Водоёмы нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Голдырева Наталья Владимировна

урок "Водоёмы нашего края" 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodoemy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа

                             

Конспект урока по теме:

«Водоёмы нашего края»

А.А.Плешаков

Окружающий мир 4 класс

Школа России

                                                                 

Выполнила:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Голдырева Н.В.

 

2010 – 2011 уч.г.

   

Урок № 23

Водоёмы нашего края

Цель урока: сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.                          

Задачи:      

Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов, повторить схему реки.

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.         Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, понимать некоторые современные экологические проблемы; определять необходимые меры по охране природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающие.

Оборудование:  карта  области (края, республики), схема реки, учебники, тетради, АРМ, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент 
  2. Проверка знаний и умений

          Игра «Узнай меня».  (слайд – 1)

  • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.

                                                           (Гора.)

  • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина.

                                                            (Холм.)

  • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть.

                                                         (Террикон.)

  • Я - углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник.

                                                          (Балка.)

  • Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли.

                                                          (Овраг.)

     - Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними. (слайд – 2)

Овраги  образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.

 Маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву.

 Поперек оврага ставят плетни из   ивовых кольев и прутьев.

 По краям оврагов сажают деревья и   кустарники.                

- А теперь послушаем рассказ о красавице и гордости Урала, 

                  ( Рассказ сопровождается показом открыток, слайдов)

      Индивидуальная работа по карточкам

 Карточка 1 

Замените предложение, одним словом:

        - Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых (Терриконы)

       - Углубление, с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка)

       - Возвышенность, высотой от 200 до 500 метров. ( Холм)

       - Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров (Гора)

        - Углубление, с крутыми осыпающими склонами. (Овраг)  

   Графический диктант (слайд – 1)

Если вы согласны с высказыванием, пишите  знак +, если не согласны, то ставьте знак. -

     - Формы земной поверхности – это равнины и горы.

     - Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.

     - Терриконы – это горы,  созданные природой.

     - Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.    

     - Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.

     - Овраги и балки украшают поверхность родного края.

                  ( Ответ: + - -+ + -)

      2.  Сообщение темы и целей урока.     (слайд – 3-4)

- Сегодня мы отправимся туда,

                                     Где пресная плещется вода.

                                          Чтоб тему урока узнать,

                                           Кроссворд нам надо  разгадать!

                                      

  Вопросы к кроссворду:

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
  2. Место, где река берёт начало.
  3. Нижняя часть горы, холма.
  4. Есть у оврага, холма, горы.
  5. Самое тёплое море России.
  6. Форма поверхности.
  7. Вся территория поверхности разделена на природные …

  Ответы:  1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Чёрное море. 6.Холм. 7. Зоны

   Ключевое слово: ВОДОЁМЫ

На доске и в тетрадях тема урока: «Водоемы нашего края»

 3. Работа над новой темой

                                   Разгадайте, ребятки, такую загадку:

                                   Я и тучка, и туман, я – река и океан.

                                   Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.  (Вода)

   - Каким цветом, обозначена вода на карте? (Синим)

   - Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша земля? Почему?

              (синего, потому, что 2\3 земной поверхности занимает вода)

   - Одинакова ли, вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и солёная.)

   - Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)

   - Где вода солёная?

   - Какие водоемы вы знаете?

   - Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадях такую таблицу: (слайд – 1)

Водоёмы

Естественные

Искусственные

Река

Озеро

Море

Океан

Ручей

Канал

Водохранилище

Пруд

  - А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?

  - Назовите естественные водоёмы.

  - Перечислите искусственные   водоёмы нашего края.

  Ответы детей дополняются рассказом учителя.

 - На берегу, какой реки расположена столица нашей республики, а Звенигово?

   - Вспомните схему реки. Как называют место, где река берёт своё начало? Исток.

   - А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? Устье.

   - Что ещё имеет река? Притоки. Река течёт по руслу, у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

 - А как мы это узнаем? Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.

  - А теперь составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике.

Вывешивается плакат «Схема реки». Работа ведётся в парах с использование карты местности. После подготовки заслушиваются ответы. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.                    

  1. Физкультминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем,  глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

  1. Продолжение изучения новой темы

  -О какой роли водоёма была наша физкультминутка? Что мы делали?

  - А что вы ещё знаете о значении воды?

  - Да значение водоёмов велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у водоёма? Прочитайте в учебнике.

  - Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

  - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода,  очищается и используется снова.

  1. Закрепление  изученного.

 Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в парах. (слайд – 1)

Памятка

  1. Не бросай мусор в воду.
  2. Не оставляй мусор на берегу.
  3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Угадай-ка»

    - Какое значение в природе имеют водоемы?

7. Подведение итогов урока

   Выставление оценок.

 Домашнее задание. Создать мини проект об охране водоёмов и их обитателей.

Река Ай (Ay River) расположена на Южном Урале, являясь левым притоком реки Уфа. Исток реки расположен в болоте Клюквенное, которое находится в седловине между хребтами Уреньга и Аваляк, которые относятся к Южному Уралу. Начало реки Ай расположено в 2 километров в юго-западном направлении от заставы Южная и в 70 километрах в юго-юго-западном направлении от города Златоуст.

В верхнем течении река течет с северо-востока на юго-запад по Челябинской области. Ай протекает по территории Республики Башкортостан в направлении с юго-востока на северо-запад, минуя Салаватский, Кигинский, Мечетлинский и Дуванский районы. Место впадения реки Ай в реку Уфа находится в 392 километрах от устья.

Общая длина реки Ай около 549 километров, из которых она течет по Челябинской области примерно 271 километров, а 278 километров по площади республики Башкортостан. Падение уровня от истока до устья составляет 714 метров. Суммарная площадь бассейна реки составляет 15 тыс. кв. км.

Реку Ай сковывают льды в период с конца октября по апрель месяц, когда на реке начинается ледоход. Река сплавная. На берегах реки Ай раскинулись города Златоуст и Межевой Челябинской области. Уровень воды в реке регулируется двумя крупными водохранилищами и прудами.

Главные притоки реки Ай: Лемазы, Киги, Большая Арша, Куса, Большой Ик, Ик, Большая Сатка и Мелекес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " Водоёмы нашего края"

На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология....

Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"

Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...

Экологическое мероприятие.Водоёмы нашего края.

Предлагаю использовать для проведения внеклассного мероприятия....

Состояние и охрана воды в водоёмах нашего края.

Творческая работа ученика 4 класса Лицея №35 ОАО "РЖД" Пешкова Ильи....

Водоёмы нашего края. Урок + презентация.

Программа А.А.Плешакова. 4 класс. Урок с элементами краеведения ХМАО-Югры Тюменской области города Когалыма....

"Водоёмы нашего края"

Конспект "Водоёмы нашего края"...

Водоёмы нашего края.

Материал содержит презентацию . в которой рассказывается о водоёмах Кемеровской области....