Урок "Семья. Родословная". 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Семья. Родословная", 1 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2013.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: «Окружающий мир», Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
Тема: «Семья. Родословная».
Тип урока: урок изучения нового.
Цель: формирование представления о семье, как ячейке общества, ее роли в жизни человека, влиянии семьи на человека.
Задачи:
предметные:
- создать условия для формирования у учащихся понятий родословная, семья, родственные отношения;
- содействовать ознакомлению с семьями одноклассников;
метапредметные:
-содействовать развитию у уч-ся УУД, необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений;
- способствовать развитию творческого мышления;
-способствовать развитию умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
личностные:
-содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- помочь учащимся осознать ценность совместной работы.
Учебные материалы:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 1 класса, ч.2. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011; толковые словари;
энциклопедическая и справочная литература;
слайдовая презентация.
Оборудовавание: ноутбуки учащихся для работы в группах с материалами для составления генеалогического древа (в случае отсутствия ноутбуков используется печатный раздаточный материал: схемы генtалогического древа, изображения членов семьи); карточки «Найди 7 отличий»; опорные слова, слайд –презентация песни «С чего начинается Родина», пословицы, генеалогическое древо Пушкиных, презентация о семье любого учащегося класса, музыка для релаксации, электронная физминутка, клубочек, нитки от него, кубики (на гранях отражается степень самостоятельности при выполнении работы:«Я могу сам», «Я затрудняюсь», «Я готов»).
Ключевые слова: семья, родословная, генеалогическое древо, семейные традиции.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | - Урок окружающего мира. Сегодня наши ученики постараются показать свою работу. Давайте, уважаемые коллеги, подбодрим первоклассников улыбками. Ребята, повернитесь ещё раз к гостям: все гости желают вам хорошей работы. И я желаю вам интересного урока. | Саморегуляция, как способ к мобилизации сил, к преодолению препятствий |
Актуализация знаний Игра Физминутка Практическая работа Подведение итогов. Рефлексия Игра «Клубочек добрых пожеланий» Физминутка | Звучит песня «С чего начинается Родина». Учитель: Родина – это страна, в которой мы живем. А как она называется? В народе говорят: -Почему так говорят? (Учитель помещает на доску слово Родина.) Но у каждого из нас есть малая родина - та, где каждый родился. родина -Как понимаете поговорку? родился - Мне очень нравится поговорка «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». -Как её понимаете? родители - Внимательно посмотрите на эти три слова: родина, родился, родители. Что общего в этих словах? (Все эти слова прикреплены на доску) -Посмотрите в словаре значение слова род. -Ваши бабушки, дедушки, как по маминой, так и по папиной линии – кто они для вас? родственники -Можем поместить это слово в группу данных слов? - Вы, ваши родители, бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки – все эти люди одного рода. -Что все они образуют? -Найдите в словарях объяснение значения слова РОДОСЛОВНАЯ. -Посмотрите, это родословная рода Пушкиных… - У меня для вас – сюрприз. В самом начале учебного года, когда вы только пришли в 1 класс, на занятиях проектной деятельностью мы пробовали рисовать генеалогическое древо семьи. Вот, что у вас получилось… (Работы А.Мориловой, С.Столярова, И.Гуровой) -Ученица нашего класса Ира Гурова подготовила рассказ о своей семье. Конечно, сделала она это вместе с родителями, ведь в семье принять помогать друг другу: взрослые заботятся о своих детях и помогают им, а дети стараются оказать посильную помощь взрослым. -Как назвать родственников, живущих вместе: маму, папу, родных братьев и сестер? - Предлагаю игру, которая так и называется «Моя семья». (Задаю вопросы ученикам: то мальчику, то девочке, передавая клубок.) Если я тебе мама, то ты мне...? - Давайте подведем итог: Кто относится к семье? Кого относят к родословной? «Делу – время, потехе – час». - Предлагаю отдохнуть. «Не сиди, сложа руки, да и не будет скуки», - говорят в народе. Вот и я вам предлагаю прислушаться к этой народной мудрости и поработать в группах. Попробуйте вместе, дружно в группе составить родословную семьи. Инструктаж - презентация «Есть идея!» Наш девиз: «Мы – группа, значит, мы способны действовать вместе!» Чтобы я, в случае необходимости сумела оказать вам помощь, прошу с помощью кубиков показывать степень выполнения работы («Я могу сам», «Я затрудняюсь», «Я готов»). Оказание консультативной помощи (по запросу учащихся) - Готовы? Представьте, пожалуйста, родословную вашей условной семьи. - Как видите, семья может быть разная – большая и совсем маленькая. Главное, чтобы семья была дружной, чтобы в семье уважительно относились ко всем членам семьи, и особенно – к старшему поколению: родителям, бабушкам и дедушкам. - Хочу рассказать вам одну притчу. В давние времена жила-была на свете одна семья. В ней царили любовь и согласие. Дошел слух об этой семье до правителя