Откуда берутся снег и лёд?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Урок ознакомления с окружающим миром. 1 класс.
Тема: «Откуда берутся снег и лёд?»
Цели:
1) познакомить со свойствами снега и льда;
2) развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
3) формировать адекватную самооценку, умение слушать товарищей, радоваться успехам;
4) учить применять полученные знания в новых условиях;
5) формировать экологическую культуру учащихся.
Тип: изучение нового материала на основе формирования практических умений.
Оборудование:
1) учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», I-й класс; рабочая тетрадь А. А. Плешакова к учебнику I-го класса «Мир вокруг нас»;
2) карточки со словами: снег, белый, непрозрачный, рыхлый, тает, лёд, бесцветный, прозрачный, хрупкий; рисунки-опоры.
3) стаканчики со снегом и льдом, молоток;
4) снежинки из бумаги;
5) рисунки: Муравьишка – Вопросик, Снеговик с конвертом загадок, Ветер– Ветродуй.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Сегодня у нас на уроке гость (на доске прикрепляется рисунок Муравьишки – Вопросика).
По просьбе Муравьишки – Вопросика я расскажу удивительную историю, которая случилась с ним на зимних каникулах,
Когда наступили каникулы, Муравьишка – Вопросик, как обычно, задавал разные вопросы своим друзьям и знакомым. (Вывешивается «Цветок» вопросов; вопросы повторяются .)
3. Работа с новым материалом.
- С наступлением зимы у Муравьишки появились новые вопросы. Сначала он обращался к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко спала под корягой, зарывшись в сухие листья. Он побежал со своими вопросами к друзьям. Те тоже не смогли помочь: им было некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает.
Тогда Муравьишка – Вопросик оделся потеплее и потихоньку выбрался из муравейника. Осмотревшись по сторонам, он увидел, как изменилось всё вокруг с осени, и у него возник новый вопрос.
Подняв голову Муравьишка – Вопросик увидел что-то большое, не понятное. Оно смотрело на него не моргая глазками, и улыбалось.
«Извините, как вас зовут?»
«Отгадай загадку и узнаешь»
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа – морковка,
Глаза – угольки, руки – сучки.
Холодный, большой – кто я такой?
(Снеговик)
- Кого встретил Муравьишка?
(На доску вывешивается изображение снеговика.)
- Снеговик тоже пришёл на урок и принёс загадки. Ответив на них, мы узнаем, что хотел спросить Муравьишка у Снеговика.
(Раскрывается конверт с загадками Снеговика.)
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. ( Лёд)
(Вывешиваются карточки «снег», «лёд»; ученики читают слова вслух)
«Скажите, пожалуйста, откуда берутся снег и лёд» - спросил Муравьишка – Вопросик.
Снеговик подумал и сказал: « Я знаю, кто поможет тебе ответить на это вопрос».
«Кто же, скажи скорей»,- не терпелось узнать Муравьишке.
«У меня есть друг Ветер – Ветродуй. Он тебе всё расскажет и подскажет, но ты должен быть смелым и внимательным».
-И вы, ребята, тоже будьте внимательны и, если будет нужна ваша помощь Муравьишке – Вопросику, поддержите его.
Снеговик свистнул потихоньку – подул слабый ветерок. Свистнул посильнее – поднялся сильный ветер, и началась пурга. Ветер подхватил Муравьишку и понёс его куда – то… Муравьишка – Вопросик сначало испугался, но, когда немного огляделся увидел, что он лежит на белой снежной перине.
Наблюдение.
- Какой снег? Рассмотрите снег в стаканчике. Какого он цвета?
(На доску вывешивается карточка «белый».)
- Муравьишка-Вопросик посмотрел вниз и ничего не увидел. О каком свойстве снега это говорит? Посмотрите сквозь стакан со снегом.
(Вывешивается карточка «непрозрачный»).
Муравьишка-Вопросик почувствовал себя увереннее и стал прыгать по снегу. Он кувыркался через голову, зарывался в снег с головой, так разошелся, что поднялась снежная пыль.
