Интеллектуальная игра "Десятка"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Цель игры:
1.расширить кругозор детей;
2.развить мыслительные операции: сравнения, обобщения, анализа;
3. привить любовь к чтению;
4. познакомить детей с пермскими библиотеками, писателями и их творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_desyatka.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Десятка» для 2- 4 классов.
Тема «Библиотеки Перми».
Составитель игры учитель МАОУ «СОШ №10» Кузнецова Ольга Витальевна.
Цель игры:
1.расширить кругозор детей;
2.развить мыслительные операции: сравнения, обобщения, анализа;
3. привить любовь к чтению;
4. познакомить детей с пермскими библиотеками, писателями и их творчеством.
Задачи: 1.Привитие интереса к творчеству пермских писателей.
2.Воспитание нравственных качеств и норм поведения с учётом культурных традиций Пермского края.
3.Возрождение традиций семейного чтения.
Правила игры:
1.Игра состоит из 10 различных заданий, включающих каждое по 10 вопросов.
2.За правильный ответ на каждый вопрос задания команда получает 1 балл, таким образом, за одно задание команда может набрать максимум 10 баллов. За неверные ответы баллы не вычитаются.
3. Ответы обычно пишутся на листках с напечатанными заданиями, которые выдаются командам непосредственно перед началом решения этих заданий. При этом ведущий даёт подробное разъяснение типа задания и того, что требуется от команды. На выполнение каждого задания даётся строго определённое количество времени, которое также объявляется ведущим. По истечении этого срока ответы должны быть сданы.
4. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
В каждом туре перед выполнением задания дети знакомятся с пермским писателем по слайду. Может кто- то из детей расскажет, добавит что – нибудь о биографии пермских писателей.
Подготовительный этап. Каждый класс знакомится с биографией и произведениями пермских писателей Е. Трутнева, В. Воробьёв,
Л. Давыдычев, Л. Кузьмин, Е. Пермяк, В. Телегина, В. Астафьев, А. Тумбасов, Б. Ширшов, В. Бианки, А. Домнин Д. Мамин-Сибиряк ,
И. Христолюбова.
Желательно эту игру провести в неделю детской книги.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Рада приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре «Десятка». Сегодня мы отправляемся в путешествие по библиотекам города Перми.
Первой мы попадаем в библиотеку №5 имени Е.Ф. Трутневой на улице
П. Осипенко, 52.
1 тур . « Продолжи строчку». ( по произведениям Е. Трутневой)
1. «Ёлка»
Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У нее иголки …
(Зимой в серебре.)
2. «За мир, за детей».
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,…
(Им нужен мир, а не война)
3. «Лес и поле белые».
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных …
(Ветки как рога.)
4. «Листопад»
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки, …
(Облетая с каждого куста.)
5. «Победа»
Солнце в трубу золотую трубит:
"Слава герою-бойцу!
Враг побеждён, уничтожен, разбит,…
(Слава герою-бойцу!")
6. «Российский воин бережет»
Российский воин бережет
Родной страны покой и славу,
Он на посту, и наш народ …
(Гордится армией по праву.)
7.» Белка»
Грузди, рыжики, синявки,
Толстяки боровики
Не в сухой осенней травке,…
(А надеты на сучки!)
8. «Лето»
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!…
(Значит, кончилась весна!)
9. «Утром мы во двор идём»
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят, …
(И летят, летят, летят.)
10. «Зайка»
Тает, тает белый снег,
В ельниках – проталинки.
И нигде спасенья нет
(Беленькому заиньке).
Дальше мы поедем в библиотеку №8 имени П.П. Бажова на улицу Бородинскую, 26.
2 тур. «Потерявшиеся строки» (по произведениям П. Бажова)
1.Один – от молодой парень был не женатик, а уж в глазах зеленью отливает.(Медной горы хозяйка).
2.Змеиную гору Данилушко хорошо знал. Тут же она была, недалеко от Гумешек. (Каменный цветок)
3.Вот и стали Данило с Катей в своей избушке жить. Хорошо, сказывают, жили, согласно. (Горный мастер)
4.Потом схватил со стола веточку, хлоп её на пол и давай топать. В пыль, понятно, раздавил. Тут уж Митюху за живое взяло, затрясло даже. (Хрупкая веточка)
5. Глядит Андрюха, а перед ним двери створные каменные, все узорами украшенные, а вправо – то однополотная дверочка.(Две ящерки).
6. Змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головёнку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь её. (Голубая змейка)
7. Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. (Серебряное копытце)
8 У самого Власыча спичка, сказывают, ловко действовала, а другим редко давалась. Зато во всяких руках эта спичка не хуже алмаза стекло резала. (Алмазная спичка)
9. Одна такая гора у самого нашего завода пришлась. Сперва с версту, а то и больше такой тянигуж, что и крепкая лошадка налегке идет и та в мыле, а дальше еще надо взлобышек одолеть, вроде гребешка самого трудного подъему. Что говорить, приметная горка. Раз пройдешь либо проедешь, надолго запомнишь и другим сказывать станешь.( Васина гора)
10. Не зря люди сказывают — ходит он по нашим местам. Ходит! Уму-разуму учит. Чтоб не больно гордились своими крылышками, а к высокому свету тянулись. ( Орлиное перо)
Отправляемся в библиотеку №6 имени В.В. Бианки на улицу Мира,80 а.
3 тур «Анаграммы птиц».
- КОРОВА + НОЖ = (ЖАВОРОНОК)
- БОЛЬ + АСТРА = (АЛЬБАТРОС)
- ОВАЛ + КАМИН = (МАЛИНОВКА)
- СЕЛО + ВОЙ = (СОЛОВЕЙ)
- УТРО + ЯК + ЗАГС = (ТРЯСОГУЗКА)
- КОМ + УХА + ВОЛ = (МУХОЛОВКА)
- РУКА + КАПОТ = (КУРОПАТКА)
- ЛИК + ПЕНА = (ПЕЛИКАН)
- ВЕК + БИСЕР + НУТ = (БУРЕВЕСТНИК)
- ДЕКА + КРОВ = (КЕДРОВКА)
Нас встречает Пермская краевая детская библиотека имени Л. И. Кузьмина на улице Сибирской ,11.
4 тур. «Кто это?» (по роизвидениям Л. Кузьмина)
1.Девушка – Ель (Алёнушка)
2.Полевичок (Старичок)
3.Косматое чучело (Лесной колодезный житель)
4.Девушка в белой шубке (Айша)
5.Медвежий приёмыш (Ошвердас)
6.Брат бедняка Рахмета (Богач Салим)
7.Девочка – птичка (Туцук)
8.Пастушок – подросток (Алим)
9.Болтуниан Басистый (Король)
10.Месье Коко (Петух)
Знакомимся с библиотекой №10 имени Д.Н.Мамина – Сибиряка на улице Связистов, 26.
5 тур «Литературный герой» (по роизвидениям Д.Н.Мамина – Сибиряка)
Из каких сказок эти герои. Соедините линией.
- Сказка про храброго зайца – Лягушка
длинные уши, косые глаза,
короткий хвост.
2. Сказочка про Козявочку Почтенный Башмачок
3.Сказка про Комара Комаровича – Заяц - Хвастун
длинный нос и про мохнатого мишу –
короткий хвост.
4. Ванькины именины. Бекасик – песочник
5. Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и весёлого
Трубочиста Яшу. Воробей
6. Сказка о том, как жила – была
последняя муха. Кот Васька
7. Сказочка про воронушку –
чёрную головушку и жёлтую
канарейку. Таракан
8. Умнее всех. Алёнушка
9. Притча о молочке, овсяной кашке
и сером котишке Мурке. Кухарка Паша
10. Пора спать. Ёж
В Свердловском районе есть замечательная Центральная детская библиотека на улице Чернышевского,5. В ней мы вспомним произведения В. Воробьёва.
6 тур «Чей это портрет?» ( по произведениям В. Воробьёва).
