры – состязания).
Результативные игры.
При организации игр необходимо продумывать такие вопросы методики:
- Цель игры. Какие умения и навыки в области естествознания школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
- Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих. Это надо учитывать при организации игр.
- Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
- Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
- На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
- Как обеспечить участие всех школьников в игре?
- Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
- Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
- Какие выводы следует сообщать учащимся в заключение, после игры( лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)
Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников.
Включение его развивает интерес и любовь к природоведению, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создает хорошее настроение.
Игры и занимательность должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая игры с программным материалом по природоведению, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.
Познавательные, игры требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности, развивают внимание, зрительную память, органы чувств.
Вот описание некоторых игр. Они проводятся в рабочей комнате или на природе.
"Найди деревья и кустарники по листьям". В осеннем парке, лесу, сквере учитель выбирает место, где растет несколько видов деревьев или кустарников. Предлагает детям взять несколько опавших листьев, найти деревья и кустарники, которым они принадлежат.
В другом случае игру можно видоизменить: показать деревья и кустарники, а учащимся предложить найти среди собранных ими листьев те, которые принадлежат этим деревьям или кустарникам.
"Наблюдателен ли ты?". Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину, кадр диапозитива, диафильма, растение, чучело животного, затем отвернуться и рассказать о том, что запомнил.
Игру можно провести на природе, предложив для внимательного рассмотрения интересный яркий уголок природы.
"Будь внимателен!". Играющие становятся в круг. Ведущий называет растение или животное и говорит, где растет растение или обитает Животное. Например, "ель растет в лесу" или "ель растет на болоте". Если ведущий сказал правильно, то играющий, к которому он обращается, должен сказать "да", а если неправильно, - "нет".
За неправильный ответ участник игры выбывает из круга, а победителем становится оставшийся в круге. Он и назначается ведущим.
"Найди такое же". На экскурсии учитель делит детей на несколько групп, каждой показывает по одному - два сорванных растения и предлагает поискать такие же и принести. Найденные растения учащиеся рассматривают, сравнивают и устно описывают.
"Узнай растение или животное по описанию". Учитель заготавливает открытки или картинки с изображением растений или животных и, не показывая их, дает устное описание. Кто правильно назовет растение или животное, получает его изображение. Выиграет тот, кто сможет получить больше картинок или открыток.
"Узнай растение по запаху или на ощупь". Используют хорошо известные играющим цветковые растения. Детей делят на группы - звенья и знакомят с предлагаемыми учителем 8-10 растениями. Затем вызывают по одному человеку от каждого звена, завязывают глаза и дают набор из 3-4 растений (всем разные наборы). Выигрывает то звено, чей представитель быстрее и правильнее определит растения на ощупь или до запаху.
"Кто больше знает?" Игра проводится после ознакомления с каким-либо интересным предметом или явлением природы. Каждый учащийся должен составить по одному предложению о данном объекте или явлении, не повторяясь. В .итоге получается полная характеристика предмета или явления, составленная детьми. Составивший больше предложений и ответивший последним считается победителем.
Много игр можно организовать с целью проверки знаний детьми природоведческих объектов и их краткой характеристики. Это могут быть задания: выбрать растения из гербария, открытки с изображениями животных, муляжи овощей и фруктов и т. п. Для проверки умения классифицировать объекты можно предложить выбрать из гербария полевые культуры, ветки лиственных и хвойных деревьев, растения луга, отобрать растения, произрастающие в тундре, тайге, смешанных лесах, пустыне.
2.2.2. Викторины.
Содержание викторин включает занимательные вопросы, вопросы-шутки, загадки, ребусы, кроссворды, шарады и др. Чтобы у школьников не ослабевал интерес к викторинам, они должны содержать элементы новизны, помогающие открывать, находить неизвестное ранее.
Используют вопросы-шутки: много рук, а нога одна. (Дерево.) Без головы, а в шляпе. Одна нога - и та без сапога. (Гриб.)
Звуковые викторины "Узнайте нас" (по звуковой записи надо определить птичьи голоса).
Викторины бывают тематическими, если они посвящены определенной теме, например, "Знаешь ли ты наших зимующих птиц?" пли смешанными, включающими вопросы из различных природоведческих тем, как "Знаешь ли ты свой край?".
