Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс. "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_rabochaya_programma.docx | 101.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Таблица тематического распределения количества часов
1 класс
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1 | Введение. | 1 |
2 | Что и кто? | 20 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 11 |
5 | Почему и зачем? | 22 |
Итого: | 66 |
2 класс
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1 | Где мы живем? | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 11 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия. | 19 |
Итого: | 70 |
3 класс
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1 | Как устроен мир. | 6 |
2 | Эта удивительная природа. | 18 |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 |
4 | Наша безопасность. | 7 |
5 | Чему учит экономика. | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам. | 17 |
Итого: | 70 |
4 класс
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1 | Земля и человечество. | 10 |
2 | Природа России. | 11 |
3 | Родной край – часть большой страны. | 12 |
4 | Страницы Всемирной истории. | 6 |
5 | Страницы истории России. | 21 |
6 | Современная Россия. | 10 |
Итого: | 70 |
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 276 ч:1 класс- 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы- 70 ч (35 учебных недель).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
1 класс (66 ч)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсия: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что растёт на клумбе?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
2 класс (70 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (11 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (19 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3 класс (70 ч )
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (17 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
4 класс (70 ч)
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Рассматривание гербарных экземпляров растений леса. Знакомство с растениями луга.
Страницы Всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России (21 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия ( 10 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Результаты изучения предмета
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
1 класс
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- безопасную дорогу от дома до школы;
- важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
- название страны, в которой они живут, ее столицы;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- символы России: флаг, герб, гимн;
- простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- названия дней недели, времен года;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- цвета радуги;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
- различать овощи и фрукты.
2 класс
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
3 класс
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
4 класс
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
- правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- медиапроектор
- DVD-проектор
- видеомагнитофон
- средства фиксации окружающего мира
- фото- и видеокамера
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
- экскурсионное снаряжение
- складные лупы
- компасы
- бинокль
- рулетки
Учебная литература для учащихся
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.1 класс. В 2 ч.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч.
3. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч.
4. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2 ч.
5. . А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.
6. . А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.
7. . А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.
8. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.
Список литературы для реализации программы
для учителя: 1. Анащенкова С., Бантова М., Бельтюкова Г.. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы, Москва «Просвещение» 2011 г.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Москва «Просвещение» 2011 г.
3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение» 2011 г.
4. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Москва «Просвещение» 2011 г.
5. Примерная программа по учебным предметам. В 2 ч. Москва «Просвещение» 2011 г.
6. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 г.
7. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011 г.
8. Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.
9. И.Ф. Яценко. Реки, моря, озера, горы России: Начальная школа (Школьный словарик) – М.: ВАКО, 2011 г.
10. Т.Н. Ситникова. Животные России: Начальная школа (Школьный словарик) – М.: ВАКО, 2011 г.
11. Н.Ю. Васильева. Растения России: Начальная школа (Школьный словарик) – М.: ВАКО, 2011 г.
12. Н.Ю. Киселева. Планеты, звезды, созвездия: Начальная школа (Школьный словарик) – М.: ВАКО, 2011 г.
