Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели: познакомить со способами составления родословного древа; вызвать интерес к прошлому своей семьи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять родословное древо, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности.
Оборудование: образцы составления родословного древа.
Ход урока
- Проверка домашнего задания
(Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя». Фронтальная работа.)
- Выполнение заданий в рабочей тетради
Задания 1—3 (с. 14)
(Дети рассказывают о своих родственных связях.)
- Кроссворд
- Мама мужа для жены. (Свекровь.)
- Жена сына для свекра. (Сноха.)
- Брат мужа. (Деверь.)
- Брат жены. (Шурин.)
- Мамина сестра для тебя. (Тетя.)
- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Родня.)
- Что оно обозначает?
4. Работа с загадками
- У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть? (Это были сестры.)
- Один человек, показывая своему другу портрет, нарисованный по его заказу художником, сказал: «У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца». Кто был изображен на портрете? (Сын моего отца —это я, отец этого человека — это тоже я, а этот ЧЕЛОВЕК может быть моим cыном или дочерью.)
- Самоопределение к деятельности
- Что мы называем словом «семья»?
Слово «семья» происходит от слова «семя». Мы — семя наших родителей.
- Как еще можно назвать родителей, бабушек, дедушек? {Предки.)
Предки — это те, кто был перед нами. Мы и наши предки - это род.
- Кто знает своих предков прошлых поколений, появившихся на свете раньше папы с мамой и бабушек с дедушками?
- Для чего нужно знать предков, вы же их не видели? (Каждый должен знать и помнить своих предков. Если мы забудем о них, можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина.)
О людях, которые не знают своих предков, говорят, что это «Иваны, не помнящие родства». Сегодня на уроке мы узнаем, что такое родословное древо и как его составить.
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 28
—Прочитайте. Ответьте на вопрос: почему древо называют родословным?
- Как понимаете слова «ищут свои корни»?
С. 29
- Прочитайте.
- Как называется первый способ составления родословного древа! (Восхождение к предкам.)
- Расскажите, как вы его поняли.
- Как называется второй способ? (Нисхождение к потомкам.)
- В чем он заключается?
- Как записывают женские и мужские имена?
- Рассмотрите схемы. Какой способ иллюстрирует каждая из них?
- Физкультминутка
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде «два».
Работа по учебнику
С. 30
- Прочитайте. Скажите, с чего нужно начинать составление своего родословного древа.
- На какие вопросы нужно .ответить? Почему это нужно знать?
- Сможете ли вы все это сделать одни?
- Кого вы возьмете себе в помощники?
- Рассмотрите фотографии. Как думаете, что чувствуют потомки, читая фамилии своих предков на памятной доске?
- Рефлексия
(Ответы на вопросы в рубриках «Обсудим» и «Подумаем!».)
- Подведение итогов урока
- Кого называют предками?
- Что такое родословное древо?
- Захотелось ли вам больше узнать о своих предках?
- Домашнее задание
- Прочитать текст на с. 28—31 учебника. Ответить на вопросы на с. 31 в рубрике «Проверим себя».
- Выполнить задания 1, 2 (с. 16—17) в рабочей тетради.
Предварительный просмотр:
Муж и жена - одна душа
Цель: познакомить со свадебными обрядами, ценностью супружества.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о старинных свадебных обрядах, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью.
Подготовка к уроку: двое учащихся заранее готовят сообщения.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
(Ответы на вопросы в рубрике «Проверим себя». Фронтальная работа.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 16)
- О ком составили рассказ? Объясните свой выбор. (Заслушивают рассказы детей.)
Задание 2 (с. 17)
- Какай способ составления родословного древа вы выбрали?
- Как работали? Что было особенно сложным?
- Расскажите, что у вас получилось. Какой вывод сделали для себя?|
III. Самоопределение к деятельности
После какого события в жизни человек сразу приобретает много родственников? (После свадьбы )
Сегодня на уроке мы будем говорить о свадьбе и создании новой семьи.
W. Работа по теме урока
- Беседа
Кто из вас не замирал, глядя вслед красивым свадебным машинам с невестами в белых платьях? Красиво, правда? Но это не только красивый обряд, это ответственный шаг, рождение новой семьи.
До свадьбы юноша и девушка жили с родителями, которые о них заботились, их оберегали. Став мужем и женой, они сами будут заботиться друг о друге, оберегать друг друга.
- Как думаете, так ли это просто? (Рассуждения детей.)
- Как еще называют мужа и жену? (Супруги.)
- Работа по учебнику
С. 32-33
- Прочитайте 2-й абзац текста. Откуда появилось слово «супруги»?
Муж и жена несут ответственность за лад в семье. У каждого из них в старину были и свой угол, и свои обязанности по хозяйству.