Можно использовать для закрепления материала географическое, топографическое или биологическое лото. С этой целью учитель раздает карточки группе учащихся и называет какой-нибудь объект, учащиеся закрывают его. Кто быстрее закроет все объекты и назовет их правильно, тот выигрывает. Можно проводить эту игру у доски. Трое учащихся (из каждого звена по одному человеку) по команде учителя выбирают и вывешивают названия объектов, остальные внимательно наблюдают, исправляют и дополняют ответы товарищей.
Для развития сообразительности учащихся в начальных классах широко используют загадки.
Загадка всегда неполное, но очень точное описание какого-либо предмета или явления природы. Природа, окружающая человека, дает огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, отдельных природных явлениях. Учителю важно продумать, на каком этапе урока лучше всего использовать загадки. Это может быть занимательное начало урока (например, "Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю" - при беседе о хвойных деревьях, когда учащиеся на предметном уроке ознакомятся с ними и смогут объяснить сущность загадки). Иногда загадка является как бы закрепляющим вопросом: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (дерево), "Никто не пугает, а она вся дрожит" (осина), "Зимой и летом одним цветом" (ель) - после беседы о лиственных и хвойных деревьях. При знакомстве с отдельными явлениями природы можно предложить такие загадки: "Среди зеленого поля серебристые зерна лежат" (роса), "И тонок и долог, а сядет - в траве не видать" (дождь), "Вокруг носа вьется, а в руки не дается" (ветер).
Викторины чаще всего проводят устно, что экономит время и позволяет сразу выявить победителей. Вопросы задают всем участникам викторины или же учащихся разбивают на группы, команды, которые соревнуются между собой.
Вот фрагмент одного из занятий "Растения в загадках", проведенного во II классе. Подготовка к этой части занятия состояла в том, что учащиеся должны были собрать как можно больше загадок о растениях, найти рисунок отгадки или приготовить гербарий. Учительница пояснила, что загадки можно найти в книгах, детских журналах, календарях, спросить у старших.
На занятиях работа с загадками проводилась так.
Загадывающий выходил к столу, читал или говорил свою загадку.
Иногда загадку повторял, если ее сразу не отгадывали. Все пояснения делал загадавший ее. На обозрение класса выставлялся рисунок, гербарий, открытка отгадки.
Отгадавший загадку, правильно и точно пояснивший ее смысл получал право загадать свою загадку.
Такая работа приучает детей к умению вникать в содержание загадки, выделять все указанные свойства и признаки загаданного предмета.
Популярны у детей рифмованные загадки о явлениях природы, растениях, животных. Вот некоторые из них.
Он всюду - в поле и в саду,
Но в дом не попадет.
Но никуда я не иду, Покуда он идет.
(Дождь)
Мухи белью летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают словно пух.
(Снежинки)
Телятин гладки
Привязаны к грядке.
(Огурцы)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
(Крапива)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(Мухомор)
На когтях на столб сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
С успехом можно использовать текстовые загадки, рассказы с ошибками.
О каком месяце года рассказывает юный наблюдатель?
"Оживает заснувшая за зиму природа. Зима сдается не сразу. Часто оттепель и звонкая капель сменяются морозом, метелью. Световой день равен ночи. Первые горячие лучи солнца будят жизненные силы деревьев и кустарников. Это месяц семейных забот. У большинства зверей появились или появляются детеныши. Почти каждый день несет новость. В природе все меняется на глазах", (О марте.)
О каких животных идет речь?
"Встречаются эти животные везде в Белоруссии, где есть густые леса, Но увидеть их не так просто. Это чуткие осторожные звери. Питаются ночью желудями, подземный ми частями растений, ловят грызунов, а днем лежат в глухом уголке леса. Когда наступают холода, собираются а] стада. Встреча с ними небезопасна". (Дикие кабаны.)
На занятиях учащиеся с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, шарады и др. Это способствует развитию фантазии, упражняет остроумие, сообразительность, быстроту мысли, дает хорошее основание, для самостоятельного мышления.
При их использовании необходимо предварительно познакомить детей с правилами разгадывания.
Кроссворд.
Это слово английское и в переводе означает: пересечение слов, крестословица. Название головоломки вполне оправдывает ее внешний вид: слова, которые мы вписываем в клетки, всюду взаимно пересекаются. Разгадывание их - занятие увлекательное и полезное, оно расширяет кругозор, тренирует память, приучает к краткости и четкости формулировок. При решении кроссвордов подчас приходится пользоваться словарями и справочниками, советоваться, расспрашивать, вспоминать забытое и узнавать новое.
