Урок окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Матвеева Ириночка Юрьевна

 Урок по теме "Мы заняты разным делом" 1 класс система Л.В.Занкова. Материал урока способствует расширению знаний учащихся о профессиях, вызывает интерес школьников к познанию мира профессий; создает условия для  развития у учащихся умения самостоятельно размышлять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_professii_moy_na_konkurs_1.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия по курсу «Мы и окружающий мир»

в рамках развивающего обучения младших школьников

по системе Л.В.Занкова

И.Ю.Матвеева, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма»

Предмет: окружающий мир, 1класс

Раздел: «Мы – часть окружающего мира»

Тема: Мы заняты разным делом

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма проведения: урок-путешествие

Педагогическая цели урока: 

- расширить знания учащихся о профессиях, формировать интерес школьников к познанию мира профессий.

- создать условия для  развития у учащихся умения самостоятельно размышлять как основы познавательной активности младших школьников, развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся;

Планируемые предметные результаты:

Учащийся научится: называть разные профессии, результаты и качества людей, занятых разным делом.

Получит возможность научиться: определять знания, необходимые для человека, занимающего тем или иным трудом; определять зависимость человека от окружающего мира.

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Учащийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Учащийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материаломпри сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Учащийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование: мультемедийный терминал; презентация «Мир профессий»; карточки с названием профессий, раздаточные карточки с кроссвордами; выставка творческих работ учащихся - фотовыставка «Мир профессий моих родителей», книжки-самоделки о профессиях; лист-заготовка (воздушный шарик) для выполнения творческой работы.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

У*.На предыдущих уроках мы с вами путешествовали по…?

Д. По глобусу и карте

У. Сегодня мы тоже отправимся в путешествие по стране…,название которой вы должны отгадать и назвать в ходе урока.

На доске: Путешествие в страну

* Условные обозначения:

У – учитель;

Д – учащиеся.

У. Прослушайте сказку Е. Пермяка «Маркел-Самодел»

У. Что же зародилось на земле?

У. Давайте попробуем дать объяснение слову ремесло

Ответы детей.

У. Для ремесла характерно применение простых орудий труда. 

Трудовая деятельность по изготовлению изделий ручным способом.  

Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий (господствовавшее до появления крупной машинной индустрии).

У. давайте представим себе те далёкие времена, о котором говорится в сказке. Заглянем в простую русскую избу: за гончарным кругом сидит гончар.

У. Кто такой гончар?

Д. Это человек, который из глины делает посуду.

У. Гончар из глины мастерит кувшины, миски и другую утварь. Людям его изделия очень нравятся и их охотно покупают. Ещё говорят изделия, пользуются спросом. Гончар решает открыть лавку по изготовлению и продаже своих изделий (горшков, мисок и т.д.), ему нужны помощники для изготовления большего количества глиняной посуды, поэтому он набирает себе учеников, которых обучает своему мастерству и, которые в дальнейшем  тоже изготавливают глиняную посуду.  Вот так зародилось производство.

В те далёкие времена производство было не большим (мелким)

У. Где сейчас развивается производство?

Д. Сейчас производство развивается на фабриках и заводах.

В наше время, где работают сейчас гончары?

Где изготавливают посуду?

На керамических, фарфоровых заводах.

Просмотр презентации «Мир профессий».

У. У нас в городе Надыме тоже есть свой керамический цех, в котором изготавливают глиняные сувениры.

В доме творчества ведется кружок, где ребят учат работать с глиной ,и вы можете тоже посещать эти занятия.

У. Вернёмся к нашему гончару. Он  обучал подмастерий работать с глиной, т.е. учил гончарному ремеслу, а в наше время, когда обучение идет в институтах, техникумах мы приобретаем что?

Д. Профессию

У. Давайте попробуем дать объяснение этому слову

Профессия (от латинского объявляю своим делом) род трудовой деятельности требующий определенной подготовки.

У.  В какую же страну состоится наше путешествие?

Д. В страну профессий.

III. Этап усвоения новых знаний

У. Назовите древнейшие виды труда.

Что вы о них знаете?

Д. Пахарь, хлебороб, пекарь, врач-знахарь, охотник, рыболов и т.д.

У. Давайте углубим свои знания о некоторых из них.

У. Послушайте, что гласит легенда.

Когда было окончено строительство Иерусалимского храма, царь устроил пир, где решил прославить строителей. Лучшего из них он обещал на время пира посадить на свой трон.

«Кто из вас достоин высокой чести?»- спросил царь.

Недолго совещались каменщики, гранильщики, плотники, землекопы.

«Кузнец» - без его инструмента, никто не смог бы и фундамента храма воздвигнуть    

У. Что вы знаете о профессии кузнеца?

В старину кузнец вызывал великое уважение. Свои секреты кузнецы берегли свято.

Загорятся горны, застучат молоты, выковывающие тонкие изящные подковы, топоры, обручи, замки и дверные ручки – многие необходимые вещи.

У. Кто знает, где и как работают кузнецы в наше время?

Просмотр презентации «Мир профессий».

На заводах кузнецы работают на молотах и прессах самых современных конструкций. Ковка идёт с помощью механизмов ЭВМ. Кузнец должен быть технически грамотным.

Чтение и обсуждение учащимися пословиц.

Дело знатоку, железо кузнецу.

Чтобы стать кузнецом – надо ковать.

У. Услугами кузнеца пользовались и чабаны и пастухи.

В чём заключается работа этих людей?

У. А у нас на севере как называются люди, которые выполняют эту работу? Почему?

Д. Оленевод.

У. В чём заключается  их работа?

Труд очень тяжёлый. Обычно эти люди добрые, трудолюбивые. Рано встают, поздно ложатся.

Просмотр презентации «Мир профессий».

У. Из чего изготавливают шубы, дублёнки?

У. Кто знает, как называется ремесло и человек, который занимается выделкой кожи?

 Кожевник – кто это?

Это профессия человека, который занимается выделкой кожи для сапог, шуб, туфлей. А какие только сорта не отличают кожевники: тяжелая и лёгкая кожа для подошв, кожа шорная блестящая, кожа сапожная, кожа лакированная. И чтобы добыть нужный сорт, необходимо применить свои, строго определенные технологические и прочие тонкости.

Когда ещё не было простейших машин, кожевенное дело представляло собой очень тяжёлый и долгий цикл сложных операций.

Неудачную кузнечную поделку можно отправить в горны и переплавить. С кожей так не обернёшься.

У. Как профессия пастуха связана с профессией кожевника?

Что происходило с готовыми изделиями из кожи?

Д. Их продавали.

У. Кто?

Д. Продавец

У. Приказчик

Приказывал не он, а ему. Например: отнеси аршин холста в дом графини Ряжской.

Человек из магазина был мастером своего дела. Он помнил десятки заморских товаров, мог подобрать вкусную снедь к праздничному столу. Он умел работать быстро, ловко, безмолвно. А если кто-то сомневался в его профессиональной эрудиции ,он мог прочесть целую лекцию о том, как завязать галстук 12 способов: для деловых встреч, для банкета, для бала, прогулки и т.д.

Проведение физкультминутки.

Изобразите кузнецов, рыболовов, канатоходцев, жонглёров.  

У. Какие профессии появились сравнительно недавно?

Дети перечисляют профессии.

У. Расскажите о профессиях своих родителей.

У. Какие востребованы  профессии у нас  на севере?

Нефть недаром называют «кровью земли», «чёрным золотом». С древних времён человек собирал её в местах естественных выходов и на поверхности и использовал для лечебных целей, а иногда и для топлива. Летопись донесла до наших дней, что ещё в четвёртом веке до нашей  эры предки азербайджанцев поклонялись горящим естественным выходам нефти и газа, строили в этих местах специальные храмы.

Если в семье  есть несколько человек, которые занимаются одним и тем же делом, то говорят, что в семье образовалась трудовая династия.  

«Династия» греческое слово, его употребляют в том случае, когда хотят сказать о тружениках, передающих из рода в род своё мастерство.

IV. Закрепление новых знаний

Самостоятельная работа школьников  в микрогруппах за компьютером.

Учащиеся  отгадывают кроссворды.

Проверка самостоятельной работы

У. Какие слова у вас получились?

У. Составьте из них предложение.

Все работы хороши, выбирай на вкус!

У. Как понимаете эту пословицу?

