Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Как нам жить?".(Ос "Школа 2100"),
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе на тему
« Как нам жить?» (ОС «Школа 2100»). Авторы учебника Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Данный урок является уроком освоения новых знаний и заканчивает раздел «Рукотворная природа»
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, поэтому его структура соответствует этапам проблемного урока, также используются методы проблемного обучения и деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира в 4 классе проведен на тему « Как нам жить?» (ОС «Школа 2100»). Авторы учебника Вахрушев А. А., Данилов | 27.37 КБ |
презентация | 1.64 МБ |
3._prilozhenie.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе (ОС «Школа 2100»)
Тема урока: «Как нам жить?»
Цели урока:
по 1-ой линии развития (умение объяснять мир):
- Научит учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- Сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.
по 2-ой линии развития (отношение к миру):
Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Минимакс:
минимум: экологическое хозяйство
максимум: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, экологические катастрофы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, альбомные листы, фломастеры, сигнальные карточки для самооценки
Ход урока.
- Организационный момент (1 мин.)
- Послушайте стихотворение и найдите ключевое слово, которое подскажет вам, о чем пойдет речь на уроке.
О люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени природа.
У неё для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки. С.Викулов.
(Ученики выделяют слово природа) Слайд 1.
- Актуализация знаний (5 минут.)
Работа в группах (по рядам): обсуждение творческих вопросов на повторение.
1. Почему в природных экосистемах животные каждый год снова находят достаточные запасы пищи? Слайд 2
2. Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев?
3. Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Оцените различные достижения: Чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании
- Проблемная ситуация. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)
-Давайте прочтем диалог на стр. 122.
-О чем рассуждают наши герои?
-Какой у них возникает вопрос?
-Попробуйте определить тему нашего урока. (Как нам жить?)
-Что бы вы хотели узнать по данной теме?
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания) (10 мин.)
- Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством).
- Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? (В случае затруднения дети находят ответ в тексте учебника). Слайд 3.
- Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось…(присваивающим) Слайд 4.
- Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, следовательно требовалось больше пищи. Такой способ обеспечивать себя пищей более надежен, т.к. люди меньше зависят от природы). Слайд 5.
-Где люди стали жить, как изменились их занятия? ( Люди стали жить в селах и деревнях. Их основным занятием стали земледелие и скотоводство).
- Если люди стали сами производить пищу, то их хозяйство можно назвать….Производящим. Слайд 6.
- Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры. ( Обработка земли, выпас скота).
- Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма – это пример какой экосистемы? Почему? (Искусственная, т.к. она создана человеком и поддерживается им). Слайд7.
- Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней незамкнут).
Что требуется для ее устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ)
- Кто в этой системе главный потребитель? (Человек)
V. Первичное закрепление (5 мин.):
Работа в парах.
- Выполните задания №2 на стр. 48 в рабочей тетради. (Обсуждение).
-В чем заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека) Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет)
- Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Сокращение плодородия земли, нехватка топлива, рост загрязнения окружающей среды, исчезновение животных и растений…)
- Какие мы наблюдаем последствия неразумного применения человеком силы, которой он обладает? ( Природные катастрофы). Примеры.
- К чему приводит неразумная деятельность человека? (Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям)
- Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать уже добытые и переработанные, не загрязнять среду, в которой живем).
- Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать… (Экологическим). Слайд 8.
- В.В. Путин своим указом объявил 2013 год – годом экологической культуры и окружающей среды. Конечно, решать проблемы человечества – дело взрослых людей. Но давайте подумаем: можете ли вы помочь в этом. Ведь не зря сегодня на уроке окружающего мира мы с вами обсуждаем такой серьезный вопрос: как нам жить?
VI. Самостоятельное применение знаний (20 мин).
Работа в группах ( мини проект):
-Можем ли мы помочь природе? Придумайте правила поведения в природе. Капитаны команд получают научные тексты экологических проблем (см. приложение). Ученики осуждают, делают зарисовки, составляют схемы, используя материал учебника на стр.126 (10 мин.)
Презентация выполненных заданий. Ответ на главный вопрос урока. (10 мин)
VII. Итог урока (2 мин.).
- Самооценка работы на уроке. Ученики сигнальными карточками показывают своё мнение. Учитель оценивает работу учеников.