По горизонтали впишите названия деревьев. В выделенной графе прочтете название еще одного дерева. (Ответ. 1. Сосна. 2. Липа. 3. Ива. 4. Вишня. 5. Акация.)
с | о | с | н | а | |
л | и | п | а | ||
и | в | а | |||
в | и | ш | н | я | |
а | к | а | ц | и | я |
Кроссворд "Наши овощи"
- Репа. 2. Тыква. 3. Капуста. 4. Редиска. 5, Петрушка, 6. Морковка.
п | т | р | |||||
е | ы | е | |||||
т | к | п | |||||
м | о | р | к | о | в | к | а |
у | а | а | |||||
ш | п | ||||||
к | у | ||||||
а | с | ||||||
т | |||||||
а |
Палиндромы.
Палиндром – это слово и фраза одинаково читающиеся и с начала и с конца. Например: «А роза упала на лапу Азора».
Д | Е | Д | З | А | К | А | З | |
О | К | О | К | А | З | А | К | |
К | О | К | М | А | Д | А | М | |
С | О | С | Ш | А | Л | А | Ш | |
Б | О | Б | Н | А | Г | А | Н | |
П | У | П | Р | А | Д | А | Р |
Анаграммы
Анаграммы – это игры, связанные с перестановкой букв в слове. Нужно так перемешать буквы (не прибавляя и не выбрасывая ни одной), чтобы получилось новое слово. Например: САНИ – АНИС, КАБАН – БАНКА, АДРЕС – СРЕДА, МАРКА – РАМКА и т.д.
Словокаты.
Словокат с виду похож на пчелиные соты. Он как бы собран из ячеек, одинаковых по форме и размеру с равным количеством делений в них. И так. Как они совершенно одинаковы, то при частичном наложении одной ячейки на другую какие-то деления полностью совмещаются, пересекаются. Получается кроссворд. Вот такой, например:
Чайнворд.
Чайнворд – это слово означает «цепь слов». В чайнворде слова следуют одно за другим в виде цепочки, в которой последняя буква одного слова является первой буквой следующего. Чайнворды бывают устными и письменными. Чайнворд – головоломка познавательная, для него в основном отбираются такие слова, отгадывая которые можно поупражнять память и смекалку. Например:
«Спор зверей»
Нашли как-то раз Мартышка, Заяц, Цапля и Оса яблоко и арбуз и заспорили: «Как их поделить, чтобы никого не обидеть». Помогите им, заполните правильно клеточки чайнворда
(Мартышка-арбуз-Заяц-Цапля-яблоко-Оса)
Ребус.
Слово ребус произошло от латинского RES и означает «вещь», «предмет», «дело». Чего только не намешано в ребусном калейдоскопе! Рисунки перемешаются хитроумными комбинациями букв и чисел, геометрическими фигурами, условными обозначениями. Не зная ребусного шифра, не скоро разберешься в этой забавной путанице.
В России первые ребусы появились в середине XIX века. Они пользовались таким успехом, что выходил даже специальный журнал под названием « Ребус».
«Мы знаем немало серьезных людей, - писалось в нем, - которые с удовольствием посвящают часы своего досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым, как отличную гимнастику для ума…». Например:
жда | на – де - жда | у | под-у-шка | |
де | шка |
Шарады - это загадки, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей, Каждая часть его является самостоятельным словом.
Первое нота, второе - тоже,
А целое на горох похоже.
(Фа - соль)
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных - ищите у животных.
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(До-рога)
Метаграммы - это загадки, в которых из заданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.
Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если "д" на "б" мне сменишь,
Во мне утонешь, как в реке.
(Долото - болото)
Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву "е" на "у" смени -
Стану спутником Земли.
(Лена - Луна)
Приведем пример использования викторин и конкурсов при проведении урока в I классе по методике А.А. Плешакова Мир вокруг нас. (М.: Просвещение)
Название урока: «Где зимуют птицы?»
Цели урока:
1) расширить знания детей о птицах;
2) закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
3) воспитывать заботливое отношение к ним.
