рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
І Пояснительная записка
1.Основа содержания обучения данному предмету
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, Примерной основной образовательной программой НОО, рекомендованной письмом МО и НРФ от16.08.2010г. № 03-48, примерной программой «Окружающий мир» авторов (А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин).
Рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом учебного плана МОУ СШ № 5, который рассмотрен на педагогическом совете (протокол № 2 от 05.09.2011 г.) и тематического планирования, предложенного в Части III Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы авторов образовательной системы «Школа 2100».
2. Цели и задачи обучения
Цели:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье
Задачи:
- Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
3. Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей:
- между неживой природой и живой,
- внутри живой природы,
- между природой и человеком.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. и т. д. Деятельностный подход – один из основных методов достижения результатов.
4. Место предмета в учебном плане ОУ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). Уровень обучения -базовый.
5. Особенности преподавания учебного предмета.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
В материал рабочей программы введен национально-региональный компонент и уроки с использованием ИТК.
6. Используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников
В образовательной системе «Школа 2100» по курсу окружающего мира используются следующие учебно-методические комплекты:
1 класс –учебник в 2-х частях «Я и мир вокруг», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»). Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»)для 1-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. ,методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир.» 1-й класс под редакцией Вахрушева А.А.
2 класс - учебник в 2-х частях «Наша планета Земля», Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 2-й класс.
3 класс – учебники «Обитатели Земли» и «Моё Отечество», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» для 3-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 3-й класс.
4 класс – учебники «Человек и природа» и «Человек и человечество», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 4-й класс.
УМК имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Приказ Минобрнауки России РФ от 24.12.2010г. №2080 «ОБ утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012уч.год»
Список учебников рассмотрен на заседании экспертно- методического совета (Протокол №6 от 28.04.2011г.) и утвержден приказом директора по школе (Приказ № 124 от 11.05.2011г.)
ІІ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ІІІ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание учебного предмета.
. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (4 ч)
Тела естественные и искусственные. Вещество и частицы. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ.
Энергия – источник движения. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов.
Участники круговорота веществ: «производители», «потребители» и «разрушители»
Обмен веществ.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (10 ч)
Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ.
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (11 ч)
Растения и их роль на Земле. Части растений и их роль. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Черви. Моллюски.
Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Правила поведения с домашними животными.
Грибы и лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала – 4 ч.
3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5ч)
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина. Общество, в котором мы живём. Образ государства. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством.
История – наука о прошлом человечества. Исторические источники.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч)
Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства.
«Древняя Русь – страна городов».. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии
Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч)
Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч)
Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса.
Современная Россия (8 ч)
Преобразование СССР в СНГ. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Президент и правительство. Государственная дума.
Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Таблица требований
к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир» | ||
– уметь объяснять мир | – уметь определять свое отношение к миру | |
3-й класс (Естествознание) | ||
• приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действия энергии; | • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам; | |
3 класс (Обществознание) | ||
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/ понимать:
- Состав и свойства почвы;
- Названия участников круговорота веществ;
- Части растений и их роль;
- Названия основных природных сообществ;
- Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
- Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
- Особенности природы своего края;
- Правила поведения в природе;
- Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
- Различать тела, вещества, частицы;
- Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
- Находить на физической карте России природные зоны;
- Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
- Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
- Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
5. Учебно-тематический план.
