КВН по окружающему миру в 3 классе "В гости к лесному царю"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Методичекая разработка к внеклассному мероприятию по окружающему миру в 3 классе. КВН "В гости к лесному царю".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasova_o.v._konspekt.docx | 214.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
( КВН по окружающему миру в 3 классе)
Работу выполнила:
Красова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №68 им.Долгих Н.И.
города Тулы
Цели и задачи мероприятия:
- Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.
- Учить детей бережно относиться к природе.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Развивать артистичность, художественный вкус.
Оформление зала, оборудование:
- Выставка “Кладовая Леса” (детские рисунки, поделки и сочинения о природе.)
- Плакаты «Лес - наше богатство», «Берегите лес!», «Лес - чудесное творение природы»
- Плакат с изображением лесного царя, картинки с изображением солнца, цветов, бабочки, грибов, жуков, сороки
- «Запретные знаки»
- Музыкальные композиции: песни, пение птиц, журчание ручья, шелест деревьев
- Эмблемы участников команд
- Гербарий из веточек деревьев
- Цветик - многоцветик с вопросами
- Жетоны для команд за правильные ответы
Действующие лица:
Ведущий, 2 команды-участницы по 5 человек, посланцы лесного царя, Кикимора Болотная, Доктор Айболит, Лиса.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята, за окнами весна, светит солнышко, у всех радостное настроение. Поэтому сегодня на занятии мы совершим путешествие.
- А куда отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Танечку – черникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой. (Лес)
- Да, мы отправимся в лес. Что же такое лес? Однажды художник решил нарисовать лес. Он взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Художник остался очень доволен.
Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стоял какой-то старичок - Лесовичок. Он сказал: «Лес – это не только деревья».
- Ребята, давайте оживим наш лес.
(Дети отгадывают загадки. Отгадки - рисунки закрепляют на доске.)
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...
Ответ (солнце)
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...
Ответ (тучи)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
Ответ (Гриб)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (цветы)
В ярком платье модница –
Полететь охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – ожидает. (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю натружусь. (Жук)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У ствола грызет кору. (Заяц)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (дятел)
- Вот теперь мы можем отправиться в лесное царство.
II. Ведущий читает указ:
- Всем моим слугам верным, всем, кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили птицы и звери, да букашки малые, чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон и мое приглашение на праздничный
КВН к лесному царю.
III. Представление команд.
Выходят команды и по очереди загадывают друг другу загадки про название своей команды
1 команда (колокольчик)
- В названии нашей команды – полевой цветок голубого цвета. В народе его называют по-разному: балаболка, звонец, бубен, но во всех названиях звучит любовь к нему.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
-Догадались, как называется эта команда?
КОЛОКОЛЬЧИК
Колокольчик я, цветок,
Синий, белый лепесток.
Пусть я ростом невысок,
Но звонок-громок голосок.
И сейчас я прозвоню,
как всех вас, друзья, люблю!
2 команда (малинка)
- В названии нашей команды душистая и сладкая ягодка темно-красного цвета. Эта ягодка состоит из маленьких частей, как бы скрепленных между собой. От слова маленький и образовалось название этой ягоды.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ...
(малиной)
IY. Конкурс «Бывалые туристы»
Ведущий: Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно?! Но туристом быть не просто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас проверим. Каждая команда получает набор карточек и выберет только те предметы, которые необходимы в походе. За правильные ответы получите жетоны.
Слова на карточках: компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, будильник, пакет для мусора, консервы, зонтик, кошка, ролики, коньки, зубная паста, миска, котелок, коробка конфет, утюг, теннисные ракетки.
Y. Входят слуги лесного царя
- Добры молодцы и красны девицы! Прослышал про вас царь лесной и прислал нас за вами. К лесному царю ведут нелегкие пути-дороги. На дорожках этих козни и каверзны всякие, да трудности разные! Тут и пригодятся вам ваши знания.