- О каком свойстве снега идет речь?
Проверьте, потыкав карандашом в снег.
(Вывешивается карточка «рыхлый».)
Физкультминутка.
-Отдохнем вместе с Муравьишкой-Вопросиком. (Учащиеся произносят слова каждой строчки и выполняют движения.)
Солнце небо греет слабо
(Руки вверх, вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной бабы
(Руки на пояс, повороты туловища в стороны.)
Побелел морковный нос.
(Дети дотрагиваются до носа.)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом белоснежным серебром.
(Дети имитируют процесс движением рук.)
Вдруг раздался голос: «Эй, ты, шалунишка! Успокойся, а то все бока мне растрясешь!»
- Кто это? (На доску вывешивается изображение Ветра-Ветродуя.)
«Зовут меня Ветер-Ветродуй. Я за тобой давно наблюдаю. И мне нравится твоя любознательность. Еще летом я слушал, как ты с утра до вечера спрашивал всех обо всем на свете. А осенью, по совету друзей, ты пошел учиться в первый класс. Я даже знаю, что тебя интересует на этот раз. Откуда берутся снег и лед? Верно?»
«Да!» - сказал Муравьишка-Вопросик, открыв от удивления и нетерпения рот.
«На этот вопрос я тебе отвечу, но сначала – загадка».
С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек – тонких, как стекло.
Звездочки холодные, а земле тепло.
(Снежинки)
(Ученики отгадывают.)
«Снежинки, - продолжал Ветер-Ветродуй, - образуются высоко над землей в облаках, где как раз ты и находишься. Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю».
«А как же снежинки попадают в облака?» - спросил Муравьишка.
«Ты, наверное, знаешь, что облака – это скопление капелек воды на небе. В теплое время года они выпадают на землю в виде дождя. Когда наступает зима, приходит Мороз-Морозила, замораживает капельки водыи превращает в снежинки. Он – настоящий художник. Говорят, что нет ни одной похожей на другие снежинки».
Практическая работа.
Рассматривание снежинок из бумаги. Счет лучей.
Работа в тетради.
Рисование снежинок в рабочей тетради (с.20).
«Вот все, что я могу тебе рассказать. Если хочешь узнать больше про снег и снежинки, учись хорошо в школе, прочитай много книг, и ты узнаешь много интересного».
«А про лед расскажи мне!» - воскликнул Муравьишка.
«Извини, мне надо лететь, а то над городом собрались тучи, надо их разогнать. А про лед тебе расскажет Мороз-Морозила».
«Где же мне его найти?»
Но Ветра-Ветродуя уже не было рядом.
«Что же мне делать, как найти Мороза-Морозилу?»
Физкультминутка.
- Муравьишка-Вопросик вспомнил шуточную игру, в которую он играл летом с Зайцем. Поиграем тоже.
По дорожке, по дорожке скачем мы
на правой ножке.
( Прыжки на правой ноге.)
И по этой же дорожке скачем мы
на левой ножке.
( Прыжки на левой ноге.)
По тропинке побежали, до лужайки
добежали.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем,
как зайки.
(Прыжки на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнём и домой
пешком пойдём.
(Ходьба на месте.)
- После физкультминутки минутки у Муравьишки одежда и валенки покрылись мелкими капельками воды. Почему?
Наблюдение.
- Посмотрите, что происходит со снегом в ваших стаканчиках. Почему?
(Вывешивается карточка «тает»)
- Немного согревшись, Муравьишка увидел, что перед ним стоит Мороз – Морозила. Он был похож на Деда Мороза, который приходил к ним в муравейник на новогодний праздник.
«Я приглашаю тебя к себе в гости»,- сказал Мороз – Морозила.
Муравьишка не раздумывая согласился. Дворец Мороза был виден издалека. Он сверкал на солнце всеми цветами радуги.
- Из чего сделан дворец Мороза – Морозилы?
Наблюдение.
- Рассмотрите лёд в стаканчике. Какого он цвета?
(Вывешивается карточка «бесцветный».)
- Но больше всего удивило Муравьишку, что с улицы он увидел всё, что внутри дома. Значит стены... (прозрачные).