Оборудование:
Карточки с изображением птиц, зимующих у нас и перелетных.
Ход урока:
I Вступительное слово учителя.
Учитель читает или пересказывает рассказ Ю.Дмитриева: название рассказа
Какие птицы бывают
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9000 видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей, а есть вегетарианцы, которые едят только растительную пищу.
Одни селятся в дуплах, другие – вьют гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но они тоже очень разные…
- Итак, сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях. Отгадайте загадки о ком идет речь?
В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые,
Ходят без завода, они птичьего рода.
(петух)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям ночует, коноплю ворует.
(воробей)
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(гусь)
-Ребята, а вам не кажется, что среди этих птиц есть лишняя? Какая? (воробей) Потому, что гусь и петух – это домашние птицы.
- Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе. Для этого надо разделиться на две команды. Каждая команда придумывает название, из родителей выбирается жюри.
Проводится игра – викторина.
Жюри в баллах оценивает работу команд, в конце подводит итоги.
II Конкурс загадок.
Учитель по очереди читает загадки обеим командам. За каждую правильную отгадку – 1 очко.
Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей
Я бывалый……..
(воробей)
Трещала с самого утра:
«Поррррра, порррра, порррра, а что поррра?»
Такая с ней морока,
Когда трещит…..
(сорока)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись…
(дятел)
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ………
(совы)
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
(они никуда не улетают, а круглый год живут у нас)
- Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц зимующих у нас вы еще знаете? А теперь давайте откроем учебник и посмотрим на этих птиц (стр.76).
Учитель вывешивает карточки с изображением этих птиц на доску.
- Кто запомнил, как называют этих птиц? (оседлые)
Учитель просит раскрасить кружки напротив тех птиц, которых они видели зимой и сообщает:
- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-тики тяжело им зимой, из десяти, может быть, одна - две доживают до весны.
- Как можно помочь птицам зимой (кормушки, зерна).
- Итак, конкурс загадок продолжается.
Что за весенняя черная птица
Любит за пугалом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(грач)
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?
(ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее нежней?
Кто же это?......
(соловей)
Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый ……
(скворец)
Если на мероприятие приглашены родители, то им тоже можно задать загадки.
Жюри подводит итоги первого конкурса.
Птицы – непоседы, посмотри как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево!
Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все.
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут.
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (перелетные).
- Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Ученики находят рисунок с перелетными птицами на стр. 76 учебника, читают названия птиц, текст.
Учитель задает вопросы по прочитанному:
- Куда улетают некоторые птицы на зиму?
(в теплые края)
- Когда они вновь возвращаются к нам?
(весной)
-Как называют этих птиц?
(перелетные)
- Почему их так называют?
(эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой)
III Конкурс «Почемучка»
Учитель дает обеим командам по одному вопросу, дается время на обдумывание. Дети отвечают,, Жюри подводит итоги.
Вопросы:
- почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?
- почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует у нас?
Для ответа используют рисунок на стр.77
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, а раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
- Как же это удалось сделать ученым?
- Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать где зимуют птицы. Рассматриваются карты на странице 77.
IV Конкурс «Кому улетать?»
Ученики закрывают учебники, дальше работа ведется в рабочих тетрадях страница 32.
Учитель читает задание:
- Птицы спорят, кому улетать в теплые края, а кому оставаться, помоги им разобраться в этом. У каждой перелетной птицы нарисуй на лапке кольцо. Укажите линиями названия птиц.
Так как ученики выполняют работу коллективно в группе (команде), то жюри сдается работа любого ученика, сообщаются результаты конкурса и общий итог.
V Конкурс «Третий лишний»
Учитель сообщает, что сейчас будет называть тройки птиц, а ребятам надо найти «лишнюю» птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.
1 команда | 2 команда | ||||
Галка | Ласточка | Ворона | Сова | Скворец | Стриж |
Грач | Зяблик | Сорока | Голубь | Поползень | Воробей |
Воробей | Дятел | Кукушка | Соловей | Журавль | Галка |
За каждое правильно выполненное задание 1 очко.
VI Конкурс «Узнай птицу»
Учитель читает описание птицы. Задача детей как можно быстрей узнать ее. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание птицы дочитывается до конца.
1) Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукиваю нижней половинкой клюва о верхнюю. (аисты)
2) Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала далеко в жаркой Африке, а теперь, прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедет мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (кукушка)
3) Из соломинок, глины, лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух, комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдых садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются налету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (ласточка)
4) Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью и будут клевать все что вы дадите: зерно, крошки, сало.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, крылья серо-голубые. (синицы)
VII Итог урока
Жюри подводит итоги игры – викторины.
- Наша игра подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, где же зимуют птицы? (в теплых краях)
- Какие птицы зимуют у нас?
Учитель обращается к детям с просьбой о том, чтобы они не забывали заботиться о пернатых друзьях зимой, помогали им.
2.2.3. Сбор и систематизация занимательного материала.
Часто у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия "Интересные или забавные странички", "Тетрадь занимательного материала". Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.
Изменение, движение, развитие - это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.
Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы.
Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы (растительного и животного мира). Так же ведется работа с "Календарем наблюдений за ростом растений". Еженедельно дети под руководством учителя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения.
Условные обозначения: | |
- ясно | |
- облачно | |
- пасмурно | |
- туман | |
- снег | |
- дождь | |
- направление ветра | |
- гололед |
Образец заполнения страницы "Календаря наблюдений за сезонными явлениями природы".
Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы обучения, как элементарные опыты, проводимые учителем или самими детьми, и демонстрация моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспособленности животных к среде обитания.
Итак, усвоение относительно небольших по объему, но глубоких знаний о разнообразных связях и явлениях в природе, опора на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность школьников обеспечивают всестороннюю готовность каждого ребенка к практической деятельности, направленную на сохранение и рациональное использование природы. Такой подход служит основой формирования у детей познавательных интересов, начал на материалистического взгляда на природу, который в дальнейшем может перейти в экологическое мировоззрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательные интересы младших школьников не устойчивы и не дифференцированы. Они находятся в стадии развития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т. д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению личности школьника.
Задачи естествознания как учебного предмета не только в том, чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы они овладели системой знаний, т. е. понимали доступные их возрасту причинные зависимости в природе, связь между деятельностью людей и особенностями природы.
Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты.
Использование занимательного материала на уроках естествознания способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Игры и занимательность выступают как средство, будящее мысль, увлекают на путь поисков ответов на волнующие вопросы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буданов В. П. Методика преподавания физической географии. М., 1947, с. 89. 1
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-Пресс, 1996.-256с.:ил.
- Герд А.Я. Избр. пед. труды. М., 1953.
- Горощенко В.П., Никитина В.С. Таблицы по природоведения, 2 класс. 2-е изд. М., 1984.
- Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001. - 2-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 1984.
- Методические рекомендации для работы в подготовительном классе (работа с детьми шестилетнего возраста). М., 1981.
- Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета,1980.
- Пидкасистый П.И., Хайдарова Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» 2-е изд., допол. М., 1998.
- Пикалов Б.Х. Теория и методика развития творческой активности школьника. Учебное пособие для студентов пед.учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – Оренбург: Издательский центр ОГПУ, 2007.-275с.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас 1 класс.-М.: Просвещение, 2000.
- Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 1 класс.-М.: Просвещение, 2000.
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир Учебник-тетрадь для 1 класса общ.обр.уч. в двух частях Издательство: «Ассоциация ХХI век». Смоленск, 2006.
- Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: Свердловский педин-т, 1983. С.16. 1.
- Половинкин А. А. Методика преподавания физической географии. М.. 1950. 29 27
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990.
- Скаткин М.Н. Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе. - М., 1953.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. Высш.Пед.Учеб.заведений/под ред. В.П. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Избр. пед. соч. М., 1979.
- УшинскийК.Д. Избр. соч. М., 1968, с. 207 1
- Фефилова Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 кл. 2-е изд. испр. и доп. «ВАКО», М., 2005.
- Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. 2-е изд., дополн. М., 1954.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационное содержание курса математики УМК "Планета знаний" как средство формирования математического мышления младших школьников
Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня...
Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников
Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
Средства формирования природоведческих знаний младших школьников
В ходе исследования выполнена подборка, систематизация, обобщение имеющихся занимательных материалов и разработка собственных по данной теме, а так же представлены методические рекомендации по их вклю...
Формирование орфографической зоркости младших школьников (курсовая работа)
Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической зоркости на начальном этап...
Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1» Поярков Данила Александрович ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...