Развитие познавательной активности учащихся
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Итоговая курсовая работа по теме: " Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через использования ИКТ на уроках окружающего мира» СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с ______по________.201 4года Выполнила: Балюк Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №3 г.о.Чапаевска Самарской области 2014г.

Слайд 2

Актуальность итоговой работы Мы живем в век информации, мы являемся свидетелями того, что компьютеры занимают все более прочные позиции практически во всех областях современной жизни. В современном обществе теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения современных методик и новых образовательных технологий в практической деятельности учителей.

Слайд 3

проблема: противоречие между новыми требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения. Проблемы и противоречия Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как: адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся); многотерминальность (одновременная работа группы пользователей); интерактивность (взаимодействие ИКТ и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение); подконтрольность работы учащегося во вне аудиторное время ; Следует также отметить, что наряду с плюсами применения ИКТ, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения: не у всех учащихся в домашнем пользовании имеется компьютер, не все учащиеся владеют навыками работы с компьютером, не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе, не всегда легко интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий, не хватает компьютерного времени на всех.

Слайд 4

Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь обучающих в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. Цель работы: Задачи: создание условий для развития познавательной активности младших школьников через использования ИКТ на уроках окружающего мира. Изучить методическую литературу по использованию ИКТ в процессе формирования познавательной активности учащихся на уроках начальной школы. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе на уроках окружающего мира. Апробировать формы организации учебной деятельности на уроках окружающего мира с использованием ИКТ, способствующие развитию познавательной активности обучающихся. Овладеть методами и технологиями создания электронных пособий по предмету и применять их на практике. Совершенствовать возможности и навыки детей при реализации компьютерных технологий. Создание психологического комфорта у ученика при общении с компьютером.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении окружающего мира позволит: рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; повысить эффективность урока, наглядность преподавания; повысить познавательный интерес учащихся к предмету; повышения качества обучения за счёт возможности видеть результаты своей работы; создать условия для индивидуальной работы с учащимися; педагогу овладеть методами и технологиями для создания электронных пособий по предмету и применять их на практике, открыть банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе на уроках окружающего мира. Наряду с этим к каждому программному средству, применяемому в процессе уроков, предъявляется целый ряд требований: – содержание программного средства должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям учащихся; – оно должно быть направлено на развитие активности учащихся, формирование определённых умений; – программное средство должно иметь образовательную, воспитательную и развивающую направленность.

Слайд 6

Познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация развития индивидуальных познавательных интересов, возможностей и способностей ребенка, нацеленность на открытие новых и интересных знаний, воспроизведение известных, но новых для ребенка ценностей. Теоретическое описание модели Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации. Но их применение не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме урока, а носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт. Этим требованиям отвечает исследовательская деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка.

Слайд 7

Содержательно-технологический блок При изучении окружающего мира учащиеся не остаются пассивными наблюдателями предметов и явлений природы, они изучают разделы курса, познают процессы, факты, обмениваются своими мыслями. При этом учитель использует приёмы сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и учит этим приёмам учащихся. При традиционном подходе в обучении школьник заучивал характеристики, правила, определения и подтверждал их примерами, и тогда учебная цель считалась достигнутой. Однако постоянное заучивание информации в большом объёме не способствует развитию у учащихся мышления, интересов, эмоций, мотивации. С целью дополнения и обогащения традиционной системы обучения и развития у учащихся активности, самостоятельности, инициативности, т.е. выведения их на творческий уровень на уроках окружающего мира, используются информационно-коммуникационные технологии, например : обучающая программа «Уроки Кирилла и Мефодия . Окружающий мир» 1 класс,

Слайд 8

электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, электронные энциклопедии «Мир животных и растений», обучающее видео «Живая природа», мультимедийные презентации,

Слайд 9

электронные пособия, созданные учителем в программах PowerPoint и Notebook , интернет-ресурсы, тренажер, средство диагностики и контроля. Такая форма обучения вызывает интерес, так как ученик что-то выполняет самостоятельно, видит результат и это надолго остаётся в памяти.

