Животные степи
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Сорокина Анна Васильевна

Сорокина Анна Васильевна    учитель начальных классов      ГБОУ СОШ № 137

 

Урок по окружающему миру во 2 классе

«Животные степи»

Цели урока:

1) Образовательные: создать оптимальные педагогические условия для формирования представлений учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить младших школьников сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки природных объектов;

2)Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету;

3)Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, сотрудничать при изучении нового материала, воспитывать бережное отношение к природе.

 

Используемые технологии. Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Эта технология тесно связана  с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любознательности, выработка собственного мнения по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.

Оборудование. компьютер, проектор, мультимедийное приложение к урокам окружающего мира 1-3 классы( UL 10249 R  UEP CD лицензия МПТР  ВАФ № 77-15 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1

Учитель :

Дети, готовы ли наблюдать?

Выводы делать и рассуждать?

Ну, поскорей в путешествие, класс!

Зона степей приглашает всех нас.

 

Итак, мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие по зоне степи, чтобы добыть новые интересные сведения. В научную экспедицию мы отправимся несколькими группами-командами. Во время урока за активность, наблюдательность, правильные выводы каждая команда будет получать жетон. А в конце нашего путешествия мы определим, какая группа работала лучше всех. Какие знания и умения нам понадобятся в пути?

Дети. Умение работать с картой, наблюдательность, «багаж знаний», журнал для заметок и зарисовок, умение работать в команде.

 

2.Актуализация знаний учащихся.

Слайд 2

Учитель. Правильно! Чтобы отправиться в экспедицию за новыми сведениями, давайте проверим, что уже есть в нашем «багаже знаний». Перед вами план изучения природной зоны «Степь». Ваша задача: заполнить те графы, которые сможете.

( План изучения лежит на столе каждой группы.)

Признаки зоны степей

1.       ЧТО ТАКОЕ СТЕПЬ?

2.       ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

3.       КЛИМАТ.

4.       РАСТИТЕЛЬНОСТЬ.

5.       ЖИВОТНЫЕ.

6.       ЗАНЯТИЯ ЛЮДЕЙ.

 

Слайд 3

Учитель. Посмотрите на фотографии разных путешественников. Объясните, почему так по-разному предстала перед ними степь?

Ученик. Фотографы делали снимки в разное время года.

 

Слайд  4

Учитель. В любое время года степь по-разному прекрасна. Никого она не оставит равнодушными: ни поэта, ни писателя, ни художника. Как, по-вашему, ответил бы писатель на вопрос: «Что такое степь?»

Ученик. Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный сказочный ковёр…

Учитель. Как бы ответил на этот вопрос поэт?

Ученик.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – везде раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи  любят петь

И зовётся это степь.

 

Учитель. Как бы ответил на этот вопрос художник?

Ученик. Весной растительный ковёр настолько красочен, настолько ярок, что начинает рябить в глазах. Здесь можно увидеть пятна синего, жёлтого, красного, белого оттенков…

Учитель. А как ответит на вопрос, что такое степь, человек, изучающий природные зоны?

Ученик. Это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

Учитель. Так какое определение мы запишем в первую графу?

Ученик. Это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

 

Слайд  5

Учитель. Что может о степной зоне рассказать географическая карта?

Ученик. В России степи занимают очень большие площади. На долю степей приходится около одной шестой части всей территории страны. Зона степей расположена к югу от лесной зоны на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.

(Ученик объясняет и показывает на карте у доски.)

 

Слайд  6

Учитель. Какой климат свойственен этой местности?

Ученики. Степная зона характеризуется сменой сезонов. Зима в степи суровая, с частыми сильными ветрами-буранами. Средняя температура воздуха в январе - от  -25 С до  -30С. Весной происходит быстрая смена погоды – с холодной на жаркую. Лето жаркое, сухое, солнечное. Средняя температура  от    +22 С до  +24 С. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. Климат степи – континентальный, засушливый.

 

Слайд  7

Учитель. Чтобы заполнить графу «Растительность степной зоны», вы должны выполнить тест. Вам нужно подписать название растений и зачеркнуть лишнее из них.

(У каждой группы есть тест с заданиями и 2 минуты на выполнение задания. После выполнения – проверка.)

Учитель. Назовите растения первой группы.

Ученики. Тюльпан, ирис, шалфей, мак.

Учитель. Какое растение лишнее? Почему?

Ученики. Лишне растение – шалфей, так как это засухоустойчивое растение, а остальные – раннецветущие.

