Программа исследовательского обучения младших школьников
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Образовательная программа внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО "Исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
младших школьников
Цель программы:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Пояснительная записка.
Программа учебно- исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Основные особенности программы первого класса
- Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
- Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
- Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвёртых классов (и это отмечено в таблице).
Распределение часов
№ | Вид учебной работы | Всего Часов | Сроки проведения |
Тренинг | |||
1 | Общая трудоёмкость | 12 | В течении 2-й и 3-й четвертей учебного года |
2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 12 | Еженедельно |
3 | Индивидуальная работа | ||
4 | Самостоятельная работа | ||
Исследовательская практика | |||
5 | Общая трудоёмкость | 8 | В течение учебного года, начиная со 2-й четверти |
6 | Занятия со всей группой (классом) учащихся | 2 | В начале 2-й четверти |
7 | Индивидуальная работа | 6 | В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
8 | Самостоятельная работа | ||
Мониторинг | |||
9 | Общая трудоёмкость | 6 | В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года |
10 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции) | 4 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
11 | Индивидуальная работа | ||
12 | Самостоятельная работа (участие в процедурах защит исследовательских работ учащихся вторых – четвёртых классов) | 2 | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
Содержание занятий в первом классе
№ | Тема | Содержание | Дата проведения |
Подпрограмма «Тренинг» | |||
1 | Что такое исследование | Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследование в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать, провести эксперимент и др.0 в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные) | |
2 | Наблюдение и наблюдательность | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. | |
3 | Что такое эксперимент | Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) | |
4 | Учимся вырабатывать гипотезы | Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. | |
5 | Знакомство с логикой | Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приёмов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания. | |
6 | Как задавать вопросы | Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. | |
7 | Учимся выделять главное и второстепенное | Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом». | |
8 | Как делать схемы | Знакомство с понятиями: схема, чертёж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы. | |
9 | Как работать с книгой | Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. | |
10 | Что такое парадоксы | Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений. | |
11 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями. | |
12 | Как сделать сообщение о результатах исследования | Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. | |
Подпрограмма «Исследовательская практика» | |||
13 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала. Обобщение полученных данных. Доклад. | |
14 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» | Каждый ребёнок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. | |
15 | Экспресс-исследование | Перед прогулкой или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогом этих исследований проводится мини конференция (желательно в тот же день). С краткими сообщениями выступают только желающие. | |
16 17 | Семинар по итогам экскурсии Коллективная игра-исследование | Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику в каждой микрогруппе выделяется время на сообщение и ответы на вопросы. | |
18 | Коллекционирование | Каждый ребёнок выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала. | |
19 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги подводятся в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. | |
20 | Сообщения о своих коллекциях | Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. | |
Подпрограмма «Мониторинг» | |||
21 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. | |
22 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. | |
23 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | |
24 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов | Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведённых исследований и выполненных проектов, вопросы авторам. На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около двух академических часов. Поэтому два последних занятия по объёму вдвое превышают обычные. |
Предполагаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Использованная литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для первоклассника. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
- Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997.
- Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.
- Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-115683-1352717720.jpg)
Исследовательское обучение младших школьников.
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-277712-1375455371.jpg)
"Методика исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенков
Доступный и понятний материал для педагогов, работающих по ФГОС, о том, как правильно начинать обучение ( даже первоклассников ) исследовательской деятельности. Начинала работать по данной методике с ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-366944-1386933580.png)
Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400647-1391838000.jpg)
Методика исследовательского обучения младших школьников
Материал содержит описание общих умений, необходимых в исследовательском поиске и примеры упражнений, направленных на развитие этих умений....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-415208-1517849719.jpg)
Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"
Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....
РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка, его индивидуальность, творч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1099852-1547226378.jpg)
Мастер-класс на тему: «Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»
Особое внимание я уделяю по исследованию слова. ...