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру
1 класс
Количество часов: 66часов В неделю: 2 часа
№ п/п | № в разделе | Название раздела, тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Введение -1 час | ||||
1 | 1 | Задавайте вопросы! Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути (экскурсия №1) | ||
Что и кто?- 20 часов | ||||
2 | 1 | Что такое Родина? | ||
3 | 2 | Что мы знаем о народах России? | ||
4 | 3 | Что мы знаем о Москве? | ||
5 | 4 | Проект «Моя малая Родина» | ||
6 | 5 | Что у нас над головой? (экскурсия №2) | ||
7 | 6 | Что у нас под ногами? (экскурсия №3) | ||
8 | 7 | Что общего у разных растений? | ||
9 | 8 | Что растёт на подоконнике? Практическая работа №1 «Знакомство с комнатными растениями» | ||
10 | 9 | Что растёт на клумбе? (экскурсия №4) | ||
11 | 10 | Что это за листья? Практическая работа №2 «Распознавание листьев различных деревьев» | ||
12 | 11 | Что такое хвоинки? Практическая работа №3 «Сравнительное исследование сосны и ели» | ||
13 | 12 | Кто такие насекомые? | ||
14 | 13 | Кто такие рыбы? | ||
15 | 14 | Кто такие птицы? | ||
16 | 15 | Кто такие звери? | ||
17 | 16 | Что окружает нас дома? | ||
18 | 17 | Что умеет компьютер? | ||
19 | 18 | Что вокруг нас может быть опасным? | ||
20 | 19 | На что похожа наша планета? Практическая работа №4 «Знакомство с глобусом» | ||
21 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | ||
Как, откуда и куда?- 12 часов | ||||
22 | 1 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | ||
23 | 2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | ||
24 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | ||
25 | 4 | Как путешествует письмо? | ||
26 | 5 | Куда текут реки? | ||
27 | 6 | Откуда берётся снег и лёд? Практическая работа №5 «Изучение свойств снега и льда» | ||
28 | 7 | Как живут растения? Практическая работа №6 «Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями» | ||
29 | 8 | Как живут растения? | ||
30 | 9 | Как зимой помочь птицам? | ||
31 | 10 | Откуда берётся и куда девается мусор? | ||
32 | 11 | Откуда в снежках грязь? | ||
33 | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | ||
Где и когда?- 11 часов | ||||
34 | 1 | Когда учиться интересно? | ||
35 | 2 | Проект «Мой класс и моя школа» | ||
36 | 3 | Когда придёт суббота? | ||
37 | 4 | Когда наступит лето? | ||
38 | 5 | Где живут белые медведи? | ||
39 | 6 | Где живут слоны? | ||
40 | 7 | Где зимуют птицы? | ||
41 | 8 | Когда появилась одежда? | ||
42 | 9 | Когда изобрели велосипед? | ||
43 | 10 | Когда мы станем взрослыми? | ||
44 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | ||
Почему и зачем? – 22 часа | ||||
45 | 1 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | ||
46 | 2 | Почему Луна бывает разной? | ||
47 | 3 | Почему идёт дождь и дует ветер? | ||
48 | 4 | Почему звенит звонок? | ||
49 | 5 | Почему радуга разноцветная? | ||
50 | 6 | Почему мы любим кошек и собак? | ||
51 | 7 | Проект «Мои домашние питомцы» | ||
52 | 8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | ||
53 | 9 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | ||
54 | 10 | Зачем мы спим ночью? | ||
55 | 11 | Почему надо есть много овощей и фруктов? | ||
56 | 12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №7 «Простейшие правила гигиены» | ||
57 | 13 | Зачем нам телефон и телевизор? | ||
58 | 14 | Зачем нужны автомобили? | ||
59 | 15 | Зачем нужны поезда? | ||
60 | 16 | Зачем строят корабли? | ||
61 | 17 | Зачем строят самолёты? | ||
62 | 18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | ||
63 | 19 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | ||
64 | 20 | Зачем люди осваивают космос? | ||
65 | 21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||
66 | 22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | ||
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
2 класс
Количество часов: 70 часов В неделю: 2 часа
№ п/п | № в разделе | Название раздела, тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Где мы живём?- 4 часа | ||||
1 | 1 | Родная страна | ||
2 | 2 | Город и село | ||