Выразительное чтение учащимися стихотворений

Учитель щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни:

Терпенью, чтению, счёту и письму,

И верности родной отчизне

Нелегко снимать зверей

Заяц просит: « Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немного,

Что увидит снимок кошка»,

«Уколю»,- грозится ёж, -

«Если снимка не пришлёшь»

Токарь склонился над умным станком.

Тонкая струйка бежит ручейком.

Шуршат по дорогам весёлые шины

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове – важные, срочные грузы;

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шофёров трудна и сложна,

Но как она людям повсюду нужна

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

 Чтобы новые леса поднимались в небеса.

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий!

Как быстрый конь несётся по рельсам тепловоз,

Всё ближе раздаётся весёлый стук колёс.

Зелёные вагоны на солнышке горят.

В кабине застеклённой сидит мой старший брат.

Со свистом поезд мчится, не сможешь опоздать.

Я стану машинистом!

А ты кем хочешь стать?

У. Кем бы вы хотели стать? Нарисуйте на своих воздушных шариках, а мы постараемся отгадать вашу профессию.

Дети рисуют свою будущую профессию.

Поверка творческой работы

Ученик показывает свой шарик с рисунком, а одноклассники определяют, кем он хочет стать в будущем.

У. Какие качества необходимы людям разных профессий?

Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Очень важно, чтобы работа приносила удовлетворение.

Современный труд требует не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно.

В нашей стране только рабочих профессий свыше 5000. Кроме того, имеется большое количество специальностей и должностей служащих.

У. Какие качества необходимы вам ученикам?

С юных лет воспитывай у себя трудолюбие. На уроках технологии овладевайте элементарными приёмами ручной обработки разных материалов.

Чтение и обсуждение пословиц

Ничто в жизни не достаётся без большого труда. Гораций

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

V. Итог урока

У. По какой стране мы сегодня путешествовали?

У. Что нового узнали на уроке?

У. Что на уроке было для вас главным, интересным?

Рефлексия

У. О чём заставил задуматься наш сегодняшний урок?

Вы хорошо рассказывали о профессиях. Со временем вы ещё больше узнаете о них. Для того, чтобы выбрать профессию вам ещё надо многое узнать и постараться подготовить себя к будущей профессии.

У. Кто будет стараться подготовить себя к будущей профессии?

У. Молодцы!

И помните слова из сказки: «Разные руки по-разному хватки, во всякой голове свои задатки. Так и живите. Так и детям- внукам – наказывайте».

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании

Нарисуйте рисунки, какими вы представляете себя через 20 лет.


ПРИЛОЖЕНИЕ I

Сказка Е.Пермяка «Маркел-Самодел»

Давнее давнего это было. Жил в те незапамятные времена Мартя-Самодел. Всё делал сам. Пашню пахал, железо ковал. Домницы ставил, руду в них плавил. Рыбу ловил, на охоту ходил, И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую работу справляла. Лён пряла, холсты ткала, кожи красила-мяла, одёжу-обуву шила. Жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.

Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли Маркеловичи-Самоделовичи.

Только стал замечать Маркел, что набольший сын пуще других к пашне тянется и та же земля у него лучше родит, а второй сын от наковальни не отходит и до того славно куёт, что и Маркел так не ковал. Тоже и третий сын Сазон Маркелович-Самоделович всё может, а рыбу-зверя лучше других промышляет. Подрос и четвёртый сын, Платон Маркелович. И так-то он к топору пристрастился, что каждому брату срубил по избе, каждой сестре — по терему.

Видит Маркел, что и дочери у них в отца-мать уродились, в каждой из них трудовая жилка-живинка бьётся, одна одёжу шьёт — залюбуешься, вторая холстину ткёт — не надивуешься. У третьей посуда в руках улыбается. Какой горшок-чашку ни слепит — всем весело.

Задумался над этим Маркел-Самодел, долго думал. А когда пришло время Маркелу-Самоделу со своей семьёй навечно прощаться, созвал всех и напутствует:

— Дети мои! Вижу я, что из всех дел каждый в своём умел. Значит, разные руки по-разному хватки, во всякой голове — свои задатки. Так и живите. Так и детям-внукам наказывайте...

