Программа исследовательского обучения младших школьников
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Образовательная программа внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО "Исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_issledovatelskogo_obucheni1.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
младших школьников
Цель программы:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Пояснительная записка.
Программа учебно- исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Основные особенности программы первого класса
- Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
- Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
- Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов (и это отмечено в таблице).
Распределение часов
№ | Вид учебной работы | Всего Часов | Сроки проведения |
Тренинг | |||
1 | Общая трудоёмкость | 12 | В течении 2-й и 3-й четвертей учебного года |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 12 | Еженедельно |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа | ||
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоёмкость | 8 | В течение учебного года, начиная со 2-й четверти |
6 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 2 | В начале 2-й четверти |
7 | Индивидуальная работа | 6 | В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
8 | Самостоятельная работа | ||
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоёмкость | 6 | В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
10 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции) | 4 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
11 | Индивидуальная работа | ||
12 | Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых – четвёртых классов) | 2 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
Содержание занятий в первом классе
№ | Тема | Содержание | Дата проведения |
Подпрограмма «Тренинг» | |||
1 | Что такое исследование | Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследование в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать, провести эксперимент и др.0 в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные) | |
2 | Наблюдение и наблюдательность | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. | |
3 | Что такое эксперимент | Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) | |
4 | Учимся вырабатывать гипотезы | Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. | |
5 | Знакомство с логикой | Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания. | |
6 | Как задавать вопросы | Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. | |
7 | Учимся выделять главное и второстепенное | Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом». | |
8 | Как делать схемы | Знакомство с понятиями: схема, чертёж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы. | |
9 | Как работать с книгой | Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. | |
10 | Что такое парадоксы | Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений. | |
11 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями. | |
12 | Как сделать сообщение о результатах исследования | Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. | |
Подпрограмма «Исследовательская практика» | |||
13 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала. Обобщение полученных данных. Доклад. | |
14 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» | Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. | |
15 | Экспресс-исследование | Перед прогулкой или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогом этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие. | |
16 17 | Семинар по итогам экскурсии Коллективная игра-исследование | Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы. | |
18 | Коллекционирование | Каждый ребёнок выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала. | |
19 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. | |
20 | Сообщения о своих коллекциях | Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. | |
Подпрограмма «Мониторинг» | |||
21 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. | |
22 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. | |
23 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | |
24 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам. На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные. |
Предполагаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Использованная литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
- Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997.
- Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.
- Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательское обучение младших школьников.
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей...
"Методика исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенков
Доступный и понятний материал для педагогов, работающих по ФГОС, о том, как правильно начинать обучение ( даже первоклассников ) исследовательской деятельности. Начинала работать по данной методике с ...
Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...
Методика исследовательского обучения младших школьников
Материал содержит описание общих умений, необходимых в исследовательском поиске и примеры упражнений, направленных на развитие этих умений....
Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"
Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....
РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка, его индивидуальность, творч...
Мастер-класс на тему: «Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»
Особое внимание я уделяю по исследованию слова. ...