Программа внеурочной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Кудинова Александра Сергеевна

"Изучаем родной край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Изучаем родной край»

                                                                         Составлена

                                                                                             учителем МБОУ СОШ

                                                                                              г.о. Самара № 148

отличником народного

                                                                             образования

                                                                                    Кудиновой А.С.

2013 – 2014 уч. год

Пояснительная записка

     Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.

     Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

     Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребнос-тей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

     Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».

     В программе «Изучаем родной край» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

     Программа «Изучаем родной край», составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» и рассчитана на 33 занятия в год (1 час в неделю). Она изучается параллельно курсу «Окружающий мир» и разработана с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Кудинова А.С.).

     Цель: Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

     Задачи обучения:

  1. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
  2. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

     Учебно-тематический план

     Программа кружка «Изучаем родной край» (1 класс) 33 часа.

Раздел плана, темы

Кол-во часов

Содержание занятия

I.

Красота природы.

Природа своей местности.

3

1. Деревья, кустарники, травы своей местности.

2. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь.

3. Экскурсия «Живая природа родного края».

Что растет на нашей грядке.

3

1. Овощная викторина «Витамины с грядки».

2. Плодовые и ягодные культуры.

3. Экскурсия в школьный огород.

Животный мир Самарской области.

3

1. Животный мир наших лесов.

2. Перелетные птицы.

3. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?»

II.

Красота и симметрия.

Край, в котором мы живем.

3

1. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии).

2. Достопримечательности нашего края. Экскурсия в школьный музей.

3. Конкурс рисунков «Мой родной край».

Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент).

4

1. Орнаменты народов русского севера.

2. Самарские орнаменты.

3. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре.

4. Экскурсия в музей.

III.

Красота рукотворная.

Народная музыка.

3

1. Гимн нашей области. Песни о нашем крае.

2. Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские и др.).

3. Семейный праздник «Поющая семья».

Произведения Самарских писателей и поэтов о родном крае.

3

1. Поэты.

2. Читаем стихи о родном крае.

3. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.

В гостях у народных умельцев.

2

1. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Чудесные превращения веточки ивы.

IV.

Красота человека.

Самобытность слова.

3

1. Печатные издания нашего края.

2. Культура речи «Как мы говорим?»

3. Этимология слова. Откуда к нам пришли слова.

Население нашего района.

3

1. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи.

2. Игры народов нашего края.

3. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.

Национальный костюм.

2

1. Национальная одежда, украшения.

2. «Откроем бабушкин сундук» - викторина.

V.

Итоговое занятие.

1

Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам.

     Содержание программы кружка «Изучаем родной край» - 33 часа.

     1 тема: Красота природы – 9 часов

     Природа своей местности. Деревья, кустарники, травы своей местности. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, одуванчик, полынь. Экскурсия «Живая природа родного края».

     Что растет на нашей грядке. Овощная викторина «Витамины с грядки». Плодовые и ягодные культуры. Экскурсия в школьный огород.

     Животный мир Самарской области. Животный мир наших лесов. Перелетные птицы. Экскурсия «Кто живет рядом с тобой?»

     2 тема: Красота и симметрия – 7 часов

     Край, в котором мы живем. Флаг и герб нашего района, области (типы симметрии). Достопримечательности нашего края. Экскурсия в школьный музей. Конкурс рисунков «Мой родной край».

     Искусство народа населяющего наш край (национальный орнамент). Орнаменты народов русского севера. Самарские орнаменты. Русские узоры. Рушники и кокошники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. Экскурсия в музей.

     3 тема: Красота рукотворная – 8 часов

     Народная музыка. Гимн нашей области. Песни о нашем крае. Песни народов нашего города (русские народные, татарские, чувашские и т.д.). Семейный праздник «Поющая семья».

     Произведения самарских писателей и поэтов. Стихи о родном крае. Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.

     В гостях у народных умельцев. Экскурсия в краеведческий музей. Чудесные превращения веточки ивы.

     4 тема: Красота человека – 8 часов

     Самобытность слова. Печатные издания нашего края. Культура речи «Как мы говорим?» Этимология слова. Откуда к нам пришли слова.

     Население нашего района. Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. Игры народов нашего края. Семейные посиделки «У самовара». Презентация национальных блюд.

     Национальный костюм. Национальная одежда, украшения народов русского севера. «откроем бабушкин сундук» - викторина.

     5 тема: Итоговое занятие – 1 час

     Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам.

     Ожидаемые результаты

     По окончании изучения курса обучающиеся должны:

     знать

  • пространственное расположение Самарской области и своего населенного пункта;
  • основные географические и природные объекты родного края;
  • символику своей области, района.

     определять

  • месторасположение Самарской области на карте России.

     уметь

  • вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
  • вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...