 

Слайд  8

Учитель. Назовите растения второй группы.

Ученики. Гусиный лук, жёлтая акация, дикий миндаль, спирея.

Учитель. Какое лишнее? Почему?

Ученики. Лишнее растение – гусиный лук, так как это растение раннецветущее, а остальные растения  кустарники.

Учитель. Что мы запишем в графе «Растительность»?

Ученики. Раннецветущие, засухоустойчивые цветы и травы, кустарники.

(Учитель подводит итоги теста и раздаёт жетоны командам, которые справились с заданием.)

 

3.Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель. Какую графу мы не можем пока заполнить?

Подумайте, какова тема нашего урока. Догадались? Почему после изучения растений следует изучение животного мира?

 Ученик. Растения – это пища и дом для животных.

Учитель. Мы с вами отправляемся в научную экспедицию с целью добыть новые знания. На какие вопросы вы хотите получить ответы, изучая животный мир степи?

Ученики. Какие животные живут в степи? Как они приспособились к суровым условиям жизни?

 

Слайд  9

4.Усвоение нового учебного материала.

Учитель. Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике. На ней изображены животные степи. К каким классам вы бы их отнесли?

Ученики. Птицы, млекопитающие, насекомые, пресмыкающиеся.

(Щёлкнуть на значке «Божья коровка» и перейти на слайд  10.)

Слайд  10

Учитель. Весной, когда степь похожа на сказочный ковёр, открывается «музыкальный сезон» сверчков, кузнечиков и их близких родственников – кобылок. Количество насекомых, населяющих степи, исчисляется тысячами. Жизнь большинства шестиногого населения связана с почвой. Каждая команда сейчас сможет заработать жетон. Для этого надо загадать загадку про насекомое другой команде и ответить на их вопрос.

Ученики:

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет.      (Муравьи.)

 

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.  (Паук.)

 

 

С ветки на тропинку,

С травинки на травинку

Прыгает пружинка –

Зелёненькая спинка.       (Кузнечик.)

 

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.    (Стрекоза.)

 

 

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит.    (Пчела.)

 

Учитель. Итак, давайте подведём итог. Какие же насекомые обитают в степи?

Ученики. Это различные муравьи, мухи, жуки, бабочки.

 

(По стрелке перейти на слайд 9, затем щёлкнуть по картинке «степь»,на которой появится вывод. После подведения итогов нажать на значок «птица» и перейти на слайд 11.)

 

Слайд  11

Учитель. Обилие насекомых привлекает насекомоядных птиц. Интересен мир пернатых. В степях живёт дрофа. Можно сказать, что это – звезда степей! Что вы можете рассказать об этой птице? Рассмотрите её внимательно и объясните, благодаря каким особенностям дрофа приспособилась к жизни в степи?

(Рассказывает один ученик из команды, которая первой подняла сигнальную карточку. Ученики других команд дополняют ответ. За рассказ и дополнения команды получают жетоны.)

 

Ученик. Это довольно крупная птица, высотой около метра. У неё длинные и сильные ноги, а на нижней стороне пальцев есть  жёсткие «подушечки». У дрофы отличное зрение, поэтому она издали замечает опасность и быстро убегает или улетает. Общий тон окраски – рыжеватый, под цвет растений, среди которых она прячется.

Учитель. Давайте подведём итог. Как же приспособилась дрофа к жизни в открытых степных просторах?

Ученики. Отличное зрение, быстрый бег.

Учитель. Дрофа относится к бегающим птицам. Посмотрите и скажите, какие ещё птицы используют этот способ?

Ученики. Страусовые, стрепет.

 

Слайд  12

Учитель. А сейчас посмотрите: высоко в небе парит птица, широко расправив крылья. Отгадайте по звукам, что это за птица?

Ученики. Орёл.

Учитель. Что вы можете рассказать об этой птице.

 

Слайд  13

Ученики. Орёл – птица-хищник. В открытой степи мало деревьев, поэтому степной орёл устраивает гнездо прямо на земле. Эта редкая птица – заядлый охотник на мелких грызунов: хомяков , сусликов, сурков. Орёл падает на жертву с воздуха, хватает её сильными острыми когтями и клювом-крючком рвёт на части.

Учитель. Каким особым качеством обладает орёл?

Ученики. Острое зрение, мощные когтистые лапы, широкий размах крыльев.

Учитель. Каких ещё хищных птиц степей вы знаете?