- « Волосы у него торчали во все стороны, лицо и руки грязные, прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, а те надеты задом наперёд…» (Капризка)
- «Не причёсан, не умыт. На одной ноге сапог, на другой ботинок». (Недотёпа из сказки «Как непоседа себе дело искал»)
- «У него был железный клюв, красный живот и зелёные крылья. А глаза круглые – круглые. Самые круглые в Африке.» ( Попугай Карро «Самый учёный попугай»)
- «Это были странные люди. Нестриженые, нечёсаные, неумытые. Одеты они были, во что попало». (Ничевоки)
- «Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженой и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё полезет.» (Иван Семёнов)
- «Если бы эта девочка родилась мальчиком, то из неё получился бы борец самого тяжёлого веса. У неё был золотой зуб, как у мамаши. И он тоже сверкал, как прожектор». ( Аделаида)
- «Он никак не мог научиться правильно, произносить слова с приставками «пре» и «при». У него получалось: я перпрыгнул, пер- пугался, я пер – бежал». (Первоклассник Алик Соловьёв)
- « Я неграмотный? Да я целый год на твоих учебниках сплю. Спрашивай, что хочешь!». (Кот Васька. « О том, как кот Васька в третий класс перешёл»).
- «Уроки делать он не любил. Поэтому в дневнике у него двоек и единиц накопилось, видимо – невидимо.» (Костя. « О том, как кот Васька в третий класс перешёл»).
10. «Когда – то жил на свете пёс. Был он молодой и резвый .Не сиделось ему на месте. Как его звали?» (Барбос. «Самый могучий»)
На улице Коломенской,3 находится детская библиотека №4, где мы проведём блиц – турнир по произведениям Пермских писателей. Познакомимся с Зелениным Андреем Сергеевичем.
7 тур. Блиц – турнир.
Вопросы:
1..Название книги, в которой собраны сказы Бажова П.П.
(Малахитовая шкатулка)
2.Как звали знаменитого мастера, выточившего чащу из малахита?
(Данила - мастер)
3.Откуда Илья зачерпывал воду ковшом? (Из Синюшкина колодца)
4.Хранительница подземных кладов Уральских гор?
(Хозяйка Медной горы)
5.Что необычного было, у дочери Великого Полоза и как ее звали?
(Ее звали Золотой волос,у нее коса из золота)
6. «Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, а кошчонка, ободранная за ними попрыгивает.» Из какого сказа эти персонажи и как их зовут?
(Серебряное копытце. Дед Кокованя, Даренка и Муренка)
7. Почему лиса траву ела? В какой сказке? (Чтобы обмануть зверей. Сказка «Как лиса траву ела». В. Воробьёва)
8. Из какой сказки эти богатыри? «Все семеро в одинаковых лаптях, в одинаковых рубашках, у всех семерых глаза синие, головы кудрявые» ( «Семь симеонов»)
9.Кто герой - первоклассник - все время влипает в какие-то истории, а, выбравшись из них, приходит к писателю и рассказывает о своих приключениях. (Корюшкин. Андрея Зеленина)
10. В своём домишке древнем, с трубою на бочок, жил в сказочное время весёлый…(Звездочёт)
В научной библиотеке Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета мы вспомним профессии людей, о которых нам рассказали Пермские писатели. Познакомимся с Астафьевым Виктором Петровичем.
8 тур «Анаграммы профессий»
- РАПОВ - (ПОВАР)
- АСТИМШИН – (МАШИНИСТ)
- КОЛПТИН – (ПЛОТНИК)
- ЦЕМИЛИОРИН – МИЛИЦИОНЕР
- КАПСОЖИН – САПОЖНИК
- АРХИПОВА – ПОВАРИХА
- ТИЛЬДОЕВ – ВОДИТЕЛЬ
- ПРАЦЕДОВ – (ПРОДАВЕЦ)
- ПЕЧКИН – (ПЕЧНИК)
- ПОДЕЛОВ – (ПОЛЕВОД)
В библиотеке №20 по улице Серпуховской 1, 8 мы найдём лишнего героя из произведений Пермских писателей. Вспомним о Давыдычев Льве Ивановиче.
9 Тур « Найди лишнее».
- Зорька, Вечорка, Капризка, Полуночка.
- Ванька, Демьян, Царь, Рыбак.
- Ничевоки, Солдат, Бимбо, Павлик.
- Звездочёт, Ягобабочки, Чёрт.
- Фон – Барон, Петух, Гусь, Лис.
- Хозяйка – малахитница, Заводской приказчик, Настёнка, Приказчик.
7 Кузька Двоерылко , Бабка Синюшка, Илья, Подарёнка.