Наблюдение.
- Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. О каком свойстве льда идёт речь?
(Вывешивается карточка «прозрачный».)
- Войдя внутрь, Муравьишка – Вопросик увидел, что все предметы дома тоже сделаны из льда: и мебель, и посуда, и даже часы на стене.
«Да-а-а !- протянул восторженно и удивлённо Муравьишка – Откуда столько много льда?»
«Ты забываешь, что я – Мороз, могу заморозить любое количество воды и придать льду любую форму».
«Ага, - подумал Муравьишка. – Значит, лед тоже получается из воды. Вот бы мне научиться».
- Как в домашних условиях получить лед?
Муравьишка-Вопросик взял в лапки маленькую ледяную ложечку и стал ее разглядывать. Ледяная ложечка выскользнула из рук, упала на пол и … разбилась.
Наблюдение.
- Какое свойство льда позволяет льду разбиться? Проверим. (Учитель бьет молотком по куску льда. Вывешивается карточка «хрупкий».)
Мороз-Морозила успокоил Муравьишку-Вопросика, сказав. Что у него еще много воды. Хотя дворец был ледяной, Муравьишка совсем не замерз. Он еще немного походил по комнатам, посмотрел на предметы изо льда. Поблагодарив хозяина за гостеприимство и получив в подарок ледяной стаканчик, Муравьишка-Вопросик засобирался домой. Мороз-Морозила взмахнул рукой, и к крыльцу подкатили ледяные сани, запряженные живыми оленями. По дороге домой, сидя в санях, Муравьишка представлял, как он зимними вечерами будет сидеть у себя на кухне и пить горячий ароматный чай, настоянный на травах, из этого красивого стаканчика и вспоминать о своем приключении. Он уже задремал, как вдруг встрепенулся и подумал : «Ведь чай горячий!»
Наблюдение.
- Чего испугался Муравьишка-Вопросик? Понаблюдаем это свойство льда в своих стаканчиках.
(Вывешивается карточка «тает».)
«Нет, лучше я буду пить из кружечки, которую мне подарила Мудрая Черепаха. Она ведь сделана из березовой коры – бересты. А подарок Мороза-Морозилы я поставлю в морозилку на память.
4. Закрепление изученного материала.
- Мечтал Муравьишка-Вопаросик и не заметил, как уснул. Во сне он прыгал с ветром-Ветродуем на снежных белых, рыхлых непрозрачных облаках, то подводил хрупкие, прозрачные, бесцветные стрелки на ледяных часах у Мороза.
Проснулся Муравьишка от шума; сев на кровати, обнаружил, что он в своей комнатке, в своем родном муравейнике. И никак не мог понять: то, что с ним произошло, - сон или явь? Соскочив с кровати, он помчался к холодильнику. Открыв морозилку, Муравьишка увидел там… ледяной стаканчик и облегченно вздохнул.
Одевшись, он вышел на улицу и, посоветовавшись со Снеговиком, решил прийти к нам в класс и рассказать эту поучительную историю. За это мы ему все вместе скажем «Спасибо!»
Работа в тетради.
А в конце урока представим, что мы во дворе построили крепость из снега (с.20 рабочей тетради). Нарисуем снежную крепость.
Работа по учебнику.
Муравьишке-Вопросику захотелось еще с кем-нибудь подружиться из снежной ледяной сказки.
- Нарисуйте сказочную девочку-снежинку, подружку для Муравьишки (с.49 учебника).
5. Итог урока.
- Что такое снег и лед?
- Назовите основные свойства снега и льда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Откуда берутся снег и лёд
Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...
Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"
Урок окружающего мира в 1 классе...
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...
Откуда берутся снег и лед.
-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;-развивать творческие способности учащихся....
Откуда берутся снег и лед?
Перечень подаваемых материалов: конспект урока. Занятие на формирование познавательного интереса обучающихся, их учебной мотивации. Занятие соответствует развивающей технологии обучения...
"Откуда берутся снег и лед?
Разработка урока по окружающему миру во 2 классе...