Ученики. Степной лунь, орёл-могильник, канюк, курганник.  А также мелкие соколы-кобчики, пустельга.

Учитель. Давайте подведём итог. Как приспособились разные виды птиц к степной жизни?

 

(По стрелке перейти на слайд 9, по щелчку появится вывод. После подведения итогов нажать на значок «животные» и перейти на слайд 14.)

 

Слайд  14

Учитель. Самые распространённые животные степи – грызуны (сурки, суслики, хомяки, тушканчики и другие.) Какой способ  помогает выжить в степи этим мирным животным? Ведь они – главный корм для многих степных хищников. На них охотятся четвероногие хищники – волк, лиса; пернатые хищники – орлы, соколы; пресмыкающиеся – степная гадюка. Сейчас ребята одной из команд расскажут вам об особенностях жизни грызунов. В своём повествовании они будут называть способы их приспособления. И самые внимательные из вас без труда их смогут назвать. Ведь люди, изучающие природу, должны быть внимательными слушателями.

 

(Сообщение ученики команд готовят дома.)

 

Слайд  15

Ученики. Важнейшим отличительным свойством степной зоны является открытость ландшафта, поэтому «мирным» животным необходимо жить  колониями, чтобы совместно наблюдать за опасностью.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Учитель. Ребята, как вы понимаете значение слова «колонии». В какой литературе учёные могут почерпнуть знания?

Ученик. В толковых или энциклопедических словарях.

Учитель. Наш консультант (называется имя) подготовила для нас справку. Она узнала значение слова в энциклопедическом словаре.

Ученица. КОЛОНИЕЙ в биологии называют совокупность колониальных организмов (например, губок, животных и др.); иногда так называют временные поселения птиц.

Ученик. Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов, так, например, предупредительными и призывными криками пользуются суслик, сурок, сеноставка и другие. Жизнь грызунов связана с норами. Нора – это место, где зверьки прячутся от летнего зноя и зимней стужи, где хранятся запасы корма, где выводится и воспитывается потомство. Норы могут быть довольно простыми (большой тушканчик) и многоэтажными лабиринтами. Грызуны впадают в зимнюю спячку. Умение хорошо отоспаться является замечательным приспособлением к жизни в суровых условиях. Для животных, впадающих в зимнюю спячку, не существует ни ненастной осени, ни студёной зимы, ни весенней распутицы. Спящие зимой зверьки образуют зимовочные группы, сбиваясь в тёплые компании, прижавшись друг к другу. Вместе им тепло, и они могут пережить долгую и холодную степную зиму. Для некоторых животных характерна и летняя спячка (в сильную засуху). Пятьдесят видов степных животных вынуждены заготавливать корм на зиму. Многие запасают сено, срезая и высушивая растения в начале лета. Сено хранят в норах, в пустотах под камнями или под открытым небом в виде небольших стожков.

 

Слайд  16

Учитель. Итак, игра «Самый внимательный слушатель !»

Назовите способы приспособления грызунов.

Ученики. Колониальность, жизнь в подземном  ярусе, зимняя спячка, запасание кормов на зиму.

Учитель. Давайте проверим себя. Посмотрите, все ли способы мы назвали? Подумайте, почему грызуны на «особом положении» в степи?

Ученики. Грызуны – растительноядные животные, а степь – это царство трав.

Учитель. А сейчас, ребята, определите по описанию, о каком животном пойдёт речь дальше.

(Представитель одной из команд загадывает загадку.)

Ученик. Я – среднее по величине животное. Размеры моего тела составляют  120-140 см. весом я могу быть от  30 до 50 кг. Вы меня легко узнаете по внешнему виду. У меня есть мягкий и подвижный, как хобот, нос, который низко нависает над нижней губой и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделёнными тонкой перемычкой. Зимой мой нос нагревает воздух, а летом – фильтрует воздух от пыли. Отгадайте, кто я?

Ученики.  Сайгак.

 

Слайд  17

Учитель. Правильно. Постоянно живущих крупных животных в степях очень мало. И всё же здесь встречаются сайгаки. Сейчас вы должны провести мини-исследование. Прочитайте текст в учебнике и выясните, как сайгаки приспособились к жизни в степи.

(Учащиеся читают статью.)

Учитель. Давайте подведём итог.

Ученики. Стадность, маскирующая окраска, скорость передвижения.

Учитель. Правильно. Стадность – главная особенность степных копытных животных. Она облегчает защиту слабых членов стада от хищников. Сайгаки могут развивать скорость бега 90 км в час и преодолевать за сутки 100-150 километров.

