урок окружающего мира по теме "Символы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лабарешных Гузель Ильгизаровна

Тема: «Славные символы России». Цель: ознакомление с государственными символами России. Задачи: 1. Формирование представлений о государственных символах Российской Федерации: - флаг, - герб, - гимн. 2. Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества. 3. Воспитание патриотизма, любви и гордости к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_rossii.docx66.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Славные символы России».                            

 Цель: ознакомление с государственными символами России.

Задачи:

1. Формирование представлений о государственных символах Российской Федерации:

 - флаг, - герб, - гимн.

2. Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества.

3. Воспитание патриотизма, любви и гордости к Родине.

                                                             Ход урок:

Урок сопровождается слайдовой презентацией.

I. Организационный момент.

Все начинается со школьного звонка –

Дорога к звездам, тайны океана.

Все это будет поздно или рано,

Все это будет впереди, ребята, а пока...

В нашей школе стало тихо.

Прозвенел уже звонок.

Вижу, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II.  Мотивация.

- На уроке мы будем рассуждать, доказывать, наблюдать, проектировать. 

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Если Вы хотите, чтобы жизнь  улыбалась ВАМ, подарите ей сначала своё  хорошее настроение!

- Прочитайте девиз нашего урока.  Слайд № 1

.- Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку. Слайд № 2.

III. Актуализация знаний. (работа в парах)

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Название нашей страны.

2. Глава нашего государства.

3. Столица Российской Федерации.

4. Важный документ о правах ребенка, в переводе с латинского означает «соглашение».

5. Основной закон нашей страны, в переводе с латинского означает «устройство, постановление».

6. Высшее государственное законодательное собрание в ряде стран.

К л ю ч е в о е   с л о в о: символы.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с государственными символами России.

Попытайтесь определить тему урока. Слайд № 3.

Определите цель урока. Слайд № 4.

 Но сначала надо выяснить, что же такое символ?

 V.Работа с толковыми словарями. Слайд № 5

Мы выяснили, что герб, гимн, флаг - это символы. Слайд № 6.

VI. Работа над темой урока:

Итак, давайте более подробно поговорим о символах.

Учитель. Что же такое герб? Где можно увидеть герб?

Ученики. Герб – эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.

Н а   слайде 7:

     

Учитель. Покажите герб современной России. Что на нем изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?

ПРОСМОТР видео об истории современного герба.

Что же такое флаг? Где можно увидеть флаги? А какой флаг у России?

Ученики. Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов. У России флаг состоит из трех цветов: белый, синий, красный.

Учитель. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращенно называли «бесик».

Работа с текстом учебника с. 170-171. Составление толстых и тонких вопросов. (пары?)

Тостые ?

Тонкие?

1

1

2

2

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Восточные славяне – русы – имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг».

Стяги у русских дружин были с языческих времен. На страницах летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с куском яркой ткани с изображением языческого бога. С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с тремя концами изображаются русские святые.

Государственный флаг является символом государства. Он поднимается над правительственными зданиями и венчает дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтут его как святыню. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждают Государственная Дума и Президент. Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, которая изучает символику государства, – геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.

Белый цвет – это цвет мира.

Синий – это вера, верность.

Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.

ФИЗМИНУТКА

О гимне рассказывает подготовленный ученик. Слайд 10-12.

Итак, мы с вами поговорили о гербе, гимне, флаге России.

Как вы думаете, к каким видам символам мы можем их отнести?

Каково значение этого слова? Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом.

VII. Обобщение и закрепление. Конкурс “Я знаю … ”.  Тест .

  • Вопрос 1: Когда Русь обрела государственный герб? 

2) при великом князе московском Иване III

  • Вопрос 2: Порядок расположения полос (снизу вверх) на Государственном флаге России: 

1) красная, синяя, белая

  • Вопрос 3: День Государственного флага мы отмечаем: 

2) 22 августа

  • Вопрос 4: Что означает слово "гимн"?: 

3) Это торжественное музыкальное произведение

  • Вопрос 5: Кто является автором слов российского гимна? 

2) С. В. Михалков

  • Вопрос 6: Какой композитор написал музыку гимна?

3) А. Александров 

  • Вопрос 7: В каком государстве возникло слово "гимн"? 

2) Греции

  Проверяем по слайду 14.

IX. Проектная деятельность. Слайд № 15.

У нашей страны есть герб, у каждого города  есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.

Познакомимся с информационной картой.  Слайд № 16.

Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Слайд № 17.

XI. Защита проектов по группам.

Учитель: - наш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово!

XII. Продолжение знакомства с новым материалом урока:

Учитель: - Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

Россия также имеет свои  неофициальные символы.

Об этом вы узнаете, поработав над информацией, которая есть у каждой группы. Сейчас вы самостоятельно познакомьтесь с этой информацией и подготовьтесь рассказать об этом.

Работа учащихся в группах.

Слайды № 18, № 19

-Что символизируют неофициальные символы?

Они символизируют гостеприимство и широту русской души.

 А мы с вами создали ещё и символ своего класса - герб.

XIII. Итог урока: 

- Наш урок  подходит к завершению. Посмотрите на результат своей проектной деятельности.

- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?

- Потому что это ваше отношение к своему классу, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.

- Вы сможете узнать символы России среди символов других стран? Почему?

- Потому что символы страны –  как герб класса, в них вложены те же чувства, что и к семье, к классу, к городу, в котором мы живём.

- Какие чувства вы испытываете к своей стране?

- Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России?

Решение проблемы:

-Какие символы вы знаете?

- Зачем государству нужна символика?

Как воспитать  любовь к Родине, гордость за свой народ?

Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.

-Какой итог урока?

XIV.Рефлексия:  Оцените свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Самооценка работы групп.

XV. Домашнее задание. Слайд № 20

Неофициальные символы России.

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.

Красная площадь. Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.

Кремль. Кремль является символом высшего руководства России.

Кремлевские куранты. Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России .

Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез!

 –Николай Рубцов.

Матрешки –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь. Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.

Тройка лошадей. О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.

Самовар.  Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой -веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни .

Балалайка .Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".

Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...