Животные леса
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Зайцева Виктория Валерьевна

Разработка темы "Животные леса" в технологии ТРИИК,окружающий мир,2класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_temy_zhivotnye_lesa.docx.doc704.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ТЕМА: ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА
Класс 2, предмет: Окружающий мир, количество часов  4
Цель изучения темы: Учащиеся овладевают способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по составлению классной книги о животных леса на основе:
Знания о видах животных и их особенностях;
Понимания взаимосвязи между видом животного и его образом жизни;
Умения описывать особенности обитания представителей разных видов животных.

               ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный Позитивное, осознанное отношение к обучению по теме;
Проявлять творчество при выполнении заданий;
Осознанное следовать правилам безопасного общения с различными животными.
Метапредметный
Познавательные умения: Найти и выделить необходимую информацию в соответствии с учебным заданием;
Сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать информацию и аргументировать ее
Регулятивные умения:
Принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность по его выполнению. Адекватно оценивать действия по выполнению задания.
Коммуникативные умения:
Адекватно отвечать на поставленный вопрос и передавать информацию собеседнику. Работать в паре, группе, участвовать в диалоге
Внимательно слушать и слышать партнера
Предметный (умения)
Составлять характеристику обитания животных

                                      СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Блок 1. Лесные звери

Блок 2. Птицы- лесные жители

Блок 3. Пресмыкающиеся- обитатели леса

Блок 4. Насекомые леса

Термины и понятия(глоссарий) по теме: Кочевать

          ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: Литература, МХК

Ресурсы: Учебное пособие «Окружающий мир» часть вторая; 2 класс – 5 изд.,дораб. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 160 с. – (Начальная школа XXI века).  Н. Ф. Виноградова;

 Рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир»; 2 класс – 4-е изд., перераб. – М.: Вента-Граф, 2013. – 48с. – (Начальная школа XXI века).  Н. Ф. Виноградова;

 презентация
Формы работы школьников:  Фронтально, в группах, индивидуально

                                         УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

                         I этап. Самоопределение к деятельности.

Ситуативное задание
Составьте собственную страничку книги о животных. Каждый из вас должен выбрать какое-то одно животное. Внимание, животные не должны повторяться и принадлежать к разным видам.

Ребята, как вы думаете, достаточно ли информации у вас для выполнения задания? Имеет ли смысл изучить данную тему?  Предлагаю вам приступить к изучению нового материала для того, чтобы получить необходимые для этого задания знания и умения.

                       II Этап. Учебно- познавательная деятельность

 Учебные задания «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

                                           Блок 1. ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ

Содержание блока осваивается школьниками на основе: 62-66 страниц учебного пособия, упражнений рабочей тетради, дополнительных иллюстраций в соответствии с данной структурой:

  •  Виды зверей и других животных.
  •  Особенности зверей, их повадки, формы питания, организация жизни.

1.На основе 62- 63 с. Учебного пособия

Задание 1 (З) фронтально, взаимопроверка, ДЭС – нет

 Вспомни, каких животных ты уже знаешь. Приведи примеры зверей, птиц, насекомых.

Задание 2 (З) фронтально, взаимопроверка, ДЭС – нет
Игра: « Кто больше» Назовите животных обитающих в лесу?

 Задание 3 (З) фронтально, взаимопроверка, ДЭС – нет

Назовите тех из них, которые относятся к зверям? Кто назовет больше животных, тот выиграет.

Задание 4 (П) фронтально, взаимопроверка, ДЭС – нет

 Рассмотри изображения. Распредели животных на группы и обоснуй.

Задание 5 (У) индивидуально, контроль учителя, ДЭС- нет

Представь, что ты – артист и должен сыграть роль какого-нибудь животного и составь рассказ о себе, своих привычках (повадках) . Например: «Я – белка. У меня острые, крепкие зубы и цепкие лапки. Я люблю прыгать по веткам и грызть орешки. Мой хвост - большой и пушистый.»

2.На основе 64-65 с. Учебного пособия

Задание 1 (З) фронтально, контроль учителя, ДЭС- слайд белка и бурундук в природе (Приложение 1)

Сравни белку и бурундука.

Задание 2 (П) индивидуально, контроль учителя, ДЭС- нет, №8 с. 20 (рабочая тетрадь)

Обведи цифру с правильным ответом и обоснуй свой ответ
Задание 3 (У) индивидуально, взаимопроверка , ДЭС- нет

Дополни предложение: «Белка и бурундук лесные звери потому, что…»
Задание 6 (Д) индивидуально, взаимопроверка, ДЭС – слайд с шутливыми фразами, №18 с. 25 рабочая тетрадь (Приложение 2)

Подчеркни шутливые сведения о животных и обоснуй .

                                  Блок 2. ПТИЦЫ-ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ

Содержание блока осваивается школьниками на основе: 67-73 страниц учебного пособия, упражнений рабочей тетради в соответствии с данной структурой:

  • Значение перьевого покрова в жизни птиц
  • Особенности строения птиц и причины сезонных изменений

1.На основе стр. 67

Задание 1(З) фронтально, взаимопроверка, ДЭС- нет

Прочитай текст. Расскажи, зачем птице перья?