 

Физкультминутка  (проводит ученик)

 

У сайгака дом большой,

Он глядит в своё окно.

Заяц по степи бежит,

В дом к нему стучит.

«Тук-тук, дверь открой,

Там в степи волчище злой».

«Заяц, заяц, забегай,

Лапу подавай!»

 

Слайд  18

Учитель. Ну, раз уж мы с вами заговорили от волке, значит, пришла пора поговорить и о хищниках. Итак, волк – самый крупный хищник степи. Здесь же обитает и его сестрица – степная лисица корсак. Хоть корсак и относится к хищникам, всё же его основной враг – волк. Волк питается корсаками. Правда, корсак способен бегать почти также быстро, как волк (40-50 км в час). Однако, в отличие от волка, он недолго выдерживает такой бурный темп. Уже через четверть часа он сбавляет скорость – и тогда волк настигает его. Что же помогает выжить этому животному?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют, делают вывод.)

Ученики. Маскировочная окраска под цвет травы и земли.

 

Слайд  19

Учитель. Мы с вами разобрали все способы приспособления животных, но нельзя забывать и о самом главном. Климат степи засушливый. И животным приходится долгое время обходиться без питьевой воды. Сегодня на уроке мы много говорили о животных степной зоны. Они все такие разные, т.к. являются представителями разных групп. Как вы думаете, существуют ли связи между этими группами?

Ученики. Да. Одни животные поедают других.

 

Слайд  20

Учитель. Действительно. В природе всё взаимосвязано. Гусеница бабочки грызёт листья. Гусеницу съедает паук, а паука – певчая птица, а её – хищная птица. Мы видим с вами, что все живые существа связаны между собой в цепи питания.

 

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Практическая работа.

 

Учитель. Сейчас вашим научным группам предстоит провести практическую работу. У вас на столах  лежат картинки с изображениями представителей разных групп степной зоны. Вам нужно составить из них пищевую цепочку. Если  у вас возникнут затруднения, вы можете найти подсказку, прочитав статьи об этих животных.

(Статьи про животных лежат у ребят на столах. Информация для них взята из детских энциклопедий.

Проверка задания. Каждая команда выходит к доске и рассказывает о своей пищевой цепочке.)

Учитель. Давайте подведём, ребята, итог нашей работы. Какую закономерность во всех пищевых цепочках вы заметили?

Ученики. Животные и растения связаны в цепи питания. В основе цепи питания – растения, а на вершине – хищные животные. В природе цепи питания переплетаются между собой. Образуя единую сеть питания.

 

6.Закрепление пройденного материала.

 Учитель. Итак, ребята, нам пора возвращаться из научной экспедиции домой. Давайте проверим, насколько пополнился наш «багаж знаний». Скажите, какими новыми знаниями вы хотели бы поделиться со своими сверстниками и родителями. Что нового вы узнали на уроке?

Ученики. Мы выяснили, каким способом животные приспособились к суровым условиям жизни в степи.

Учитель. Вспомните все вышеперечисленные способы приспособления животных к суровым условиям жизни в степи. Давайте проверим себя.

1.       Колониальность.

2.       Стадность.

3.       Маскирующая окраска.

4.       Жизнь в подземном ярусе.

5.       Использование нор других животных.

6.       Запасание кормов на зиму.

7.       Скорость.

8.       Острое зрение.

9.       Способность обходиться без питьевой воды.

 

(По стрелке перейти на слайд  9, по щелчку появится вывод.)

 

Учитель. А теперь внимательно посмотрите и  скажите, о какой группе животных мы сегодня не говорили на уроке.

Ученики. О пресмыкающихся степи.

(Нажать на значок «пресмыкающиеся» и перейти на слайд  21.)

Слайд  21

Учитель. Правильно, ребята. Это и будет вашим домашним заданием.

 

7.Информация о домашнем задании.

Учитель. Воспользуйтесь дополнительной литературой. Подготовьте сообщения о степных пресмыкающихся. Распределите на группы животных степи по особенностям питания.

 

8.Подведение итогов урока.

Учитель. Давайте проверим, какая группа поработала сегодня наиболее сплочённо и эффективно.

(Подсчёт жетонов. Оценивание работы ребят.)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pg_294407239.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Анна Васильевна    учитель начальных классов      ГБОУ СОШ № 137

Урок по окружающему миру во 2 классе

«Животные степи»

Цели урока:

1) Образовательные: создать оптимальные педагогические условия для формирования представлений учащихся об особенностях животного мира степной зоны; учить младших школьников сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки природных объектов;

2)Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету;

3)Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, сотрудничать при изучении нового материала, воспитывать бережное отношение к природе.