- Д/з Тема 27. Выполнить два задания из печатной тетради по выбору.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ ЗАМКНУТЫЙ НЕЗАМКНУТЫЙ
КАК ЖИЛИ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ
ТИП ХОЗЯЙСТВА ПРИСВАИВАЮЩЕЕ
ТИП ХОЗЯЙСТВА ПРОИЗВОДЯЩЕЕ
Искусственные экологические системы
ТИП ХОЗЯЙСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАМКНУТЫЙ КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ
ТИП ХОЗЯЙСТВА ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
Предварительный просмотр:
Приложение
1. Проблема истощения экосистем. Разрушение естественных эко-систем с их замкнутым круговоротом веществ сопровождается заменой их на искусственные экосистемы, которые могут существовать только при непосредственном участии человека. Однако поддерживать порядок на протяжении продолжительного времени в таких сложных системах не удается, и в результате рано или поздно на месте искусственных экосистем появляется пустыня. Единственный выход из этой ситуации -создавать смешанные естественно-искусственные экосистемы, в которых равновесие поддерживается не только за счет усилий человека, но и за счет естественных механизмов. Типичным примером служит отказ от ядохимикатов и переход к биологическим методам борьбы с вредителями.
2. Проблема сохранения биоразнообразия.
Замкнутый круговорот веществ - гарантия стабильности жизни экосистем, но он действует не во всех природных экосистемах. Вспомним материал 3-го класса: путем закономерной смены растительности озеро с незамкнутым круговоротом со временем превращается в болото, луг, лес. Только благодаря длительной эволюции всех живых организмов на Земле природные процессы находятся в равновесии. С развитием цивилизации на нашей планете стали вымирать растения и животные. Каждый вид живых организмов - это маленький «винтик» в природных часах. Если число вымерших видов достигнет критической цифры, природные «часы» могут остановиться, и тогда начнутся необратимые последствия по разрушению биосферы - среды, в которой живет человек. Гарантия сохранения биосферы - сохранение многообразия живой природы.
3. Проблема истощения минеральных ресурсов.
Развитие промышленности и сельского хозяйства требует постоянного роста добычи полезных ископаемых. Особенно остро стоит проблема с полезными ископаемыми, необходимыми для нужд энергетики. Так, например, разведанных запасов нефти хватит лишь на 90 лет, газа _ на 50 лет. Развитие атомной энергетики имеет свои отрицательные стороны и неможет спасти ситуацию. Решением этой проблемы можно считать внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий и использование нетрадиционных источников энергии(солнца, ветра, океанических приливов, тепла земных глубин).
4. Проблема загрязнения окружающей среды. Человек производит множество веществ, которые природные разрушители не умеют разлагать. Так, например, обычный целлофан может храниться тысячи лет. Однако еще более страшным бедствием является загрязнение атмосферы отходами промышленных предприятий, так как это губительно и для здоровья самого человека. Над крупными городами появляется смог, приводящий к росту заболеваний людей. Загрязнение рек приводит к необратимым изменениям водоемов и к дефициту питьевой воды. Решить эту проблему может постепенный переход к все более полной переработке отходов. Япония, не имеющая своих природных ископаемых и импортирующая их, показывает нам образец ресурсосберегающих технологий. Там подсчитали, что при вторичной переработке автомобиля можно использовать 98% материалов, из которых он изготовлен.
5. Отказ от потребительского подхода. В развитых странах эта проблема стоит очень остро. Человечество все больше понимает, что к энергосбережению, ресурсосбережению и регулированию численности населения надо добавить и смену приоритетов, отказ от потребительского подхода. Господствующая мода предполагает, например, замену автомобиля, одежды, компьютера на более современные и модные марки задолго до того, как та или иная вещь придет в негодность. Производители рекламируют свою новую продукцию и заставляют потребителя купить ее, иначе они в глазах окружающих будут выглядеть старомодными. Все это приводит к тому, что у человека главной целью в жизни становится обладание новой вещью. При таком подходе добиться ресурсосбережения едва ли возможно. Единственный способ, позволяющий человечеству остановиться в этой гонке, — смена приоритетов приобретения вещей на культурные ценности.
Ученые поняли, что только переход к рациональному природопользованию позволит продлить существование человечества на нашей планете. В тексте учебника такой тип хозяйства назван экологическим. Для него характерны природосохраняющие технологии, которые основаны на следующих принципах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100
Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок
уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок
уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок
урок + презентация по окружающему миру 3 класс...
Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"
Методический комментарий к уроку 1.Тема « Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...
Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"
Методический комментарий к уроку 1.Тема « Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...