3 | 3 | Природа и рукотворный мир | ||
4 | 4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | ||
Природа – 20 часов | ||||
5 | 1 | Неживая и живая природа | ||
6 | 2 | Явления природы. Практическая работа №1«Знакомство с термометром, измерение температуры» | ||
7 | 3 | Что такое погода? | ||
8 | 4 | В гости к осени (экскурсия №1) | ||
9 | 5 | В гости к осени | ||
10 | 6 | Звёздное небо | ||
11 | 7 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами» | ||
12 | 8 | Про воздух и про воду | ||
13 | 9 | Про воздух и про воду. Практическая работа №3 «Свойства воды» | ||
14 | 10 | Какие бывают растения. Практическая работа №4 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | ||
15 | 11 | Какие бывают животные | ||
16 | 12 | Невидимые нити | ||
17 | 13 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №5 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | ||
18 | 14 | Дикие и домашние животные | ||
19 | 15 | Комнатные растения. Практическая работа №6 «Приёмы ухода за комнатными растениями» | ||
20 | 16 | Животные живого уголка | ||
21 | 17 | Про кошек и собак | ||
22 | 18 | Красная книга | ||
23 | 19 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | ||
24 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | ||
Жизнь города и села – 11 часов | ||||
25 | 1 | Что такое экономика | ||
26 | 2 | Из чего что сделано | ||
27 | 3 | Как построить дом | ||
28 | 4 | Знакомство с достопримечательностями родного города (экскурсия №2) | ||
29 | 5 | Какой бывает транспорт | ||
30 | 6 | Культура и образование | ||
31 | 7 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | ||
32 | 8 | В гости к зиме (экскурсия №3) | ||
33 | 9 | В гости к зиме | ||
34 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | ||
35 | 11 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту» | ||
Здоровье и безопасность- 9 часов | ||||
36 | 1 | Строение тела человека | ||
37 | 2 | Если хочешь быть здоров | ||
38 | 3 | Берегись автомобиля! | ||
39 | 4 | Школа пешехода. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц» | ||
40 | 5 | Домашние опасности | ||
41 | 6 | Пожар | ||
42 | 7 | На воде в лесу | ||
43 | 8 | Опасные незнакомцы | ||
44 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | ||
Общение – 7 часов | ||||
45 | 1 | Наша дружная семья | ||
46 | 2 | Проект «Родословная» | ||
47 | 3 | В школе | ||
48 | 4 | Правила вежливости | ||
49 | 5 | Ты и твои друзья. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета» | ||
50 | 6 | Мы – зрители и пассажиры. | ||
51 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | ||
Путешествия- 19 часов | ||||
52 | 1 | Посмотри вокруг | ||
53 | 2 | Ориентирование на местности | ||
54 | 3 | Для чего нужен компас. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу» | ||
55 | 4 | Формы земной поверхности | ||
56 | 5 | Водные богатства | ||
57 | 6 | В гости к весне (экскурсия №4) | ||
58 | 7 | В гости к весне | ||
59 | 8 | Путешествие по родной стране | ||
60 | 9 | Россия на карте. Практическая работа №10 «Освоение основных приёмов чтения карты» | ||
61 | 10 | Проект «Города России» | ||
62 | 11 | Путешествие по Москве | ||
63 | 12 | Московский Кремль | ||
64 | 13 | Город на Неве | ||
65 | 14 | Путешествие по планете | ||
66 | 15 | Путешествие по материкам | ||
67 | 16 | Страны мира. Проект «Страны мира» | ||
68 | 17 | Впереди лето (экскурсия №5) | ||
69 | 18 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | ||
70 | 19 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | ||
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру
3 класс
Количество часов- 70 часов В неделю- 2 часа
№ п/п | № в разделе | Название раздела, тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Как устроен мир – 6 часов | ||||
1 | 1 | Природа | ||
2 | 2 | Человек | ||
3 | 3 | Проект «Богатства, отданные людям» | ||
4 | 4 | Общество | ||
5 | 5 | Что такое экология | ||
6 | 6 | Природа в опасности! | ||
Эта удивительная природа – 18 часов | ||||
7 | 1 | Тела, вещества, частицы | ||
8 | 2 | Разнообразие веществ | ||
9 | 3 | Воздух и его охрана. Практическая работа №1 «Состав и свойства воздуха» | ||