- Говорили: «Жена с кошкой в доме, муж с собакой во дворе». Как понимаете пословицу? (Жена выполняет работу по дому: готовит, стирает, прибирает. А муж работает во дворе — плотничает, строит, готовит упряжь и т. д.)
- У русского народа много пословиц о муже и жене. Прочитайте их.
- Не надобен клад, коли у мужа с женой лад.
- Муж — голова, жена — душа.
- Хорошая жена мужа на ноги поставит, а злая с ног свалит.
- С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне.
- О чем эти пословицы?
- Как думаете, какие черты характеры должны быть у хорошей, доброй жены?
- Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 3 (с. 19)
- Запишите качества характера супруги.
- Запишите качества характера супруга.
- Почему эти качества вы считаете важными?
- О каких супругах говорят: «Живут рука в руку, душа в душу»?
- Работа по учебнику
С. 33
- Прочитайте задание. Посмотрите фотографии в семейных альбомах. Согласны ли вы с мнением, что со временем муж и жена становятся похожими друг на друга?
- Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
- Продолжение работы по теме урока
Сообщения учащихся
Испокон веков на Руси свадьба была самым веселым праздником. Играли свадьбы в особое время, когда не было постов, большая работа в полях была сделана.
Свадебные обряды соблюдались строго, потому что каждый шаг имел свой смысл, который нес в будущую семью богатство, мир. В каждом крае обряды были свои, но у них были и общие черты.
Все начиналось со сватовства. Когда молодому мужчине нравилась какая-либо девушка и он решал, что хочет жениться на ней, он сообщал своим родителям — без их согласия ни сватовства, ни свадьбы быть не могло. Получив одобрение со стороны отца и матери, жених засылал сватов в дом своей возлюбленной. В роли сватов выступали близкие родственники жениха или специальные свахи.
Сбираясь в дом невесты, сваты нарядно одевались, запрягали лучших лошадей, а ехали к «месту событий» окольными путями, причем по дороге старались не останавливаться и ни с кем не разговаривать. Считалось, что это мероприятие лучше всего проводить после захода солнца — что-
бы никто не сглазил. Когда кортеж подъезжал к дому невесты, главный сват спрыгивал с воза и старался как можно быстрее подбежать к дому: считалось, это поможет легче и быстрее сговориться о свадьбе. Зайдя в жилище, сват садился в строго определенное место. Хозяева сразу понимали, с какими намерениями пришел к ним гость. Разговор поначалу шел на отвлеченные темы: о погоде, о ходе сельскохозяйственных работ и т. д.
К самому важному подходили издалека: «У вас — товар, у нас — купец»...
Самой важной персоной, от которой зависело решение, был отец девушки. Сваты старались как можно лучше охарактеризовать жениха, поведать обо всех его достоинствах, а заодно и выведать побольше о самой невесте. Иногда сватам указывали на дверь в грубой форме: «Вот; вам Бог, а вот и порог». Тогда разгневанные и обиженные сваты, уходя из негостеприимного дома, закрывали дверь спиной. Считалось, что такое действие воспрепятствует удачному и скорому замужеству дочери
несговорчивых родителей. Но, если до такого не доходило, сваты приезжали в невестин дом второй раз.
Рукобитье происходило обычно через несколько дней после сватовства. В случае согласия родственников девушки стороны приступалик составлению\«рядной записи» — аналога современного брачного договора. Предусмотрительные и уполномоченные представители жениха и невесты составляли договор, в котором указывались срок свадьбы, полная величина свадебных расходов, количество гостей, размер и состав приданого невесты, величина и сроки выплаты родными жениха суммы,
которая должна была пойти на покупку нарядов для невесты (так называемые выводные деньги), а также вносились некоторые другие пункты, например иногда родители невесты требовали, чтобы муж не бил молодую жену. В случае нарушения пунктов «брачного договора» предусматривалась неустойка, причем сумма ее могла быть довольно велика.
Только после всех этих этапов назначался свадебный пир. Он тоже имел свои традиции. Сама свадьба начиналась с венчания. Обычно жених со своими спутниками прибывал за невестой, и вся свадебная процессия отправлялась в церковь. После венчания садились к праздничному столу.
Пир мог продолжаться несколько дней.
- Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 2 (с. 18)
(Самостоятельная работа. Проверка.)
- Работа по учебнику
С. 35
(Ответы на вопросы в рубриках «Обсудим» и «Подумаем!».)
- Подведение итогов урока
Домашнее задание
- Прочитать текст на с. 32—35 учебника. Ответить на вопросы
на с. 35 в рубрике «Проверим себя». - Выполнить задания 1 (с. 18), 4 (с. 19) в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...