1. Мотивация (самоопре-деление) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. | Проверка готовности учащихся к уроку. 1, 2 – выше голова, 3, 4 – плечи шире, 5, 6 – тихо сесть. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. |
2. Актуализа-ция опорных знаний | Проверка домашнего задания | Организует работу по проверке домашнего задания. Викторина предполагает ответы “да” или “нет”. - Может ли вода двигаться вверх? (да) Круговорот воды в природе.
- Можно ли принести воды в решете? (да) Когда она замёрзнет
- Вода в морях и океанах пресная? (нет) Солёная
- Может ли вода стать товаром? (да)
- Главная причина нехватки пресной воды на Земле – это ее загрязнение? (да) Слайд 1.
- Что нужно делать, чтобы запасы воды не уменьшались? Выберите ответ. Слайд 2. - Строить очистные сооружения.
- Не загрязнять открытые водоёмы.
- Беречь воду.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД Слайд 2. - Бережно относиться к воде.
| Отвечают на вопросы, сверяют ответы по презентации.
|
3. Вызов.
| Работа с бортовым журналом. | – Какую большую тему мы изучаем? (тела, вещества, частицы) – В каком состоянии вещества в природе мы можем наблюдать? ( жидком, твёрдом, газообразном) - Из каких веществ состоит газообразное вещество – воздух? Слайд 3. – Что происходит с частицами воздуха при нагревании? (расширяются, удаляются) Слайд 3. – Что происходит с частицами воздуха при охлаждении? (сжимаются, сближаются) Слайд 3. – А как мы убедились во всех этих свойствах газообразных и жидких веществ? (Проделали опыты) – Мы с вами изучили свойства газообразных и жидких веществ. Как вы думаете, свойство, каких веществ мы будем изучать сегодня? (Твёрдых) – Что для этого нужно знать? (Понятия: тела, вещества, частицы, свойства веществ) – Что для этого нужно уметь? (Наблюдать, сравнивать, делать выводы.)
- Прочитайте тему сегодняшнего урока. Слайд 4.
– На какой вопрос нужно ответить? (Как они разрушаются?) – Значит, есть причины, по которым происходит разрушение? – Какую цель ставим перед собой? (узнать причины разрушения камней)
- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «камень»? Запишите 5 существительных ассоциируемых со словом «камни». - Прочитайте свои ассоциации. (Горы, скалы, утёс, вулкан, вершины и т.д.) Слайд 5
– Какие горы в России вы знаете? (Кавказ, Уральские, Саяны, Алтай, вулканы п-о Камчатка) Слайд 6
- Самые высокие горы в России – Кавказские горы их высота до 5000 м, многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты снегом. Здесь находится самая высокая гора в России Эльбрус. У неё две вершины высота первой – 5642 м, второй – 5621 м.
- На полуострове Камчатка находится вулкан Ключевская Сопка высотой – 4750 м. Всего на полуострове 28 вулканов.
- Горы Алтай и Саяны достигают высоты 4 с половиной метров. Они славятся своей красотой, богатством живой природы.
- Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их величали «Каменный пояс Земли Русской». Потому что они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской. Они самые древние и самые низкие: менее 2000 м.
- Сравните Кавказские горы и Уральские. Как вы думаете почему эти горы такие низкие и пологие? Слайд 7 - От чего разрушаются эти горы? - Вспомните, что вы знаете по данной теме или думаете что знаете, запишите в бортовой журнал. Что я предполагаю, что знаю по данной теме? | Что я узнал(а) по данной теме? |
|
|
|
|
| Дети вспоминают, отвечают на вопросы.
Работа в группах.
Ответы детей.
Называют горы, показывают на карте, рассказывают.
Дети записывают в бортовой журнал.
|
5. Осмысление содержания.
| Чтение с марки-ровкой. Приём «инсерт» - маркировка текста с использованием знаков
Работа с физической и контурной картой.
Работа с кластером.
Развёртывание информации по кластеру. Рассказы детей.
| - Прочитайте текст, используя пометки на полях (ν, +, -, ?) Слайд 8 ν - уже знал + - новое - - думал иначе ? – не понял, есть вопросы
Самостоятельная работа с текстом. Работа в парах. Обобщение информации.
Текст. Камни – это тоже твёрдые тела. В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. При этом они то расширяются, то сжимаются. Причём в одних местах они нагреваются больше, а в других – меньше. Значит, расширяются и сжимаются камни неравномерно. Поэтому в них образуются трещины. В трещины попадает вода. Зимой она замерзает и расширяется. Лёд с огромной силой давит на стенки трещин, ещё больше раздвигает их. Отдельные куски камней откалываются, падают к подножию скал. Сильный ветер может выдувать с поверхности скал маленькие частички. Бывает, что во время бури ветер несёт с собой множество песчинок. Ударяясь о камни, эти бесчисленные песчинки обрабатывают их, словно наждачная бумага. В трещины скал ветер заносит семена растений. В результате на камнях вырастают пучки трав, кусты и даже деревца. Корни их, разрастаясь, ещё больше расширяют трещины, как бы разламывают камни. Так постепенно прочные каменные глыбы разрушаются. Проходят годы, сотни тысяч лет, и у подножия могучих скал накапливаются россыпи больших и маленьких камней. Потоки воды после дождей и при таянии снега подхватывают эти камни и камешки, перекатывают их, переносят с места на место, перетирают друг о друга, измельчают. И постепенно превращают в глину и песок.
Обсуждение возникших вопросов.
- Что же разрушает камни? Заполните «кластер», используя полученную информацию. Слайд 9
- Давайте проверим, что у нас получилось. Слайд 10 Учитель по гиперссылке переходит на слайды.
Учитель демонстрирует Слайды 15-19. | Самостоятельная работа с текстом. Дети читают и делают пометки.
Обобщение информации в парах.
Дети выступают по тексту, делают выводы.
Дети заполняют кластер.
Проверяют друг у друга по слайду 10. Дети рассказывают, что разрушает камень и как это происходит.
Дети рассматривают Слайды 15-19 и рассказывают причину разрушения камней. |