10 | 4 | Вода. Практическая работа №2 «Свойства воды» | ||
11 | 5 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №3 «Круговорот воды» | ||
12 | 6 | Берегите воду! | ||
13 | 7 | Как разрушаются камни | ||
14 | 8 | Что такое почва. Практическая работа №4 «Состав почвы» | ||
15 | 9 | Разнообразие растений (экскурсия №1) | ||
16 | 10 | Солнце, растения и мы с вами | ||
17 | 11 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №5 «Размножение растений» | ||
18 | 12 | Охрана растений | ||
19 | 13 | Разнообразие животных (экскурсия №2) | ||
20 | 14 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | ||
21 | 15 | Размножение и развитие животных | ||
22 | 16 | Охрана животных | ||
23 | 17 | В царстве грибов | ||
24 | 18 | Великий круговорот жизни | ||
Мы и наше здоровье- 10 часов | ||||
25 | 1 | Организм человека | ||
26 | 2 | Органы чувств. Практическая работа №6 «Знакомство с внешним строением кожи» | ||
27 | 3 | Надёжная защита организма | ||
28 | 4 | Опора тела и движение | ||
29 | 5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | ||
30 | 6 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №7 «Подсчёт ударов пульса» | ||
31 | 7 | Умей предупреждать болезни | ||
32 | 8 | Здоровый образ жизни | ||
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | ||
34 | 10 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | ||
Наша безопасность – 7 часов | ||||
35 | 1 | Огонь, вода и газ | ||
36 | 2 | Чтобы путь был счастливым | ||
37 | 3 | Дорожные знаки .Экскурсия №3. Дорожные знаки в окрестностях школы | ||
38 | 4 | Проект «Кто нас защищает» | ||
39 | 5 | Опасные места | ||
40 | 6 | Природа и наша безопасность | ||
41 | 7 | Экологическая безопасность | ||
Чему учит экономика – 12 часов | ||||
42 | 1 | Для чего нужна экономика | ||
43 | 2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | ||
44 | 3 | Полезные ископаемые. Практическая работа №8 «Знакомство с полезными ископаемыми» | ||
45 | 4 | Растениеводство. Практическая работа №9 «Знакомство с культурными растениями» | ||
46 | 5 | Животноводство | ||
47 | 6 | Какая бывает промышленность | ||
48 | 7 | Проект «Экономика родного края» | ||
49 | 8 | Что такое деньги. Практическая работа №10 «Знакомство с различными монетами» | ||
50 | 9 | Государственный бюджет | ||
51 | 10 | Семейный бюджет | ||
52 | 11 | Экономика и экология | ||
53 | 12 | Экономика и экология | ||
Путешествие по городам и странам – 17 часов | ||||
54 | 1 | Золотое кольцо России | ||
55 | 2 | Золотое кольцо России | ||
56 | 3 | Золотое кольцо России | ||
57 | 4 | Проект «Музей путешествий» | ||
58 | 5 | Наши ближайшие соседи | ||
59 | 6 | На севере Европы | ||
60 | 7 | Что такое Бенилюкс | ||
61 | 8 | В центре Европы | ||
62 | 9 | По Франции и Великобритании (Франция) | ||
63 | 10 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | ||
64 | 11 | На юге Европы | ||
65 | 12 | На юге Европы | ||
66 | 13 | По знаменитым местам мира | ||
67 | 14 | По знаменитым местам мира | ||
68 | 15 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | ||
69 | 16 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | ||
70 | 17 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
4 класс
Количество часов – 70 часов В неделю – 2 часа
№ п/п | № в разделе | Название раздела, тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Земля и человечество – 10 часов | ||||
1 | 1 | Мир глазами астронома | ||
2 | 2 | Планеты солнечной системы. Практическая работа №1 «Знакомство с картой звёздного неба» | ||
3 | 3 | Звёздное небо- великая книга природы | ||
4 | 4 | Мир глазами географа. Практическая работа №2 «Глобус и географическая карта» | ||
5 | 5 | Пояса Земли | ||
6 | 6 | Мир глазами историка. Практическая работа №3 «Знакомство с историческими картами» | ||
7 | 7 | Когда и где? История- путешествие в глубь времени | ||
8 | 8 | Прошлое и настоящее глазами эколога | ||
9 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества | ||
10 | 10 | Сокровища Земли под охраной человечества | ||
Природа России – 11 часов | ||||
11 | 1 | Равнины и горы России. Практическая работа №4 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов» | ||
