Урок окружающего мира по теме: "Органы чувств".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира по теме: "Органы чувств".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv_2.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме Органы чувств 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Органы чувств»
Учитель: Гумбатова Е. И.
Цель:
Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене.
Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье
Прививать любовь и заботу о собственном организме.
Ход урока
I. Организационный момент
Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальное задание.
- На месте пропусков вставьте нужные слова.
…..: головной и спинной мозг, нервы. (Нервная система.)
Кровеносная система: ……., кровеносные сосуды. (Сердце.)
Пищеварительная система - …… , ……. , ……. . (Желудок, кишечник, печень.)
2.Фронтальный опрос.
Итак, мы с вами начали изучение раздела “Мы и наше здоровье”
Для чего нам нужно знать строение своего организма?
Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать строение своего организма.
Вспомним материал предыдущих уроков, а помогут нам в этом загадки:
Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают.
Дети. Легкие
К какой системе организма относятся легкие?
Д. К системе органов дыхания.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Д. Сердце.
У. К какой системе организма относится сердце?
Д. К кровеносной системе.
По реке бежит вода,
Очень красная она,
По ней кораблики плывут,
Кислород, пищу нам везут,
От микробов защищают,
И как могут помогают.
Д. Кровь.
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки
1.Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхаем,
Когда мы молчим. (Язык)
По-научному –это орган вкуса. Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
Снаружи я зык покрыт множеством сосочков .Они ощущают, что попало в наш рот. Слишком горячая пища обжигает наш язык, мы не чувствуем её вкуса. Прочитайте памятку в учебнике на с 128.
2.Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
А сейчас проведём эксперимент, нужно будет определить предмет по запаху. (учащийся выходит к доске с завязанными глазами определяет запахи: лук, лимон, чеснок, хлеб)
Какой орган помогает нам определять запахи?
Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.
Почитайте памятку в учебнике на с 127.Найдите определение, что такое ОБОНЯНИЕ. Запишите в рабочую тетрадь
3.Один говорит, двое глядят,
Да двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
- Как называются эти органы? (Органы чувств.)
Задание №1
Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)
За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком»
Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка, а окрашенная – это радужка.)
Какого цвета радужка у Алёны? У Никиты?
Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?
Теперь внимательно приглядитесь к глазу, что ещё вы видите?(зрачок)
Глаза - самый совершенный и самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаз, если подумать, так оно и есть.
Никита подготовил дома информацию о глазе.
« Глаза - главный орган зрения. Он похож на фотоаппарат. Если посмотреть в зеркало, мы увидим посередине глаза черный кружок. Это зрачок. Через него как через объектив фотоаппарата проходит свет. Человеческий глаз не видит предмет сразу, он воспринимает световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. Как предмет выглядит на самом деле помогает понять нам мозг. Зрение-это способность воспринимать величину, форму, цвет, размер. Природа заботливо охраняет орган зрения. Брови задерживают пот со лба, ресницы - пыль. Мигая, веки смывают пылинки с глаз. Если возле глаза появится опасность, то веки сами захлопнутся»
Хорошо, спасибо ребята, а какие правила мы должны выполнять, чтобы глаза были всегда здоровыми?
(дети отвечают)
Памятка
Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Телевизор смотреть 1-1.5 часа.
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Если попала соринка, то нельзя тереть руками.
Делать зарядку для глаз.
При письме свет должен падать слева.
Молодцы, прервёмся на физминутку для глаз:
« Полёт бабочки»
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)
« Моргание»
Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч.15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться
О каком органе следующая загадка?
У зверушки –на макушке,
А у нас –ниже глаз..(уши)
Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.
Игра «Узнай по голосу»
-Завяжем Данилу глаза. Тот на кого я покажу, позовёт его по имени. Данил должен определить, кто его позвал.
( игра)
Итак, с помощью какого органа Данил угадывал голоса. Для чего нам нужны уши? (слышать и различать звуки)
Откройте учебник и самостоятельно прочитайте памятку на с 127 о том как нужно беречь уши.
Нужно ли беречь орган слуха? Как?