Формы и виды контроля («Естествознание»)
№ п/п | Виды контроля | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | год |
Текущий | ||||||
1 | Устный опрос | |||||
2 | Тест | |||||
3 | Творческие задания | |||||
Тематический | ||||||
2 | Проверочные работы | 4 | 2 | 5 | 4 | 15 |
Итоговый | ||||||
1 | Контрольная работа |
| 1 | 1 | 3 |
Формы и виды контроля («Обществознание»)
№ п/п | Виды контроля | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | год | |
Текущий | |||||||
1 | Устный опрос | ||||||
2 | Тест | ||||||
3 | Творческие задания | ||||||
Тематический | |||||||
2 | Проверочные работы | 1 | 2 | 1 | - | 4 | |
Итоговый | |||||||
1 | Контрольная работа | 1 | 1 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
уроков окружающего мира (естествознание)
3 класс
(34 часа – 2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||||||||||||||||
Тема 1: Вещество и энергия (4 часа) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать, оценивать, , обсуждать, комментировать | |||||||||||||||||||||||||
Дата | Тема урока, тип урока
| Элемент содержания | Требования к (предметным и метапредметным результатам) | Контрольно-оценочная деятельность | Информац. сопровождение, цифровые и электрон образов. ресурсы | Д/з | |||||||||||||||||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | вид | форма | ||||||||||||||||||||
1/1 | Тела и вещества ОНЗ | Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещества состоят из частиц. | Приводить примеры веществ (Н). Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н). | Приводить примеры движения под действием энергии (П). | тек | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с. 10-12, тетрадь с. 2 №3 | |||||||||||||||||
2/2 | Из чего состоит вещество. Проверочная работа №1«Тела и вещества» ОК | Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества. Превращ. веществ. | тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.12-15, тетрадь с.3 №3,4 | |||||||||||||||||||
3/3 | Что такое энергия ОНЗ | Энергия – источник движения. Многообразие проявления энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. | тек | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.17-19 Тетрадь с.6 №3 | |||||||||||||||||||
4/4 | 09 | Превращение энергии. Проверочная работа № 2 «Энергия» ОК | Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. | тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.19-21 Тетрадь с.7№2 | ||||||||||||||||||
Тема 2: Оболочка планеты, охваченная жизнью ( 6 часов) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать | |||||||||||||||||||||||||
5/5 | Где обитают живые организмы ОНЗ | Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распр-ие живых организмов. живая оболочка Земли – биосфера. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; | Характеризовать место обитания живых организмов (П).Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П). характеризовать место обитания живых организмов. (П) характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П) • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; | тек | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.22-26 Т.с.10 №3 | |||||||||||||||||
6/6 | Большой круговорот веществ ОНЗ | Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ. | тек | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.26-29 Т.с.12 №4,5 | |||||||||||||||||||
7/7 | Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа №3«Большой круговорот веществ» ОК | Участники круговорота веществ. Растения – производители. Животные – потребители. Грибы и бактерии – разрушители. | тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.30-33 Т.с.14 №3,4 | |||||||||||||||||||
8/8 | Обобщение по разделу «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью» | итог | кр | С.34-38, Т.с.16 №4,5 | |||||||||||||||||||||
9/9 | Обмен веществ в организме ОНЗ | Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. | тем | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.38-39 Т.с.18 №3 | ||||||||||||||||||||
10/10 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа №4«Обмен веществ» ОК | Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. | тем | ср | Т.с.18 №4 | ||||||||||||||||||||
Тема 3: Экологическая система (11 часов) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать | |||||||||||||||||||||||||
11/11 | Жизнь экосистемы Урок-экскурсия на пришкольный участок. ОНЗ Рк.Сезонные изменения в природе | Большой круговорот в биосфере. Экосистема – единство живой и неживой природы. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. | Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н). Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н). Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы (Н). Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н). узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
| Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П). Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П). Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П). • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру | тек | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.40-43 Т.с.20№4,5 | |||||||||||||||||
12/12 | Почва – важнейшая часть экосистемы. Проверочная работа № 5 «Жизнь экосистемы» | Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? | тем | лр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.44-45 Т.с.22№5 | |||||||||||||||||||
13/13 | Экосистема озера. РК.Растения родного края: водоросли мхи, папоротники, лишайники. ОНЗ | Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. | тек | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.46-49 Т.с.24№5 | |||||||||||||||||||
14/14 | Экосистема болота РК.Ягоды нашего края. ОНЗ | Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. | тек | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.50-53 Т.с.25№4 | |||||||||||||||||||
15/15 | Экосистема луга. Проверочная работа № 6. «Природные экосистемы» ОК РК: Разнообразие животных:Югры | Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. | Тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.54-57 Т.с.28№4,5 | |||||||||||||||||||