Слайд 10

Контрольно-оценочный блок В рамках урока оцениваются устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания. Оценка ответа обучающегося Критерии: Полнота и правильность ответа. Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка

Слайд 11

Дидактическое обеспечение: электронные презентации, учебные электронные издания, Научно-методическое обеспечение : курсовая подготовка по современным педагогическим технологиям, занятия методического объединения классных руководителей и методического объединения учителей гуманитарного цикла по педагогическим технологиям. Открытые мероприятие творческой группы педагогов по здоровьезбережению и безопасности в образовании. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся : анкетирование , внутренний и внешний мониторинг учебно-воспитательного процесса. Материально-техническое обеспечение : мультимедийное оборудование - компьютер, медиапроектор и демонстрационный экран; комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся . Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению информационно - коммуникативных технологий в учебный процесс. Ресурсный блок

Слайд 12

Выводы: Для результативности при использовании ИКТ на уроках окружающего мира учитель должен создавать условия психологического комфорта обучающимся . Использование ИКТ способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Учитель может объективно оценить деятельность всех учащихся. Педагогу необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, внедрять в свою систему педагогической деятельности новые приемы и технологии.

Слайд 13

Заключение Уроки с применением ИКТ оптимизируют процесс обучения, развивают знания, умения и навыки учащихся и, одновременно повышают мастерство учителя. Поэтому встраивание их в курс «Окружающий мир» не может быть осуществлено механически, оно требует строгого согласования с содержанием обучения. Только в этом случае можно осуществить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, что является одной из основных целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обучения.

Слайд 14

Литература: Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» 1 класс, издательство « Астрель » - М., 2011 Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь. - М., 2011 Система уроков по учебнику Ивченковой Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир» 1 класс. Издательство «Учитель» - В., 2013. Интернет-ресурсы: Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/ Начальная школа – детям, родителям, учителям - http://www.nachalka.com/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ Образовательная система «Школа 2100» - http://festival.1september.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - http:// www.openclass.ru Использованные источники

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Развитие познавательной активности учащихся

через использования ИКТ на уроках окружающего мира»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:  с 26.02.   по  19.03.2014года

Выполнила:  Балюк Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №3 г.о.Чапаевска Самарской области

2014г.


Оглавление

  1. Вводная часть_______________________________________________   3                                                                            
  1. Актуальность итоговой работы _______________________________   3                                                                      
  2. Цели, задачи _______________________________________________  5
  3. Ожидаемые результаты  ______________________________________ 6                                                                                              
  1. Основная часть  _____________________________________________   7
  1. Теоретическое описание модели  ______________________________  7
  2. Содержательно-технологический блок _________________________   7
  3. Контрольно-оценочный блок  _________________________________  9
  4. Ресурсный блок _____________________________________________ 9
  1. Заключение _________________________________________________ 10
  2. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)  ____________________________________________  12

I. Вводная часть

1. Актуальность итоговой работы (ИР)

Мы живем в век информации, мы являемся свидетелями того, что компьютеры занимают все более прочные позиции практически  во всех областях современной жизни. В современном обществе теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения современных методик и новых образовательных технологий в практической деятельности учителей.

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить обучающихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательной активности через использование ИКТ.

     Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда, в начальной школе вся «работа» ограничивается играми. Но ведь этого явно не достаточно. На мой взгляд,  формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием познавательного интереса младшего школьника. Ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

Отсюда вытекает проблема: противоречие между новыми требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются програмные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

  • адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  • многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
  • интерактивность (взаимодействие ИКТ и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
  • подконтрольность работы учащегося во вне аудиторное время;

Следует также отметить, что наряду с плюсами применения ИКТ, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения информационно-коммуникационных технологий:

  • не у всех учащихся в домашнем пользовании имеется компьютер,
  • не все учащиеся владеют навыками работы с компьютером,
  • не всегда легко интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий,
  • не хватает компьютерного времени на всех.

Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь обучающих в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Цель:

создание условий для развития познавательной активности младших школьников через использования ИКТ на уроках окружающего мира.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по использованию ИКТ в процессе формирования познавательной активности учащихся на уроках начальной школы.
  2. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе на уроках окружающего мира.
  3. Апробировать формы организации учебной деятельности на уроках окружающего мира с использованием ИКТ, способствующие развитию познавательной активности обучающихся.
  4. Овладеть методами и технологиями создания электронных пособий по предмету и применять их на практике.
  5. Совершенствовать возможности и навыки учащихся при реализации компьютерных технологий.
  6. Создание психологического комфорта у ученика при общении с компьютером.

Ожидаемые результаты:

Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении окружающего мира позволит:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • повысить эффективность урока, наглядность преподавания;
  • повысить познавательный интерес учащихся к предмету;
  • повышения качества обучения за счёт возможности видеть результаты своей работы;
  • создать условия для индивидуальной работы с учащимися;
  • педагогу овладеть методами и технологиями для создания электронных

пособий по предмету и применять их на практике,

  • открыть банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе на уроках окружающего мира.

Наряду с этим к каждому программному средству, применяемому в процессе уроков, предъявляется целый ряд требований:

– содержание программного средства должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям учащихся;

– оно должно быть направлено на развитие активности учащихся, формирование определённых умений;

– программное средство должно иметь образовательную, воспитательную и развивающую направленность.

Уроки с применением программных средств оптимизируют процесс обучения, развивают знания, умения и навыки учащихся и одновременно повышают мастерство учителя.

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели

Познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация  развития индивидуальных познавательных интересов,  возможностей и способностей ребенка,  нацеленность на открытие новых и интересных знаний,  воспроизведение известных,  но новых для ребенка ценностей.

  Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как  их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации. Но их применение не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме урока, а носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт. Этим требованиям отвечает  исследовательская деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка.

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок

С внедрением ИКТ в образовательный процесс у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, появилась возможность для обеспечения  эффективной организации познавательной деятельности учащихся.

Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира обучающихся является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым. Активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.

Основной источник повышения интереса к учебной деятельности –  это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

При изучении окружающего мира учащиеся не остаются пассивными наблюдателями предметов и явлений природы, они изучают разделы курса, познают процессы, факты, обмениваются своими мыслями. При этом учитель использует приёмы сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и учит этим приёмам учащихся.

При традиционном подходе в обучении школьник заучивал характеристики, правила, определения и подтверждал их примерами, и тогда учебная цель считалась достигнутой. Однако постоянное заучивание информации в большом объёме не способствует развитию у учащихся мышления, интересов, эмоций, мотивации. С целью дополнения и обогащения традиционной системы обучения и развития у учащихся активности, самостоятельности, инициативности, т.е. выведения их на творческий уровень на уроках окружающего мира, используются информационно-коммуникационные технологии, например:

  • обучающая программа «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» 1 класс,
  • электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса,
  • электронные энциклопедии «Мир животных и растений»,
  • обучающее видео «Живая природа», «Твои веселые друзья – зверята»,
  • мультимедийные презентации по предмету,
  • электронные пособия, созданные учителем в программах PowerPoint и Notebook,
  • интернет-ресурсы,
  • тренажер, средство диагностики и контроля.

Такая форма обучения вызывает интерес, так как ученик что-то выполняет самостоятельно, видит результат и это надолго остаётся в памяти.

2.2. Контрольно-оценочный блок

В рамках урока оцениваются устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания.

Оценка ответа обучающегося

Критерии:

  1. Полнота и правильность ответа.
  2. Степень осознанности, понимания изученного.
  3. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
  4. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.

Оценка

Критерии оценки

1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания

Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами

3. Ресурсный блок (условия)

Ресурсное обеспечение для осуществления данной системы деятельности имеется в полном объеме и отвечает всем современным требованиям:

  • дидактическое обеспечение,
  • научно-методическое обеспечение,
  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся,
  • материально-техническое обеспечение,
  • кадровые ресурсы.

  1. Заключение

Выводы по ИР:

  1. Для использования ИКТ на уроках окружающего мира учитель должен создавать условия  психологического комфорта обучающимся.
  2. Использование ИКТ способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.
  3. Учитель может объективно оценить деятельность всех учащихся.
  4. Педагогу необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, внедрять в свою систему педагогической деятельности новые приемы и технологии.