12 | 2 | Моря, озёра и реки | ||
13 | 3 | Зона арктических пустынь | ||
14 | 4 | Тундра. Природа тундры | ||
15 | 5 | Леса России | ||
16 | 6 | Лес и человек (экскурсия №1) | ||
17 | 7 | Зона степей. Практическая работа № 5 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление их признаков» | ||
18 | 8 | Пустыни. Практическая работа № 6 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление их признаков» | ||
19 | 9 | У Чёрного моря. Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление их признаков» | ||
20 | 10 | Экологическое равновесие | ||
21 | 11 | Обобщение по разделу «Природа России». Защита проектов | ||
Родной край- часть большой страны – 12 часов | ||||
22 | 1 | Наш край. Практическая работа №8 «Знакомство с картой края» | ||
23 | 2 | Поверхность нашего края (экскурсия №2) | ||
24 | 3 | Водоёмы нашего края | ||
25 | 4 | Наши подземные богатства. Практическая работа №9 «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края» | ||
26 | 5 | Земля- кормилица | ||
27 | 6 | Жизнь леса. Лес- природное сообщество. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса» | ||
28 | 7 | Жизнь луга. Луг- природное сообщество. Практическая работа №11 «Знакомство с растениями луга» | ||
29 | 8 | Жизнь пресного водоёма | ||
30 | 9 | Растениеводство в нашем крае | ||
31 | 10 | Незаметные защитники урожая | ||
32 | 11 | Животноводство в нашем крае | ||
33 | 12 | Обобщение по разделу «Родной край- часть большой страны» | ||
Страницы всемирной истории – 6 часов | ||||
34 | 1 | Начало истории человечества. Экскурсия № 3 в краеведческий музей | ||
35 | 2 | Мир древности: далёкий и близкий | ||
36 | 3 | Средние века: время рыцарей и замков | ||
37 | 4 | Новое время: встреча Европы и Америки | ||
38 | 5 | Новейшее время: история продолжается сегодня | ||
39 | 6 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | ||
Страницы истории Отечества- 21 часов | ||||
40 | 1 | Жизнь древних славян | ||
41 | 2 | Во времена Древней Руси | ||
42 | 3 | Страна городов | ||
43 | 4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||
44 | 5 | Трудные времена на Русской земле | ||
45 | 6 | Русь расправляет крылья | ||
46 | 7 | Куликовская битва | ||
47 | 8 | Иван Третий | ||
48 | 9 | Мастера печатных дел | ||
49 | 10 | Патриоты России | ||
50 | 11 | Пётр Великий | ||
51 | 12 | Михаил Васильевич Ломоносов | ||
52 | 13 | Екатерина Великая | ||
53 | 14 | Отечественная война 1812 года | ||
54 | 15 | Страницы истории XIX века | ||
55 | 16 | Россия вступает в XX век | ||
56 | 17 | Страницы истории 1920- 1930-х годов | ||
57 | 18 | Великая война и Великая Победа. Экскурсия №4 в музей | ||
58 | 19 | Страна, открывшая путь в космос | ||
59 | 20 | История вокруг нас | ||
60 | 21 | Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества» | ||
Современная Россия – 10 часов | ||||
61 | 1 | Основной закон России и права человека | ||
62 | 2 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | ||
63 | 3 | Мы- граждане России | ||
64 | 4 | Славные символы России | ||
65 | 5 | Такие разные праздники | ||
66 | 6 | Такие разные праздники | ||
67 | 7 | Путешествие по России | ||
68 | 8 | Путешествие по России | ||
69 | 9 | Путешествие по России | ||
70 | 10 | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программме "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС, тематическое планирование....
Рабочая программа по Окружающему миру 1-4 классы "Школа России"
Рабочая программа по ФГОС содержит Пояснительную записку и Клендарно-тематическое планирование уроков на 2014-2015 уч. год в 1, 2, 3, 4 классах....
Рабочая программа по окружающему миру. ФГОС. 4 класс. Школа России.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса Школа России
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. 1 - 4 класс. "Школа России"
В материале представлена рабочая программа по окружающему миру....
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс Школа России
Тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение», 2011) и рабочей программы 2окружающий ми...