«Игра как первый этап профессиональной ориентации.»
статья по окружающему миру (1 класс) на тему

Прокопчук Елена Евгеньевна

Готовить детей к выбору профессий в процессе игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное общеобразовательное

                                             учреждение средняя общеобразовательная

                                   школа №25 с углубленным изучением

   отдельных предметов

                                                      города Россоши Россошанского Муниципального

                 района Воронежской области

             Учитель начальных классов

               Прокопчук Елена Евгеньевна

                 

                                        Игра как первый этап

                                профессиональной ориентации

   В детские годы закладывается интерес к труду, уважительное отношение к человеку труда, трудолюбие, на основе которых в дальнейшем и формируются конкретные профессиональные интересы и намерения человека. Задача сегодняшнего дня - не только развить природные силы растущей личности, но и формировать социальные потребности, придав им соответствующую направленность. Реализация этой задачи требует прежде всего целенаправленной организации всех видов деятельности детей, в том числе и игровой.

    Анализ психолого-педагогической, философской  литературы показывает различный подход к изучению игровой деятельности. Роль игры в ознакомлении детей с трудом взрослых отмечена во многом исследованиях. А.С. Макаренко утверждал, что хорошая игра похожа на хорошую работу.

     Игра у младших школьников, по сравнению с играми старших дошкольников, приобретает новые формы и новое содержание. Это групповые игры состязательного характера, и хотя они ещё носят сюжетно-ролевой характер, но в этих играх изменяется характер сюжета, появляются события общественной жизни.  Такое изменение сюжетной стороны игры обнаруживает новый этап в развитии социальной направленности личности школьников, новые интересы.

    Целью игр в начальных классах было получение результата, критерием которого служило бы полное выполнение заданий игры. Задания включали последовательность элементов трудовых процессов взрослых, пословицы о труде, рисунки детей, их сочинения, составление тематических рассказов, альбомов о людях труда.

    В 1-б классе предложила ребятам игру-путешествие на строительную площадку.

    Цель игры: расширить представления ребят о строительных профессиях, о дружной слаженной, коллективной работе строителей, об общественной значимости их труда.

   Подготовка к игре. Класс разделить на три бригады. Выбрать бригадиров. Вручить им конверты с цветными полосками по количеству заданий игры (у каждой бригады своя цветная полоска, которая наклеена на конверте сверху). Лист ватмана разделить на три колонки (по количеству бригад), красочно оформить задания игры, которые отражают функциональное назначение строительных профессий, этапы постройки дома, инструменты, машины, подбор материалов о строителях и стройках из периодической печати, рисунки с комментариями.

    Ход игры. Игру проводить во внеурочное время, однако некоторые вопросы задания можно включать и в поурочный план (рассказ о труде взрослых с учетом профессий, характерных для нашего района, пословицы, тематическое рисование и др.) По мере выполнения того или иного задания (их может быть не более 10) бригадир наклеивает в своей колонке на листе ватмана цветную полоску из своего конверта: задание выполнено. В результате есть возможность наглядно увидеть лидирующую бригаду, что, в свою очередь, создаёт атмосферу соревнования, рождает желание больше узнать. В подведении итогов принимают участие дети.

    Анализ показал, что дети, участвующие в игре, более осведомлены о профессиях на стройке, чем их сверстники из другого класса, называют больше инструментов, материалов, машин и др. Представляют интерес ответы детей после игры.

 Оксана: Игра- это веселье.

 Ира: Я узнала, что делает сварщик.

 Оля: Узнали о людях на стройке больше и какие нужны профессии.

Игорь: Так интересно играть. Хочется узнать кто победитель.

 Таня: Хочу походить на взрослых, которые трудятся.

   В группах продлённого дня можно предложить следующие ролевые игры: «Мы строители», «Что ты знаешь о профессиях своего края».

   Результаты работы детей в процессе игр - письменные сочинения о труде взрослых, рисунки, лепка, отзывы-карточки о прочитанных книгах, пословицы и др.- могут послужить хорошим материалом для организации уголков профориентации.

   Таким образом, игры обогащают младших школьников, пополняют их словарный запас, развивают познавательный интерес, трудолюбие, умение довести начатое до конца, расширяют представления о профессиях, что имеет большое значение для профориентации в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профессиональной ориентации в начальной школе "О профессии - Архитектор".

Данное занятие направлено на расширения кругозора младших школьников о мире профессий. Оно предназначено для обучающихся 4-х классов....

Профессиональная ориентация младшего школьника

В работе раскрыта сущность профориентации младшего школьника , дана диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий,выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-це...

Описание педагогического опыта "Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

Тема педагогического опыта: «Использование игровых технологий в профессиональной ориентации младших школьников»Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, в рационализа...

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

Социализация и профессиональная ориентация учащихся начальных классов с ОВЗ в соответствии с ФГОС

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок,...

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Об экологии мы говорим не только на уроках окружающего мира, но и на классных часах, на технологии и уроках изобразительного искусства и других....