Используемые технологии. Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Эта технология тесно связана  с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любознательности, выработка собственного мнения по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.

Оборудование. компьютер, проектор, мультимедийное приложение к урокам окружающего мира 1-3 классы( UL 10249 R  UEP CD лицензия МПТР  ВАФ № 77-15 )

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1

Учитель :

Дети, готовы ли наблюдать?

Выводы делать и рассуждать?

Ну, поскорей в путешествие, класс!

Зона степей приглашает всех нас.

Итак, мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие по зоне степи, чтобы добыть новые интересные сведения. В научную экспедицию мы отправимся несколькими группами-командами. Во время урока за активность, наблюдательность, правильные выводы каждая команда будет получать жетон. А в конце нашего путешествия мы определим, какая группа работала лучше всех. Какие знания и умения нам понадобятся в пути?

Дети. Умение работать с картой, наблюдательность, «багаж знаний», журнал для заметок и зарисовок, умение работать в команде.

2.Актуализация знаний учащихся.

Слайд 2

Учитель. Правильно! Чтобы отправиться в экспедицию за новыми сведениями, давайте проверим, что уже есть в нашем «багаже знаний». Перед вами план изучения природной зоны «Степь». Ваша задача: заполнить те графы, которые сможете.

( План изучения лежит на столе каждой группы.)

Признаки зоны степей

  1. ЧТО ТАКОЕ СТЕПЬ?
  2. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
  3. КЛИМАТ.
  4. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ.
  5. ЖИВОТНЫЕ.
  6. ЗАНЯТИЯ ЛЮДЕЙ.

Слайд 3

Учитель. Посмотрите на фотографии разных путешественников. Объясните, почему так по-разному предстала перед ними степь?

Ученик. Фотографы делали снимки в разное время года.

Слайд  4

Учитель. В любое время года степь по-разному прекрасна. Никого она не оставит равнодушными: ни поэта, ни писателя, ни художника. Как, по-вашему, ответил бы писатель на вопрос: «Что такое степь?»

Ученик. Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный сказочный ковёр…

Учитель. Как бы ответил на этот вопрос поэт?

Ученик.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – везде раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи  любят петь

И зовётся это степь.

Учитель. Как бы ответил на этот вопрос художник?

Ученик. Весной растительный ковёр настолько красочен, настолько ярок, что начинает рябить в глазах. Здесь можно увидеть пятна синего, жёлтого, красного, белого оттенков…

Учитель. А как ответит на вопрос, что такое степь, человек, изучающий природные зоны?

Ученик. Это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

Учитель. Так какое определение мы запишем в первую графу?

Ученик. Это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

Слайд  5

Учитель. Что может о степной зоне рассказать географическая карта?

Ученик. В России степи занимают очень большие площади. На долю степей приходится около одной шестой части всей территории страны. Зона степей расположена к югу от лесной зоны на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.

(Ученик объясняет и показывает на карте у доски.)

Слайд  6

Учитель. Какой климат свойственен этой местности?

Ученики. Степная зона характеризуется сменой сезонов. Зима в степи суровая, с частыми сильными ветрами-буранами. Средняя температура воздуха в январе - от  -25 С до  -30С. Весной происходит быстрая смена погоды – с холодной на жаркую. Лето жаркое, сухое, солнечное. Средняя температура  от    +22 С до  +24 С. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. Климат степи – континентальный, засушливый.

Слайд  7

Учитель. Чтобы заполнить графу «Растительность степной зоны», вы должны выполнить тест. Вам нужно подписать название растений и зачеркнуть лишнее из них.

(У каждой группы есть тест с заданиями и 2 минуты на выполнение задания. После выполнения – проверка.)

Учитель. Назовите растения первой группы.

Ученики. Тюльпан, ирис, шалфей, мак.

Учитель. Какое растение лишнее? Почему?

Ученики. Лишне растение – шалфей, так как это засухоустойчивое растение, а остальные – раннецветущие.

Слайд  8

Учитель. Назовите растения второй группы.

Ученики. Гусиный лук, жёлтая акация, дикий миндаль, спирея.

Учитель. Какое лишнее? Почему?

Ученики. Лишнее растение – гусиный лук, так как это растение раннецветущее, а остальные растения  кустарники.