Сегодня на уроке мы будем говорить об органах чувств.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
А теперь давайте послушаем разговор двух женщин, который для нас приготовили Азнар и Алик. После прослушивания вы ответите на вопрос:
– Понимали ли женщины друг друга?– Здравствуй, тетя Катерина.– У меня яиц корзина.– Как поживают домашние?– Яйца свежие вчерашние.– Ничего себе вышла беседа!– Авось распродам до обеда.
– Что произошло, почему два человека не поняли друг друга? (не услышали друг друга)
– Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши)
Слайд 1
– Давайте, определим: уши – это орган…… слуха.
– Найдите определение и прикрепите на доску.
– Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь.
– Как вы думаете какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели?
Слайд 2
– Дети формулируют правила.
– В холодную погоду носи шапку.
– Чисти уши каждый день.
– Громкие звуки могут ослабить слух.
2. Беседа о носе – органе обоняния
- Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов)(вызывается ученик)
- Какие у тебя возникли ощущения?
- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха? (нет)
- А какой орган помог тебе почувствовать запах? (Нос.)
Слайд 3
– В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека определять запахи получило название “обоняние”
– Найдите определение и прикрепите на доску.
– Скажите, необходимо ли беречь нос?
– А как это можно сделать?
Слайд 4
Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде
Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют
Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина.
3. Беседа о языке – органе вкуса.
- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?
- А что для этого нужно сделать?
(нужно попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)
- Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечает)
- Какие ещё качества пищи различает язык?
(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)
Слайд 5
– Найдите название этого органа.
– Язык – это орган вкуса.
– Посмотрите на экран.
Слайд 6
– Какие правила можно составить?
Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы
Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды
Мой руки перед едой.
4. Беседа о коже – органе осязания.
- Проведём последний опыт. (вызывается ученик)
- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.
- Правильно ли он определил?
- Какой орган чувств помог определить предметы? (кожа)
VI. Обобщение изученного материала
– Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира?
VI I. Работа в группах.
1. Каждой группе дается задание на карточках.
1. Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния?
2. Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?
3. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?
Через 1 минуту 1 представитель от команды отвечает на заданный вопрос.
Варианты ответов.
1. Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.
2. Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.
3. Музыканты, охотники, пограничники.
Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с.58).
- Прочитайте задание. Соедините слова каждого столбика стрелками. (Орган зрения – глаза, орган слуха – уши, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык, орган осязания – кожа.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
№2 (с, 58)
- Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения обоняния и осязания. Запишите в тетради.
- Назовите орган обоняния. (Нос.)
- Назовите орган осязания. (Кожа.)
№3 (с.59).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Какие правила гигиены в них «зашифрованы»?
- Покажите стрелками, к каким органам чувств они относятся.
- Назовите правила гигиены для глаз.
- Назовите правила гигиены для ушей.
- Назовите правила гигиены для кожи.
- Назовите правила гигиены для языка.
- Отметьте (закрасьте кружочки), какие правила вы выполняете.
VII I. Рефлексия
- Что вам понравилось на уроке?
- Кого и за что вы хотели бы похвалить?
VII. Обобщение изученного материала
– Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира?
- Какую роль они играют?
Итак, глаза, уши, нос, язык, кожа – это наши органы чувств. Они позволяют воспринимать окружающий мир. Органы чувств нужно беречь.
Домашнее задание
- Учебник: прочитать текст на с. 126 – 129, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 129.
- Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение на тему «Давно ли люди моются?», выучить стихотворение Н.Кнушевицкой «Кожа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Органы чувств"
В презентации представлены интересные факты об обонянии животных....
Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока и презентация...
Урок окружающего мира по теме "Органы чувств", УМК "Школа 2100" Вахрушев
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением исследовательского метода. В нём подробно прописаны деятельность учителя, деятельность ученика, УУД на всех этапах урока...
Урок окружающего мира по теме "Органы чувств"
конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Органы чувств". 3 класс.
Презентация к уроку окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств"....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира по программе "Школа России" Плешаков, 3 класс. "Органы чувств"....