16/16 | Контрольная работа №2 | итог | кр | Т.с.28№2,3 | |||||||||||||||||||||
17/17 | Лесные производители Рк.Природные сообщества края:лес, растения, животные ОНЗ | Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Значение лесных животных. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. | Тек | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.58-61 Т.с.30№5,6 | |||||||||||||||||||
18/18 | Потребители и разрушители экосистемы леса. Проверочная работа.№7 «Природные экосистемы» ОК | Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Как помочь природе вылечить её раны? | Тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.62-65 Т.с.32№5 | |||||||||||||||||||
19/1 | Экосистема поля ОНЗ | Поле – искусственная экологическая система. Вспашка полей. Удобрение поля. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. | Тек | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.70-73 Т.с.34№4,5 | |||||||||||||||||||
20/2 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа.№8 «Искусственные экосистемы» ОК | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. | Тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.74-76 Т.с.36№4,5 | |||||||||||||||||||
21/3 | Урок-экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». | Тем | тр | Т.с.37№1-3 | |||||||||||||||||||||
Тема 4: Живые участники круговорота веществ ( 13 часов) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать | |||||||||||||||||||||||||
22/4 | Растения − производители. Проверочная работа.№9 «Растения» ОК | Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).Определять части цветкового растения (Н).Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н). Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н). Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н). Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н) Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н). | Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П). Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения (П). Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», | тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.78-83 Т.с.42№3 | |||||||||||||||||
23/5 | Животные маленькие и большие ОНЗ Защита проекта «Животные наших лесов» | Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Моллюски. | Тек | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.86-89 Т.с.45№4 | |||||||||||||||||||
24/6 | Маленькие рыцари. Проверочная работа.№10 «Животные» ОК | тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.90-94 Т.с.46№3,4 | ||||||||||||||||||||
25/7 | Первый шаг из моря на сушу ОНЗ | Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. | Тек | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.96-99 Т.с.48№7,8 | |||||||||||||||||||
26/8 | На суше – как дома. Проверочная работа.№11 «Животные» ОК | Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. | Тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.100-103 Т.с.49№5,6 | |||||||||||||||||||
27/9 | Пернатые изобретатели ОНЗ вставить что!? | Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Звери. Шерсть. | Тек | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.104-109 Т.с.50№4,5 | |||||||||||||||||||
28/10 | Наши братья. Проверочная работа.№12 «Животные» ОК | Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их присп-ия к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. | Тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.110-115 Т.с.52№5,6 | |||||||||||||||||||
29/11 | Осторожно: животные. Проверочная работа.№13 «Осторожно, животные!» ОК | Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. | Тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.116-119 Т.с.53 | |||||||||||||||||||
30/12 | Прирождённые разрушители. Проверочная работа.№14 «Прирожденные разрушители» ОК | Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии – универсальные разрушители веществ. . | тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.120-123 Т.с.60№4,5 | |||||||||||||||||||
31/13 | Итоговая контрольная работа | итог | кр | Т.с.59№9,10 | |||||||||||||||||||||
32/14 | Урок-экскурсия в лес. РК. Роль заповедников Югры в охране природы. | Тем | тр | Т.с.59№11,12 | |||||||||||||||||||||
33/1 | РК. Мансийская легенда о происхождении нефти. Проверочнаяработа.№15«Как нам жить в дружбе с природой» ОК | Исп-ие людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосост людей. Примеры экол нарушений в биосфере. Заповедники и нац парки. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей | Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», | тем | ср | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | С.128-133 Т.с.63№20-25 | |||||||||||||||||
34/2 | «Экологическая система.Живые участники круговорота веществ» К | тем | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||||||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру (Моё Отечество)
3 класс
(34 часа – 2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||||||||||||
Тема 1: Твои родные и твоя Родина в потоке времени( 5 часов) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Составлять, объяснять, извлекать, преобразовывать, обмениваться, выполнять, находить, показывать, оценивать, участвовать в обсуждении, договариваться, комментировать, описывать, рассказывать, выделять главное, сопереживать, представить. | |||||||||||||||||||||
№ п/п | Дата | Тема урока, тип урока
| Элемент содержания | Требования к (предметным и метапредметным результатам) | Контрольно-оценочная деятельность | Информ. Сопровождение, цифр. И эл. Образ. Ресурсы | Д/з | ||||||||||||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | вид | форма | ||||||||||||||||
35/3 | Введение. Отправляемся в путешествие ОНЗ | Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен. | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н). Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); | Практическая работа Родословное дерево о судьбе (П) представителей разных поколений. Соотносить годы с конкретными веками (П). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). | онз | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.6-7, проверь себя | |||||||||||||
36/4 | Живая связь времён РК Югорская земля во глубине веков. | Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен. | Р | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.8-11, сосчитать поколения семьи | |||||||||||||||
37/5 | Как считать время . Защита проекта «У меня растут года» ОНЗ | Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра − точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. | Онз | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.12-15, вопросы №4,5 | |||||||||||||||
38/6 | С чего начинается Родина . РК Югорская земля во глубине веков. ОНЗ | Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы. Моя Родина, моё Отечество – Россия! | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.16-21 тетр.с. 7№3 | |||||||||||||||
39/7 | Память о прошлом Проверочная работа № 1(16) «Твои родные и твоя Родина» Р.к Первые сведения о прошлом нашего края ОК | История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России. | Ок | кр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.22-25 вопр№3 | |||||||||||||||
Тема 2: Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР ( 21 час) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Составлять, объяснять, извлекать, преобразовывать, обмениваться, выполнять, находить, показывать, оценивать, участвовать в обсуждении, договариваться, комментировать, описывать, рассказывать, выделять главное, сопереживать, представить. | |||||||||||||||||||||
40/8 | Как на Руси появилось государство ОНЗ | Времена Древней Руси. IX – XIII века Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, | Размещать на ленте времени известные ученику имена сторически деятелей и памятники культуры (П). Отличать друг от друга по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, сторически деятелях (П). Оценивать некоторые сторически события и поступки сторически деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё сторически отношение к этим событиями и поступкам (П). Практическая работа Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных сторически явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П). Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П). Описывать по результатам экскурсии свои чувства и личные впечатления от увиденного (П). | онз | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.28-31 тетр.с.11 №2 | |||||||||||||
41/9 | Как на Руси появилось государство | Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. | Р | т | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.28-31 тетр.с.11 №3,4 | |||||||||||||||
42/10 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь ОНЗ | «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. | Онз | тр | с.32-37 тетр.с.13 №3 | ||||||||||||||||
43/11 | За землю Русскую! ОНЗ | Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.38-41 №3, тетр.с.15 №4 | |||||||||||||||
44/12 | «Слово о погибели Русской земли» ОНЗ | Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды. | Онз | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.42-47 тетр. С. 17 №4,5 | |||||||||||||||
45/13 | От Древней Руси к единой России Проверочная работа № 2(17) по теме «Времена Древней Руси» ОК | Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. | Ок | кр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.48-51 тетр.с.20 №3,4 | |||||||||||||||
46/14 | Земля и люди Московского государства ОНЗ РК. Географические названия-свидетели прошлого. | Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Бояре и дворяне. Города Московского государства. | Онз | т | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.52-57 тетр.с.22 №4 | |||||||||||||||
47/15 | Москва златоглавая ОНЗ | Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.58-61 тетр.с.23 №2,3 | |||||||||||||||
48/16 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» ОНЗ | Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. | Онз | по | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.62-65 тетр.с.26 №2 | |||||||||||||||
49/17 | Контрольная работа №1(4) «Времена Древней Руси, Московского государства» ОК | ок | кр | с. 62-65 тетр.с.26 №3,4 | |||||||||||||||||
50/18 | Работа над ошибками Практическая работа№1 «Изготовление модели исторических явлений» ПР | Практическая работа. Изготовление модели исторических явлений, событий, памятников культуры | р | пр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | тетр.с.27 №2 | |||||||||||||||
51/19 | Пётр Великий ОНЗ | Преобразование России Петром Великим. Победа в войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица − Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.66-69 тетр.с.32 №4 | |||||||||||||||
52 /20 | Власть и народ в Российской империи ОНЗ РК. Традиционные праздники северных народов. | Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. | Онз | по | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.70-73 тетр.с.34 №3,4 | |||||||||||||||
53/1 | Как Россия у Европы «училась» ОНЗ РК.Современ ные архитектурные памятники. | Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». А. С. Пушкин – создатель русского лит-го языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.74-79 тетр.с.36 №3 | |||||||||||||||
54/2 | «Гроза двенадцатого года» ОНЗ | Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.80-83 тетр.с.38 №3 | |||||||||||||||
55/3 | Император-освободитель Проверочная работа № 3(18) «Времена Российской империи» ОК | Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. | Ок | кр | с.84-87 тетр.с.40 №3,4 | ||||||||||||||||
56/4 | Россия в огне ОНЗ | Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.88-93 тетр.с.42 №2 | |||||||||||||||
57..5 | «К светлому будущему» ОНЗ. | Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.94-99 тетр.с.45 №4 | |||||||||||||||
58/6 | «Вставай, страна огромная» ОНЗ РК Музей твоего города. | Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. | Онз | тр | с.100-105 тетр.с.47 №3,4 | ||||||||||||||||
59- 60/8-9 | «Через тернии к звездам» Проверочная работа № 4 (19) «Времена Советской России и СССР» ОК | Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. | Ок | кр | с.106-109 тетр.с. 49 №3,4 | ||||||||||||||||
Тема 3: Современная Россия ( 8 часов) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Составлять, объяснять, извлекать, преобразовывать, обмениваться, выполнять, находить, показывать, оценивать, участвовать в обсуждении, договариваться, комментировать, описывать, рассказывать, выделять главное, сопереживать, представить. | |||||||||||||||||||||
61/9 | 1.Я – гражданин России Практическая работа №2 Прослушивание гимна. | Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстан-ие гос. Символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обяз. Граждан. | Объяснять значение понятий «государство», «демократия» (Н), Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); Практическая работа Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). | Объяснять значение правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П). Объяснять символический смысл флага(цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П). Предлагать объяснения изображения гербов их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Практическая работа Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. | онз | пр
| Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.110-113 тетр.с.50 №3,4 выучить гимн России | |||||||||||||
62/10 | 2.Власть народа ОНЗ | Что такое демократия? Представления об избирательной системе. | Онз | по | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.114-117 тетр.с.52 №2 | |||||||||||||||
63/11 | 3.Кто в государстве самый главный ОНЗ | Гос. Власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Гос. Дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы | онз | уо | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.118-121 тетр.с.54 №3,4 | |||||||||||||||
64/12 | 4.Народы России. ОНЗ РК. Традиционные праздники северных народов . | Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. | Онз | тр
| Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.122-125 тетр.с.56 №4,5 | |||||||||||||||
65/13 | 5.Наш общий дом. РК.Происхождение отдельных имён и фамилий. ОНЗ | Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане РФ. | Онз | тр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | с.126-129 тетр.с.58 №2 | |||||||||||||||
66/ 14 | 6.Контрольная работа № 2 (5) К | онз | уо | с.126-129 тетр.с.58 №3,4 | |||||||||||||||||
67/15 | 7.Наш общий дом. Практическая работа №3 «Модель национального костюма» ПР | Практическая работа. Изготовление модели национального костюма, кушаний народного обряда | ок | к | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | Тетр.с.60-61 №3,4 | |||||||||||||||
68/16 | 8.Как нам жить? ОНЗ | Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Гос праздники современной России (происхождение и традиции празднования). | Р | пр | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | ||||||||||||||||
Итого: | 34 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Особенности содержания |
Книгопечатная продукция | |
Сборник программ Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Программа «Окружающий мир». Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011 Учебники
Проверочные и контрольные работы
Учебные пособия
Дополнительная литература
Методические пособия
| В программе определены цели начального обучения окружающему миру; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. Учебник предназначен для учащихся3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в основной школе. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» являются составной частью учебно-методического комплекта для 3-го класса, содержат дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и формированием навыков и умений. Рабочая тетрадь является составной частью учебного комплекта для 3-го класса. Содержание заданий в тетради связано с материалом учебника «Окружающий мир». При составлении заданий учитывались задачи реализации личностно ориентированного образования учащихся и развития их творческого мышления. Пособие к курсу «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100» для учащихся 1-го и 2-го классов поможет организовать практические работы и, опираясь на собственный опыт ребенка, полученный в процессе их выполнения, формировать у него целостное представление о мире, интерес к его познанию, повысить мотивацию обучения. Методические рекомендации для учителей включают программу, тематическое планирование, описание структуры и содержания учебно-методического комплекта для 2-го класса, методов и приемов работы, а также методические разработки к проведению уроков к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») авторов А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. Учебник «Окружающий мир» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования |
Печатные пособия | |
Комплект наглядных пособий.
| Наглядные пособия предназначены для использования во 3-м классе на уроках окружающего мира по учебнику «Наша планета Земля», 3-й класс авторов А.А.Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Игры и задачи, 1–4 классы
Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка (1-4 кл.)
| Основу образовательного комплекса (ОК) «Игры и задачи, 1–4 классы» составили красочные интерактивные задания и игровые тренажеры. Содержанием ОК охватываются основные предметные линии начального образования: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология и искусство. Образовательный комплекс поможет:
ОК разработан с учетом возрастных особенностей младшего школьника и с соблюдением санитарных требований при работе за компьютером. Образовательный комплекс содержит
Диск поможет:
|
Интернет-ресурсы | |
Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы).- Режим доступа: www/vneuroka/ru | |
Технические средства обучения | |
| |
Наглядные пособия | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Итоговый тест по окружающему миру3 класс
Итоговый тест по окружающему миру проверит знания и умения уч-ся по данному предмету. Ребята вспомнят для чего живым организмам необходим воздух, основные свойства почвы, как называются листья х...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ, 3 класс Школа России
рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...