Умер Маркел. Разделили сыны-дочери между собой отцовский труд. А отцовское хозяйство не распалось. Каждый хоть и сам по себе — своим домом живёт, а свою работу для всех делает. Один сын для всех пашет и сеет. Другой — для всех железо куёт, руду плавит. Третий — в лесу промышляет, братьев-сестёр в меха одевает. И дочери так же — кто сукна ткёт, кто кожи мнёт, овчины квасит. Тоже для всех.

Мастера, мастерицы на земле появились. Ремёсла зародились. Лучше люди зажили.


ПРИЛОЖЕНИЕ II

Вопросы:

1. Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота —

Всех отвозить па утрам на работу.

2. Мы в саду с тобой весь день

И идём с тобой везде.

С нами много там играешь,

Поёшь песни, сказки читаешь.

3. Бывает же работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши.

4. В этой фамилии спряталось название профессии:

Ст рал ужин.

5. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он —...

6. В этой профессии спряталось слово "бух" (Подсказка: людям этой профессии приходится много считать).

7. Кто в дни болезней Всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

8. Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

на всё смотреть и всё запоминать

И всё родное, русское любить.

9. То, что необходимо парикмахеру.

Слова для справок:

Бухгалтер. Воспитатель. Доктор. Водитель. Ножницы. Артист. Журналист. Милиционер. Учитель.

Вопросы

По горизонтали:

1. С огнём бороться мы должны,

Мы — смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы ?

2. Подумай, что за профессия:

дож + хик + ну = ?

4. В этой фамилии спряталось название профессии: Ретаревин.

5. То, что необходимо швее.

(Подсказка: одноглазая старуха узоры вышивает).

6. Скажи, кто так вкусно

     Готовит щи капустные,

     Пахучие котлеты,

     Салаты, винегреты,

     Все завтраки, обеды?

7. Его приходу каждый рад, Когда на кухне водопад.

8. То, что необходимо врачу. (Подсказка: я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать).

9. Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, А всего нужней сноровка!

По вертикали:

3. Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать.

Слова для справок:

Художник. Градусник. Повар. Пожарный. Иголка. Слесарь. Ветеринар. Водопроводчик.   Учитель.

Вопросы:

По горизонтали:

1. Кто пасёт овец и коз

   Там, где луг травой зарос?

2. Наведём стеклянный глаз,

    Щёлкнет раз — и помнит вас.

3. Кто у постели больного сидит?

    И как лечиться, он всем говорит;

    Кто болен — он каши предложит принять,

    Тому, кто здоров, — разрешит погулять.

5. Ночью, в полдень, на рассвете

    Службу он несёт в секрете.

    На тропе, на берегу,

    Преграждая путь врагу.

6. Работница швейной фабрики.

7. Он строит дома,

    Он строит мосты,

    Что за профессия?

    Ты назови.

8. В этой фамилии спряталось название профессии: Тарихтерко.

9. На что ни взглянет этот глаз —

    Все картинки передаст.

По вертикали:

4. Подумай, что за профессия:

икс + ра + та = ?

Слова для справок:

Строитель. Фотоаппарат. Пастух. Врач. Швея. Архитектор. Фотограф. Пограничник. Актриса.

Вопросы:

По горизонтали:

2. Он не летчик, не пилот.

    Он ведёт не самолёт,

    А огромную ракету,

    Дети, кто, скажите, это?

3. Есть с вас в квартире робот,

    У него огромный хобот.

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер ТУ.

   Он охотно пыль глотает,

   Не болеет, не чихает.

4. Подумайте, что за профессия: лаб + ри + ена = ?

5. Станет палочкой махать,

    Станет музыка играть.

6. Вот на краешке с опаской

    Он железо красит краской.

    У него в руках ведро,

    Сам расписан он пестро.

8. Мастер, мастер, помоги —

    Прохудились сапоги.

    Забивай покрепче гвозди —

    Мы пойдём сегодня в гости.

9. Лучше, друг мой, Здесь не стой-ка. Потому что это...

По вертикали:

1. В этой фамилии спряталось название профессии: Рихпамарех.

7. То, без чего не обойдутся на стройке. (Подсказка: начинает он копать, заменяет 100 лопат).

Слова для справки:

Сапожник. Пылесос. Маляр. Дирижёр. Космонавт. Балерина. Стройка. Экскаватор. Парикмахер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...

Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова

Тема урока "Живая природа. Животные"...

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"

В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....