8. «Живая вода», «Будилка», «Кукушонок», «Солнышкин шарф».
- «Капалуха», «Нехоженой тропой», «Зорькина песня», «Царь – рыба».
- «Двойка», «Злыдень», «Смородинка», «Торопливый ножик».
В библиотеке №28 на Холмогорской, 6 мы по биографии отгадаем писателей. Узнаем творчество Е. А. Пермяка.
10 тур « Отгадай писателя».
1. Детская поэтесса. Родилась в 1959 году и прожила в Перми. В 1940 г. был издан первый сборник стихов «Подарок», и с этого же года она становится постоянной сотрудницей детского журнала «Мурзилка». Среди ее книг: «Снежный город», «Родина», «Победа», «Тропинка», «Грибы», «В родном краю», «Времена года», «У золотого колоса», «Мой календарь», «Наташино утро», «Кубики» и др. Некоторые сборники стихов не раз переиздавались, например, сборник «Грибы» трижды. (Трутнева Евгения Федоровна)
2.В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где он детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников»-приказчиков, так и простых мастеровых. Создание сказов стало главным делом его жизни.( Бажов Павел Петрович)
3.Русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены и он попал в детский дом...(Астафьев Виктор Петрович)
4. Родился этот писатель в Самаре 7 марта 1916 года. В 1960 году была напечатана его сказка про мальчика, у которого волосы торчали во все стороны, лицо и руки были грязные, прегрязные. (Воробьев Владимир Иванович)
5.Он писал весёлые повести, но в них много серьёзных и ценных уроков. Наиболее известные произведения — «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника», «Лелишна из третьего подъезда», «Руки вверх, или Враг номер один». (Давыдычев Лев Иванович)
6.•В Перми жил с 1934 года. Окончил Пермский государственный Университет. С 1949 года издан ряд его книг, среди которых наиболее известные:
«Живая вода» - сказка
« Молния на кочерге» - стихи
«Будилка» - рассказ
«Солнышкин шарф» - сборник песен. (Домнин Алексей Михайлович)
7. Осознанно занимается литературным творчеством с 1992 г. В настоящее время редактор книжного издательства "Пушка", редактор пермской областной газеты для детей и взрослых "Папа". В портфеле автора несколько десятков рукописей книг для детей дошкольного и школьного возраста, юмористических произведений для взрослых. Для Пермского театра кукол написал пьесу "Кто в лесу хозяин: Пермские говорушки", по которой в 1998 г. заслуженный артист России режиссер С. Б. Кудымов поставил спектакль. (Зеленин Андрей Сергеевич)
8. В 1964 году увидела свет первая его детская книга - сборник стихов и сказок для самых маленьких читателей “Кто что умеет?”. В 1965 году вышло две книги очерков, в 1967 г. для детей “Башмаки - простаки”, в 1968 - “Капитан Коко и Зеленое Стеклышко”. Последняя его книга с символическим названием “Золотые острова” вышла к 70-летнему юбилею. Эта книга - память о многом хорошем в жизни простого русского народа, золотые, солнечные искорки, которые зажигаются в нашем нынешнем, пока еще очень сложном бытии. (Кузьмин Лев Иванович)
9. С начала 1880-х занимался литературным трудом. Его книга из золотого фонда детской литературы – сборник, в который вошли сказки, которые писатель рассказывал своей маленькой дочке Аленушке... Известное всем детям его произведение, в котором аленькую беззащитную уточку по имени Серая шейка поранила лисица, и она не смогла улететь вместе с остальными... (Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович)
10. В 1930 году он окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны. По книгам П.П. Бажова он написал пьесы "Ермаковы лебеди", "Серебряное копытце". Впоследствии посвятил Бажову книгу "Долговский мастер". (Пермяк Евгений Андреевич)
Мы закончили наше путешествие по библиотекам Перми, но у нас в городе есть ещё много разных интересных библиотек. Кто заинтересовался, может их посетить. Не забывайте читать занимательные, интересные произведения пермских писателей.
Подведение итогов игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон по окружающему миру
Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....
Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" для учащихся 3-4 классов. Играют две команды из 5-6 человек. Можно провести игру в математическую неделю....
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы
Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено для обучающихся начальной школы. Это - комбинирование игровых технологий и технологи...