РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка,  его индивидуальность, творческую инициативу. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_issledovatelskogo_obucheniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка,  его индивидуальность, творческую инициативу. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

 Организуя проектно-исследовательскую работу младших школьников, необходимо следовать методологии. Чтобы разобраться в методической стороне, мы сегодня рассмотрим несколько общих вопросов.

I Исследовательская практика обучающихся

По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации   “ исследовательского обучения”:

  1. Самый простой уровень. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Ребенку остается только найти решение.
  2. Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
  3. Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

II Основные этапы проектно-исследовательской деятельности.

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  4. Сбор материала.
  5. Обобщение полученных данных.
  6. Подготовка проекта.
  7. Защита проекта

III Общие правила выбора темы

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

IV  Выдвижение гипотез. 

Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.

V Поиск и предложение возможных вариантов решения.

Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.

 Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

VI  Сбор материалов. 

При выполнении любой проектно- исследовательской работы один из важнейших вопросов: где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы?

Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный источник информации, необходимо заготовить карточки с различными вариантами источников информации.

VII Обобщение полученных данных

Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

VIII Подготовка проекта 

Результаты исследования могут быть представлены в виде альбомов, газет, гербариев, журналов, мини-книжек, коллажей, коллекций, костюмов, моделей, паспортов, плакатов, планов, рефератов, серий иллюстраций (презентация ) и др.

IX Защита проекта

“ Обучая других, обучаешься сам…”- эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-то, часто стремиться рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, столько тому, кто рассказывает.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть “публичной”. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Эта работа потребует от учителя педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. И, может быть, та памятка, которую мы вам предлагаем, будет вам тоже полезна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  3. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательское обучение младших школьников.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей...

"Методика исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенков

Доступный и понятний материал для педагогов, работающих по ФГОС, о том, как правильно начинать обучение ( даже первоклассников ) исследовательской деятельности. Начинала работать по данной методике с ...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

Методика исследовательского обучения младших школьников

Материал содержит описание общих умений, необходимых в исследовательском поиске и примеры упражнений, направленных на развитие этих умений....

Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"

Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....

Программа исследовательского обучения младших школьников

Образовательная программа внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО "Исследователь"...