Уроки с применением ИКТ оптимизируют процесс обучения, развивают знания, умения и навыки учащихся и, одновременно повышают мастерство учителя. Поэтому встраивание их в курс «Окружающий мир» не может быть осуществлено механически, оно требует строгого согласования с содержанием обучения.

Только в этом случае можно осуществить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, что является одной из основных целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обучения.

  1. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

Использованные  источники

Литература:

  1. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» 1 класс, издательство «Астрель» - М., 2011
  2. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь. - М., 2011
  3. Система уроков по учебнику Ивченковой Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир» 1 класс. Издательство «Учитель» - В., 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых  Образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/

  1. Начальная школа – детям, родителям, учителям - http://www.nachalka.com/
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
  3. Образовательная система «Школа 2100» - http://festival.1september.ru/
  4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru

Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  3. Баева И.А.  И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
  4. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  5. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  6. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
  7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
  9. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  11. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  12. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
  13. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
  14. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  15. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  16. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  2. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
  3. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
  5. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
  6. План действий по модернизации общего образования, направленных на  реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
  7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
  9. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  10. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  11. ФГОС  полного общего образования.
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  13. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
  14. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
  15. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
  16.  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
  17. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Дополнительные источники

  1. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.:

Эконом-Информ, 2009. 248 с.

  1. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
  2. Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
  3. Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002
  4. Граничина О.А. Статистические  методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
  5. Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
  6. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
  7. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
  8. Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
  9. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14
  10. Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.
  11. Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14
  12. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  13. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М.,2005.



Предварительный просмотр:

Речь  к презентации:

Слайд № 1  Итоговая работа по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через использования ИКТ на уроках окружающего мира»

Слайд № 2     Актуальность работы состоит в том, что использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет применить современные методики и новые образовательные технологии в практической деятельности учителей и вовлечь обучающих в активную работу, вызвать у них стремление к получению знаний.

Слайд № 3     Проблемы и противоречия

     Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда, в начальной школе вся «работа» ограничивается играми. Но ведь этого явно не достаточно. На мой взгляд,  формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием познавательного интереса младшего школьника. Ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

Отсюда вытекает проблема: противоречие между новыми требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются програмные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

  • адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  • многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
  • интерактивность (взаимодействие ИКТ и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
  • подконтрольность работы учащегося во вне аудиторное время;

Следует также отметить, что наряду с плюсами применения ИКТ, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения информационно-коммуникационных технологий:

  • не у всех учащихся в домашнем пользовании имеется компьютер,
  • не все учащиеся владеют навыками работы с компьютером,
  • не всегда легко интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий,
  • не хватает компьютерного времени на всех.

Слайд № 4     Цель:

создание условий для развития познавательной активности младших школьников через использования ИКТ на уроках окружающего мира.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по использованию ИКТ в процессе формирования познавательной активности учащихся на уроках начальной школы.
  2. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе на уроках окружающего мира.
  3. Апробировать формы организации учебной деятельности на уроках окружающего мира с использованием ИКТ, способствующие развитию познавательной активности обучающихся.
  4. Овладеть методами и технологиями создания электронных пособий по предмету и применять их на практике.
  5. Совершенствовать возможности и навыки учащихся при реализации компьютерных технологий.
  6. Создание психологического комфорта у ученика при общении с компьютером.

Слайд № 5     Ожидаемые результаты:

Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении окружающего мира позволит:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • повысить эффективность урока, наглядность преподавания;
  • повысить познавательный интерес учащихся к предмету;
  • повышения качества обучения за счёт возможности видеть результаты своей работы;
  • создать условия для индивидуальной работы с учащимися;
  • педагогу овладеть методами и технологиями для создания электронных

пособий по предмету и применять их на практике,

  • открыть банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе на уроках окружающего мира.

Наряду с этим к каждому программному средству, применяемому в процессе уроков, предъявляется целый ряд требований:

– содержание программного средства должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям учащихся;

– оно должно быть направлено на развитие активности учащихся, формирование определённых умений;

– программное средство должно иметь образовательную, воспитательную и развивающую направленность.