Учитель. Что мы запишем в графе «Растительность»?

Ученики. Раннецветущие, засухоустойчивые цветы и травы, кустарники.

(Учитель подводит итоги теста и раздаёт жетоны командам, которые справились с заданием.)

3.Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель. Какую графу мы не можем пока заполнить?

Подумайте, какова тема нашего урока. Догадались? Почему после изучения растений следует изучение животного мира?

 Ученик. Растения – это пища и дом для животных.

Учитель. Мы с вами отправляемся в научную экспедицию с целью добыть новые знания. На какие вопросы вы хотите получить ответы, изучая животный мир степи?

Ученики. Какие животные живут в степи? Как они приспособились к суровым условиям жизни?

Слайд  9

4.Усвоение нового учебного материала.

Учитель. Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике. На ней изображены животные степи. К каким классам вы бы их отнесли?

Ученики. Птицы, млекопитающие, насекомые, пресмыкающиеся.

(Щёлкнуть на значке «Божья коровка» и перейти на слайд  10.)

Слайд  10

Учитель. Весной, когда степь похожа на сказочный ковёр, открывается «музыкальный сезон» сверчков, кузнечиков и их близких родственников – кобылок. Количество насекомых, населяющих степи, исчисляется тысячами. Жизнь большинства шестиногого населения связана с почвой. Каждая команда сейчас сможет заработать жетон. Для этого надо загадать загадку про насекомое другой команде и ответить на их вопрос.

Ученики:

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет.      (Муравьи.)

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.  (Паук.)

С ветки на тропинку,

С травинки на травинку

Прыгает пружинка –

Зелёненькая спинка.       (Кузнечик.)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.    (Стрекоза.)

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит.    (Пчела.)

Учитель. Итак, давайте подведём итог. Какие же насекомые обитают в степи?

Ученики. Это различные муравьи, мухи, жуки, бабочки.

(По стрелке перейти на слайд 9, затем щёлкнуть по картинке «степь»,на которой появится вывод. После подведения итогов нажать на значок «птица» и перейти на слайд 11.)

Слайд  11

Учитель. Обилие насекомых привлекает насекомоядных птиц. Интересен мир пернатых. В степях живёт дрофа. Можно сказать, что это – звезда степей! Что вы можете рассказать об этой птице? Рассмотрите её внимательно и объясните, благодаря каким особенностям дрофа приспособилась к жизни в степи?

(Рассказывает один ученик из команды, которая первой подняла сигнальную карточку. Ученики других команд дополняют ответ. За рассказ и дополнения команды получают жетоны.)

Ученик. Это довольно крупная птица, высотой около метра. У неё длинные и сильные ноги, а на нижней стороне пальцев есть  жёсткие «подушечки». У дрофы отличное зрение, поэтому она издали замечает опасность и быстро убегает или улетает. Общий тон окраски – рыжеватый, под цвет растений, среди которых она прячется.

Учитель. Давайте подведём итог. Как же приспособилась дрофа к жизни в открытых степных просторах?

Ученики. Отличное зрение, быстрый бег.

Учитель. Дрофа относится к бегающим птицам. Посмотрите и скажите, какие ещё птицы используют этот способ?

Ученики. Страусовые, стрепет.

Слайд  12

Учитель. А сейчас посмотрите: высоко в небе парит птица, широко расправив крылья. Отгадайте по звукам, что это за птица?

Ученики. Орёл.

Учитель. Что вы можете рассказать об этой птице.

Слайд  13

Ученики. Орёл – птица-хищник. В открытой степи мало деревьев, поэтому степной орёл устраивает гнездо прямо на земле. Эта редкая птица – заядлый охотник на мелких грызунов: хомяков , сусликов, сурков. Орёл падает на жертву с воздуха, хватает её сильными острыми когтями и клювом-крючком рвёт на части.

Учитель. Каким особым качеством обладает орёл?

Ученики. Острое зрение, мощные когтистые лапы, широкий размах крыльев.

Учитель. Каких ещё хищных птиц степей вы знаете?

Ученики. Степной лунь, орёл-могильник, канюк, курганник.  А также мелкие соколы-кобчики, пустельга.

Учитель. Давайте подведём итог. Как приспособились разные виды птиц к степной жизни?

(По стрелке перейти на слайд 9, по щелчку появится вывод. После подведения итогов нажать на значок «животные» и перейти на слайд 14.)

