Лес и человек
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

тедеева людмила львовна

урок по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_i_chelovek.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый уро по окружающему миру з класс на тему:

Учитель: Тедеева Л. Л.

2013 – 2014 уч. год

Тема: Лес и человек.

Цели: 

Сформулировать: у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Развивать: познавательный интерес.

Воспитывать: уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: рисунки животных, карта природных зон России, картины: «Лесозаготовки», «Пожар в лесу», интерактивная доска, компьютер, диски со слайдами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Звучит песня «Мир красоты».

Самая лучшая сказка на свете

Это когда улыбаются дети,

Весело, звонко и дружно поют,

Взявшись за руки, по жизни идут.

Самая лучшая песенка в мире

В новом, счастливом и радужном стиле.

Ноты, как бусинки, собраны в ряд.

Льется их них озорной звукоряд.

Припев:

Сказочный, волшебный, добрый лес,

Яркие, забавные цветы,

Светло-голубые горизонты над широкими полями.

Всё это придумано для нас,

Чтобы улыбались я и ты.

Чтоб могла счастливая мечта

Взлететь над миром красоты.

Самое лучшее синее море,

Звёздное небо над лесом и полем.

Солнце лучистое и облака,

Нам посылают привет свысока.

Самая лучшая в мире планета

Это планета небесного цвета.

И восхваляем её мы не зря.

Наша планета родная земля.

Припев:

-Почему мы начали урок этой песней?

(Потому что это песня о лесе, который дарит нам чудесах, и мы должны его беречь.

Эта песня о ярких забавных цветах, которые растут на лесных полянах с ранней весны до поздней осени.

Это песня о счастливой мечте, которая может сбыться, если мы бережно будем относиться ко всему живому на земле.

Эта песня о том, что всё это надо сберечь.)

-А кто должен оберегать лес?

-Тема нашего занятия «Лес и человек».

2. Проверка знаний и умений.

-Перед тем. Как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

(Рассказ ученика о расположении лесной зоны на карте)

-Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? В этом нам поможет разобраться первая группа ботаников.

(Рассказ первой группы ботаников)

-Спасибо, уважаемые ботаники. Сейчас слово предоставляем вашим коллегам, изучающим смешанный и широколиственный лес.

(Рассказ второй группы ботаников)

-Спасибо, вам, ботаники, за проделанную работу.

-А теперь послушаем зоологов.

(Рассказ группы зоологов о животных, населяющих лесную зону.

Сообщения уч-ся сопровождаются показом слайдов растений и животных.)

3. Физминутка.

Мы идём лесной тропинкой.

А куда не знаем сами.

За малиной? За малиной!

За грибами? За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зелёные оконца.

Может, мы идём за солнцем?

Что же? Может и за солнцем!

Может, белка попадётся,

Может, ёжик ждёт нас где-то.

Мы идём гурьбой весёлой

Ясным утром в гости к лесу.

                        (В. Викторов.)

4. Конкурс группового рисунка.

 Как я представляю себе «Смешанный лес» (Рисование на интерактивной доске)

5. Блиц - турнир «Я знаю лес» .

      6. Работа над новой темой.

-Послушайте стихотворение С.Никулиной. «Русский лес»:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить -

То Мне лесовечок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не, жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

-Так чем же является лес для человека?

-А почему лес - аптека?

-Значит, лес может обогревать человека?

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

-Что делают в лесу цветы, кусты рябины?

-Чем для них является лес?

-Для кого ещё лес является домом?

-Посмотрите, сколько значений у леса и это ещё не всё.

       Рассказ ученика.

Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на земле. Ведь листья деревьев и травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают фабрики, заводы и автомобили. Если человек может без пищи прожить 5 дней, то без кислорода не менее 3-х минут.

 - Чем является лес для воздуха?

 - Чему еще лес является защитником? (Почвам и водоемам.)

 Людям казалось, сто лесов так много, сто их вырубить невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это и понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

Звучит песня «Просьба» (Сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.)

 - Какую экологическую проблему раскрывает это песня?

 - Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть.

А что же происходит в наше время?

(Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

Многие виды редких животных взяты под охрану. А растения и животные, занесены в красную книгу, находятся под особой охраной.

В Красную книгу занесены: жук – коростел, дровосек реликтовый, жук – олень.

Растения: женьшень, венерин башмачок.

Птицы: филин, утка – мандаринка.

Звери: зубр, амурский тигр.

