Мир голубой и зеленый
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Семенова Галина Николаевна

Внеклассное занятие об окружающей природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мир голубой и зеленый44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок _9

Тема: «Мир голубой и зеленый».

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного и животного мира; развивать познавательную активность учащихся; приобщать детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

Оборудование: иллюстрации растительного, животного мира, аудиозапись «Звуки леса», слайды растительного мира России.

Ход урока.

I.Актуализация знаний.

  1. Звучит аудиозапись «Звуки леса»

 - Ребята, послушайте запись и скажите, в каком удивительном мире мы                  побываем сегодня на уроке?
- Что вы услышали?

  1. Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение на фоне лирической мелодии:


Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

– Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце…(демонстрация слайдов)

- Каким словом можно назвать этот удивительный мир? (Природа)

- Молодцы, ребята. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее.

- Как вы думаете, почему?

- У писателя К. Г. Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

- Хотите побывать сегодня на уроке  в удивительном мире природы?

(Учитель открывает тему урока «Мир голубой и зеленый»)

II Открытие новых знаний.

1. (Учитель выставляет на демонстрационный стол глобус.)

- Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – какой? (Голубой).

- Как вы думаете, почему?

- Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять.

                                            (Вода)

- Голубой краской изображена на глобусе вода, все моря и океаны нашей  планеты.

- Чего больше на поверхности Земли – воды или суши?

- Послушайте стихотворение, скажите, откуда пришла вода и во что она превращалась.

     

    Спросил на днях                                      

Малыш соседа                                          

У струйки,

Льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека,

Из океана!

Потом малыш гулял в лесу,

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь,

И я из океана!

- Ты газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шепот:

- Знай, малыш,

И я пришла из океана.

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты?

Ты кто такой?

- И я,

Дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

- Для чего нужна вода?

- Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода солёная. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: «Водичка, водичка, умой моё личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»?

- Конечно, говорится о чистой воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете осталось не так уж много, её надо беречь. А как?

2.Игра «Узнай меня»

Учитель включает аудиозапись различных звуков воды, учащиеся должны узнать, где в природе встречаются эти звуки:

  • родничок;
  • плеск воды в пруду;
  • речной поток;
  • морской прибой.

3.На доске записана пословица: «Где вода, там и жизнь»

- Прочитайте восточную пословицу, как вы понимаете её?

- Молодцы, ребята. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле. Вода имеет большое значение в жизни всего живого. Она содержится в любом растении, животном, а так же в организме человека.

- Большую часть нашей планеты занимает вода. Поэтому, чтобы быть более точным, ее нужно бы назвать не земным, а водным шаром!

4. Физминутка.

Встану вместе с солнышком,

К лесу – час ходьбы.

Там, в траве под листьями

Ждут меня грибы.

Здравствуй, Лес Берёзович!

Здравствуй, Дуб и Клён!

А тебе, Боровичок,

До земли поклон.

5.Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.

 - Может ли обойтись без воды растительный мир?

- Каким цветом обозначается он на карте?

(Демонстрация слайдов. Звучит аудиозапись звуков леса)

- Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, таёжные дебри.

- Лес – это зелёный наряд нашей планеты. Почему?

- Для чего нужны растения?

- Растения – это особое царство природы, которое поддерживает жизнь на земле. Леса называют лёгкими нашей планеты, потому что они выделяют огромное количество кислорода, очищают воздух, которым мы дышим.

- Почему говорят, что лес – это наше богатство?

- Действительно, лес богат древесиной, лекарственными растениями, вкусными ягодами.

Учитель показывает иллюстрации растений, ученики называют их и распределяют растения по группам.

Дуб, сосна, берёза – деревья.

Смородина, малина, крыжовник – кусты.

Подорожник, крапива, одуванчик – травы.

- С ранней весны и до поздней осени в лесах появляется много цветов, которые радуют нас своей нежной красотой, удивительными ароматами. Только растаял снег, а в лесу распускаются… Отгадайте, о чём речь в загадках?

а)Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

б)Есть один такой цветок –

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)

в)Эй, звоночки,

Синий цвет,

С язычком,

А звону нет. (Колокольчик)

г)Даже ночью муравьишко

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш)

- Прекрасен мир живой природы, а мы - часть его.

Игра «Великаны и лилипуты»

Переход к разделу ( перейти «В стране дремучих трав»)

 IV Итог урока

- Здравствуй, природа! Здравствуйте моря и реки! Здравствуй, животный и растительный мир!

 - Если бы человек каждый день так здоровался не только с людьми, но и со всем живым миром, может, до сих пор на земле жили бы те животные и растения, которых мы больше не увидим никогда.

Звучит аудиозапись звуков леса.

- Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И чудеса нам эти дарит природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра.

Рефлексия.

На доске записаны выражения:

Я благодарен лесу за …

Я говорю спасибо лекарственным растениям, потому что …

Я обещаю беречь …, потому что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В голубом царстве - подводном государстве

О сокровищах в морских глубинах...

Голубь. Оригами.

В работе представлены этапы складывания голубя....

Презентация коллективного творческого проекта "Голубая капелька воды".

Коллективный творческий проект "Голубая капелька воды" расширяет представления детей о воде, обогащает знаниями о воде и ее использовании, прививает бережное отношение к водным богатствам. В стихотвор...

Презентация "Голубая, капелька воды" (мультимедийный вариант).

Презентация "Голубая капелька воды" в мультимедийном варианте дополняет презентацию коллективного творческого проекта под таким же названием, которая была представлена ранее. Цели данных проектов : 1)...

"Голубая планета"

Урок окружающего мира во  классе...

Устный экологический журнал "Сохраним планету голубой и зеленой"

Цель: Помочь учащимся понять, что такое экология сегодняшнего дня, какое значение она имеет в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира.Задачи: - Раскрытие ...

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...