Мир голубой и зеленый
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок _9
Тема: «Мир голубой и зеленый».
Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного и животного мира; развивать познавательную активность учащихся; приобщать детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
Оборудование: иллюстрации растительного, животного мира, аудиозапись «Звуки леса», слайды растительного мира России.
Ход урока.
I.Актуализация знаний.
- Звучит аудиозапись «Звуки леса»
- Ребята, послушайте запись и скажите, в каком удивительном мире мы побываем сегодня на уроке?
- Что вы услышали?
- Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение на фоне лирической мелодии:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце…(демонстрация слайдов)
- Каким словом можно назвать этот удивительный мир? (Природа)
- Молодцы, ребята. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее.
- Как вы думаете, почему?
- У писателя К. Г. Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.
- Хотите побывать сегодня на уроке в удивительном мире природы?
(Учитель открывает тему урока «Мир голубой и зеленый»)
II Открытие новых знаний.
1. (Учитель выставляет на демонстрационный стол глобус.)
- Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – какой? (Голубой).
- Как вы думаете, почему?
- Отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.
(Вода)
- Голубой краской изображена на глобусе вода, все моря и океаны нашей планеты.
- Чего больше на поверхности Земли – воды или суши?
- Послушайте стихотворение, скажите, откуда пришла вода и во что она превращалась.
Спросил на днях
Малыш соседа
У струйки,
Льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь,
И я из океана!
- Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана.
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты?
Ты кто такой?
- И я,
Дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
- Для чего нужна вода?
- Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода солёная. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: «Водичка, водичка, умой моё личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»?
- Конечно, говорится о чистой воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете осталось не так уж много, её надо беречь. А как?
2.Игра «Узнай меня»
Учитель включает аудиозапись различных звуков воды, учащиеся должны узнать, где в природе встречаются эти звуки:
- родничок;
- плеск воды в пруду;
- речной поток;
- морской прибой.
3.На доске записана пословица: «Где вода, там и жизнь»
- Прочитайте восточную пословицу, как вы понимаете её?
- Молодцы, ребята. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле. Вода имеет большое значение в жизни всего живого. Она содержится в любом растении, животном, а так же в организме человека.
- Большую часть нашей планеты занимает вода. Поэтому, чтобы быть более точным, ее нужно бы назвать не земным, а водным шаром!
4. Физминутка.
Встану вместе с солнышком,
К лесу – час ходьбы.
Там, в траве под листьями
Ждут меня грибы.
Здравствуй, Лес Берёзович!
Здравствуй, Дуб и Клён!
А тебе, Боровичок,
До земли поклон.
5.Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.
- Может ли обойтись без воды растительный мир?
- Каким цветом обозначается он на карте?
(Демонстрация слайдов. Звучит аудиозапись звуков леса)
- Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, таёжные дебри.
- Лес – это зелёный наряд нашей планеты. Почему?
- Для чего нужны растения?
- Растения – это особое царство природы, которое поддерживает жизнь на земле. Леса называют лёгкими нашей планеты, потому что они выделяют огромное количество кислорода, очищают воздух, которым мы дышим.
- Почему говорят, что лес – это наше богатство?
- Действительно, лес богат древесиной, лекарственными растениями, вкусными ягодами.
Учитель показывает иллюстрации растений, ученики называют их и распределяют растения по группам.
Дуб, сосна, берёза – деревья.
Смородина, малина, крыжовник – кусты.
Подорожник, крапива, одуванчик – травы.
- С ранней весны и до поздней осени в лесах появляется много цветов, которые радуют нас своей нежной красотой, удивительными ароматами. Только растаял снег, а в лесу распускаются… Отгадайте, о чём речь в загадках?
а)Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
б)Есть один такой цветок –
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
в)Эй, звоночки,
Синий цвет,
С язычком,
А звону нет. (Колокольчик)
г)Даже ночью муравьишко
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш)
- Прекрасен мир живой природы, а мы - часть его.
Игра «Великаны и лилипуты»
Переход к разделу ( перейти «В стране дремучих трав»)
IV Итог урока
- Здравствуй, природа! Здравствуйте моря и реки! Здравствуй, животный и растительный мир!
- Если бы человек каждый день так здоровался не только с людьми, но и со всем живым миром, может, до сих пор на земле жили бы те животные и растения, которых мы больше не увидим никогда.
Звучит аудиозапись звуков леса.
- Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И чудеса нам эти дарит природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра.
Рефлексия.
На доске записаны выражения:
Я благодарен лесу за …
Я говорю спасибо лекарственным растениям, потому что …
Я обещаю беречь …, потому что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В голубом царстве - подводном государстве
О сокровищах в морских глубинах...
Голубь. Оригами.
В работе представлены этапы складывания голубя....
Презентация коллективного творческого проекта "Голубая капелька воды".
Коллективный творческий проект "Голубая капелька воды" расширяет представления детей о воде, обогащает знаниями о воде и ее использовании, прививает бережное отношение к водным богатствам. В стихотвор...
Презентация "Голубая, капелька воды" (мультимедийный вариант).
Презентация "Голубая капелька воды" в мультимедийном варианте дополняет презентацию коллективного творческого проекта под таким же названием, которая была представлена ранее. Цели данных проектов : 1)...
"Голубая планета"
Урок окружающего мира во классе...
Устный экологический журнал "Сохраним планету голубой и зеленой"
Цель: Помочь учащимся понять, что такое экология сегодняшнего дня, какое значение она имеет в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира.Задачи: - Раскрытие ...
Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"
Данное занятие посвящено памяти героев Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...