Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Петрова Светлана Ивановна

Поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodoslovnoe_drevo.doc49 КБ
Microsoft Office document icon muzh_i_zhena.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родословное древо

Цели: познакомить со способами составления родословного древа; вызвать интерес к прошлому своей семьи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять родословное древо, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности.

Оборудование: образцы составления родословного древа.
Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  1. Проверка домашнего задания

(Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя». Фронтальная работа.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради
    Задания 13 (с. 14)

(Дети рассказывают о своих родственных связях.)

  1. Кроссворд
  1. Мама мужа для жены. (Свекровь.)
  2. Жена сына для свекра. (Сноха.)
  3. Брат мужа. (Деверь.)

  1. Брат жены. (Шурин.)
  2. Мамина сестра для тебя. (Тетя.)
  • Какое слово получилось в выделенном столбце? (Родня.)
  • Что оно обозначает?

4. Работа с загадками

  1. У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть? (Это были сестры.)
  2.  Один человек, показывая своему другу портрет, нарисованный по его заказу художником, сказал: «У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца». Кто был изображен на портрете? (Сын моего отца —это я, отец этого человека — это тоже я, а этот ЧЕЛОВЕК может быть моим cыном или дочерью.)
  1. Самоопределение к деятельности
  • Что мы называем словом «семья»?

Слово «семья» происходит от слова «семя». Мы — семя наших родителей.

  • Как еще можно назвать родителей, бабушек, дедушек? {Предки.)

Предки — это те, кто был перед нами. Мы и наши предки - это род.

  • Кто знает своих предков прошлых поколений, появившихся на свете раньше папы с мамой и бабушек с дедушками?
  • Для чего нужно знать предков, вы же их не видели? аждый должен знать и помнить своих предков. Если мы забудем о них, можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина.)

О людях, которые не знают своих предков, говорят, что это «Иваны, не помнящие родства». Сегодня на уроке мы узнаем, что такое родословное древо и как его составить.

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 28

—Прочитайте. Ответьте на вопрос: почему древо называют родословным?

  • Как понимаете слова «ищут свои корни»?        

С. 29

  • Прочитайте.
  • Как называется первый способ составления родословного древа! (Восхождение к предкам.)
  • Расскажите, как вы его поняли.
  • Как называется второй способ? (Нисхождение к потомкам.)
  • В чем он заключается?
  • Как записывают женские и мужские имена?
  • Рассмотрите схемы. Какой способ иллюстрирует каждая из них?
  1. Физкультминутка

На зарядку солнышко
Поднимает на
с,
Поднимаем руки мы

По команде «раз».
А
 над нами весело
Шелестит листва,
Опус
каем руки мы
По команде
«два».

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику
С. 30

  • Прочитайте. Скажите, с чего нужно начинать составление своего родословного древа.
  • На какие вопросы нужно .ответить? Почему это нужно знать?
  • Сможете ли вы все это сделать одни?
  • Кого вы возьмете себе в помощники?
  • Рассмотрите фотографии. Как думаете, что чувствуют потомки, читая фамилии своих предков на памятной доске?
  1. Рефлексия

(Ответы на вопросы в рубриках «Обсудим» и «Подумаем!».)

  1. Подведение итогов урока
  • Кого называют предками?
  • Что такое родословное древо?
  • Захотелось ли вам больше узнать о своих предках?
  • Домашнее задание
  1. Прочитать текст на с. 28—31 учебника. Ответить на вопросы на с. 31 в рубрике «Проверим себя».
  2. Выполнить задания 1, 2 (с. 16—17) в рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

 Муж и жена - одна душа

Цель: познакомить со свадебными обрядами, ценностью супружества.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о старинных свадебных обрядах, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью.

Подготовка к уроку: двое учащихся заранее готовят сообщения.
Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

(Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя». Фронтальная работа.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 16)

  • О ком составили рассказ? Объясните свой выбор. (Заслушивают рассказы детей.)

Задание 2 (с. 17)

  • Какай способ составления родословного древа вы выбрали?
  • Как работали? Что было особенно сложным?
  • Расскажите, что у вас получилось. Какой вывод сделали для себя?|

III. Самоопределение к деятельности

После какого события в жизни человек сразу приобретает много родственников? (После свадьбы )
Сегодня на уроке мы будем говорить о свадьбе и создании новой семьи.

W. Работа по теме урока        

  1. Беседа

Кто из вас не замирал, глядя вслед красивым свадебным машинам с невестами в белых платьях? Красиво, правда? Но это не только красивый обряд, это ответственный шаг, рождение новой семьи.

До свадьбы юноша и девушка жили с родителями, которые о них заботились, их оберегали. Став мужем и женой, они сами будут заботиться друг о друге, оберегать друг друга.

  • Как думаете, так ли это просто? (Рассуждения детей.)
  • Как еще называют мужа и жену? (Супруги.)
  1. Работа по учебнику
    С. 32-33
  • Прочитайте 2-й абзац текста. Откуда появилось слово «супруги»?        

Муж и жена несут ответственность за лад в семье. У каждого из них в старину были и свой угол, и свои обязанности по хозяйству.

  • Говорили: «Жена с кошкой в доме, муж с собакой во дворе». Как понимаете пословицу? (Жена выполняет работу по дому: готовит, стирает, прибирает. А муж работает во дворе — плотничает, строит, готовит упряжь и т. д.)
  • У русского народа много пословиц о муже и жене. Прочитайте их.
  • Не надобен клад, коли у мужа с женой лад.
  • Муж — голова, жена — душа.
  • Хорошая жена мужа на ноги поставит, а злая с ног свалит.
  • С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне.

- О чем эти пословицы?

  • Как думаете, какие черты характеры должны быть у хорошей, доброй жены?
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 3 (с. 19)

  • Запишите качества характера супруги.
  • Запишите качества характера супруга.
  • Почему эти качества вы считаете важными?
  • О каких супругах говорят: «Живут рука в руку, душа в душу»?

  1. Работа по учебнику

С. 33

  • Прочитайте задание. Посмотрите фотографии в семейных альбомах. Согласны ли вы с мнением, что со временем муж и жена становятся похожими друг на друга?
  1. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

  1. Продолжение работы по теме урока

Сообщения учащихся

Испокон веков на Руси свадьба была самым веселым праздником. Играли свадьбы в особое время, когда не было постов, большая работа в полях была сделана.

Свадебные обряды соблюдались строго, потому что каждый шаг имел свой смысл, который нес в будущую семью богатство, мир. В каждом крае обряды были свои, но у них были и общие черты.

Все начиналось со сватовства. Когда молодому мужчине нравилась какая-либо девушка и он решал, что хочет жениться на ней, он сообщал своим родителям — без их согласия ни сватовства, ни свадьбы быть не могло. Получив одобрение со стороны отца и матери, жених засылал сватов в дом своей возлюбленной. В роли сватов выступали близкие родственники жениха или специальные свахи.

Сбираясь в дом невесты, сваты нарядно одевались, запрягали лучших лошадей, а ехали к «месту событий» окольными путями, причем по дороге старались не останавливаться и ни с кем не разговаривать. Считалось, что это мероприятие лучше всего проводить после захода солнца — что-
бы никто не сглазил. Когда кортеж подъезжал к дому невесты, главный сват спрыгивал с воза и старался как можно быстрее подбежать к дому: считалось, это поможет легче и быстрее сговориться о свадьбе. Зайдя в жилище, сват садился в строго определенное место. Хозяева сразу понимали, с какими намерениями при
шел к ним гость. Разговор поначалу шел на отвлеченные темы: о погоде, о ходе сельскохозяйственных работ и т. д.
К самому важному подходили издалека: «У вас — товар, у нас — купец
»...

Самой важной персоной, от которой зависело решение, был отец девушки. Сваты старались как можно лучше охарактеризовать жениха, поведать обо всех его достоинствах, а заодно и выведать побольше о самой невесте. Иногда сватам указывали на дверь в грубой форме: «Вот; вам Бог, а вот и порог». Тогда разгневанные и обиженные сваты, уходя из негостеприимного дома, закрывали дверь спиной. Считалось, что такое действие воспрепятствует удачному и скорому замужеству дочери
несговорчивых родителей. Но, если до такого не доходило, сваты приезжали в невестин дом второй раз.

Рукобитье происходило обычно через несколько дней после сватовства. В случае согласия родственников девушки стороны приступалик составлению\«рядной записи» — аналога современного брачного договора. Предусмотрительные и уполномоченные представители жениха и невесты составляли договор, в котором указывались срок свадьбы, полная величина свадебных расходов, количество гостей, размер и состав приданого невесты, величина и сроки выплаты родными жениха суммы,
которая должна была пойти на покупку нарядов для невесты (так называемые выводные деньги
), а также вносились некоторые другие пункты, например иногда родители невесты требовали, чтобы муж не бил молодую жену. В случае нарушения пунктов «брачного договора» предусматривалась неустойка, причем сумма ее могла быть довольно велика.

Только после всех этих этапов назначался свадебный пир. Он тоже имел свои традиции. Сама свадьба начиналась с венчания. Обычно жених со своими спутниками прибывал за невестой, и вся свадебная процессия отправлялась в церковь. После венчания садились к праздничному столу.
Пир мог продолжаться несколько дней.

  1. Рефлексия
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 2 (с. 18)

(Самостоятельная работа. Проверка.)

  1. Работа по учебнику

С. 35

(Ответы на вопросы в рубриках «Обсудим» и «Подумаем!».)

  1. Подведение итогов урока
  • Что интересного узнали на уроке?        
  • Какие качества мужа и жены ценились у народов России?

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 32—35 учебника. Ответить на вопросы
    на с. 35 в рубрике «Проверим себя».
  2. Выполнить задания 1 (с. 18), 4 (с. 19) в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...