Задание 2 (П)  индивидуально, взаимопроверка, ДЭС- фразы (Приложение 3)

Выбери верное высказывание. Объясни, почему ты так думаешь.

Задание 3 (У) индивидуально, взаимопроверка, ДЭС – нет, №13 с.22 (рабочая тетрадь)

Тело птиц покрыто_________. Такой покров помогает птицам_________________________________. Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют____________________.

2.На основе стр. 68-73

Задание 1 (З) в группах, взаимопроверка, ДЭС - нет

Игра « Угадай птицу» по описанию.

Разделитесь на две команды. Команда № 1, опишите птицу, не называя ее. Команда № 2 угадайте птицу по описанию. Затем поменяйтесь ролями.

Задание 2 (З) фронтально, контроль учителя, ДЭС- нет

Прочитай тексты о птицах, расскажи о внешних особенностях птиц.
Задание 3 (П) Подумай и расскажи, какие общие признаки есть у всех птиц. Приведи примеры подтверждающие твое мнение.

Задание 4 (У) индивидуально, взаимопроверка, ДЭС – нет

Нарисуй птицу которую можно встретить в нашем лесу

Задание 5 (З) индивидуально, контроль учителя, ДЭС –нет, № 14 с. 23 (рабочая тетрадь)

Напиши, каких перелетных птиц ты знаешь.

Задание 6 (П) фронтально, взаимопроверка, ДЭС- нет

Прочитай  текст на стр. 70 учебного пособия, «Почему птицы осенью улетают?». Выскажи свое мнение: кто из детей прав? Обоснуй свой ответ.

Задание 7 (У) индивидуально, взаимопроверка, ДЭС – нет

Прочитай текст «Как ворона завтракала» На основе полученной из текста информации продолжи предложение: «Ворона – птица сообразительная потому, что…»

Задание 6 (Д) индивидуально, контроль учителя, ДЭС- нет

Подготовь рассказ о любой птице, которая тебе нравится. Расскажи, как ее зовут, как она выглядит, чем питается и где живет.

              Блок 3. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ-ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА

Содержание блока осваивается школьниками на основе: 74-76 страниц учебного пособия, текстов разных источников и  презентации и.т.д.

1. Ужи – самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся.

2. Гадюка – особенности внешнего вида и повадок

3.  Правила поведения при встрече со змеей.

На основе стр. 74

Задание 1 (З) фронтально, контроль учителя, ДЭС – нет

Прочитай текст. Найди слова, которые определяют признаки змей

Задание 2 (П) индивидуально, взаимопроверка, ДЭС- нет

Расскажите почему змей называют пресмыкающимися. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У) индивидуально, контроль учителя, ДЭС – нет

Сочини продолжение истории. "Уж - житель леса. Его можно встретить в пожухлой листве, небольшой канавке, на старом, гнилом пне. Однажды Аленка и Коля собирали грибы. Вот на поваленной сухой березе они увидели семейку опят. Вдруг.."

2.На основе текстов энциклопедии

Задание 4 (З) фронтально,контроль учителя, ДЭС-текст о гадюке (Приложение 4)

Найдите слова,которые описывают признаки гадюки.

Задание 5 (П) индивидуально,взаимопроверка, ДЭС-нет

Укажите различия между ужом и гадюкой. Объясните свои предположения.

Задание 6 (У) индивидуально, контроль учителя,ДЭС-нет

Нарисуйте ужа и гадюку.

3.На основе стр. 75-76

Задание 7 (З) индивидуально,взаимопроверка, ДЭС-нет

Прочитай текст,подчеркни фразы,которые описывают правильное поведение при встрече со змеей.

Задание 8 (П) фронтально, контроль учителя, ДЭС – нет

На основе полученных знаний расскажи, как  нужно вести себя при встрече со змеей, а какое поведение будет ошибочным. Почему?

Задание 9 «Неожиданная встреча» (У) индивидуально, контроль учителя, ДЭС – нет

Представь, что ты гуляешь в лесу и тебе неожиданно встретилась змея. Составь небольшой рассказ о вашей встрече. Укажи в своем рассказе, какие правила ты используешь при встрече со змеей.

Задание 10 (Д) индивидуально, контроль учителя, ДЭС – нет

Придумайте сказку о том,как живется змее среди людей.

                                   

                                     Блок 4. НАСЕКОМЫЕ ЛЕСА

Содержание блока осваивается школьниками на основе: 77-79 страниц учебного пособия, рабочей тетради в соответствии с данной структурой:

  • Общие признаки всех насекомых и их внешние различия
  • Вредные и полезные насекомые для растений леса

1.На основе стр. 78-79

Задание 1 (З) фронтально, контроль учителя, ДЭС – нет

Рассмотри рисунки. Прочитай надписи. Как вы думаете, почему жуки так называются?
Задание 3 (П) индивидуально, контроль учителя, ДЭС – нет, № 15 с. 23 (рабочая тетрадь)

Соотнеси рисунок с  подписью. Аргументируй свой выбор.