тех мест, и спросил он у главы семьи: - Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга? Тот взял бумагу и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист правителю. Посмотрел правитель и удивился: три слова были начертаны на бумаге: 100 раз любовь, 100 раз прощение и 100 раз терпение… - Как говорится: всё в наших руках… А у меня в руках клубочек. Давайте зарядим его волшебной силой… Скажем добрые пожелания всем семьям наших учеников, семьям наших гостей. А ниточки от клубочка возьмём домой. Пусть они оберегают наши семьи. Итак, начинаем… - Я хочу, чтобы в ваших семьях были любовь и согласие… (Передаю клубочек ученику) -Возьмите ниточки. Можно сделать из них закладку в книгу, повязать на любимую игрушку или просто положить в укромное местечко. А члены вашей семьи тоже могут зарядить эту ниточку своей волшебной силой – добрыми пожеланиями. -Предлагаю ещё одну игру. Игра называется «Аплодисменты». - Встаньте те, кто похож на папу… Аплодисменты! - Хлопните в ладоши три раза те, кто похож на маму… Аплодисменты! - Сядьте на корточки те, кто скучает по родителям, уезжая из дома… Аплодисменты! - Встаньте те, в чьей семье занимаются спортом… Аплодисменты! - Поставьте руки на пояс и сделайте наклоны влево и вправо те, у кого нет секретов от родителей… Аплодисменты! (К кому приходят друзья в гости, кто помогает родителям по дому, кто любит семью и дорожит ею …) – На этом наш урок подошел к концу. Хочется узнать ваше мнение об уроке. Что интересного вы узнали, чему научились? Поделитесь результатом своей работы на уроке, передавая друг другу клубок. -Давайте подумаем, чему нам надо научиться на следующем уроке? - Я благодарна вам за урок. Мне было интересно с вами вместе работать. «По работе и награда», - говорят в народе. У меня ещё одно интересное задание для вас! Игра «Семь отличий». | Слушают песню, смотрят слайд-презентацию - Россия, Российская Федерация. Высказывают своё мнение. Высказывают мнение. Высказывания учащихся. -Часть слова –корень -род-. (Учитель помещает это слово напротив слов Родина, родился, родители). Читают значение в словаре. Родственники. Высказывают мнение. Родословную. Нахождение и чтение толкования из словаря (в разных группах – разные словари: старинные и современные) Рассматривание слайдов (древо, герб рода Пушкиных). Смотрят слайды с изображением генеалогических древ. Рассказ ученицы с сопровождением слайд-презентации. - Семья. Дети берут клубок и отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения, озвучивают понятия. Выполнение физминутки на фоне песни о семье (слайдовая презентация) Смотрят и слушают инструктаж, по необходимости уточняют задание. Установка на совместную работу в группе. Самостоятельная практическая работа в группах с использованием индивидуальных компьютеров по составлению родословной с фиксацией степени выполнения работы. (Выполнение работы под спокойную русскую народную музыку) Представитель от каждой группы демонстрирует на смарт – доске родословную семьи, составленной группой по заданию. В случае необходимости учащиеся из группы оказывают помощь. Слушают притчу. Дети берут клубочек и высказывают свои пожелания семьям (Желательно, чтобы клубок коснулся всех детей). Берут ниточки. Анализируя, выполняют движения по заданию учителя. Дети называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, формулируют конечный результат своей работы на уроке, передавая клубок. Дети находят отличия и фиксируют их на индивидуальных листах, затем на слайде презентации. |
Использованная литература
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 1 класс, 2012.
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. С.П.Казачкова, М.С.Умнова. – М.: Планета, 2012.
Захарова С.Б. Урок-отчёт. Семья. Родословная. http://festival.1september.ru
Яндекс. Картинки.
Картинки с сайта http:www.cwer.ru/klipart risovanaya semya
http:www.nachalka.com
http://studuplay.ru
http://nsportal.ru
http://muzofon.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории в з классе по теме:"Моя родословная"
Пропедевтический курсначального исторического образования -3 класс, система Л.В.Занкова. На данном уроке дети знакомятся с такими понятиями, как "предок", "родословная", "поколение". Учатся составля...
Рабочая программа по нравственному воспитанию 1 класс "Моя родословная".
Программа внеурочной деятельности по нравственному воспитанию в 1 классе для изучения родословной и павил этикета....
Урок кубановедения в 3 классе «Моя родословная».
Цель:Приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России своего края, своей семьи. Помочь ребенку открыть для себя красоту и добро, заключенные в недрах родно...
Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...
Урок истории в 3 классе "Моя родословная"
•Аннотация• Я, Арсланова Римма Александровна, провела урок истории в 3 классе по теме «Моя родословная». На данном уроке были использованы информационно - компьютерные технологии, заготовл...
1 класс, исследовательская работа "Моя родословная".
1 класс, исследовательская работа "Моя родословная". Выступление на научно-практической конференции, 2012 г. Презентация работы на личном сайте https://sites.google.com/site/zapzpvdyvp/metodicesk...
"Моя родословная. Фамильный герб." 4 класс
Урок курса ОРКСЭ ("Основы светской этики"), 4 класс...