Слайд  14

Учитель. Самые распространённые животные степи – грызуны (сурки, суслики, хомяки, тушканчики и другие.) Какой способ  помогает выжить в степи этим мирным животным? Ведь они – главный корм для многих степных хищников. На них охотятся четвероногие хищники – волк, лиса; пернатые хищники – орлы, соколы; пресмыкающиеся – степная гадюка. Сейчас ребята одной из команд расскажут вам об особенностях жизни грызунов. В своём повествовании они будут называть способы их приспособления. И самые внимательные из вас без труда их смогут назвать. Ведь люди, изучающие природу, должны быть внимательными слушателями.

(Сообщение ученики команд готовят дома.)

Слайд  15

Ученики. Важнейшим отличительным свойством степной зоны является открытость ландшафта, поэтому «мирным» животным необходимо жить  колониями, чтобы совместно наблюдать за опасностью.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Учитель. Ребята, как вы понимаете значение слова «колонии». В какой литературе учёные могут почерпнуть знания?

Ученик. В толковых или энциклопедических словарях.

Учитель. Наш консультант (называется имя) подготовила для нас справку. Она узнала значение слова в энциклопедическом словаре.

Ученица. КОЛОНИЕЙ в биологии называют совокупность колониальных организмов (например, губок, животных и др.); иногда так называют временные поселения птиц.

Ученик. Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов, так, например, предупредительными и призывными криками пользуются суслик, сурок, сеноставка и другие. Жизнь грызунов связана с норами. Нора – это место, где зверьки прячутся от летнего зноя и зимней стужи, где хранятся запасы корма, где выводится и воспитывается потомство. Норы могут быть довольно простыми (большой тушканчик) и многоэтажными лабиринтами. Грызуны впадают в зимнюю спячку. Умение хорошо отоспаться является замечательным приспособлением к жизни в суровых условиях. Для животных, впадающих в зимнюю спячку, не существует ни ненастной осени, ни студёной зимы, ни весенней распутицы. Спящие зимой зверьки образуют зимовочные группы, сбиваясь в тёплые компании, прижавшись друг к другу. Вместе им тепло, и они могут пережить долгую и холодную степную зиму. Для некоторых животных характерна и летняя спячка (в сильную засуху). Пятьдесят видов степных животных вынуждены заготавливать корм на зиму. Многие запасают сено, срезая и высушивая растения в начале лета. Сено хранят в норах, в пустотах под камнями или под открытым небом в виде небольших стожков.

Слайд  16

Учитель. Итак, игра «Самый внимательный слушатель !»

Назовите способы приспособления грызунов.

Ученики. Колониальность, жизнь в подземном  ярусе, зимняя спячка, запасание кормов на зиму.

Учитель. Давайте проверим себя. Посмотрите, все ли способы мы назвали? Подумайте, почему грызуны на «особом положении» в степи?

Ученики. Грызуны – растительноядные животные, а степь – это царство трав.

Учитель. А сейчас, ребята, определите по описанию, о каком животном пойдёт речь дальше.

(Представитель одной из команд загадывает загадку.)

Ученик. Я – среднее по величине животное. Размеры моего тела составляют  120-140 см. весом я могу быть от  30 до 50 кг. Вы меня легко узнаете по внешнему виду. У меня есть мягкий и подвижный, как хобот, нос, который низко нависает над нижней губой и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделёнными тонкой перемычкой. Зимой мой нос нагревает воздух, а летом – фильтрует воздух от пыли. Отгадайте, кто я?

Ученики.  Сайгак.

Слайд  17

Учитель. Правильно. Постоянно живущих крупных животных в степях очень мало. И всё же здесь встречаются сайгаки. Сейчас вы должны провести мини-исследование. Прочитайте текст в учебнике и выясните, как сайгаки приспособились к жизни в степи.

(Учащиеся читают статью.)

Учитель. Давайте подведём итог.

Ученики. Стадность, маскирующая окраска, скорость передвижения.

Учитель. Правильно. Стадность – главная особенность степных копытных животных. Она облегчает защиту слабых членов стада от хищников. Сайгаки могут развивать скорость бега 90 км в час и преодолевать за сутки 100-150 километров.

Физкультминутка  (проводит ученик)

У сайгака дом большой,

Он глядит в своё окно.

Заяц по степи бежит,

В дом к нему стучит.

«Тук-тук, дверь открой,

Там в степи волчище злой».

«Заяц, заяц, забегай,

Лапу подавай!»