(Показ Красной книги РСО – Алании)

 - В настоящее время реальная угроза исчезновения нависла более чем над 500 видам животных. В нашей стране в июне 1980 года, был принят закон «Об охране и использовании животного мира». Охота на редких животных запрещена.

 - Каков же выход из создавшейся ситуации?

Создание заповедников. У нас тоже есть Северо – Осетинский государственный заповедник, а также заказники, один из которых находятся в нашем лесу – Змейско – Николаевский заказник.

 - Чем отличается заказник от заповедника?

 - Не только это. Каждый человек может помочь сберечь растения и животных, которые еще существуют на нашей планете. Для этого надо чувствовать себя частицей природы и не вредить ничему и никому в своем доме. Ведь природа и наш с вами дом!

5. продолжение изучения новой темы.

 - Так что же зависти от каждого из нас?

 - Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

 - Хотелось бы поговорить еще об одном поступке человека.

Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Жома вы должны были нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

(Ответы учащихся.)

6. Итог.

 Лес – наше богатство. Лес – лёгкие нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

 - конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса ниши потомки через века, через тысячелетие и сможет ли лес дать и то, что дает нас сейчас.

 - Как же лез защищает почвы, водоёмы?

 - Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая получилась схема.

Какие роли выполняет лес?

      Вывод: Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена.

Чтение стихотворения И. А. Бунина.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.


- А всегда человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают
экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубили

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берёз

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал

Заяц послушал и вон убежал

О какой экологической проблемы идёт речь в стихотворении

Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (Которым не уничтожить лесные массивы,) то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины. (показ. Фотогр.)

      Ученик: природу нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не просят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.                                                                      

(Чтение сочинений ” Что бы я сказал своему другу из будущего?”)                

Звучит космическая музыка. С далёкой планеты на Землю прилетели инопланетяне 1 инопланетянин: Дорогие земляне, здравствуйте! Мы прилетели к вам с далёкой планеты Альфа-Центавра и привезли вам семена цветов и деревьев.  

                                                                                                                               

      1-землянин. Спасибо большое! Но как вы узнали, на Земле ничего не осталось: все растения исчезли, на место лесов пустыня, в реках давно нет рыбы и пресной воды.                                                                                                                                

      2-инопланитянен. Нам передали о вашей беде жители созвездия Рыб. Они прислали в подарок вам этот букет цветов.                                                                                      

      2-земляни.: А мы уже и не помним, как прекрасно пахнут цветы!                                          

А ваша планета, какая?

                                                                                                                                 

      3-землянин. Мы обязательно посадим лес и вырастим цветы из этих семян. Уберём нашу Землю и станем беречь её. Ведь это наш дом!

                                                         

      1-инопланитянин Земляне! Мы улетаем к себе, но даём вам последний наказ:  

                                                                                                                                                                                                                               

Берегите Землю, берегите                                                                                                                            

Жаворонок в глубоком зените,                                                                                                                  

Бабочку на листьях повилики,                                                                                                                  

На тропинках солнечные блики,                                                                                                            

Ястреба, парящего над полем,                                                                                                                      

Ясный месяц над полем,                                                                                                                          

Ясный месяц над речным покоем

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите!                                                                                                                                                                                                                                            

                                                     (М. Дудин.)

-Наше занятие мне бы хотелось закончить словами М. Пришвина из рассказа «Кладовая солнца»: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные-будем охранять леса и горы. Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину!»

Звучит песня «Мир красоты»

Что бы я сказала друзьям из будущего?

   Человек живёт, думает, мечтает. Мечты его уносят в далёкое будущее.

Они бывают разные, но светлые. Кто бы из моих сверстников не хотел встретиться с друзьями из будущего? Надо готовиться к встрече уже сегодня. Прежде всего, я думаю надо привести в порядок землю, очистить каналы, посадить деревья, ухаживать за цветами, следить за чистотой своего двора. Счастлив тот, кто здоров, кто дышит чистым воздухом, кто любит природу и заботиться о ней.

    Именно с таким настроением хочу встретиться с друзьями из будущего. Я горда и счастлива потому что мне не стыдно за нашу планету и могу им сказать: «Берегите нашу землю, сохраните и вы её для потомков»

Правила поведения в лесу.

1. Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.

2. Не качаться на деревьях, не ломать их.

3. Не разорять гнёзда и муравейники.

4. Не рвать большие букеты цветов.

5. Не разжигать костры, беречь лес от костра.

Как разводить костры.

1. Дети не должны разводить костер одни, без старших.

2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть, ничего, что может разгореться.

4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (верхний слой почвы с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.

5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком, а дерн положить на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....