Ведущий: « А прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу. Чего нельзя делать в лесном царстве?» (Команды по очереди называют правила поведения и получают жетон за правильный ответ, на экране появляются «Запретные знаки» - не рвать цветы, не стрелять из рогатки, помогать птицам, не портить деревья, не уничтожать грибы, даже ядовитые, не шуметь в лесу, не вырубать деревья, не оставлять мусор, громко не петь)
Ученик читает стихотворение:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, и почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять, Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь – в путь! Нас с вами встречает болотная Кикимра.
YI. Выходит Кикимора Болотная
- Слышу, слышу, русским духом пахнет. Вижу, вижу, сколько вас ко мне набежало! Непросто к царю лесному попасть. Отгадайте мои загадки лесные, тогда и укажу путь – дорожку. Веник я связать хотела, чтобы старые косточки попарить, а из веточек каких деревьев, забыла. Назовите деревья, помогите бабушке.
Ведущий:
- Давайте назовем веточки этих деревьев.( На экране появляется веточки деревьев, а команды по очереди называют название дерева и получают жетоны за правильные ответы)
Кикимора:
- Вот молодцы! Порадовали старушку! Кикиморушку! А теперь ступайте прямо до лечебницы доктора Айболита.
Физкультминутка. ( Где действие правильное, дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!»)
Мухомор, увидев я,
Мимо прохожу друзья.
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя!
Кто бруснику собирает,
С корнем клюкву вырывает?
По тропинкам кто шагает,
На жуков не наступает?
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.
Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,
А несъедобные в корзинку собираем.
Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.
Магнитофон мы взяли в лесок,
И заглушили птичек голосок.
В лес собачек мы возьмём,
Спокойней птичкам будет в нём!
Ландышей нарву в лесу,
На праздник маме принесу.
Мы ежонка увидали,
И домой его забрали.
YII. Выходят Айболит и Лиса
Айболит: Здравствуйте, ребята! Я как раз травы собирал!
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства
Лиса:
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Соберем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Айболит: Отгадайте мои загадки. Что это за растения, и от каких болезней они помогут?
YIII. Выходят ребята и по очереди загадывают загадки для команд, при правильном ответе вывешивается рисунок с изображением этого растения, а команда получает жетон.
Крапива: Ты растение не тронь!
Жжется больно, как огонь!
Крапива — ценный пищевой продукт. Из молодых побегов и листьев
варят вкусные и питательные щи, из листьев приготавливают салаты.
Подорожник: Тонкий стебель у дорожки,
на конце его - сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Подорожник — старинное лекарственное растение. В народной медицине многих стран свежие листья подорожника употребляются в качестве ранозаживляющего и противовоспалительного средства при ранах, язвах, укусах насекомых.
Ландыш:
Белые горошки на зеленой ножке.
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят(ответ: ландыш)
Конечно, он красив. Конечно, у его цветов приятный запах. Конечно, он украшает лес весной. И все-таки не очень понятно, почему он так знаменит и почему столько сложено о нем легенд.
В других легендах рассказывается о том, что ландыш появился из порванных бус Белоснежки, что это фонарики гномов.
Существует легенда, в которой рассказывается не только о цветах, но и о красных ягодах этого растения; юноша по имени Ландыш так горько плакал о покинувшей его Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды.
Ромашка: Стоят кругом сестрички: желтые глазки, белые реснички.
Ромашка полезна во многих случаях, в первую очередь при простудах.
Одуванчик: Горел в траве росистой, потом померк, потух и превратился в пух.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
Ответ: Одуванчик.
Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках. Одуванчик также используется при отравлениях.
Из листьев одуванчика готовят салаты
Шиповник: Дикой розой называют, как лекарство применяют
Название этого растения произошло от слова «шип» – колючка. О нем говорили: «хорош бы цветочек, да коготок востер» или «стоит древо, древо шамаханское, цветы ангельские, когти дьявольские». Это шиповник.
Люди называют плоды шиповника плодами «жизни» за то, что в них много витаминов и других полезных веществ. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника витаминные препараты, сиропы, таблетки. С давних времен известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха. Царь Иван Грозный посылал целые отряды для сбора шиповника. Запасы плодов хранили для военных походов и поили настоем раненых воинов.
