Водоёмы нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по теме:
«Водоёмы нашего края»
А.А.Плешаков
Окружающий мир 4 класс
Школа России
Выполнила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Голдырева Н.В.
2010 – 2011 уч.г.
Урок № 23
Водоёмы нашего края
Цель урока: сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.
Задачи:
Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов, повторить схему реки.
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, понимать некоторые современные экологические проблемы; определять необходимые меры по охране природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.
Тип урока: комбинированный урок.
Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающие.
Оборудование: карта области (края, республики), схема реки, учебники, тетради, АРМ, презентация.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка знаний и умений
Игра «Узнай меня». (слайд – 1)
- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.
(Гора.)
- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина.
(Холм.)
- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть.
(Террикон.)
- Я - углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник.
(Балка.)
- Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли.
(Овраг.)
- Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними. (слайд – 2)
Овраги образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.
Маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву.
Поперек оврага ставят плетни из ивовых кольев и прутьев.
По краям оврагов сажают деревья и кустарники.
- А теперь послушаем рассказ о красавице и гордости Урала,
( Рассказ сопровождается показом открыток, слайдов)
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Замените предложение, одним словом:
- Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых (Терриконы)
- Углубление, с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка)
- Возвышенность, высотой от 200 до 500 метров. ( Холм)
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров (Гора)
- Углубление, с крутыми осыпающими склонами. (Овраг)
Графический диктант (слайд – 1)
Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак. -
- Формы земной поверхности – это равнины и горы.
- Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
- Терриконы – это горы, созданные природой.
- Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.
- Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.
- Овраги и балки украшают поверхность родного края.
( Ответ: + - -+ + -)
2. Сообщение темы и целей урока. (слайд – 3-4)
- Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
Вопросы к кроссворду:
- Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
- Место, где река берёт начало.
- Нижняя часть горы, холма.
- Есть у оврага, холма, горы.
- Самое тёплое море России.
- Форма поверхности.
- Вся территория поверхности разделена на природные …
Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Чёрное море. 6.Холм. 7. Зоны
Ключевое слово: ВОДОЁМЫ
На доске и в тетрадях тема урока: «Водоемы нашего края»
3. Работа над новой темой
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Каким цветом, обозначена вода на карте? (Синим)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша земля? Почему?
(синего, потому, что 2\3 земной поверхности занимает вода)
- Одинакова ли, вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и солёная.)
- Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)
- Где вода солёная?
- Какие водоемы вы знаете?
- Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадях такую таблицу: (слайд – 1)
Водоёмы | |
Естественные | Искусственные |
Река Озеро Море Океан Ручей | Канал Водохранилище Пруд |
- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?
- Назовите естественные водоёмы.
- Перечислите искусственные водоёмы нашего края.
Ответы детей дополняются рассказом учителя.
- На берегу, какой реки расположена столица нашей республики, а Звенигово?
- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берёт своё начало? Исток.
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? Устье.
- Что ещё имеет река? Притоки. Река течёт по руслу, у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.
- А как мы это узнаем? Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.
- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике.
Вывешивается плакат «Схема реки». Работа ведётся в парах с использование карты местности. После подготовки заслушиваются ответы. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.
- Физкультминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
- Продолжение изучения новой темы
-О какой роли водоёма была наша физкультминутка? Что мы делали?
- А что вы ещё знаете о значении воды?
- Да значение водоёмов велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у водоёма? Прочитайте в учебнике.
- Как взрослые и дети должны охранять водоемы?
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.
- Закрепление изученного.
Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Работа проводится в парах. (слайд – 1)
Памятка
- Не бросай мусор в воду.
- Не оставляй мусор на берегу.
- Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Угадай-ка»
- Какое значение в природе имеют водоемы?
7. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
Домашнее задание. Создать мини проект об охране водоёмов и их обитателей.
Река Ай (Ay River) расположена на Южном Урале, являясь левым притоком реки Уфа. Исток реки расположен в болоте Клюквенное, которое находится в седловине между хребтами Уреньга и Аваляк, которые относятся к Южному Уралу. Начало реки Ай расположено в 2 километров в юго-западном направлении от заставы Южная и в 70 километрах в юго-юго-западном направлении от города Златоуст.
В верхнем течении река течет с северо-востока на юго-запад по Челябинской области. Ай протекает по территории Республики Башкортостан в направлении с юго-востока на северо-запад, минуя Салаватский, Кигинский, Мечетлинский и Дуванский районы. Место впадения реки Ай в реку Уфа находится в 392 километрах от устья.
Общая длина реки Ай около 549 километров, из которых она течет по Челябинской области примерно 271 километров, а 278 километров по площади республики Башкортостан. Падение уровня от истока до устья составляет 714 метров. Суммарная площадь бассейна реки составляет 15 тыс. кв. км.
Реку Ай сковывают льды в период с конца октября по апрель месяц, когда на реке начинается ледоход. Река сплавная. На берегах реки Ай раскинулись города Златоуст и Межевой Челябинской области. Уровень воды в реке регулируется двумя крупными водохранилищами и прудами.
Главные притоки реки Ай: Лемазы, Киги, Большая Арша, Куса, Большой Ик, Ик, Большая Сатка и Мелекес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок " Водоёмы нашего края"
На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/08/picture-31086.jpg)
Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"
Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...
Экологическое мероприятие.Водоёмы нашего края.
Предлагаю использовать для проведения внеклассного мероприятия....
Состояние и охрана воды в водоёмах нашего края.
Творческая работа ученика 4 класса Лицея №35 ОАО "РЖД" Пешкова Ильи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-110114-1420196784.jpg)
Водоёмы нашего края. Урок + презентация.
Программа А.А.Плешакова. 4 класс. Урок с элементами краеведения ХМАО-Югры Тюменской области города Когалыма....
"Водоёмы нашего края"
Конспект "Водоёмы нашего края"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/29/picture-133091-1364570856.jpg)
Водоёмы нашего края.
Материал содержит презентацию . в которой рассказывается о водоёмах Кемеровской области....