урок окружающего мира по теме "Символы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема: «Славные символы России». Цель: ознакомление с государственными символами России. Задачи: 1. Формирование представлений о государственных символах Российской Федерации: - флаг, - герб, - гимн. 2. Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества. 3. Воспитание патриотизма, любви и гордости к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_rossii.docx | 66.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Славные символы России».
Цель: ознакомление с государственными символами России.
Задачи:
1. Формирование представлений о государственных символах Российской Федерации:
- флаг, - герб, - гимн.
2. Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества.
3. Воспитание патриотизма, любви и гордости к Родине.
Ход урок:
Урок сопровождается слайдовой презентацией.
I. Организационный момент.
Все начинается со школьного звонка –
Дорога к звездам, тайны океана.
Все это будет поздно или рано,
Все это будет впереди, ребята, а пока...
В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Мотивация.
- На уроке мы будем рассуждать, доказывать, наблюдать, проектировать.
-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась ВАМ, подарите ей сначала своё хорошее настроение!
- Прочитайте девиз нашего урока. Слайд № 1
.- Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку. Слайд № 2.
III. Актуализация знаний. (работа в парах)
Какая тема урока?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. Название нашей страны.
2. Глава нашего государства.
3. Столица Российской Федерации.
4. Важный документ о правах ребенка, в переводе с латинского означает «соглашение».
5. Основной закон нашей страны, в переводе с латинского означает «устройство, постановление».
6. Высшее государственное законодательное собрание в ряде стран.
К л ю ч е в о е с л о в о: символы.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с государственными символами России.
Попытайтесь определить тему урока. Слайд № 3.
Определите цель урока. Слайд № 4.
Но сначала надо выяснить, что же такое символ?
V.Работа с толковыми словарями. Слайд № 5
Мы выяснили, что герб, гимн, флаг - это символы. Слайд № 6.
VI. Работа над темой урока:
Итак, давайте более подробно поговорим о символах.
Учитель. Что же такое герб? Где можно увидеть герб?
Ученики. Герб – эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.
Н а слайде 7:
Учитель. Покажите герб современной России. Что на нем изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?
ПРОСМОТР видео об истории современного герба.
– Что же такое флаг? Где можно увидеть флаги? А какой флаг у России?
Ученики. Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов. У России флаг состоит из трех цветов: белый, синий, красный.
Учитель. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращенно называли «бесик».
Работа с текстом учебника с. 170-171. Составление толстых и тонких вопросов. (пары?)
Тостые ? | Тонкие? |
1 | 1 |
2 | 2 |
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Восточные славяне – русы – имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг».
Стяги у русских дружин были с языческих времен. На страницах летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с куском яркой ткани с изображением языческого бога. С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с тремя концами изображаются русские святые.
Государственный флаг является символом государства. Он поднимается над правительственными зданиями и венчает дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтут его как святыню. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждают Государственная Дума и Президент. Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, которая изучает символику государства, – геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.
Белый цвет – это цвет мира.
Синий – это вера, верность.
Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.
ФИЗМИНУТКА
О гимне рассказывает подготовленный ученик. Слайд 10-12.
Итак, мы с вами поговорили о гербе, гимне, флаге России.
Как вы думаете, к каким видам символам мы можем их отнести?
Каково значение этого слова? Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом.
VII. Обобщение и закрепление. Конкурс “Я знаю … ”. Тест .
- Вопрос 1: Когда Русь обрела государственный герб?
2) при великом князе московском Иване III
- Вопрос 2: Порядок расположения полос (снизу вверх) на Государственном флаге России:
1) красная, синяя, белая
- Вопрос 3: День Государственного флага мы отмечаем:
2) 22 августа
- Вопрос 4: Что означает слово "гимн"?:
3) Это торжественное музыкальное произведение
- Вопрос 5: Кто является автором слов российского гимна?
2) С. В. Михалков
- Вопрос 6: Какой композитор написал музыку гимна?
3) А. Александров
- Вопрос 7: В каком государстве возникло слово "гимн"?
2) Греции
Проверяем по слайду 14.
IX. Проектная деятельность. Слайд № 15.
У нашей страны есть герб, у каждого города есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.
Познакомимся с информационной картой. Слайд № 16.
Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Слайд № 17.
XI. Защита проектов по группам.
Учитель: - наш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово!
XII. Продолжение знакомства с новым материалом урока:
Учитель: - Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.
Россия также имеет свои неофициальные символы.
Об этом вы узнаете, поработав над информацией, которая есть у каждой группы. Сейчас вы самостоятельно познакомьтесь с этой информацией и подготовьтесь рассказать об этом.
Работа учащихся в группах.
Слайды № 18, № 19
-Что символизируют неофициальные символы?
Они символизируют гостеприимство и широту русской души.
А мы с вами создали ещё и символ своего класса - герб.
XIII. Итог урока:
- Наш урок подходит к завершению. Посмотрите на результат своей проектной деятельности.
- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?
- Потому что это ваше отношение к своему классу, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.
- Вы сможете узнать символы России среди символов других стран? Почему?
- Потому что символы страны – как герб класса, в них вложены те же чувства, что и к семье, к классу, к городу, в котором мы живём.
- Какие чувства вы испытываете к своей стране?
- Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России?
Решение проблемы:
-Какие символы вы знаете?
- Зачем государству нужна символика?
Как воспитать любовь к Родине, гордость за свой народ?
Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.
XIV.Рефлексия: Оцените свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Самооценка работы групп.
XV. Домашнее задание. Слайд № 20
Неофициальные символы России.
Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.
Красная площадь. Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.
Кремль. Кремль является символом высшего руководства России.
Кремлевские куранты. Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России .
Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!
–Николай Рубцов.
Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.
Медведь. Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.
Тройка лошадей. О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.
Самовар. Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой -веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни .
Балалайка .Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".
Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...
технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс
Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...
Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...