Задание 4 (У) индивидуально, контроль учителя, ДЭС – нет,

Закончи предложения:
Дятел – птица, а жук - __________________

Пчела – насекомое, а белка -_____________

Крот – зверь, а сова-____________________

2.На основе стр. 77

Задание 1 (З) фронтально, взаимопроверка, ДЭС – нет

Рассмотри рисунок муравейника, прочитай надписи и текст: «Муравьи – друзья леса». Расскажи о жизни муравьев.

Задание 2 (З) фронтально, взаимопроверка, ДЭС – нет

Прочитай текст: « Насекомые-вредители леса». Выпиши из текста фразы, в которых говорится о проблемах, которые наносят насекомые-вредители.

Задание 3 (П) фронтально, взаимопроверка, ДЭС – нет

Выскажите свое мнение о вреде и пользе насекомых. Приведите примеры

Задание 4 (У) индивидуально, контроль учителя, ДЭС – нет

Составьте предложение о роли насекомых в жизни леса

Задание 5 (Д) индивидуально, контроль учителя, ДЭС – нет, № 17 с. 24 (рабочая тетрадь)

Постарайся нарисовать какого-нибудь жука. Расскажи, что ты знаешь о нем: каков его внешний вид, где живет, чем питается.

                        Блок  Д. Диагностика освоения содержания темы

ДЭС- нет
Задание № 1

Составьте характеристику любого, понравившегося лесного зверя.

Задание № 2

Выбери верное высказывание:

-Верно ли то,что кочующей птицей называют птицу,которая никуда не улетает?

-Верно ли то,что не улетают только те птицы,которые могут раздобыть себе пищу?

Верно ли то,что перьевой покров не защищает птиц от холода?

Задание № 3

Нарисуй ужа и выдели на рисунке его характерный признак.

Задание № 4

Закончи предложение: У всех насекомых...

                   

III Этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Составьте страницу книги о животных леса.

Задание А(информативный уровень)

Животное­­­­____________________

Иллюстрация животного

Внешний вид (например: короткая шерсть, длинные уши, острые зубы, пушистый хвост и.т.д)_________

Питание_____________________

Местообитание_______________

Задание Б (импровизационный уровень)
Памятка к заданию блока Д:
На листе А4 напишите название животного, сделайте его иллюстрацию. Опишите  внешний вид,питание,местообитание.
 
Задание В ( эвристический уровень)

Самостоятельно составьте страничку книги о животных.

                                      IV Этап. Рефлексивная деятельность
ДЭС- нет

Задание 1 (самоанализ)

Как выполнено задание? Отметь  наиболее подходящее определение.
Быстро, правильно и самостоятельно.
Правильно, но медленно.
Правильно, но с помощью других.

Быстро, но не правильно.
Задание 2 (самооценка)
Как ты оцениваешь свое выполнение задания? Поставь оценку от 2 до 5

Приложение 1

http://skazki-larisa.ru/wp-content/uploads/2013/03/belka-i-burunduk.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9316/112712313.2c/0_9acbb_66897040_L.jpg

Приложение 2

1.Мирно спит лиса в берлоге-

Ей зимою есть не надо,

 Лишь посасывает лапку…

2.Медведь по лесу рыщет,

Ищет пищу – зайцев, белок…

3.Лишь ежи по веткам скачут,

Бойко щелкают орехи,

Запасенные на зиму и укрытые в дупле…

4.Как найти медведю зайцев,

Ускакавших через речку

В незнакомую деревню,

Чтобы жить там вместе с Жучкой,

Есть из миски кашу с мясом…

Приложение 3

Все птицы имеют перьевой покров.

Все птицы кочующие.

Все птицы умеют летать.

 

Приложение 4

Гадюка (лат. Viperidae berus) –обыкновенная гадюка – небольшая змея, достигающая в длину около 75 см. Голова округло-треугольная, четко отделена от шеи, на верхней части головы есть три больших щитка.

Окрас гадюк очень разнообразен: он может варьироваться от всех оттенков серого, голубого, розового, фиолетового, синего, желтого, оранжевого и красного, а также разных оттенков коричневого и бурого цветов. Иногда встречаются особи чисто чёрного цвета. Общим в окрасе всех гадюк является полоска, которая тянется вдоль спины. Полоска обычно имеет форму зигзага, но встречается и с ровными краями.  Интересно, что все гадючата рождаются коричневато-бурого цвета с темно-коричневым зигзагом на спине.

Гадюки живут в лесах, по берегам озер, ручьев и рек, на лугах, полянах, болотах, в густых зарослях, в заброшенных строениях. И ужи, и гадюки любят проводить время на солнце, пнях, на тропе, каменных плитах и т.д.Общими свойствами у ужей и гадюк является то, что они не нападают на человека первыми.

Отличие ГАДЮКИ от УЖА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Интерактивная презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"

Презентация по окружающему миру по УМК "Планета знаний" даст вам возможность в интерактивной форме провести практическую работу, совершить путешествие по карте леса, проверить свои знания....

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Животные леса

Игра – деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Так как учащиеся семи лет еще очень любят играть, то игровая деятельность остается весьма актуальной для этого возраста.    Сюжетно...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...