Чистотел: Соком какого растения сводят бородавки.
Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.
Рябина:
Сок ягод какого растения отпугивает комаров?
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов делали варенье как успокаивающее средство, настои из плодов — как мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее. В качестве поливитаминов используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей.
Айболит:
- Молодцы, ребята! Вижу, что здоровье можете поправить и без таблеток, а с помощью лекарственных растений. Только одно условие! Не вырывайте растения с корнем, а собирайте их бережно, осторожно!
Лиса:
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если все сорвем цветы
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Айболит: А теперь ваш путь лежит на цветочную поляну – к цветику- многоцветику.
IX. На доске открывается «Цветик- многоцветик», на лепестках которого записаны вопросы.
(Участники команд по очереди отрывают лепестки, отвечают на вопросы и получают жетон за правильный ответ)
Вопросы для команд на цветике-многоцветике:
1.Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
2.Куда зайцу удобнее бежать – в гору или с горы? (В гору, так как у него передние лапы короче задних.)
3.Где у кузнечика уши? (На ногах.)
4. Дым поднимается вверх (к ясной погоде)
5.Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
6.В названии какой птицы 40 гласных? (Сорока.)
7. На какой стороне дерева растут мхи и лишайники? (северной)
8.Воробьи купаются в пыли ( к дождю)
Ведущий:
- Вот и добрались мы до царства лесного царя. (На доске плакат с изображением лесного царя)
Но у него к вам всем тоже есть задание.
По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?
Учитель зачитывает описания животных, а дети отгадывают о ком идёт речь.
«Хозяин леса» – так его обычно величают. О нем написано много сказок, сложено немало поговорок и пословиц. В них чаще всего его называют «Михайло Потапычем», «Топтыгиным», «косолапым»…. На зиму он впадает в спячку. Любит мёд и малину. (Медведь.)
Его называют лесным великаном, питается он травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (Лось.)
Внешний облик этого животного известен всем с детских лет. Этот хищник питается грызунами и сусликами. У неё рыжий мех и пушистый хвост. Кумушкой зовет ее народ, Патрикеевною величает. (Лисица.)
Всеядное парнокопытное животное. Имеет бивни. Морда заканчивается хрящевым пятачком, которым зверь способен рыть почву и даже сдвигать крупные камни. Он очень любит питаться желудями. (Кабан.)
X.Наши пернатые друзья.
Нужно прочитать название птиц, для этого в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы.
нзифзвмпоюнлуюгпуафм - иволга
апзерянмбарлепимюкню – зяблик
XI. Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
- Давайте прочитаем плакаты с доски все вместе. (Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей страны. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – наш друг. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес дает нам грибы, ягоды, орехи.)
- Да, без леса, без растений мы с вами просто не выживем. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к природе, заботиться о ней, а не причинять ей боль,
потому что Земля - наш общий дом!
XII. Награждение победителей. Исполняется песня о лесе.
Чтоб могли цветы расти (на мелодию "Песенка о волшебниках")
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви –
Относись к ним с лаской.
Припев:
Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.
Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.
Припев.
Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Окружающего мира (1 класс). "В гостях у зимушки зимы"
Урок обобщение по окружающему миру...
урок окружающего мира 3 класс "Лесные производители"
Урок разработан по разделу "Экосистемы" по теме "Лесные производители" . Урок открытия новых знаний, по системе "Школа2100", с испоьлзованием ИКТ, для 3 класса....
Презентация к КВНу по окружающему миру в 3 классе. "В гости к лесному царю".
Презентация к КВНу по окружающему миру в 3 классе....
Конспект урока по окружающему миру . 2 класс. Тема "В гости к зиме". УМК "Школа России"
Ход урока:1 этап: Введение в тему.Звучит музыка, на экране слайды о зиме. Учитель читает текст:«Солнце теперь ...
Презентация по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века" по теме "Птицы - лесные жители"
Презентация содержит материал о "Разнообразии птиц леса, особенностях их поведения"....
Конспект внеклассного мероприятия для учеников 1-4 классов на тему: "В гости к лесному царю"
КВН по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов....