Программа внеурочной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
Кружок «Изучаем родной край»
Составлена
учителем МБОУ СОШ
г.о. Самара № 148
отличником народного
образования
Кудиновой А.С.
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребнос-тей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».
В программе «Изучаем родной край» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Программа «Изучаем родной край», составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» и рассчитана на 33 занятия в год (1 час в неделю). Она изучается параллельно курсу «Окружающий мир» и разработана с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Кудинова А.С.).
Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Задачи обучения:
- Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Учебно-тематический план
Программа кружка «Изучаем родной край» (1 класс) 33 часа.
№ | Раздел плана, темы | Кол-во часов | Содержание занятия |
I. | Красота природы. Природа своей местности. | 3 | 1. Деревья, кустарники, травы своей местности. 2. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. 3. Экскурсия «Живая природа родного края». |
Что растет на нашей грядке. | 3 | 1. Овощная викторина «Витамины с грядки». 2. Плодовые и ягодные культуры. 3. Экскурсия в школьный огород. | |
Животный мир Самарской области. | 3 | 1. Животный мир наших лесов. 2. Перелетные птицы. 3. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?» | |
II. | Красота и симметрия. Край, в котором мы живем. | 3 | 1. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии). 2. Достопримечательности нашего края. Экскурсия в школьный музей. 3. Конкурс рисунков «Мой родной край». |
Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент). | 4 | 1. Орнаменты народов русского севера. 2. Самарские орнаменты. 3. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. 4. Экскурсия в музей. | |
III. | Красота рукотворная. Народная музыка. | 3 | 1. Гимн нашей области. Песни о нашем крае. 2. Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские и др.). 3. Семейный праздник «Поющая семья». |
Произведения Самарских писателей и поэтов о родном крае. | 3 | 1. Поэты. 2. Читаем стихи о родном крае. 3. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае. | |
В гостях у народных умельцев. | 2 | 1. Экскурсия в краеведческий музей. 2. Чудесные превращения веточки ивы. | |
IV. | Красота человека. Самобытность слова. | 3 | 1. Печатные издания нашего края. 2. Культура речи «Как мы говорим?» 3. Этимология слова. Откуда к нам пришли слова. |
Население нашего района. | 3 | 1. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. 2. Игры народов нашего края. 3. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд. | |
Национальный костюм. | 2 | 1. Национальная одежда, украшения. 2. «Откроем бабушкин сундук» - викторина. | |
V. | Итоговое занятие. | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам. |
Содержание программы кружка «Изучаем родной край» - 33 часа.
1 тема: Красота природы – 9 часов
Природа своей местности. Деревья, кустарники, травы своей местности. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. Экскурсия «Живая природа родного края».
Что растет на нашей грядке. Овощная викторина «Витамины с грядки». Плодовые и ягодные культуры. Экскурсия в школьный огород.
Животный мир Самарской области. Животный мир наших лесов. Перелетные птицы. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?»
2 тема: Красота и симметрия – 7 часов
Край, в котором мы живем. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии). Достопримечательности нашего края. Экскурсия в школьный музей. Конкурс рисунков «Мой родной край».
Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент). Орнаменты народов русского севера. Самарские орнаменты. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. Экскурсия в музей.
3 тема: Красота рукотворная – 8 часов
Народная музыка. Гимн нашей области. Песни о нашем крае. Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские и т.д.). Семейный праздник «Поющая семья».
Произведения самарских писателей и поэтов. Стихи о родном крае. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.
В гостях у народных умельцев. Экскурсия в краеведческий музей. Чудесные превращения веточки ивы.
4 тема: Красота человека – 8 часов
Самобытность слова. Печатные издания нашего края. Культура речи «Как мы говорим?» Этимология слова. Откуда к нам пришли слова.
Население нашего района. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. Игры народов нашего края. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.
Национальный костюм. Национальная одежда, украшения народов русского севера. «откроем бабушкин сундук» - викторина.
5 тема: Итоговое занятие – 1 час
Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса обучающиеся должны:
знать
- пространственное расположение Самарской области и своего населенного пункта;
- основные географические и природные объекты родного края;
- символику своей области, района.
определять
- месторасположение Самарской области на карте России.
уметь
- вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
- вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...