Слайд № 6     Теоретическое описание модели

Познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация  развития индивидуальных познавательных интересов,  возможностей и способностей ребенка,  нацеленность на открытие новых и интересных знаний,  воспроизведение известных,  но новых для ребенка ценностей.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как  их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации. Но их применение не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме урока, а носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт. Этим требованиям отвечает  исследовательская деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка.

Слайд № 7     Содержательно-технологический блок

При изучении окружающего мира учащиеся не остаются пассивными наблюдателями предметов и явлений природы, они изучают разделы курса, познают процессы, факты, обмениваются своими мыслями. При этом учитель использует приёмы сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и учит этим приёмам учащихся.

При традиционном подходе в обучении школьник заучивал характеристики, правила, определения и подтверждал их примерами, и тогда учебная цель считалась достигнутой. Однако постоянное заучивание информации в большом объёме не способствует развитию у учащихся мышления, интересов, эмоций, мотивации. С целью дополнения и обогащения традиционной системы обучения и развития у учащихся активности, самостоятельности, инициативности, т.е. выведения их на творческий уровень на уроках окружающего мира, используются информационно-коммуникационные технологии, например:

  • обучающая программа «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» 1 класс,

Слайд № 8

  • электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса,
  • электронные энциклопедии «Мир животных и растений»,
  • обучающее видео «Живая природа», «Твои веселые друзья – зверята»,
  • мультимедийные презентации по предмету,

Слайд № 9

  • электронные пособия, созданные учителем в программах PowerPoint и Notebook,
  • интернет-ресурсы,
  • тренажер, средство диагностики и контроля.

Такая форма обучения вызывает интерес, так как ученик что-то выполняет самостоятельно, видит результат и это надолго остаётся в памяти.

Слайд № 10     Контрольно-оценочный блок

В рамках урока оцениваются устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания.

Оценка ответа обучающегося

Критерии:

  1. Полнота и правильность ответа.
  2. Степень осознанности, понимания изученного.
  3. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
  4. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка

Слайд № 11     Ресурсный блок

Ресурсное обеспечение для осуществления данной системы деятельности имеется в полном объеме и отвечает всем современным требованиям:

  • дидактическое обеспечение,
  • научно-методическое обеспечение,
  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся,
  • материально-техническое обеспечение,
  • кадровые ресурсы.

Слайд № 12     Выводы

  1. Для результативности при использовании ИКТ на уроках окружающего мира учитель должен создавать условия  психологического комфорта обучающимся.
  2. Использование ИКТ способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.
  3. Учитель может объективно оценить деятельность всех учащихся.
  4. Педагогу необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень, внедрять в свою систему педагогической деятельности новые приемы и технологии.

Слайд № 13     Заключение

Уроки с применением ИКТ оптимизируют процесс обучения, развивают знания, умения и навыки учащихся и, одновременно повышают мастерство учителя. Поэтому встраивание их в курс «Окружающий мир» не может быть осуществлено механически, оно требует строгого согласования с содержанием обучения.

Только в этом случае можно осуществить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, что является одной из основных целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обучения.

Слайд № 14     Использованные  источники

Литература:

  1. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» 1 класс, издательство «Астрель» - М., 2011
  2. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь. - М., 2011
  3. Система уроков по учебнику Ивченковой Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир» 1 класс. Издательство «Учитель» - В., 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых  Образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/

  1. Начальная школа – детям, родителям, учителям - http://www.nachalka.com/
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
  3. Образовательная система «Школа 2100» - http://festival.1september.ru/
  4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru

Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых  Образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/

  1. Начальная школа – детям, родителям, учителям - http://www.nachalka.com/
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
  3. Образовательная система «Школа 2100» - http://festival.1september.ru/
  4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru

Слайд № 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....

Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили : “Как делаются открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...

Формы работы над формированием вычислительных навыков как средство развития познавательной активности учащихся

Данный материал будет очень полезен на уроках математики в начальных классах при формировании у учащихся вычислительных навыков....