Конспект урока окружающего мира "Времена Древней Руси" с презентацией 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока окружающено мира" Времена Древней Руси"с презентацией 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_k_uroku_vremena_drevney_rusi.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (3-й класс)
Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО?
Тип урока : урок изучения нового.
Цели:
- Ознакомить учеников с процессом образования Древнерусского государства.
- Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.
Оборудование : основное
учебник «Окружающий мир» 3 класс часть 2 (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др.)
рабочая тетрадь к учебнику;
вспомогательное:
презентация к уроку, компьютер, проектор.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 4 1 3 1 4 -Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека важно знать прошлое своей семьи, своего города, своей страны? -Что вы знаете о прошлом страны, в которой живёте? С какого периода началась её история?(Древняя Русь) Что хотите узнать? Запись на доске: Как и когда появилось государство? А что заинтересовало Анюту и Илюшу? (чтение учебника стр 28) На доске появляется запись: Сколько лет нашей стране ? -А что написано на реке времени? Что могло быть на территории России до IX века? Монах- летописец Нестор так задал эти вопросы:...Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала … Ученики высказывают различные точки зрения, среди которых могут быть и такие: а) страна с названием Русь, Россия появилась именно в IX веке, а до IX века она называлась по-другому; б) до IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было. – Ребята, давайте вспомним, что такое страна. (Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.) – А что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.) (Тема 3.) – Составим план урока.3 Учитель вместе с детьми составляет план. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5.Обобщать и классифицировать по признакам. 6.Ориентироваться на развороте учебника. 7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | 1 4 7 3 3 1 2 4 1. Работа с картами. – Рассмотрите карты. Что вы заметили общего на первой и второй карте? (Изображена одна и та же территория – Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород.) – Какое время изображено на картах? (Первая карта – до конца IX века, вторая карта – IX–XI века.) – Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей.) – Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? (Нет, так как в стране должны быть границы, столица, а у восточных славян этого не было.) – Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь.) – Обратимся к основным вопросам урока и версиям. Какая из версий подтвердилась? 2.Работа с учебником. – Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт? Ученики могут задать разные вопросы, которые можно объединить в блоки: 1) Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было? и т.д. 2) Как возникло государство Древняя Русь? 3) Как стали жить люди после IX века в едином государстве? -Где можем узнать? (Дочитывание стр 28) Расскажите, в каких местах жили наши предки? 3.Работа в группах.Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. Обсудите, как выбирались места для посёлков? (Посёлки строились около лесов по берегам рек. Лес даёт материалы для постройки жилищ,изготовления необходимых предметов, еду,дрова. Река-дорога и кормилица) 4.Работа со словарём. -Как назывались наши предки? Сравните значение слов в словаре (Восточные славяне- племена, которые в древности жили на территории нашей Родины) и на слайде. В чём разница? Какой вывод можем сделать? Чем отличается жильё славян от наших посёлков? – Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей? Что вас привлекает, а что нет в образе жизни восточных славян? 5.Работа с презентацией. Рассмотрите картинки на стр 29. Какая заинтересовала? - От чего зависела жизнь славян? (От природы) - Всё ли они могли объяснить? - О чём просили они своих богов? (С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги: Перун, Ярило. Долгое время одним из самых почитаемых на Руси языческих богов был Даждьбог (Ярило) – бог солнечного света, тепла и плодородия.Самые разнообразные духи населяли не только леса и воды (Леший, Кикимора, русалки). Известно немало домашних божеств, во главе которых стоял домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, подвешенном для него на печь. Если хозяева были старательны, домовой помогал им, а за лень наказывал бедой.) Есть ли среди ваших знакомых люди, поклоняющиеся древнейшим славянским богам – Перуну, Хорсу, Рожаницам и другим? (Скорее всего, ответ будет отрицательным. Можно сделать вывод, что вера в славянских богов практически утеряна. Лишь некоторые праздники несут в себе отголоски славянских обрядов. Вера в духов нашла отражение в произведениях устного народного творчества. (Сказки, поговорки, загадки, заклички.) 6. Работа в группах. На какой вопрос мы получили ответ? Что ещё нужно узнать? Как вы думаете, со всеми соседями славяне жили мирно? Обсудите, что бы вы предприняли для защиты от набегов соседних племен. Можно ли одновременно сражаться и заниматься хозяйством? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. Посмотрите, что сделали славяне. Что совпало? Кто стал Великим князем? (Чтение текста на стр 30) Все ли признаки государства мы теперь видим? Какой вывод сделаем? Совпадает ли он с авторским? (стр31) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 4 4 2 1.Работа в группах. – Давайте вернёмся к основным вопросам нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? –Теперь вы можете ответить на них? С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что история страны начинается со времени возникновения государства (когда появляются границы, столица, правительство, законы). До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад. 2.Работа в учебнике. – Прочитайте вопросы 1-4 после текста, выберите вопрос, на который вам хотелось бы ответить. 3.Работа в рабочей тетради. Выполнение соответствующих заданий рабочей тетради. Работа по формированию механизма самооценки. | Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: ответить на остальные вопросы на стр 31. В дополнительной литературе найдите материал о славянских богах, праздниках и т.д. Оформите этот материал в виде рисунков или коротких сообщений. | |
V. Итог урока. | 2 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....
Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"
Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26
Конспект урока "Окружающий мир" в 1 "Б" классе МОУ СОШ №26...
Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс
Конспекты уроков окружающий мир УМК "Гармония" 3 класс...
Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс
Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...