Слайд  18

Учитель. Ну, раз уж мы с вами заговорили от волке, значит, пришла пора поговорить и о хищниках. Итак, волк – самый крупный хищник степи. Здесь же обитает и его сестрица – степная лисица корсак. Хоть корсак и относится к хищникам, всё же его основной враг – волк. Волк питается корсаками. Правда, корсак способен бегать почти также быстро, как волк (40-50 км в час). Однако, в отличие от волка, он недолго выдерживает такой бурный темп. Уже через четверть часа он сбавляет скорость – и тогда волк настигает его. Что же помогает выжить этому животному?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют, делают вывод.)

Ученики. Маскировочная окраска под цвет травы и земли.

Слайд  19

Учитель. Мы с вами разобрали все способы приспособления животных, но нельзя забывать и о самом главном. Климат степи засушливый. И животным приходится долгое время обходиться без питьевой воды. Сегодня на уроке мы много говорили о животных степной зоны. Они все такие разные, т.к. являются представителями разных групп. Как вы думаете, существуют ли связи между этими группами?

Ученики. Да. Одни животные поедают других.

Слайд  20

Учитель. Действительно. В природе всё взаимосвязано. Гусеница бабочки грызёт листья. Гусеницу съедает паук, а паука – певчая птица, а её – хищная птица. Мы видим с вами, что все живые существа связаны между собой в цепи питания.

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Практическая работа.

Учитель. Сейчас вашим научным группам предстоит провести практическую работу. У вас на столах  лежат картинки с изображениями представителей разных групп степной зоны. Вам нужно составить из них пищевую цепочку. Если  у вас возникнут затруднения, вы можете найти подсказку, прочитав статьи об этих животных.

(Статьи про животных лежат у ребят на столах. Информация для них взята из детских энциклопедий.

Проверка задания. Каждая команда выходит к доске и рассказывает о своей пищевой цепочке.)

Учитель. Давайте подведём, ребята, итог нашей работы. Какую закономерность во всех пищевых цепочках вы заметили?

Ученики. Животные и растения связаны в цепи питания. В основе цепи питания – растения, а на вершине – хищные животные. В природе цепи питания переплетаются между собой. Образуя единую сеть питания.

6.Закрепление пройденного материала.

 Учитель. Итак, ребята, нам пора возвращаться из научной экспедиции домой. Давайте проверим, насколько пополнился наш «багаж знаний». Скажите, какими новыми знаниями вы хотели бы поделиться со своими сверстниками и родителями. Что нового вы узнали на уроке?

Ученики. Мы выяснили, каким способом животные приспособились к суровым условиям жизни в степи.

Учитель. Вспомните все вышеперечисленные способы приспособления животных к суровым условиям жизни в степи. Давайте проверим себя.

  1. Колониальность.
  2. Стадность.
  3. Маскирующая окраска.
  4. Жизнь в подземном ярусе.
  5. Использование нор других животных.
  6. Запасание кормов на зиму.
  7. Скорость.
  8. Острое зрение.
  9. Способность обходиться без питьевой воды.

(По стрелке перейти на слайд  9, по щелчку появится вывод.)

Учитель. А теперь внимательно посмотрите и  скажите, о какой группе животных мы сегодня не говорили на уроке.

Ученики. О пресмыкающихся степи.

(Нажать на значок «пресмыкающиеся» и перейти на слайд  21.)

Слайд  21

Учитель. Правильно, ребята. Это и будет вашим домашним заданием.

7.Информация о домашнем задании.

Учитель. Воспользуйтесь дополнительной литературой. Подготовьте сообщения о степных пресмыкающихся. Распределите на группы животных степи по особенностям питания.

8.Подведение итогов урока.

Учитель. Давайте проверим, какая группа поработала сегодня наиболее сплочённо и эффективно.

(Подсчёт жетонов. Оценивание работы ребят.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения и животные степей, урок и презентация, 4 класс

Конспект урока  и презентация "Растения и животные степей", где представлены растения и животные, которые обитают в степях, рассказывается об условиях их приспосабливаемости к условиям степи....

Степи. Растения и животные степей.

Презентация к уроку познание мира 4 класс...

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

Занятие кружка "Мой край" на тему: Животные степей

Сценарий занятия кружканоминация: "Лучшее внеклассное мероприятие"...

Животные степей

Презентация о животных и растениях климатической зоны степь....

Растения и животные степи

Растения и животные степи...

Животные степи 2 кл

Конспект урока Животные степи 2 кл, с использование ЭОР...